Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовые ресурсы учреждений (организаций) непроизводственной сферы






На финансовое обеспечение учреждений непроизводственной сферы влияет их принадлежность к одной из нижеприведенных групп:

1-я группа включает в себя предприятия и организации очень близкие к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования. Источником их финансовых ресурсов является выручка от реализации платных услуг (платные бассейны, физкультурно-оздоровительные центры, парикмахерские, медицинские центры, коммерческие страховые компании, банковские учреждения и т.п.);

2-я группа представлена учреждениями, находящимися на неполном хозрасчете. Источниками их финансовых ресурсов являются собственные средства (выручка от реализации услуг) и бюджетные средства, поступающие им в виде прямых бюджетных ассигнований или бюджетных дотаций (пассажирский транспорт, ЖКХ и т.п.)

3-я группа представлена бюджетными учреждениями (средние общеобразовательные школы, государственные медицинские учреждения) Их услуги бесплатны для потребителей. Источником финансирования таких учреждений является бюджет.

Подходы к финансовому обеспечению учреждений непроизводственной сферы:

- учреждения 1 группы финансируются также как и предприятия сферы материального производства (собственные ресурсы + заемные при нехватке собственных);

- учреждения непроизводственной сферы 2 группы, в недавнем прошлом находились на полном бюджетном финансировании. В настоящее время их финансовое обеспечение осуществляется в результате смешанного финансирования (бюджетные средства + хозрасчетные источники);

- учреждения 3 группы (бюджетные учреждения) финансируются исключительно за счет бюджетных средств.

Планирование объемов и механизм бюджетного финансирования непроизводственной сферы в Республике Беларусь

Планирование объема бюджетных средств основано на использовании бюджетной сметы.На практике используется единая бюджетная смета для всех учреждений социальной сферы. Бюджетная смета – это основной финансовый документ, позволяющий определить годовую потребность учреждения образования в финансовых ресурсах.

Годовая потребность бюджетного учреждения в финансовых ресурсах определяется посредством умножения количества учащихся (студентов), койко-мест и т.п. на норматив бюджетного финансирования одного учащегося (студента), больного. При этом:

- нормативы бюджетной обеспеченности расходов учреждений непроизводственной сферы устанавливаются государством на каждый финансовый год: первоначально для республики в целом, а затем конкретизируются для административно-территориальных единиц;

- контингент учреждений непроизводственной сферы (приведенная численность), используемая при составлении бюджетной сметы, определяется при помощи специальной методики.

Поскольку совокупные затраты в смете регламентированы по всем статьям и элементам, то смета выступает также инструментом контроля за объемом и целевым использованием финансовых ресурсов.

Механизм бюджетного финансирования состоит из следующих обязательных, строго регламентируемых этапов:

1 этап. Соответствующее отраслевое Министерство (Министерство образования, Министерство здравоохранения и т.п.) руководствуясь постановлением Совета Министров Республики Беларусь устанавливает бюджетным учреждениям сроки составления и представления проектов смет, разрабатывает и сообщает им основные (сетевые) показатели их деятельности на предстоящий финансовый (бюджетный) год;

2 этап. На основании таких указаний бюджетные учреждения самостоятельно рассчитывают сумму заявки на ассигнования из бюджета на очередной финансовый год. Проект сметы подписывается руководителем бюджетного учреждения. В установленные сроки (в июне–июле месяце года предшествующего планируемому) проекты смет представляются на рассмотрение вышестоящему распорядителю средств: районному, областному управлению образования, здравоохранения или Министерству образования (здравоохранения) Республики Беларусь (в зависимости от подчиненности бюджетного учреждения);

3 этап. Далее вышестоящий распорядитель средств корректирует присланный проект сметы расходов в соответствии с суммой средств, выделяемых на образование (здравоохранение) в республиканском или местном бюджете. После утверждения смет соответствующее Министерство сообщают бюджетным учреждениям, утвержденные им объемы ассигнований на планируемый финансовый год.

4 этап. Основанием для получения образовательным учреждением средств из бюджета является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства поквартальная роспись расходов. Исполнение республиканского бюджета через систему государственного казначейства обеспечивает прозрачность финансовых потоков, не допускает их нецелевого использования.

Особенности бюджетного финансирования:

- финансирование расходов по строго целевому назначению;

- предоставление бюджетных средств в минимально необходимых объемах в соответствии с установленными нормами и нормативами;

- финансирование по мере выполнения плана по сетевым показателям, которые отражают объем работы, предстоящей учреждению. При невыполнении сетевых показателей объем бюджетного финансирования автоматически уменьшается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.