Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный процесс






 

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий).

Техника – совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека.

Технология – совокупность приёмов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.

Существуют различные подходы к моделированию инновационных процессов. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий их относительно самостоятельных этапов и стадий:

 

ФИ → ПИ → ОКР → ОС → ПП → И,

 

где ФИ – фундаментальные исследования,

ПИ – прикладные исследования,

ОКР – опытно-конструкторские работы,

ОС – освоение,

ПП – промышленное производство,

И – использование.

Процесс создания и освоения новой техники (технологий) начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые исследования.

Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.

К поисковым исследованиям относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5 %. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. Фундаментальные исследования должны финансироваться за счёт бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Второй стадией процесса создания и освоения новой техники (технологий) являются прикладные исследования. Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, прикладные исследования могут быть самостоятельными научными работами.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов прикладных исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К ОКР относятся: разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему (технологические работы).

Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Их цель – изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и тому подобное, необходимых для проведения научных исследований и разработок.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства. В производстве знания материализуются, а исследование находит своё логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, то есть были бы реализованы потребителю.

На стадии промышленного производства осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции и её реализация потребителям. Первый этап – непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой продукции до потребителей.

На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведённых на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, её ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет свои закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и определяющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи; техника – следующее звено – материализует эти идеи в определённой системе машин и соответствующей технологии; производство представляет собой сферу использования научно-технических достижений.

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до её реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы научно-технического процесса, связаны с рыночными отношениями.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

Ранние реципиенты – это предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путём скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство путём крупносерийного и массового выпуска продукции, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

 


Контрольные вопросы

1) Что такое инновационный менеджмент?

2) В чём заключается сущность инновационной деятельности?

3) Какие функции выполняет инновационный менеджмент?

4) Что такое инновация и кто первым ввёл это понятие?

5) Какие существуют основные признаки инновации?

6) В чём заключается отличие инновации от открытия и изобретения?

7) Чем инновация отличается от незначительных изменений (улучшений)?

8) Когда происходит коммерциализация новых видов продуктов и услуг?

9) В чём различие производственных и управленческих инноваций?

10) Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?

11) В чём различие базисных (радикальных) инноваций от улучшающих инноваций и псевдоинноваций (рационализирующих инноваций)?

12) Какие квалификационные признаки инноваций существуют?

13) Какие изменения не относятся к технологическим инновациям в промышленности?

14) Что такое инновационный процесс?

15) Что является основой инновационного процесса?

16) В чём заключается различие понятий техника и технология?

17) Из каких стадий состоит инновационных процесс?

18) Что такое фундаментальные исследования?

19) В чём заключается сущность теоретических и поисковых исследований?

20) Что представляют собой прикладные исследования?

21) Что подразумевается под опытно-конструкторскими работами?

22) Какие работы выполняются на стадии освоении промышленного производства новых изделий?

23) В чём заключается сущность промышленного производства?

24) Какие процессы входят в стадию использования?

25) Что такое жизненный цикл изделия?

26) На какие группы можно поделить субъектов инновационного процесса?

27) Кто такие новаторы?

28) Кто такие ранние реципиенты?

29) Кто относится к раннему большинству?

30) Кто такие отстающие?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.