Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки инновации






Основными признаками инновации являются:

1) научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;

2) практическая реализуемость, то есть воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.;

3) способность удовлетворить определённые запросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, то есть реализуемо на рынке;

4) эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах, – это ещё не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями. Только воплощённая в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворить практические потребности людей.

В настоящее время существует большой разброс в трактовке понятий «новшество», «новация», «нововведение» и «инновация». Часто эти слова заменяют русскими словами «новое» или «новинка». Отметим, что они применяются, как правило, в двух случаях: для обозначения того, чего раньше не было, или того, что было, но имеет качественно новые отличительные признаки. Приведём определения вышеуказанных терминов.

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и тому подобное); результатов маркетинговых исследований и так далее.

Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было ранее. Термины «новшество» и «новация» – синонимы.

Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение неизвестного явления природы или человеческой среды называются исследованием. Изобретение – это результат исследований, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте, технологии, методе и прочем, созданном человеком. Открытие – результат исследований, возможно, побочный. Главное отличие изобретения от открытия заключается в том, что «открывают» уже существующие объекты, а «изобретают» абсолютно новые, ранее не существовавшие.

Понятие «инновация» (нововведение) не совпадает по своему значению с понятиями «открытие» или «изобретение», которые рассматривались как единственная движущая сила научно-технического прогресса в промышленности и экономике.

Главные отличия этих понятий:

1) крупные изобретения или открытия делаются, как правило, на фундаментальном уровне (паровая машина, электричество, радио и тому подобное), а инновация – на уровне технологического, то есть прикладного порядка (транзисторы, пластмассы и тому подобное);

2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарём, а инновация разрабатывается комплексными научными лабораториями или коллективом специалистов;

3) открытие по своей сущности является «бескорыстным» актом, а инновация имеет целью повышение производительности в результате применения этого нововведения в процессе производства и управления;

4) открытие может произойти случайно, а инновация является результатом комплексного использования элементов инновации (систематические технические разработки, научно-исследовательские программы и так далее).

Таким образом, новшество – это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации. Коммерциализация – это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок. Аналогично изобретение – это новое техническое решение. Оно может быть коммерциализированным или не быть таковым. Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения). Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: «Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций. Без развития нет прибыли; без прибыли нет развития».

Как правило, инновация носит системный характер, приводит к изменению всех или нескольких элементов сферы своего осуществления. Это связано с тем, что значимость любого более или менее серьёзного новшества не ограничивается одной какой-то изолированной средой, а успешная его реализация требует взаимодействия различных элементов тех или иных комплексных процессов. Так, внедрение нового продукта, как правило, требует изменения технологии и организации производства, применения новых систем стимулирования труда и так далее. Незначительные изменения, осуществляемые в социально-экономических и других системах, могут быть названы улучшениями.

Улучшение – это сдвиг, имеющий место внутри системы и не приводящий к существенному изменению её функционирования. Улучшение не затрагивает нормального существования системы, характеризуется относительно небольшим воздействием на динамику развития объекта приложения. Инновация, напротив, носит межфункциональный характер, создаёт «качественный» прыжок, ломает старые правила, приводит к выходу за пределы системы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.