Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Комплексный экономический анализ инновационной деятельности






Инновационная деятельность организации всегда затрагивает все подсистемы (информационную, организационную, производственную, технологическую и т.п.), кроме того, на эффективность ее реализации влияют факторы внешней среды. С системных позиций организация как система, является элементов микроэкономической среды, которая в свою очередь является частью макросреды (рис.1). Микроэкономическая среда организации – это микросреда бизнеса.

 

Рисунок 1. Системное представление организации в окружающей среде

Микросреда бизнеса – это то экономическое пространство, в котором происходит взаимодействие разнообразных хозяйствующих субъектов. Они имеют свои организационные структуры и являются элементами целой микроэкономической системы, которая, в свою очередь, является подсистемой (отраслью) макроэкономической системой государства. Взаимодействие между этими системами осуществляется посредством инфраструктуры, которая определяет характер связей между элементами системы посредством информационных, правовых, административных, налоговых и финансовых отношений.

Микросреду бизнеса составляют следующие системы: конкуренты, поставщики ресурсов (рынок ресурсов), покупатели продукции (рынок сбыта и рынок продукции или услуг), наемные работники (рынок труда), финансовые организации (рынок финансов), инвестиционные фонды и организации (фондовый и инвестиционный рынки). Экономические отношения между ними регулируются государственным законодательством в области хозяйственной, инвестиционной, инновационной и других видах деятельности. Следует отметить, что при организации инновационной деятельности особое место занимают информационные ресурсы, которые являются источником разработки конкретных инноваций. Источниками таких ресурсов являются: маркетинговые компании, научно-исследовательские и проектно-изыскательные организации, образовательные структуры, франчайзинговые компании, информационные компании (журналы, издательства, информационные центры) элементы инфраструктуры (патентные бюро, изобретательские центры) и отдельные ученые и изобретатели.

Организация функционирует и развивается только за счет обмена с внешней средой (по закону систем) информацией, материальными и энергетическими ресурсами, Получая все разнообразие необходимых ресурсов и преобразую их в конечный продукт, организация осуществляет товарный обмен продукта на финансовой или другой эквивалент - ресурсы. Корпораративные задача любой организации в рыночной среде - это увеличении прибыли. Система управления нацелена на оптимизацию затрат в производственном процессе. Внешняя бизнес-среда достаточно динамична и характер взаимодействие с ней постоянно меняется, что требует качественных изменений в производственном, управленческом и сбытовом процессах, т.е. инноваций.

Существуют внешние и внутренние факторы, стимулирующие необходимость осуществления инновационной деятельности. К внешним фактором следует отнести: тенденции в национальной экономике, развитие технологий, действия конкурентов, потребности инвесторов и потребителей. Инвесторы требуют увеличение нормы прибыли на вложенный капитал и среднерыночный уровень премии за риски. Конкуренты постоянно меняют стратегические действия по усилению конкурентоспособности. В этих условия организация вынуждена реализовывать те или иные инновации в качестве адекватной реакции на факторы внешней микробизнес среды с целью укрепления своих позиций. Поэтому важным элементов инновационного анализа является комплексное исследование факторов спроса и финансового рынка. К внутренним факторам инноваций можно отнести предпочтения собственников и менеджеров организации относительно методов увеличения доходности инвестиционного капитала, увеличения стоимости собственного капитала (стоимости бизнеса), эффективности использования располагаемых ресурсов и повышения конкурентоспособности продуктов (услуг). Поэтому комплексный экономический анализ состояния организации (рейтинговый анализ) позволить реально обосновать стратегические задачи по выбору вида инноваций, источников инвестирования и прогнозированию результатов инвестиционной деятельности. Схематично взаимосвязи всех видов анализа в хозяйствующем субъекте можно представить как интеграцию стратегического, управленческого и финансового анализов (рис.2).

Рисунок 2.Взаимосвязи основные видов анализа организации

 

Как видно из рисунка 2 анализ инновационной деятельности является основой для разработки стратегических решений. Инновационная деятельность оказывает системное влияние на все виды деятельности и поэтому, выделить ее в системе бухгалтерского учета не представляет возможности. Однако выделение инновационных продуктов и процессов в аналитическом учете, отражающем доходы и расходы по видам деятельности, является действующей практикой. Согласно действующему плану счетов учет продаж ведется по видам продукции, а также учет по рынкам сбыта. Учет затрат и калькуляция себестоимости по производственным процессам и подразделениям является основным элементов системы бухгалтерского учета. Обобщение информации системы бухгалтерского учета для текущего управления в виде внутренней отчетности позволяет оценить реальный экономический эффект инноваций.

Комплексный экономический анализ инновационной деятельности (КЭАИ) представляет собой взаимосвязанную систему всех видов анализа внешних факторов и внутреннего потенциала организации для реализации стратегии инновационной и инвестиционной деятельности (рис.3).


3.2. Анализ продаж и рыночных позиций

Рисунок 3. Система комплексного экономического анализа инноваций

КЭАИ включает в себя пять основных этапов. Блок 1 и 2 составляют первый этап анализа - это процесс формирования стратегии с учетом внешних и внутренних факторов. На этом этапе оценивается инновационный потенциал организации, ее технологии и продуктов. На втором этапе анализа оцениваются: текущее состояние производственных, финансовых и сбытовых возможностей, делается прогноз будущих ситуаций, отбираются варианты поведения в рамках выработанной стратегии, выбираются виды инвестиционной деятельности, разрабатывается инвестиционная программа (блоки 3, 4, 5). На третьем этапе производится оценка системы доходов и расходов на полный цикл инновационного процесса (блоки 6, 7, 8, 9 и частично 10). На четвертом этапе осуществляется количественная оценка инновационной деятельности на основе сравнения текущего и ретроспективного состояния организации. Определяется стоимость организации (бизнеса) как рыночная стоимость или как фактическая чистая текущая стоимость (блок 10). На пятом этапе КЭАИ осуществляется качественная оценка инновационной деятельности (блок 11).

Результаты текущего и ретроспективного (прогноза) анализов используют для корректировки маркетинговой, инвестиционной и финансовой политики, а также для стратегии организации (обратная связь между 10 -5. 11 – 2 блоками).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.