Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория характерных черт Г. Олпорта






Теория характерных черт Гордона Олпорта (G. W. All-port), в отличие от большинства мотивационных тео­рий, которые сложно проверить на практике и кото­рые основаны на качественных и субъективных под­ходах, прежде всего ориентирована на количественный эмпирический подход. Теория сосредотачивает внима­ние на оценке личности с точки зрения специфиче­ских психологических характеристик индивидуума, называемых чертами, которые определяют характер поведения человека, его реакцию на различные сти­мулы. Черта (trait) определяется как любая отличи­тельная, относительно постоянная особенность, отли­чающая один индивидуум от другого. Структура лич­ности, согласно воззрениям представителей этой теории, изначально представлена как черты, и в то же время



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


поведение обусловлено чертами. Последователи теории характерных черт заняты составлением тестов и опрос­ников, которые выделяют индивидуальные различия с точки зрения специфических штрихов26.

Подход к личности как к набору устойчивых черт естественен, так как он соответствует многим широко распространенным методикам. Например, много лю­дей различают друзей, интуитивно оценивая и " мар­кируя" их с точки зрения черт. Для более полного понимания того, что подразумевается под чертами личности и почему этот подход является количествен­ным, а не качественным, мы кратко рассмотрим про­цесс разработки опросника.

Опросник обычно состоит из одной или несколь­ких шкал, каждая из которых оценивает специфиче­скую черту. Шкала — это серия вопросов, сконструи­рованных для измерения одной черты личности. Ко­личество очков, набранных индивидуумом в результа­те ответа на каждый вопрос, суммируется в индекс, отражающий степень присутствия черты у обследуе­мого. Некоторые тесты состоят только из одной шка­лы, то есть предназначены для оценивания одной чер­ты, например, догматизма (желание человека принять другую точку зрения).

Для создания шкалы разработчики наблюдают за теми людьми, у которых, по мнению специалистов, исследуемая черта наиболее сильно выражена. Затем они разрабатывают значительное количество вопросов, отражающих наблюдаемое поведение, и опрашивают группы людей, набравших максимальное или мини­мальное количество очков во время тестирования. Например, если бы исследовалась черта " доминирова­ние", исследователи могли бы опросить менеджеров и

26 Г. Олпорт и X. Олдберг выделили 4, 5 тыс. слов, обозначаю­щих черты личности и особенности поведения. В дальнейшем этот список был сокращен Р. Кэттелом до 171 слова.


кассиров. Если разработанный опросник адекватно оценивает желаемую черту (" доминирование"), то ме­неджеры (которые в принципе обладают исследуемой чертой) наберут максимальное количество очков, а кассиры (предположительно обладающие нужной чер­той в значительно меньшей степени) наберут мини­мальное количество очков. После продолжительных тестов в различных группах со сходными результата­ми исследователи могут сделать вывод о том, что скон­струированный набор вопросов представляет собой действительную шкалу для измерения черты " доми­нирование". Затем они постараются максимально уменьшить количество вопросов (с помощью фактор­ного анализа) без ухудшения способности шкалы аде­кватно оценивать необходимую черту.

Хотя исследования потребителей проводятся уже более двадцати лет, результаты этих исследований очень неоднозначны. С одной стороны, теория штри­хов очень мало добавила к нашему пониманию поведе­ния покупателя (особенно ранние исследования). С другой стороны, более поздние работы дают обнадежи­вающие результаты.

Для определения характерных черт человека, на­пример его толерантности, склонности к доминирова­нию, как уже говорилось выше, разрабатываются спе­циальные тесты. В качестве примера можно привести тест California Psychological Inventory, содержащий 480 вопросов, или Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), предложенный С. Ха-туэем и Дж. Маккинли в 1940 году и состоящий из 566 утверждений, образующих 10 основных диагно­стических шкал (ипохондрия, депрессия, истерия, пси­хопатия, мужественность/женственность, паранойя, психастения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия) и 4 дополнительных (ложь, достовер­ность, коррекция, неопределенные ответы).



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


В качестве примера черт, используемых в исследо­ваниях с применением теории характерных штрихов, можно привести исследование владельцев " Форда" 1955—1958 годов и покупателей " Шевроле" этих же лет. Целью исследования было определения того, ка­кая именно черта различает владельцев этих автомо­билей. Исследовались одиннадцать из пятнадцати черт определенных Edwards Personal Preference Schedule (EPPS) (табл. 1.13).

Таблица 1.13. Черты, определенные Edwards Personal Preference Schedule

 

№ п/п Черты Описание
  Достижение Делать все возможное, доводить до конца важные поручения, быть лучше, чем другие, обладать ав­торитетом
  Уважение Следовать инструкциям, делать то, что ожидает­ся, принимать лидерство других, подчиняться правилам, позволять другим принимать решения
  Порядок Работать аккуратно и организованно, планиро­вать
  Самореклама Говорить умные вещи, шутить, рассказывать о своих достижениях, быть центром внимания
  Независимость Говорить то, что думаешь, быть независимым в принятии решений, избегать ответственности и обязательств
  Дружелюбие Быть верным другом, заводить новые знакомства
  Интрацепция Самоанализ, наблюдать и понимать остальных, анализировать их мотивы, предугадывать их дей­ствия, ставить себя на чужое место
  Зависимость Ждать помощи от других, искать одобрения, со­чувствия

 

Продолжение табл. 1.13
№ п/п Черты Описание
  Доминиро­вание Быть лидером, убеждать в своей правоте, решать за других, влиять и управлять
  Унижение Чувствовать себя виноватым, когда ошибаешься, ну­ждаться в наказании, чувствовать себя ничтожным в присутствии руководства, ощущать себя худшим
  Покрови­тельство Помогать друзьям в беде, быть добрым к другим, прощать, быть щедрым, показывать заботу
  Перемена Делать новые вещи, путешествовать, встречаться с новыми людьми, пробовать новинки, быть модным
  Терпение Доводить работу до конца, заканчивать что-либо перед выполнением нового задания, оставаться до­поздна на работе
  Гетеросексу-альность Увлекаться противоположным полом, влюбляться, целоваться, быть возбужденным, читать книги о сексе
  Агрессия Говорить другим то, что о них думаешь, публично критиковать других, шутить над остальными, мстить

В определенном смысле развитием идей Г. Олпорта является теория Раймонда Б. Кеттела. Он также ис­пользует в качестве основного понятия термин " чер­та", которые разделяет на поверхностные и исходные. Он также вводит понятие " динамических черт". Для исследования личности Р. Кеттел широко применяет факторный анализ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.