Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведение покупателей на потребительском рынке
Рис 2. Взаимосвязь между участниками обмена и типом маркетинга В данной книге будут рассмотрены вопросы, связанные с поведением людей на потребительском рынке. В общем случае для понимания и описания поведения потребителей на рынке необходимо получить ответы на следующие вопросы: — Кто покупает? Каковы их характеристики? — Когда, где и как они покупают? — Что влияет на их потребительское поведение и — Что представляют собой их критерии выбора? — Как проходит у них процесс принятия решения? Для получения такой информации компании прибегают к маркетинговым исследованиям, в основу которых ложатся гипотезы, сформированные на основе предварительных данных и моделей поведения потребителей. При этом предполагается, что в поведении человека на рынке выделяют две составляющие (рис. 1.1): Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Детерминирующая составляющая Рис. 1.1. Составляющие поведения потребителя на рынке — стержневая, детерминирующая поведение потре — ситуативная составляющая, связанная со спе Маркетинговые исследования на потребительском рынке достаточно сложны. Во многом это обусловлено тем, что до сих пор нет четкого представления о механизмах функционирования мозга человека. Несмотря на то, что в последнее время исследования в этом направлении были успешными, отсутствует единая картина — нет, да и не может быть однозначной связи между нейрофизиологией и психологией поведения потребителей. Разрез головного мозга человека и локализация его центров приведены на рис. 1.2а и 1.26. Все это обусловило необходимость разработки абстрактной модели, описывающей процесс принятия потребителем решения, которая, не вдаваясь в описание нейрофизиологических процессов, позволяла бы описать и спрогнозировать поведение. В таких случаях вы- Рис. 1.2а. Локализация центров в коре головного мозга человека (выпуклая поверхность левого полушария)2 Рис. 1.26. Локализация центров в коре головного мозга человека (медиальная поверхность правого полушария)2 Источник: Анатомический атлас / Под ред. В.П. Воробьева. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
бирают так называемую модель " черного ящика", в рамках которой пытаются связать воздействие на объект исследования с его реакцией. 1.1. МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ Для описания поведения покупателей на потребительском рынке наиболее часто используют расширенную модель " черного ящика" сознания покупателя, которая в наиболее общем виде представлена на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Расширенная модель " черного ящика" сознания покупателя В рамках данной модели, теоретическим основанием которой является бихевиористическая модель S — [черный ящик] — R, предполагается, что поведение потре- бителя является ответной реакцией на воздействующие на него из внешней среды стимулы. Выделяют два вида стимулов: неуправляемые факторы рыночной среды и побудительные факторы маркетинга. Неуправляемые (макро-) факторы маркетинговой среды (табл. 1.1) составляют тот фон, который формирует поведение потребителей на рынке и определяет состояние спроса на рынке. Например, возрастание уровня доходов населения увеличивает иррациональность поведения потребителей на рынке. То же самое происходит при возрастании образованности потребителей, их интеллектуального уровня (рис. 1.4). А это, в свою очередь, приводит к изменению требований, выдвигаемых к качественным характеристикам продукции. Рис. 1.4. Схематическая зависимость иррационализации поведения потребителей на рынке от роста доходов при разных уровнях интеллектуальных способностей (от более низкого к более высокому)3 В качестве побудительных факторов маркетинга в рамках данной модели выступает комплекс маркетинга, с помощью которого фирмы пытаются воздействовать на поведение потребителя, изменить его в выгодную Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Таблица 1.1. Неуправляемые факторы маркетинговой среды, влияющие на потребительское поведение
для себя сторону, побудить потребителя совершить покупку именно его товара. В зависимости от характеристик покупателя (гл. 1.2), особенностей принятия им решения (гл. 1.3) формируется его ответная реакция, которая выражается в выборе товара (марки) и его производителя, места, времени и объема покупки. Хотя современные исследования показали, что данная модель несколько упрощена (это недостаток, к сожалению, всех моделей), тем не менее она показала хорошие результаты на практике. Последующие главы данной книги будут посвящены описанию составляющих приведенной модели. Врезка Влияние факторов маркетинговой среды на потребление сухих завтраков " Золотое зерно" 4
4 Пример разработан В. Влазневой под руководством автора. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКУПАТЕЛЯ Для прогнозирования поведения потребителя, выбора им товаров и марок необходимо проанализировать его характеристики. В общем случае различия в поведении потребителей обусловлены различиями в таких характеристиках, как имеющиеся ресурсы, факторы социально-культурного окружения и личностные факторы. Ф. Котлер выделил четыре группы факторов, обуславливающих поведение потребителя6 (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Характеристики покупателя, влияющие на его рыночное поведение 5 Несмотря на то, что данная классификация вошла в классику маркетинговой теории, она, с научной точки зрения, не совсем точна. Например, личностные факторы входят в психологические, а некоторые из личностных входят в социальные. Однако эта классификация содержит определенную логику, удобную для рассмотрения материала, которой мы будем придерживаться в данной книге. 1.2.1. Факторы культурного порядка Трудно переоценить влияние культурных факторов на поведение человека. Культура проявляется в таких формах, как мифология и религия, философия, наука, литература и искусство, практическая деятельность человека. Она пронизывает все сферы человеческой деятельности, дает людям осознание себя как личности и уяснение социально приемлемых моделей поведения, формирует отношение к себе и к окружающему миру. Некоторые авторы рассматривают культуру как некоторое насилие над личностью, своеобразный корсет. Однако культура — это то, что выделяет человека современного над всем остальным миром. Она является той базой, которая формирует не только мироощущение, но и мировоззрение. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются: осознание себя и мира, общение и язык, одежда и внешность, культура питания, бытовая культура, представление о времени, взаимоотношения с людьми и организациями, ценности и нормы, вера и убеждения, мыслительные процессы и обучение, привычки в работе. В рамках общенациональной культурной традиции в каждой из стран существует ряд субкультур. Например, выделяют различные молодежные, этнические, религиозные, региональные и социальные субкультуры. Культурная среда влияет на характер потребления. Выделяют два типа покупательского потребления: варварское (языческое) и сакральное (Белк, Валлен-дорф, Шерри). О варварском потреблении говорят, когда при покупке товаров человек руководствуется исключительно теми утилитарными функциями, которые выполняет этот товар, например, одежда защищает от холода, мобильный телефон обеспечивает связь из Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
любой точки страны. При сакральном же поведении человек, приобретая товар, приписывает ему некий скрытый, сакральный смысл. Например, спрос на мобильные телефоны носит во многом иррациональный характер, о чем хорошо знают операторы мобильной связи. То же касается и одежды. Подавляющее большинство людей, приобретая одежду, покупают образ, стиль жизни, надежду на лучшие изменения в личной жизни и т. п. Товары, которые связаны с сакральным поведением, как правило, являются марочными, с высокой ценовой премией бренда. На культуру потребительского поведения оказывает сильное влияние социальное положение. Для определения социального положения с точки зрения принадлежности к определенному классу используются различные подходы. Таким образом, социальные классы могут быть выделены на основе марксистского подхода: по отношению к средствам производства. В рамках данного подхода выделяют буржуазию, пролетариат, крестьянство и интеллигенцию. Для некоторых стран с архаичными устоями, для которых свойственны низкий уровень социальной мобильности, могут также использоваться сословный и кастовый подходы. Однако перечисленные выше подходы не вполне удовлетворительны для применения в маркетинге. Ф. Кот-лер предлагает разделять на классы в соответствии с уровнем доходов. Согласно данному подходу выделяют высший, средний и низший классы, которые в свою очередь подразделяются на высший и низший (табл. 1.2.). В нашей стране в силу объективных обстоятельств отсутствует высший высший класс. Низший высший класс у нас составляют люди, недавно ставшие богатыми. Сложнее обстоит дело со средним классом. По определению, к среднему классу относятся люди, которые благодаря своим знаниям и умениям являются достаточно состоятельными и не зависят от власти. Они Таблица 1.2. Характеристика семи основных социальных классов в США"
6 Котлер Ф. Маркетинговый менеджмент. — СПб.: Питер, 1999. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Продолжение табл. 1.2
формируют основу общества, заинтересованы в его стабильности. В наших условиях, к этой группе объективно можно отнести предпринимателей среднего уровня, высокооплачиваемых менеджеров и специалистов крупных компаний, частным образом практикующих ведущих юристов, медиков. Сложнее обстоит дело с количественным исчислением общественных классов. Так, по европейским оценкам, в 2000 году в Украине распределение населения происходило следующим образом: — богатые — 3 %, — средний класс — 7 %, — бедные — 90 %, из них более 40 % находятся за Для иллюстрации приведем некоторые данные. — Ежегодный доход гражданина Украины среднего — Из всех затрат украинских домохозяйств затра
— Доля экспорта ВВП Украины составляет 53 %. — Доля доходов от подсобных хозяйств в 2000 году — Денежный доход в расчете на одного человека за — Цены на продовольственные товары в 2001 году Украинской спецификой является также то, что увеличение доходов не ведет к существенному снижению доли, которая затрачивается на питание. Так, у 10 % граждан с наиболее низкими доходами затраты на питание составили в 2000 году 71, 5 %, а у 10 % с самыми высокими доходами в соответствии с официальными данными, — 65, 0 %7. Исследования по структуре населения и среднему классу Украины, проведенные Международным центром перспективных исследований (Киев), показали, что несредний класс в нашей стране в 2002 году составлял 80, 5 % (табл. 1.3, 1.4.).
Исследования, проведенные данным центром, также показали, что в Украине: — представители среднего класса в основном живут — 65 % украинцев, относящихся к среднему клас 9 Источник: Информационный бюллетень международного цен 10 Приблизительный курс пересчета 1 USD = 5, 3 грн. 11 Источник: Информационный бюллетень международного цен
Поведение покупателей на потребительском рынке — у представителей среднего и выше среднего классов доля сбережений составляет от 36 % до 69 %. Сложнее обстоит дело с субъективной идентификацией населения Украины. Исследования, проведенные Украинским центром экономических и политических исследований им. А. Разумкова, показали, что в 2002 году идентифицировали себя со средним классом 47 % населения, а с выше среднего 1, 2 %12, что намного больше, чем постсоциалистических странах Европы13. Причем с представителями среднего класса идентифицировали себя 50, 6 % женщин и 49, 4 % мужчин. Социальный статус тех, кто причислил себя к среднему классу, различен: 15, 9 % составляют квалифицированные рабочие, 14, 8 % — пенсионеры, 11 % — неработающие, 9 % — специалисты гуманитарного профиля, 8, 8 % — служащие, 7, 8 — домохозяйки, 7 % — учащиеся, 5, 7 % — специалисты технического профиля, 4, 6 % — неквалифицированные рабочие, 3, 4 % — предприниматели, 3, 1 % — официально зарегистрированные безработные, 2, 4 % — сельскохозяйственные рабочие, 1, 1 % — руководители подразделений, 0, 7 % — руководители предприятий, 0, 4 % — фермеры. Однако, что собой представляет этот средний класс: " 51, 8 % наших добрых буржуа оценили уровень своих доходов как низкий и крайне низкий, 44, 4 % — как средний, на троечку по пятибалльной шкале, только 3, 3 % — как высокий. При этом 36, 4 % представителей среднего класса сообщили, что материальное положение их семей с начала 2000 г. ухудшилось, а 27, 1 % оптимистично полагают, что оно ухудшится и в течение последующего года. У каждого пятого (22 %) 12 Народ золотой середины — 3, или Эскизы о главном // Зер 13 В Польше средний класс составляет 29 %, Чехии — 36 %, Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
украинского буржуа нет квартиры, у почти 70 % — нет автомашины (а у 20 %, добавим сразу, нет даже стиральной машины), у 80% — загородного дома (по-нашему — дачки на трех сотках). 36, 5 % — живут в домах, где нет центрального отопления (камина с мраморной доской и бронзовым бюстом Буонапарте, почему-то думается, тоже), 23 % — в домах без холодной воды, 58, 5 % — без горячей, 30, 5 % — без, пардон, канализации, 26 % — без централизованного газоснабжения. У 40, 4 % тех, кто отнес себя к среднему классу, нет телефона, у 8, 6 % — холодильника, у 5, 3 % — телевизора; видеомагнитофона нет у 65, 9 % наших буржуа, компьютера — у 94, 3 %. Почти 15 % представителей нашего среднего класса не знают, что такое Интернет, 80, 5 % никогда им не пользуются, а 75, 6 % и не планируют пользоваться; 27, 3 % последний раз покупали книгу (так правильно, не " книги", а именно " книгу") более года тому назад, 11, 5 % книг не покупают никогда, 59, 2 % не выписывают газет и журналов, а из тех 4 7, 8 %, кто их выписывает, почти половина (48, 2 %) довольствуются одним изданием и еще 30 % — двумя".1* Как видно, такая субъективная оценка не соответствует действительности. Однако она оказывает существенное влияние на стандарты потребительского поведения. Можно предположить, что относясь ранее к среднему классу со свойственным ему статусом и стандартами потребления люди подсознательно остались в нем, особенно сравнивая себя с еще хуже живущими. Это приводит к такой особенности потребления данной группы, как завышенные требования к качеству относительно собственной платежеспособности. 14 Народ золотой середины — 3, или Эскизы о главном // Зеркало недели. — 2000. — № 51. Гильберт и Каль на основе многочисленных исследований для определения социальных классов предложили девять переменных, которые разделили на три категории, представленные в табл. 1.5. Таблица 1.5. Переменные, характеризующие социальный класс по Гильберту и Калю
Социальные факторы оказывают порой на поведение человека более сильное влияние, чем личное отношение. Влияние социальных факторов нашло отражение в теории разумного поведения Фишбейна и Айзе-на и теории запланированного поведения Айзена.
Согласно теории разумного поведения, то, что непосредственно предшествует поведению, служит тенденцией для осуществления данного поведения. Далее предполагается, что тенденции поведения определяются одним или двумя возможными факторами: отношениями и субъективными нормами (социальными факторами). Формирование поведения человека, согласно данной теории, в общем случае происходит под влиянием как социальных факторов, так и отношения при возможном доминировании одного из них. Схематически данная теория представлена на рис. 1.6. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Айзен расширил количество влияющих факторов, введя волевой контроль как один из важнейших факторов, влияющих на формирование поведения. Данная теория получила название " теория запланированного поведения". Волевой контроль — это степень зависимости поведения от воли человека. Многие виды поведения человека находятся под полным контролем воли. Другие же не полностью поддаются волевому контролю. Например, курильщику очень сложно отказаться от привычки курить, так как его воля подавлена физиологической зависимостью от никотина. Новшеством данной теории является введение такого элемента, как ощущаемый контроль над поведением, который представляет собой суждение человека о том, насколько просто он сможет осуществить данное поведение. Этот фактор влияет на формирование намерения осуществить желаемое. Схема, иллюстрирующая теорию запланированного поведения, представлена на рис. 1.7. Одними из важнейших социальных факторов, оказывающих значительное влияние на поведение потребителей, являются референтные группы и группы членства. Референтные группы — это группы людей или отдельные личности, не принимающие непосредственное участие в процессе совершения покупки, но оказывающие значительное прямое или косвенное влияние на поведение человека, его отношение к чему-либо. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называют группами членства (рис. 1.8). Рис. 1.8. Соотношение референтных групп и групп членства Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Выделяют следующие типы референтных групп. 1. Первичные и вторичные. Первичные обычно наи 2. Притягивающие и отталкивающие. Для при 3. Формальные и неформальные. Формальные груп Влияние референтных групп на выбор человека принимает три формы: нормативное, ценностно-ориентировочное и информационное. Нормативное влияние заключается в требовании подчиниться групповым нормам или согласиться с ними. Такое влияние особенно сильно, если покупка совершается на глазах у других людей или имеется сильное нормативное давление. Зависимость влияния референтных групп от типа продукта и ситуации потребления представлена на рис. 1.9. Референтные группы выполняют также роль носителя ценностей. Признаком психологической ассоциации человека с группой является принятие ее норм, ценностей или правил поведения. Информационное влияние заключается в коррекции поведения человека под воздействием полученной информации. Того, кто подает такую информацию, называют влиятельным лицо. Это может быть эксперт, уважаемый в обществе человек (артист, спортсмен и Рис. 1.9. Зависимость влияния референтных групп от типа продукта и ситуации потребления др.). Рекомендация, полученная от него, и правильно поданная в рекламе, наносит удар сразу тремя эмоциональными фронтами: тщеславием, ревностью и боязнью упустить момент. Существуют три основные модели распространения персонального влияния: • " Перетекание" сверху вниз — представители • Двухэтапное распространение. Лазерфельд и его Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
• Модель многоэтапного взаимодействия. Как показали исследования, предыдущая модель не является полностью удовлетворительной. Влиянию СМИ в равной степени подвержены как те, кто ищет информацию, так и влиятельные лица. И те и другие, согласно данной модели, одинаково важны для целей рекламы. Кроме того, было замечено, что на рынке компьютерной техники наблюдается так называемы эффект " концентрических кругов" (рис. 1.10). Для того, чтобы информация максимально быстро распространилась на рынке необходимо, чтобы она была помещена в эпицентр, в который входят профессиональные разработчики программного обеспечения (ПО). Второй круг составляют высокопрофессиональные пользователи ПО, и т. д. до уровня пользователей-любителей. Поведение потребителя во многом зависит также от таких социальных показателей, как роль и статус. Рис. 1.10. Концепция концентрических кругов в распространении информации на рынке Роль — это набор действий, выполнения которых ожидают от человека окружающие лица. В стабильных обществах поведение человека является высоко нормативным. Каждый из нас, в зависимости от возраста, должностного положения, семейного статуса, выполняет определенную роль. Например, в зависимости от возраста сначала мы играем роль ребенка, потом учащегося, студента, семейного человека и т. п. Выяснение ролей, которые выполняют люди во время принятия решения о покупке, является одной из важнейших задач. Это позволяет сфокусировать усилия в ходе реализации комплекса мероприятий по продвижению товара на рынке. Роли лиц, принимающих участие в принятии решения о покупке, приведены на рис. 1.11.
Рис. 1.11. Роли лиц, принимающих участие в принятии решения о покупке Каждой исполняемой роли соответствует определенный статус. Статус — это параметр, определяющий социальное признание человека. Он может быть высоким или низким и не иметь жестко обусловленной связи с уровнем доходов, например. Так, заработная плата преподавателя не обязательно высокая, но социальный статус достаточно высок. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
С социальными факторами связаны три очень важных для маркетологов эффекта: 1. Эффект известного экономиста и социолога Тор-
|