Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение покупателей на потребительском рынке







 


Рис 2. Взаимосвязь между участниками обмена и типом маркетинга

В данной книге будут рассмотрены вопросы, связан­ные с поведением людей на потребительском рынке.


В общем случае для понимания и описания поведе­ния потребителей на рынке необходимо получить от­веты на следующие вопросы:

— Кто покупает? Каковы их характеристики?

— Когда, где и как они покупают?

— Что влияет на их потребительское поведение и
обуславливает его?

— Что представляют собой их критерии выбора?

— Как проходит у них процесс принятия решения?

Для получения такой информации компании при­бегают к маркетинговым исследованиям, в основу ко­торых ложатся гипотезы, сформированные на осно­ве предварительных данных и моделей поведения по­требителей. При этом предполагается, что в поведе­нии человека на рынке выделяют две составляющие (рис. 1.1):



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


           
   
 
     
 

Ситуативная составляющая

Детерминирующая составляющая

Рис. 1.1. Составляющие поведения потребителя на рынке

— стержневая, детерминирующая поведение потре­
бителей и приводящая к тому, что в других равных
условиях реакция человека является однотипной (схо­
жей);

— ситуативная составляющая, связанная со спе­
цификой конкретной ситуации, влиянием факторов
среды.

Маркетинговые исследования на потребительском рынке достаточно сложны. Во многом это обусловлено тем, что до сих пор нет четкого представления о меха­низмах функционирования мозга человека. Несмотря на то, что в последнее время исследования в этом на­правлении были успешными, отсутствует единая кар­тина — нет, да и не может быть однозначной связи между нейрофизиологией и психологией поведения потребителей. Разрез головного мозга человека и ло­кализация его центров приведены на рис. 1.2а и 1.26.

Все это обусловило необходимость разработки абс­трактной модели, описывающей процесс принятия по­требителем решения, которая, не вдаваясь в описание нейрофизиологических процессов, позволяла бы опи­сать и спрогнозировать поведение. В таких случаях вы-


Рис. 1.2а. Локализация центров в коре головного мозга человека (вы­пуклая поверхность левого полушария)2

Рис. 1.26. Локализация центров в коре головного мозга человека (ме­диальная поверхность правого полушария)2

Источник: Анатомический атлас / Под ред. В.П. Воробьева.



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


           
   
 
   


бирают так называемую модель " черного ящика", в рамках которой пытаются связать воздействие на объект исследования с его реакцией.

1.1. МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Для описания поведения покупателей на потреби­тельском рынке наиболее часто используют расши­ренную модель " черного ящика" сознания покупате­ля, которая в наиболее общем виде представлена на рис. 1.3.

 

 

 

         
  Неунрав-
тельные     сознания   :, ■ ': ■:, ■ •■,
маркетинга     •/■ ■ ■ ■ ■    
  говойсреды        
1. Товар, 1. Полити-   Характе- Про-   Выбор:
его ас- ко-право-   ристики цесс   • товара;
сорти- вые.   покупа- приня-   • марки;
мент. 2. Экономи-   теля тия ре-   • места со-
2. Цена, ческие.     шения   вершения
система 3. Культур-         покупки;
скидок и ные.         • времени по-
зачетов. 4. Социаль-         купки;
3. Система ные.         • объекта по-
дистри- 5. Научно-         купки
буции. техниче-          
4. Комплекс ские          
марке-            
тинговой            
комму-            
никации            

Рис. 1.3. Расширенная модель " черного ящика" сознания покупателя

В рамках данной модели, теоретическим основанием которой является бихевиористическая модель S — [чер­ный ящик] — R, предполагается, что поведение потре-


бителя является ответной реакцией на воздействующие на него из внешней среды стимулы. Выделяют два вида стимулов: неуправляемые факторы рыночной среды и побудительные факторы маркетинга.

Неуправляемые (макро-) факторы маркетинговой среды (табл. 1.1) составляют тот фон, который форми­рует поведение потребителей на рынке и определяет состояние спроса на рынке. Например, возрастание уровня доходов населения увеличивает иррациональ­ность поведения потребителей на рынке. То же самое происходит при возрастании образованности потреби­телей, их интеллектуального уровня (рис. 1.4). А это, в свою очередь, приводит к изменению требований, выд­вигаемых к качественным характеристикам продукции.

Рис. 1.4. Схематическая зависимость иррационализации поведения потребителей на рынке от роста доходов при разных уровнях интеллек­туальных способностей (от более низкого к более высокому)3

В качестве побудительных факторов маркетинга в рамках данной модели выступает комплекс маркетинга, с помощью которого фирмы пытаются воздействовать на поведение потребителя, изменить его в выгодную



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


Таблица 1.1. Неуправляемые факторы маркетинговой среды, влияю­щие на потребительское поведение

 

Группа факторов Факторы
Политико-правовая — политическая стабильность; — законодательная база; — вмешательство государства в экономические про­цессы
Экономическая — доходы; — уровень и динамика цен; — инфляция/дефляция; — уровень сбережений; — доступность кредитов; — фаза экономического развития
Демографиче­ская — возраст; — пол; — семейное положение; — уровень образования; — миграция; — рождаемость
Природная — климатические условия; — ландшафт; — экология; — охрана окружающей среды
Научно-техническая — развитие науки и техники в целом; — уровень технической грамотности; — уровень информатизации; — скорость обновления товаров и технологий на рынке
Культурная — культурный уровень в стране в целом; — принадлежность к определенной субкультуре; — приверженность традициям; — сформировавшаяся система ценностей; — мода и господствующие культурные тенденции; — сформировавшиеся группы сравнения, модели поведения и референтные группы; — образ жизни; — доминирующая идеология; — религиозность
Социальная — социальная структура общества; — сформировавшейся и гарантированный уровень жизни; —■ социальная инфраструктура

для себя сторону, побудить потребителя совершить покупку именно его товара.

В зависимости от характеристик покупателя (гл. 1.2), особенностей принятия им решения (гл. 1.3) формиру­ется его ответная реакция, которая выражается в вы­боре товара (марки) и его производителя, места, вре­мени и объема покупки.

Хотя современные исследования показали, что дан­ная модель несколько упрощена (это недостаток, к сожалению, всех моделей), тем не менее она показала хорошие результаты на практике. Последующие гла­вы данной книги будут посвящены описанию состав­ляющих приведенной модели.

Врезка

Влияние факторов маркетинговой среды на потребление сухих завтраков " Золотое зерно" 4

 

Среда Факторы Пояснение Влияние на потре­бителя
Политико-правовая Отсутствие со стороны госу­дарства огра­ничения дея­тельности контрабанди­стов, которые ввозят сухие завтраки из ближнего за­рубежья Контрабандисты вво­зят нелегальную про­дукцию из Польши и Венгрии, которая на 20—50 % дешевле легальной украинской продукции. Как след­ствие, уменьшается спрос на сухие завтра­ки, изготовленные в Украине, в пользу де­шевого нелегального товара Потребители со средним доходом 400грн на чел. в мес. формируют спрос на дешевые сухие завтраки иностранного производства
Экономи­ческая Общий низ­кий уровень доходов целе­вого сегмента (400 грн/мес, при цене на кукурузные По данным журнала " Бизнес" за 02.09.2002г. средний доход состав­ляет 400грн на 1 ра­ботающего чел. в мес. по городу Киеву. Учи­тывая, что кукурузные Потребители от­дают предпочте­ние более деше­вым видам сухих завтраков — ка­шам быстрого приготовления

4 Пример разработан В. Влазневой под руководством автора.



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


Среда Факторы Пояснение Влияние на потре­бителя
Экономи- хлопья 9— хлопья не являются (овсяная, пше-
ческая 10 грн/кг, товаром первой необ- ничная, гречневая
  на фигурные ходимости и традици- и т. п.). Цена та-
  изделия 10— онной пищей украин- кого продукта в
  15 грн/кг) ца и то, что дополни- 3 раза меньше, но
    тельно необходимо вкусовые качества
    покупать сопутст- в сравнении с
    вующие товары — мо- хлопьями низкие.
    локо, сок, йогурт Таким образом,
    т. д., — то в результа- ценовой фактор
    те математического являеться дви-
    подсчета необходимо- жущим при при-
    го количества куку- нятии решения о
    рузных хлопьев " Зо- покупке в рамках
    лотое зерно" на 1 чел. нашего сегмента
    в месяц(приблизи-  
    тельно 2 кг) и молока,  
    сока, йогурта (при-  
    близительно 8 л), по-  
    лучим общую сумму  
    (приблизительно) —  
    40 грн в мес.  
    Поскольку наш целе-  
    вой сегмент — это се-  
    мьи с детьми, то есть  
    как минимум 2—3  
    человека в семье, то  
    одной семье необхо-  
    димо тратить 80—120  
    грн в месяц на завтра-  
    ки. А такая сумма  
    значительна для на-  
    шего сегмента  
  Увеличение " Переключение" час- При одинаковой
  доли рынка ти потребителя на цене на продукт
  мюслей на данную товарную ка- для потребителя
  10—15 % тегорию в силу того, более важно на-
  в 2003 году что мюсли считаются личие полезных
  (Бизнес. — более полезными (на- элементов в про-
  2002.— №21) личие большого коли- дукте, чем его
    чества разных вита- вкусовые свойства
    минов), а ценовой  
    диапазон данных двух  
    товарных групп при-  
    близительно одинако-  
    вый  

 

Среда Факторы Пояснение Влияние на потре­бителя
Демогра- Высокий Потребители — Первыми потре-
фическая средний уро- представители умст- бителями-новато-
  вень образо- венного труда и потре- рами были науч-
  вания потре- бители с высшим об- ные работники,
  бителей по разованием имеют офисные рабочие,
  г. Киеву возможность понять и служащие. На
    оценить то, что куку- сегодняшний день
    рузные хлопья содер- ситуация не изме-
    жат питательные по- нилась. Потреби-
    лезные вещества — телями кукуруз-
    витамины, минераль- ных хлопьев и
    ные вещества, клет- фигурных изде-
    чатку, углеводы; а лий являются
    также употребление представители
    кукурузных хлопьев умственного труда
    экономит их время, в (ситуация отлича-
    особенности утром ется относительно
      каш быстрого
      приготовления и
      мюслей)
  Рост количе- " Молодые семьи" яв- Молодые семьи
  ства молодых ляются, как правило, самостоятельно
  семей приверженцами но- формируют куль-
    вых тенденций в моде, туру питания под
    их более легко побуж- действием средств
    дать к пробе новинки в массовой инфор-
    результате действия мации. Преиму-
    рекламных средств, щество отдают
    пропаганды западного растительной,
    стиля жизни " легкой" пище,
      без жиров
  Старение на- Категория потребите- Консерваторы не
  ции — укра- лей в возрасте от 55 и станут потенци-
  инцы в воз- старше являются кон- альными потреби-
  расте 55 лет и серваторами. Они не телями кукуруз-
  старше со- имеют привычки ных хлопьев и фи-
  ставляют употреблять сухие гурных изделий,
  35% завтраки, что обу- зато другой вид
    словлено отсутствием сухих завтраков —
    данных продуктов каши быстрого
    питания в период их приготовления
    молодости. Такая являются более
    привычка уже не традиционным,
    сформируется. На се- что может вызвать
    годняшний день дан- спрос со стороны
    ная категория потре- людей старшего
    бителей тяжело возраста


Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


       
   
 


Среда Факторы Пояснение Влияние на потре­бителя
    " переходит" на новые продукты питания. Кроме того, значитель­ная часть этих потреби­телей — пенсионеры без дополнительных заработков, которые автоматически выклю­чает их из категории потенциальных потре­бителей данного про­дукта, так как ценовой диапазон сухих завтра­ков является недоступ­ным для постоянного потребления  
Социаль­ная Изменения в " поведении" украинской семьи (в осо­бенности в г. Киеве), по­вышение со­циального статуса жен­щины в обще­стве На сегодняшний день происходит переход от традиционного поведе­ния семьи к новому — западному. " Традици­онность" состояла в том, что при полной занятости мужчины и женщины за женой закреплялась обязан­ность приготовления пищи утром, вечером. Сейчас наблюдается ситуация увеличения спроса на продукты питания — полуфабри­каты, которые требуют меньшего времени при­готовления при ми­нимальных усилиях. Изменение стату­са женщины в обществе форми­рует спрос на про­дукты быстрого приготовления

 

 

Среда Факторы Пояснение Влияние на потре­бителя
    Сухие завтраки, а так­же кукурузные хлопья считаются даже не по­луфабрикатом, а про­дуктом, готовым к по­треблению. Единое усилие — залить про­дукт соком, йогуртом, молоком, что обеспечи­вает завтрак питатель­ностью и полезностью  
Культур­ная Появление на телевидении социальной рекламы, рек­ламы средств для похудения, направлен­ных на фор­мирование у потребителей культуры пи­тания, упо­требление диетических продуктов Навязчивая и интен­сивная вышеупомяну­тая реклама подсозна­тельно влияет на по­требителей, в особен­ности женщин, кото­рые все чаще задумы­ваются над вопросом правильного питания и переходят на диети­ческие продукты, большое внимание уделяют питательным и полезным, но низ­кокалорийным про­дуктам Создание спроса на продукт со сто­роны потребите­лей " диетиков"
Отсутствие традиции употребления сухих завтра­ков (мюсли, кукурузные хлопья) у ук­раинского потребителя Культура питания большинства украин­цев направлена на употребление горячих блюд. Сухие завтраки ассоциируются с " не­правильным" питани­ем. Потребители со средним доходом в первую очередь покупают тради­ционные продук­ты питания соот­ветствующего ка­чества, а в послед­нюю очередь вре­мя от времени

Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


Среда Факторы Пояснение Влияние на потре­бителя
    Кроме того, культура (непостоянно)
    питания украинского покупают " нетра-
    потребителя была диционные" про-
    сформирована в усло- дукты.
    виях дефицита тради- Необходима разъ-
    ционных продуктов яснительная ре-
    питания и отсутствия клама, объяс-
    импортных продуктов няющая полез-
    (в советские времена). ность данного ви-
    Как следствие, обыч- да питания
    ным (традиционным)  
    гарниром украинского  
    потребителя являются  
    картофель, макарон-  
    ные изделия и не-  
    сколько видов злако-  
    вых каш. При появле-  
    нии на рынке новых  
    альтернативных про-  
    дуктов питания необ-  
    ходимо время для  
    формирования массо-  
    вого спроса со стороны  
    " раннего большинст-  
    ва" и" запоздалого  
    большинства" на дан-  
    ные нетрадиционные  
    продукты, такие как  
    сухие завтраки, по-  
    скольку первыми по-  
    требителя новинок  
    являются новаторы  
    и ранние последовате-  
    ли (всего 16 %)  
Культур- Мода на упо- Психологическая осо- При проведении
ная требления бенность большинства рекламной кам-
  продуктов, потребителей такова, пании необходимо
  которые под- что они ассоциируют создать ассоциа-
  сознательно себя с такой категори- цию с влиятель-
  относят по- ей людей, к которой ными референт-

 

Среда Факторы Пояснение Влияние на потре­бителя
  требителя к категории людей, кото­рые следят за своим здо­ровьем могут и не принадле­жать, например, к тем, кто ведет здоро­вый образ жизни, за­нимается спортом, правильно питается, употребляет диетиче­ские продукты. Рек­лама, в особенности пищевых продуктов, например, йогуртов, соков и т. п. формиру­ет потребности потре­бителя в правильном питании и обосновы­вает эти потребности. Поэтому те потребите­ли, которые раньше не употребляли данные продукты, ощущают необходимость в их потреблении ными аудитория­ми
  Мода на сле­дование за­падному сти­лю жизни Украинский потреби­тель, в особенности в возрасте от 20 до 40 лет, подвергается влиянию внешнего раздражителя — теле­видения (показ жизни западных традицион­ных семей, которые на завтрак всегда упот­ребляют хлопья с мо­локом). Данный фак­тор формирует у по­требителя культуру питания. Хлопья ассоции­руются у части потребителей с западным образом жизни


Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


1.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКУПАТЕЛЯ

Для прогнозирования поведения потребителя, выбо­ра им товаров и марок необходимо проанализировать его характеристики. В общем случае различия в поведении потребителей обусловлены различиями в таких харак­теристиках, как имеющиеся ресурсы, факторы социаль­но-культурного окружения и личностные факторы.

Ф. Котлер выделил четыре группы факторов, обу­славливающих поведение потребителя6 (рис. 1.5).

 

 

Факторы      
• культура; • субкультура; • социальное положение       • референтные группы; • роли и статусы  
      ь  
HfcЈ       Психологи™ факторы
• возраст; • этап жизненного цикла семьи; • род занятий; • экономическое       • мотивация; • восприятие; • усвоение; • убеждения и отношение
положение; • образ жизни; • тип личности и представление о самом себе      
                 

Рис. 1.5. Характеристики покупателя, влияющие на его рыночное поведение

5 Несмотря на то, что данная классификация вошла в классику маркетинговой теории, она, с научной точки зрения, не совсем точ­на. Например, личностные факторы входят в психологические, а некоторые из личностных входят в социальные. Однако эта класси­фикация содержит определенную логику, удобную для рассмотре­ния материала, которой мы будем придерживаться в данной книге.


1.2.1. Факторы культурного порядка

Трудно переоценить влияние культурных факторов на поведение человека. Культура проявляется в таких формах, как мифология и религия, философия, наука, литература и искусство, практическая деятельность человека. Она пронизывает все сферы человеческой дея­тельности, дает людям осознание себя как личности и уяснение социально приемлемых моделей поведения, формирует отношение к себе и к окружающему миру. Некоторые авторы рассматривают культуру как неко­торое насилие над личностью, своеобразный корсет. Однако культура — это то, что выделяет человека со­временного над всем остальным миром. Она является той базой, которая формирует не только мироощуще­ние, но и мировоззрение.

Важнейшими мировоззренческими и поведенчески­ми аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются: осознание себя и мира, общение и язык, одежда и внешность, культура питания, быто­вая культура, представление о времени, взаимоотно­шения с людьми и организациями, ценности и нормы, вера и убеждения, мыслительные процессы и обуче­ние, привычки в работе.

В рамках общенациональной культурной традиции в каждой из стран существует ряд субкультур. Например, выделяют различные молодежные, этнические, религи­озные, региональные и социальные субкультуры.

Культурная среда влияет на характер потребления. Выделяют два типа покупательского потребления: варварское (языческое) и сакральное (Белк, Валлен-дорф, Шерри).

О варварском потреблении говорят, когда при покупке товаров человек руководствуется исключи­тельно теми утилитарными функциями, которые вы­полняет этот товар, например, одежда защищает от холода, мобильный телефон обеспечивает связь из


Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


любой точки страны. При сакральном же поведении человек, приобретая товар, приписывает ему некий скрытый, сакральный смысл. Например, спрос на мо­бильные телефоны носит во многом иррациональный характер, о чем хорошо знают операторы мобильной связи. То же касается и одежды. Подавляющее боль­шинство людей, приобретая одежду, покупают образ, стиль жизни, надежду на лучшие изменения в личной жизни и т. п. Товары, которые связаны с сакральным поведением, как правило, являются марочными, с вы­сокой ценовой премией бренда.

На культуру потребительского поведения оказывает сильное влияние социальное положение. Для опреде­ления социального положения с точки зрения принад­лежности к определенному классу используются раз­личные подходы. Таким образом, социальные классы могут быть выделены на основе марксистского подхода: по отношению к средствам производства. В рамках дан­ного подхода выделяют буржуазию, пролетариат, кре­стьянство и интеллигенцию. Для некоторых стран с архаичными устоями, для которых свойственны низ­кий уровень социальной мобильности, могут также ис­пользоваться сословный и кастовый подходы.

Однако перечисленные выше подходы не вполне удов­летворительны для применения в маркетинге. Ф. Кот-лер предлагает разделять на классы в соответствии с уровнем доходов. Согласно данному подходу выделяют высший, средний и низший классы, которые в свою оче­редь подразделяются на высший и низший (табл. 1.2.).

В нашей стране в силу объективных обстоятельств отсутствует высший высший класс. Низший высший класс у нас составляют люди, недавно ставшие бога­тыми. Сложнее обстоит дело со средним классом. По определению, к среднему классу относятся люди, ко­торые благодаря своим знаниям и умениям являются достаточно состоятельными и не зависят от власти. Они


Таблица 1.2. Характеристика семи основных социальных классов в США"

 

Общест­венный класс Коли­чество, % Характеристика
1. Выс­ший выс­ший   Элита общества, живущая на унаследованные сред­ства и представляющая известные фамилии. Покупают: дорогие ювелирные изделия, антиквари­ат, недвижимость, предпочитают эксклюзивные пу­тешествия. Занимаются благотворительностью. В одежде предпочитают консервативный стиль. Не лю­бят выставлять богатство напоказ. Выступают в качестве референтной группы для ос­тальных классов
2. Низ­ший выс­ший   Люди только недавно ставшие богатыми благодаря своим профессиональным и деловым качествам. Обычно — выходцы из среднего класса. Покупают: товары, подчеркивающие их новый со­циальный статус: дорогие дома, яхты, членство в элитных клубах, престижные марки автомобилей и т. п., ведут активную общественную жизнь. Стремятся попасть в высший высший класс, однако обычно это удается только их детям
3. Сред­ний выс­ший   Выходцы из обычных семей, не обладают особым богатством. Это топ-менеджеры компаний, незави­симые бизнесмены, высокооплачиваемые профес­сионалы. Покупают: образовательные услуги для себя и де­тей, хорошие дома, одежду, мебель и бытовую тех­нику. Интересуются новыми идеями, культурой. Ориентированы на создание гражданского общества
4. Сред­ний   Служащие и рабочие со средней заработной платой, живущие в хороших районах города. Им свойствен­но нормативное поведение. Покупают: модные товары, уютные дома, обучение для детей
5. Рабо­чий   Рабочие со средней заработной платой и люди со схожим поведением. Следуют стереотипам в разде­лении обязанностей женщин и мужчин, нуждаются в эмоциональной и финансовой поддержке близких. Покупают: автомобили стандартного и большого размера, традиционные товары

6 Котлер Ф. Маркетинговый менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


Продолжение табл. 1.2

 

Обществен­ный класс Коли­чест­во, % Характеристика
6. Выс­ший низший   Его представители работают, а не сидят на пособии по безработице. Находятся у черты бедности. Обыч­но занимаются неквалифицированной низкооплачи­ваемой работой. Обычно не имеют образования
7. Низ­ший низший   Живут на пособие, не работают. Их облик несет яв­ный отпечаток бедности. Некоторые из них просто не хотят искать работу, предпочитая получать пособия

формируют основу общества, заинтересованы в его стабильности. В наших условиях, к этой группе объек­тивно можно отнести предпринимателей среднего уров­ня, высокооплачиваемых менеджеров и специалистов крупных компаний, частным образом практикующих ведущих юристов, медиков.

Сложнее обстоит дело с количественным исчисле­нием общественных классов. Так, по европейским оценкам, в 2000 году в Украине распределение населе­ния происходило следующим образом:

— богатые — 3 %,

— средний класс — 7 %,

— бедные — 90 %, из них более 40 % находятся за
чертой бедности.

Для иллюстрации приведем некоторые данные.

— Ежегодный доход гражданина Украины среднего
достатка в 2000 году составлял в пересчете в доллары
США около 500 дол. Для сравнения, средний доход в
Аргентине до кризиса 2002 года составлял 1500 дол., в
беднейшей стране ЕС Греции — 12 000 дол., в Герма­
нии — 20 000 дол.

— Из всех затрат украинских домохозяйств затра­
ты на питание в 2000 году составляли 71, 5 %. Это на­
много больше, чем даже в Индии.


 

— Доля экспорта ВВП Украины составляет 53 %.
В Российской Федерации, для сравнения, которая яв­
ляется одним из мировых лидеров экспорта нефти,
газа, бриллиантов, эта цифра колеблется на уровне
26 %. Это говорит о крайне низкой ёмкости внутрен­
него потребительского рынка и низкой платежеспособ­
ности населения.

— Доля доходов от подсобных хозяйств в 2000 году
составила 29, 2 %. Это свидетельствует, что почти треть
потребленных пищевых продуктов не была куплена в
магазинах.

— Денежный доход в расчете на одного человека за
январь — февраль 2002 года составлял 382 грн, что в пе­
ресчете по официальному курсу НБУ составляет 72 дол.

— Цены на продовольственные товары в 2001 году
возросли на 2, 5 %. Индекс потребительских цен за
2001 г. составил 106, 1 %, в т.ч. продовольственных
товаров — 107, 9 %, непродовольственных — 100, 2 %,
цены (тарифы) на услуги повысились на 5, 3 %в.

Украинской спецификой является также то, что увеличение доходов не ведет к существенному сниже­нию доли, которая затрачивается на питание. Так, у 10 % граждан с наиболее низкими доходами затраты на питание составили в 2000 году 71, 5 %, а у 10 % с самыми высокими доходами в соответствии с офици­альными данными, — 65, 0 %7.

Исследования по структуре населения и среднему классу Украины, проведенные Международным цент­ром перспективных исследований (Киев), показали, что несредний класс в нашей стране в 2002 году составлял 80, 5 % (табл. 1.3, 1.4.).



        Раздел 1
Таблица 1.3. Распределение населения 2002 гг.), %9 по группам доходов (2000—
Доход Уровень доходов, грн10 2000 г. 2001г. 2002 г.
Высокий 1701—5000 4, 9 1, 3 1, 5
Выше среднего 801—1700 14, 0 16, 9 15, 5
Средний 451—800 26, 3 26, 2 34, 0
Ниже среднего 226—450 32, 5 29, 1 27, 4
Низкий 100—225 0—99 15, 4 5, 4 20, 1 3, 2 13, 6 2, 4
Всего 100, 0 100, 0 100, 0
Таблица 1.4. Распределение населения по принадлежности к разным социальным группам, % п
Класс 2000г. 2001г. 2002 г.
Несредний 85, 1 82, 6 80, 5
Средний 11, 2 13, 1 14, 7
Высший средний 3, 7 4, 3 4, 8
Всего 100, 0 100, 0 100, 0

Исследования, проведенные данным центром, так­же показали, что в Украине:

— представители среднего класса в основном живут
в городах с населением больше 100 тыс. чел. (54 %);

— 65 % украинцев, относящихся к среднему клас­
су, это люди в возрасте от 20 до 39 лет;

9 Источник: Информационный бюллетень международного цен­
тра перспективных исследований " Вестник центра". — 2002.
№ 166.

10 Приблизительный курс пересчета 1 USD = 5, 3 грн.

11 Источник: Информационный бюллетень международного цен­
тра перспективных исследований " Вестник центра". — 2002.
№ 166.


 

 

Поведение покупателей на потребительском рынке

— у представителей среднего и выше среднего клас­сов доля сбережений составляет от 36 % до 69 %.

Сложнее обстоит дело с субъективной идентифика­цией населения Украины. Исследования, проведенные Украинским центром экономических и политических исследований им. А. Разумкова, показали, что в 2002 го­ду идентифицировали себя со средним классом 47 % населения, а с выше среднего 1, 2 %12, что намного боль­ше, чем постсоциалистических странах Европы13. При­чем с представителями среднего класса идентифициро­вали себя 50, 6 % женщин и 49, 4 % мужчин. Соци­альный статус тех, кто причислил себя к среднему клас­су, различен: 15, 9 % составляют квалифицированные рабочие, 14, 8 % — пенсионеры, 11 % — неработаю­щие, 9 % — специалисты гуманитарного профиля, 8, 8 % — служащие, 7, 8 — домохозяйки, 7 % — уча­щиеся, 5, 7 % — специалисты технического профиля, 4, 6 % — неквалифицированные рабочие, 3, 4 % — пред­приниматели, 3, 1 % — официально зарегистрирован­ные безработные, 2, 4 % — сельскохозяйственные рабо­чие, 1, 1 % — руководители подразделений, 0, 7 % — руководители предприятий, 0, 4 % — фермеры.

Однако, что собой представляет этот средний класс: " 51, 8 % наших добрых буржуа оценили уровень своих доходов как низкий и крайне низкий, 44, 4 %как средний, на троечку по пятибалльной шкале, только 3, 3 %как высокий. При этом 36, 4 % представите­лей среднего класса сообщили, что материальное поло­жение их семей с начала 2000 г. ухудшилось, а 27, 1 % оптимистично полагают, что оно ухудшится и в течение последующего года. У каждого пятого (22 %)

12 Народ золотой середины — 3, или Эскизы о главном // Зер­
кало недели. — 2000. — № 51.

13 В Польше средний класс составляет 29 %, Чехии — 36 %,
Венгрии — 35 %, Эстонии —23 % (Там же).


Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


украинского буржуа нет квартиры, у почти 70 %нет автомашины (а у 20 %, добавим сразу, нет даже стиральной машины), у 80%загородного дома (по-нашемудачки на трех сотках). 36, 5 % — живут в домах, где нет центрального отопления (камина с мраморной доской и бронзовым бюстом Буонапарте, почему-то думается, тоже), 23 %в домах без хо­лодной воды, 58, 5 %без горячей, 30, 5 %без, пар­дон, канализации, 26 %без централизованного га­зоснабжения. У 40, 4 % тех, кто отнес себя к среднему классу, нет телефона, у 8, 6 % — холодильника, у 5, 3 %телевизора; видеомагнитофона нет у 65, 9 % наших буржуа, компьютерау 94, 3 %. Почти 15 % представителей нашего среднего класса не знают, что такое Интернет, 80, 5 % никогда им не пользу­ются, а 75, 6 % и не планируют пользоваться; 27, 3 % последний раз покупали книгу (так правильно, не " книги", а именно " книгу") более года тому назад, 11, 5 % книг не покупают никогда, 59, 2 % не выписывают га­зет и журналов, а из тех 4 7, 8 %, кто их выписывает, почти половина (48, 2 %) довольствуются одним из­данием и еще 30 %двумя".1* Как видно, такая субъективная оценка не соответствует действительно­сти. Однако она оказывает существенное влияние на стандарты потребительского поведения. Можно пред­положить, что относясь ранее к среднему классу со свойственным ему статусом и стандартами потребле­ния люди подсознательно остались в нем, особенно сравнивая себя с еще хуже живущими. Это приводит к такой особенности потребления данной группы, как завышенные требования к качеству относительно соб­ственной платежеспособности.

14 Народ золотой середины — 3, или Эскизы о главном // Зер­кало недели. — 2000. — № 51.


Гильберт и Каль на основе многочисленных иссле­дований для определения социальных классов предло­жили девять переменных, которые разделили на три категории, представленные в табл. 1.5.

Таблица 1.5. Переменные, характеризующие социальный класс по Гильберту и Калю

 

Экономические переменные Аспекты взаимодействия Политические переменные
Профессия Доход Благосостояние Личный престиж Круг общения Общественные связи Власть Классовое сознание Мобильность

Социальные факторы оказывают порой на поведе­ние человека более сильное влияние, чем личное отно­шение. Влияние социальных факторов нашло отраже­ние в теории разумного поведения Фишбейна и Айзе-на и теории запланированного поведения Айзена.


Рис. 1.6. Теория разумного (мотивированного) поведения

Согласно теории разумного поведения, то, что непосредственно предшествует поведению, служит тен­денцией для осуществления данного поведения. Далее предполагается, что тенденции поведения определяют­ся одним или двумя возможными факторами: отноше­ниями и субъективными нормами (социальными фак­торами). Формирование поведения человека, согласно данной теории, в общем случае происходит под влия­нием как социальных факторов, так и отношения при возможном доминировании одного из них. Схемати­чески данная теория представлена на рис. 1.6.


Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


                 
   
 
   
 
   
 
   


 

Рис. 1.7. Схема формирования поведения в рамках теории заплани­рованного поведения

Айзен расширил количество влияющих факторов, введя волевой контроль как один из важнейших фак­торов, влияющих на формирование поведения. Данная теория получила название " теория запланированного поведения".

Волевой контроль — это степень зависимости пове­дения от воли человека. Многие виды поведения чело­века находятся под полным контролем воли. Другие же не полностью поддаются волевому контролю. Напри­мер, курильщику очень сложно отказаться от привыч­ки курить, так как его воля подавлена физиологиче­ской зависимостью от никотина. Новшеством данной теории является введение такого элемента, как ощу­щаемый контроль над поведением, который представ­ляет собой суждение человека о том, насколько просто он сможет осуществить данное поведение. Этот фак­тор влияет на формирование намерения осуществить желаемое. Схема, иллюстрирующая теорию заплани­рованного поведения, представлена на рис. 1.7.


1.2.2. Социальные факторы

Одними из важнейших социальных факторов, ока­зывающих значительное влияние на поведение потре­бителей, являются референтные группы и группы членства.

Референтные группы — это группы людей или отдельные личности, не принимающие непосредственное участие в процес­се совершения покупки, но оказывающие значительное прямое или косвенное влияние на поведение человека, его отношение к чему-либо.

Группы, оказывающие прямое влияние на челове­ка, называют группами членства (рис. 1.8).


Рис. 1.8. Соотношение референтных групп и групп членства


Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


Выделяют следующие типы референтных групп.

1. Первичные и вторичные. Первичные обычно наи­
более влиятельные. Это малые социальные формиро­
вания, в которых осуществляется личное взаимодей­
ствие (например, семья). Во вторичных группах влия­
ние оказывается эпизодически (например, обществен­
ные организации, работа).

2. Притягивающие и отталкивающие. Для при­
тягивающих групп характерно желание человека ак­
цептовать нормы и ценности таких групп. Отталки­
вающие группы оказывают противоположное влия­
ние.

3. Формальные и неформальные. Формальные груп­
пы имеют четко описанную структуру, известный спи­
сок членов. Неформальные группы держатся на друж­
бе и общности интересов.

Влияние референтных групп на выбор человека принимает три формы: нормативное, ценностно-ори­ентировочное и информационное.

Нормативное влияние заключается в требовании подчиниться групповым нормам или согласиться с ними. Такое влияние особенно сильно, если покупка совершается на глазах у других людей или имеется сильное нормативное давление. Зависимость влияния референтных групп от типа продукта и ситуации по­требления представлена на рис. 1.9.

Референтные группы выполняют также роль но­сителя ценностей. Признаком психологической ассо­циации человека с группой является принятие ее норм, ценностей или правил поведения.

Информационное влияние заключается в коррекции поведения человека под воздействием полученной ин­формации. Того, кто подает такую информацию, на­зывают влиятельным лицо. Это может быть эксперт, уважаемый в обществе человек (артист, спортсмен и


Рис. 1.9. Зависимость влияния референтных групп от типа продукта и ситуации потребления

др.). Рекомендация, полученная от него, и правильно поданная в рекламе, наносит удар сразу тремя эмоци­ональными фронтами: тщеславием, ревностью и бояз­нью упустить момент.

Существуют три основные модели распространения персонального влияния:

" Перетекание" сверху вниз — представители
низших классов зачастую копируют поведение людей
из высших классов.

Двухэтапное распространение. Лазерфельд и его
коллеги обратили внимание на тот факт, что новые
идеи и другая информация из СМИ прежде попадут к
людям, оказывающим влияние, а те уже в устной фор­
ме передают их всем остальным, более пассивным в
плане поиска информации и менее подверженным вли­
янию СМИ.



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


Модель многоэтапного взаимодействия. Как по­казали исследования, предыдущая модель не является полностью удовлетворительной. Влиянию СМИ в рав­ной степени подвержены как те, кто ищет информа­цию, так и влиятельные лица. И те и другие, согласно данной модели, одинаково важны для целей рекламы.

Кроме того, было замечено, что на рынке компью­терной техники наблюдается так называемы эффект " концентрических кругов" (рис. 1.10). Для того, что­бы информация максимально быстро распространилась на рынке необходимо, чтобы она была помещена в эпицентр, в который входят профессиональные разра­ботчики программного обеспечения (ПО). Второй круг составляют высокопрофессиональные пользователи ПО, и т. д. до уровня пользователей-любителей.

Поведение потребителя во многом зависит также от таких социальных показателей, как роль и статус.

Рис. 1.10. Концепция концентрических кругов в распространении информации на рынке


Роль — это набор действий, выполнения которых ожидают от человека окружающие лица. В стабиль­ных обществах поведение человека является высоко нормативным. Каждый из нас, в зависимости от воз­раста, должностного положения, семейного статуса, выполняет определенную роль. Например, в зависи­мости от возраста сначала мы играем роль ребенка, потом учащегося, студента, семейного человека и т. п.

Выяснение ролей, которые выполняют люди во вре­мя принятия решения о покупке, является одной из важнейших задач. Это позволяет сфокусировать уси­лия в ходе реализации комплекса мероприятий по продвижению товара на рынке. Роли лиц, принимаю­щих участие в принятии решения о покупке, приведе­ны на рис. 1.11.


 

Рис. 1.11. Роли лиц, принимающих участие в принятии решения о покупке

Каждой исполняемой роли соответствует определен­ный статус.

Статус — это параметр, определяющий социаль­ное признание человека. Он может быть высоким или низким и не иметь жестко обусловленной связи с уров­нем доходов, например. Так, заработная плата пре­подавателя не обязательно высокая, но социальный статус достаточно высок.


Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


       
   
 
 


С социальными факторами связаны три очень важ­ных для маркетологов эффекта:

1. Эффект известного экономиста и социолога Тор-
стпейна Веблена. Он ввел такое понятие, как престиж­
ное, демонстрационное потребление. Этот эффект за­
ключается в том, что потребители ориентированы на
приобретение таких товаров, которые п






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.