Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На психическое здоровье






ДЕСТРУКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕПРОДУКЦИИ

Психика по содержанию и по механизму является отражением окружающего. В настоящее время телепродукция содержит очень много деструктивных элементов. Для этого имеется полная свобода как в содержании, так и в форме.

Чтобы распознать деструктивные воздействия, нужно анализировать структуру кадров, их временную и логичес­кая последовательность по антропоцентрическому (" матрешечному") принципу. Принцип единства мира универсальный. Каждый элемент сопрягается с другим по форме, масштабу, смысловому предназначению. В " норме" элементы конгруэнтны друг другу, совмещаются и укладываются в единое целое, как матрешка. То есть носители всех видов информации - цветовые, световые, звуковые, простран­ственные, временные и другие выразительные средства должны быть едиными по смысловому контуру, создавать единый образ.

Если контуры разных модальностей не совмещаются или даже противопоставляются друг другу, то в нейропсихических процессах, идущих в мозге телезрителя, также возникает несовпадение между функциями восприятия, внимания, мышления, памяти. Это технология " перетира­ния мозгов", которая используется для " промывки мозгов". Подкрепить это суждение можно метафорой. Если матрешки теряют соразмерность и конгруэнтность, то они начинают разрушать друг друга, как не стыкующиеся шестеренки в моторе, В результате работы мотора с не стыкующимися шестеренками они перетираются в пыль и мотор разваливается. По такой технологии можно разрушить любую структуру.

В настоящее время на экранах часто присутствуют не целые, завершенные, гармоничные, объединенные смыслом картины, а отдельные неоформленные элементы, между которыми нет единства. Это цветовые пятна, линии, куби­ки, змейки, сетки, решетки, которые возникают ниоткуда и исчезают в никуда. Световые, цветовые, звуковые и иные " носители информации" по качественным и количес­твенным характеристикам контрастны, разнонаправлены, разъединены. Звуковое сопровождение тоже не является единым образом. Обычно это набор каких-то резких, гром­ких, раздражающих звуков, не образующих мелодии. Психофизиологическое воздействие этих современных телевизионных технологий очень деструктивно. От этого нас не защищают. Поэтому надо научиться самим беречь свою психику. Принцип работы детектора лжи состоит в сопоставлении различных нейрофизиологических конту­ров. Этим принципом нужно воспользоваться для самоза­щиты психического здоровья.

В рекламных роликах рекламируют не здоровое, краси­вое тело, а отдельные части - волосы, ресницы, губы, зубы, ноги, места для прокладок, иногда желудок и кишечник. Основная тенденция - разъединение целого на части и уменьшение соответствия между ними.

В роликах, посвященных каким-то исполнителям, тоже нагромождение звуковых, цветовых, световых, изобразительных и выразительных элементов, которые очень динамичны, рассогласованы, стереотипны, тенденциозны, вызывающи, часто агрессивны и тоже создают образ хаоса, распада целого на части.

По конструктивным признакам рекламные ролики вполне можно сравнить с малыми эпилептическими при­падками. Четыре основных признака этих припадков -внезапность, контрастность, стереотипность, кратковремен­ность - в полной мере относятся к рекламным вставкам. И логической связи этих вставок с идущей передачей также нет никакой, как у припадка.

Рекламные воздействия наиболее деструктивны. Разработчики рекламы имеют цель за минимальное вре­мя оказать наиболее мощное воздействие на психику зрителя. Нужно нанести " сокрушительный удар" по психике, дать залп из всех возможных воздействий (зву­ковых, цветовых, световых, информационных, скорост­ных) на психику зрителя, " проломить" все его духовные и душевные " барьеры", попасть в самые чувствительные и незащищенные сферы личности, любой ценой навя­зать человеку побуждение отдать деньги за ненужный ему товар

Большинству специалистов известно о латерализации полушарий. Правое ответственно за целые образы и эмоции. Левое - за " отдельные" элементы, анализ, синтез, конструи­рование, мышление. Реклама, телевидение, песни на иност­ранных языках, смысла которых люди не понимают, стиму­лируют правое полушарие, но " отключают" левое. Левополушарные функции, ответственные за понимание, анализ, синтез, планирование, контроль, угнетаются. Это тоже спо­собствует ухудшению психического здоровья и облегчает манипулирование сознанием и поведением людей.

В теле- и радиопродукции все меньше красоты, доброты, любви, гармонии, правды, отражения реальностей нашей жизни, патриотизма, но больше пошлости, агрессивности, чужеродности и деструктивности. СМИ присоединяются к населению " снизу", желают угодить людям с самыми низкими духовными и культурными запросами. А их гуманитарное предназна­чение - развивать, поднимать уровень культуры, патрио­тизма и нравственности.

Перед названными деструктивными воздействиями на психику все равны. Принципиальная био-психо-социальная организация человека и психических функций распро­страняется не только на простой народ, но и на его избранников - на депутатов и президентов, банкиров и министров, их детей и внуков.

Возникает вопрос к защитникам прав человека, потре­бителя, детей, здоровья, правопорядка и т.д. Почему от ударов " по черепу" законы и милиция защищают, а от ударов " под череп", непосредственно по психике - по восприятию, вниманию, мышлению, эмоциям, памяти - не защищает никто?

Напомню, что психическое здоровье нужно защищать так же, как мы защищаем физическое здоровье. От ударов " по черепу" мы стремимся уклониться, отскочить, при­сесть и т.п. От информационных, музыкальных, словес­ных, телевизионных ударов " под череп" тоже надо отбиваться и уклоняться. Проще всего выключать телевизор и радиоприемник.

В настоящее время существует очень масштабная и острая социально значимая проблема отсутствия контроля со стороны общества за собственниками радио и телевиде­ния по отбору " информационного товара" для многомил­лионной аудитории слушателей и зрителей. В последние годы руководители радио и телевидения выбирают для нашего народа преимущественно примитивную отечест­венную и зарубежную продукцию, оказывающую дест­руктивное (разрушительное) влияние на психическую деятельность и поведение людей.

Имена заказчиков и исполнителей информационно-музыкальной агрессии скрываются от народа. Существо­вание проблемы властями не признается. Сложившаяся ситуация оправдывается свободой слова, демократией и рыночными отношениями.

На все внешние воздействия, которым подвергается человек, должны существовать нормы безопасности и госу­дарственные службы, контролирующие их соблюдение. Разработаны и соблюдаются нормы загрязненности воды и воздуха, микробной и радиационной зараженности продук­тов питания и многие другие. Психогигиенические и этиче­ские нормы для теле- и радиопродукции крайне низки. Средства массовой информации должны поднимать образо­вательный, культурный и нравственный уровень народа, а они его опускают.

Факторов, разрушающих психическое здоровье по механизму разобщения психических функций, очень много. Особо важное значение имеет доведение руководи­телей страны. Законы принимаются, но не всегда согласовываются и не всегда выполняются. Жизнь идет по двойно­му стандарту. Есть " теневая" экономика, бюджет... Впечат­ляет и потрясает информация о масштабах коррупции. Противоречия между целями, средствами и результатами деятельности госслужащих " не укладываются в голове", вызывают когнитивный диссонанс и стресс - психическое расстройство в сфере мышления, интеллекта, эмоций, воли и поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.