Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственного экзамена






Программа комплексного

 

Специальность 1–26 02 03 Маркетинг

Специализация 1-26 02 03 07 Маркетинг предприятий промышленности

 

Пинск 2012


СОСТАВИТЕЛИ:
Вертай С.П., заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга УО ”Полесский государственный университет“, кандидат экономических наук; Володько О.В. заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства УО ”Полесский государственный университет“, кандидат экономических наук, доцент; Кузнецова И.А., старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга УО ”Полесский государственный университет“; Мискевич Е.В., ассистент кафедры менеджмента и маркетинга УО ”Полесский государственный университет“
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
Кафедрой менеджмента и маркетинга
 
(протокол №   от . 2012 );
   
             

Зав. кафедрой ___ _____________ С.П.Вертай

 

Советом экономического факультета  
   
(протокол №   от . 2012 )
           

 

 

 
 

Пояснительная записка

 


Итоговая аттестация выпускника по специальности 1–26 02 03 ”Маркетинг“ (специализация 1–26 02 03 07 ”Маркетинг предприятий промышленности“) включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломной работы, что позволяет определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

Государственный комплексный экзамен по специальности 1–26 02 03 ”Маркетинг“ (специализация 1–26 02 03 07 ”Маркетинг предприятий промышленности“) проводится по следующим дисциплинам специальности: ”Маркетинг“ (учебная программа ”Маркетинг“ рег. № УД-239/баз., утв. 18.12.2008г.), ”Экономика организации“ (учебная программа ”Экономика организации“№ ТД - 311/тип., утв. 20.11.2007 г.); ”Маркетинговые исследования“ (учебная программа ”Маркетинговые исследования“ рег. № ТД-Е 215/ТИП., утв. 14.04.2010г); ”Управление сбытом“ (учебная программа ”Управление сбытом“ рег. № УД-049-11/баз., утв. 12.05.2011г.).

По каждой из учебных дисциплин, выносимых на экзамен, приводится: программа по отдельным темам, перечень вопросов для подготовки к экзамену, типовые задачи и ситуации по каждой дисциплине и список рекомендуемой литературы.

Комплексный государственный экзамен по специальности проводится в устной форме с включением в билеты теоретических вопросов и задач.

 

РАЗДЕЛ 1 программа дисциплинЫ ”МАРКЕТИНГ“

 

1 Современная концепция маркетинга

Маркетинг, как философия бизнеса. Эволюция взглядов на маркетинг. Основные понятия маркетинга: товар, рынок, потребность, нужда, запрос, обмен. Школы маркетинга

Маркетинг как вид человеческой деятельности. Основные концепции предпринимательской деятельности. Цели использования маркетинга. Практическая реализация маркетинга.

Виды маркетинга. Функции и принципы маркетинга

Микро- и макросреда маркетинга. Основные задачи маркетинга. Обоснование стратегии развития маркетинга.

 

2 Маркетинговые исследования

Роль маркетинговых исследований в управлении маркетингом. Организации, занимающиеся сбором первичной маркетинговой информации. Информационная база маркетинга. Свойства и классификация маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система предприятия (организации). Сущность маркетингового исследования. Процесс маркетингового исследования. Кабинетное и полевое исследование.

Проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Метод логико-смыслового моделирования проблем. Цели маркетингового исследования. Поисковые, казуальные, описательные цели исследования.

Методы сбора информации. Наблюдение и его роль в маркетинговом исследовании. Метод фокус - группы. Глубинное интервью, ассоциативные методы, физиологические измерения. Методы опроса. Виды анкет. Методы проведения опроса. Разработка анкеты.

Исследование рынка. Сегментирование рынка. Основные признаки сегментирования рынка потребительских товаров и рынка товаров произ­водственного назначения. Множественная сегментация рынка. Выбор целевого рынка. Виды целевого маркетинга. Позиционирование товара на рынке. Измерение рыночного спроса.

 

3 Поведение потребителей и покупателей

Определение, значение и содержание поведения потребителей. Маркетинг и потребитель. Школы маркетинга. Модель потребительского поведения. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение на глобальных рынках. Социальное положение потребителя и маркетинг.

Социальная стратификация и маркетинговая стратегия предприятия. Сегментация рынка: особенности покупочных решений.

Референтные группы и их влияние на поведение потребителя. Маркетинговые стратегии, основанные на влиянии референтных групп. Межличностные коммуникации (влияние ”из уст в уста“). Инновации в маркетинга и процесс их распространения.

Внутренние факторы поведения потребителей. Восприятие. Индивидуальные и ситуационные факторы. Интерпретация. Память и восприятие. Восприятие и маркетинговая стратегия. Обучение и позиционирование продукта.

Сущность мотивации. Теории мотивации. Личность (психоаналитическая теория, социальная теория, теория самоконцепции, теория индивидуальных черт личности).

Персональные ценности и концепция жизненного стиля. Модели VALS и VALS - 2. Модель LOV. Геостили и международные стили жизни.

Процесс принятия решения о покупке потребителями. Ситуационные факторы, влияющие на потребителя. Процесс потребительского решения: сущность и варианты потребительского выбора. Процесс осознания потребности и связанные с ним маркетинговые решения. Информационный поиск. Оценка и выбор альтернативы. Покупка и послепокупочные процессы (послепокупочный диссонанс, потребление, избавление т оценка покупки).

Организационное покупательское поведение. Специфика. Модели. Факторы организационного стиля. Закупочный центр. Типы ситуаций закупки. Процесс организации закупки.

Консьюмеризм и социальная политика.

4 Товарная политика

Сущность товарной политики. Товар: понятие, уровни. Классификация товаров. Товарная номенклатура и ассортимент товаров. Управление товарным ассортиментом.

Основные этапы создания нового товара. Жизненный цикл товара. Маркетинговая деятельность на отдельных этапах жизненного цикла товаров. Жизненный цикл товара и матрица ”Бостон консалтинг групп“.

Услуги, сервис и обслуживание клиентов.

 

5 Ассортиментная политика предприятия

Сущность ассортиментной политики предприятия. Товарная номенклатура, товарный ассортимент, ассортиментная группа, ассортиментная позиция. Общие и специфические особенности производственного, торгового и потребительского ассортиментов.

Основные решения в области товарного ассортимента. Решения о снятии с производства устаревших модификаций товаров, выпускаемых товаров, разработке новых видов продукции. Понятие оптимального товарного ассортимента. Возможности расширения ассортимента.

Управление товарным ассортиментом. Разработка ассортиментной концепции и формирование ассортимента. Планирование ассортимента.

Ассортиментная политика торгового предприятия. Сущность торгового ассортимента. Реальный и прогнозируемый торговый ассортимент. Содержание простого, смешанного, группового, развернутого, сопутствующего, смешанного торгового ассортимента. Показатели торгового ассортимента и возможности их анализа. Управление ассортиментом торгового предприятия. Цели и задачи разработки ассортиментной концепции торговыми предприятиями. Опыт управления ассортиментом торговых цепей и сетей.

Новый товар. Существующие трактовки понятия ”новый товар“. Сущность маркетингового подхода к определению нового товара. Классификация новых товаров. Причины неудач новых товаров. Факторы успешности нововведений.

Создание нового товара. Поиск идей о новом товаре. Оценка и отбор наилучших идей о товаре. Экономический анализ. Разработка товара. Пробный маркетинг. Производственное и коммерческое освоение нового товара.

 

6 Упаковка и маркировка товара

Упаковка в системе маркетинга. Функции и жизненный цикл упаковки. Виды упаковки. Требования к упаковке: основные, дополнительные, маркетинговые. Нормативные документы, определяющие требования к упаковке.

Сущность упаковки в логистике, товароведении, маркетинге. Назначение и элементы упаковки. Классификация упаковки по уровням, степени унификации, количеству упакованных единиц.

Концепция создания упаковки. Современные тенденции развития рынка упаковочных материалов в Республике Беларусь и за рубежом.

Понятие и основные функции маркировки. Нормативные документы, определяющие требования к маркировке. Требования к маркировке в отдельных странах.

Виды маркировки. Понятие производственной и торговой маркировки. Основные носители производственной маркировки. Носители торговой маркировки.

Элементы и структура маркировки. Текст, рисунок и информационные знаки как элементы маркировки. Структура маркировки. Информационные знаки, условные обозначения. Информационные знаки: содержание, отличия национальных и международной систем обозначения, условия присвоения.

Штриховой код: понятие и функции. Наиболее распространенные системы штрихового кодирования. Деятельность государственных органов Республики Беларусь по использованию штрихового кодирования.

 

7 Товародвижение и сбыт

Прямые и косвенные каналы распределения. Выбор канала распределения. Уровни каналов распределения. Преимущества и недостатки прямого и непрямого сбыта. Организация эксклюзивного сбыта.

Косвенные каналы распределения. Характеристика посредников при косвенном сбыте. Оптовая торговля. Основные функции оптовой торговли. Классификация оптовой торговли. Формы оптовой торговли. Маркетинговые решения в оптовой торговле.

Розничная торговля. Классификация предприятий розничной торговли. Основные функции розничной торговли. Основные маркетинговые решения, принимаемые розничными торговцами.

Управление каналами распределения. Рыночные структуры в реализации политики распределения. Аукционы. Товарные биржи. Оптовые ярмарки.

 

8 Цена в комплексе маркетинга

Рыночные основы ценовой политики. Цена. Ценообразование. Ценовая политика. Факторы, воздействующие на решение по ценам.

Определение базового уровня цены. Методы установления цены на основе затрат. Определение цены с ориентацией на уровень конкуренции.

Ценовая политика в торговле. Установление цены на новые товары. Установление цены в рамках товарного ассортимента.

Управление ценами. Психологические аспекты установления цены. Политика скидок. Контрактная цена.

Кредитная политика. Потребительский кредит. Коммерческий кредит. Лизинг. Факторинг.

Государственное регулирование цен.

 

9 Коммуникационная политика

Формирование коммуникационной политики. Основные элементы коммуникационной политики. Модели коммуникации. Инструментарий коммуникационной политики. Жизненный цикл товара и значимость составляющих комплекса коммуникаций. Имиджевая политика фирмы (фирменный стиль, корпоративное поведение, корпоративная культура, корпоративные коммуникации).

Связи с общественностью. Цели и задачи PR- деятельности. Реклама и PR: сходство и различия. Понятие и формы PR - обращения. Каналы распространения PR- обращения. Барьеры восприятия PR - обращения. Основные виды PR - мероприятий.

Реклама. Функции рекламы. Формы рекламы. Планирование рекламной кампании. Методы формирования рекламного бюджета. Процесс создания рекламы. Тестирование рекламы. Определение эффективности рекламного обращения.

Личная продажа. Стимулирование продаж. Ярмарки и выставки.

Бренд. Стратегия управления брендом. Этапы продвижения бренда. Разрыв бренда. Капитал бренда.

 

10 Управление маркетингом

Стратегическое планирование. Цели фирмы. Стратегия развития хозяйственного портфеля предприятия. Базовые стратегии роста предприятия.

Организация маркетинга. Структура управления маркетингом. Управление персоналом. Маркетинговый контроль. Основные требования, предъявляемые к маркетинговому контролю. Процесс контроля. Виды контроля. Ежегодный плановый контроль. Контроль прибыли. Контроль эффективности. Стратегический контроль.

 

11 Состояние и проблемы международного маркетинга

Особенности, цели и задачи международного маркетинга. Глобализация экономики и интернационализация предпринимательства. Зарубежные рынки и их значение для белорусских предприятий. Процесс выхода предприятия (фирмы) на международные рынки. Причины, обусловливающие выход на международные рынки.

Правила конкурентной борьбы на международном рынке. Особенности цели и задачи международного маркетинга. Причины, побуждающие к применению международного маркетинга.

Экономическая и политическая среда международного маркетинга. Контролируемые факторы. Неконтролируемые факторы. Основные типы экономических систем. Основные типы рисков, возникающие при работе на международном рынке (страновой, несоответствия, валютный, финансовый и банковский). Прямые и косвенные инструменты государственного регулирования экономической и маркетинговой деятельности. Тарифные и нетарифные барьеры.

Правовая среда международного маркетинга. Факторы, оказывающие влияние на маркетинговую деятельность за рубежом. Уровни права (национальное, наднациональное, международное). Правовые основы регулирования хозяйственной деятельности. Организационные формы осуществления хозяйственной деятельности. Отношения интеллектуальной собственности. Трудовое право. Налоговое регулирование

Социально - культурная среда. Культурные и человеческие факторы внешней среды маркетинга. Средства коммуникации. Этика и этикет в зарубежных странах. Специфические особенности поведения.

 

12 Кросс - культурные вариации в поведении потребителей

Демография и структура международных рынков. Культурные ценности и потребительское поведение. Концепция культуры. Функционирование культуры. Идентификация культурных ценностей. Вариации в культурных ценностях.

Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях. Языковые сложности. Время. Пространство. Дружба. Соглашения. Вещи. Символы. Кросс - культурные и глобальные маркетинговые стратегии. Факторы разработки кросс - культурной маркетинговой стратегии. Особенности коммуникационной политики на зарубежных рынках.

 

13 Информационное обеспечение международного маркетинга

Задачи и предмет маркетинговых исследований в международном маркетинге. Информационная система предприятия Процесс и дизайн международного маркетингового исследования. Цели международного маркетингового исследования. Задачи международного маркетингового исследования. Требования к дизайну маркетингового исследования. Этапы международного маркетингового исследования. Методы получения и обработки маркетинговой информации при проведении международного маркетинга. Формы проведения маркетинговых исследований. Источники информации для вторичных исследований. Структура, содержание и основные источники первичной маркетинговой информации.

Особенности проведения опросов. Информация для анализа окружающей среды. Информация для анализа рынка. Информация для анализа предприятия.

Особенности проведения анализа и выбора сегментов международных рынков. Особенности сегментации международного рынка. Модели сегментации. Оценка емкости рынка и его привлекательности.

Методы оценки бизнес - партнеров. Основные методы оценки конкурентоспособности фирмы (метод сравнительных преимуществ, метод равновесия фирмы и отрасли, структурно - функциональный метод, метод профилей качества, матричный метод). Структурный подход к определению конкурентоспособности. Функциональный подход к определению конкурентоспособности. Показатели, отражающие эффективность производственно - сбытовой деятельности. Матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Финансовое положение фирмы.

 

14 Товарная политика предприятий на международных рынках

Особенности формирования и осуществления товарной политики на международных рынках. Стратегия простого расширения. Стратегия адаптации продукции. Стратегия ”обратного“ изобретения или новых изобретений. Стратегия прекращения производства товаров.

Маркетинговые характеристики товарной политики на международных рынках. Ассортиментная политика на международном рынке.

Упаковка экспортного товара (размер, стоимость, требования законодательства, местные обычаи в отношении цвета упаковки). Опознавание. Маркировка. Дизайн. Торговые марки.

Особенности организации сервиса в международном маркетинге. Предпродажный и послепродажный сервис. Переработка грузов.

 

15 Ценовая политика в международном маркетинге

Система цен, применяемых на внешних рынках. Особенности определения цен на товары. Факторы, влияющие на уровень цен.

Ценовые стратегии на международном рынке. Этапы разработки ценовой стратегии.

Особенности формирования экспортных цен. Трансфертные цены. Расчетный и сравнительный методы определения экспортной цены. Порядок расчета экспортной цены товара. Виды поправок, применяемых при назначении экспортной цены.

Таможенные тарифы и платежи.

 

16 Сбытовая политика на зарубежных рынках

Особенности организации товародвижения на международных рынках. Цели системы сбыта на международном рынке. Важность адекватной организации каналов сбыта. Проблемы выбора метода сбыта. Формы организации распределения товаров на международном рынке Критерии выбора канала сбыта за рубежом.

Способы проникновения на зарубежные рынки. Формы организации международного предпринимательства. Создание предприятий с зарубежными партнерами: понятие, особенности и этапы. Свободные экономические зоны. Взаимодействие бизнес - партнеров в зарубежных торговых сетях. Франчайзинг, как форма международного предпринимательства. Структура и содержание международного контракта. Виды внешнеторговой документации по оформлению сделок.

Маркетинговые коммуникации на международном рынке, как способ интенсификации сбыта.

 

17 Международные маркетинговые коммуникации

Специфика политики продвижения товара на внешних рынках. Основные инструменты продвижения товара. Значимость отдельных элементов. Факторы, оказывающие влияние на выбор инструмента продвижения.

Специфические особенности международной рекламы. Основные проблемы реализации международной рекламы. Стандартизация и адаптация международной рекламы. Осуществление рекламной деятельности на внешних рынках. Международные рекламные компании. Международный кодекс рекламной практики.

Связи с общественностью. Стимулирование продаж на внешних рынках. Персональные продажи.

Формирование политики продвижения товара на внешних рынках. Установление целей продвижения товара. Анализ факторов, влияющих на эффективность политики продвижения. Определение значимости отдельных инструментов продвижения товара. Составление сметы расходов на политику продвижения. Осуществление политики продвижения. Оценка и анализ эффективности реализации политики продвижения на внешних рынках.

Продвижение товара в прямом международном маркетинге. Коммуникации в интернете. Коммуникации в многоуровневом маркетинге. Международные ярмарки и выставки как инструмент международного маркетинга.

 

18 Управление международным маркетингом

Понятие бизнес-плана организации. Маркетинговая составляющая бизнес- плана. Характеристика типовых разделов плана маркетинга. Подходы к составлению маркетинговых бюджетов.

Организационные структуры компании, имеющей выход на зарубежный рынок. Способы организации отделов маркетинга при работе на внешнем рынке.

 

19 Маркетинг взаимоотношений

Сущность маркетинга взаимоотношений. Эволюция маркетинга взаимоотношений. Параметры оценки рыночной ориентации организации. Понятие и значение внутреннего маркетинга. Планирование типа REAР (R - удержание имеющихся потребителей; Е - эффективность работы; А - привлечение новых потребителей; Р - проникновение на новые рынки). Разработка стратегии маркетинга взаимоотношений. Возможности поддержки взаимоотношений с потребителями. Сегментация потребителей. Управление взаимоотношений с потребителями. Управление потребителями. Системы и данные в маркетинге взаимоотношений. Корпоративная культура и сотрудники. Потребительская преданность и потребительская ценность. Методы оценки потребительской ценности. Технологии прозрачного маркетинга. Понятие CRM-технологий и программных продуктов, их обеспечивающих.

 

20 Стратегический маркетинг

Эволюция стратегического управления предприятием (фирмой). Характеристики стратегического маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии и тактики. Школы стратегий. Стратегия: понятие, уровни, иерархия. Элементы стратегии. Роль маркетинга в разработке и реализации стратегии. Процесс разработки и реализации маркетинговой стратегии. Согласование маркетинговой стратегии с другими стратегиями и ресурсами предприятия (фирмы). План маркетинга.

 

21 Корпоративные стратегии

Влияние рынка на миссию организации. Критерии определения корпоративной миссии. Корпоративные цели. Маркетинговые аспекты корпоративных целей. Стратегии корпоративного роста. Расширение путем усиления проникновения на существующие товарные рынки. Расширение путем разработки новых товаров для уже имеющихся покупателей. Расширение путем предложения существующих продуктов новым сегментам рынка. Распределение ресурсов. Проведение портфельного анализа. SWOT- анализ. Модель McKinsey. Матрица управляющей комбинированной портфельной модели. Исследование стратегических разрывов по И.Ансоффу.

Стратегические бизнес - единицы: понятие, отличия от рыночного сегмента. Стратегические решения на уровне бизнес - единицы. Цели бизнес - единицы. Распределение ресурсов внутри бизнес - единицы. Общие конкурентные стратегии бизнес - уровня. Различия конкурентных стратегий (в сфере деятельности, в целях и задачах, в распределении ресурсов). Определение соответствия бизнес - стратегии внешней среде. Влияние бизнес - стратегий на маркетинговые решения.

 

22 Анализ стратегических маркетинговых возможностей

Особенности анализа макросреды. Схема оценки привлекательности рынка. Проблемы в определении рынка и отрасли. Конкурентные силы по М.Портеру. Факторы успеха в конкурентной борьбе. Источники информации об окружающей среде.

Анализ маркетинговых возможностей. Назначение аудита маркетинга. Внешний маркетинговый аудит. Характеристика факторов макросреды. Методы оценки внешней среды: метод ”5*5“, составления профиля среды, PEST-анализ.

Показатели оценки микроокружения. Аудит рынка. Ключевые характеристики рынка. Анализ рыночных событий и тенденций. Анализ рынка с использованием модели пяти конкурентных сил М. Портера. Направление аудита микроокружения: аудит конкурентной среды, посредников, потребителей.

Внутренний аудит маркетинга. Показатели оценки компании: объемы продаж, доли рынка, рентабельность. Оценка методов и организации маркетинга. Характеристика элементов комплекса маркетинга: исследование рынка; разработка продукта; номенклатура продуктов; качество продуктов; упаковка; единица продаж; уровни запасов; дистрибуция; поддержка дилеров; ценообразование; скидки; кредиты; реклама; стимулирование продаж; связи с общественностью; послепродажное обслуживание; организация выставочной деятельности; торговые точки. Направления аудита операций и ресурсов: цели и стратегии маркетинга; распределение маркетинговых обязанностей; маркетинговая информационная система; система планирования, контроля; функциональная и межфункциональная эффективность; анализ рентабельности, экономической эффективности.

Суть анализа сильных и слабых сторон, метод SNW. Этапы и правила проведения SWOT - анализа, современные разновидности метода.

Анализ рынка с использованием модели пяти конкурентных сил М. Портера: оценка потенциальных и существующих на рынке конкурентов, товаров - заменителей, поставщиков и потребителей.

Определение потенциала рынка и подготовка прогноза сбыта. Основные инструменты прогнозирования. Статистические и другие количественные модели. Наблюдение. Опрос. Аналогия. Суждение. Рыночное тестирование. Математические методы в прогнозировании. Маркетинговая информационная система как источник знаний о рынке. Система внутренней отчетности. Система маркетинговой разведки. Система управления контактами с клиентами (CRM - система). Маркетинговые базы данных Маркетинговые исследования: основа для принятия стратегических решений.

 

23 Определение наиболее привлекательных рынков

Сегментирование рынка. Факторы, способствующие определению рыночного сегмента. Критерии выбора переменных сегментирования. Принципы сегментирования. Этапы процесса выбора наиболее привлекательных рыночных сегментов. Оценка сегментов рынка. Выбор стратегий для целевого сегмента. Дифференциация, как основа конкурентного преимущества. Бизнес - стратегия дифференциации. Позиционирование: понятие, виды. Атрибуты, используемые компаниями

для позиционирования. Аналитические инструменты, используемые для принятия решений о позиционировании. Этапы процесса позиционирования. Стратегии позиционирования Э.Райса и Дж. Траута.

 

24 Продуктовая стратегия и разработка нового продукта

Стратегические направления деятельности предприятия (фирмы) на рынке. Инновации. Разработка нового продукта. Факторы, влияющие на распространение нового продукта (диффузия инноваций). Доля рынка и кривая опыта. Процесс принятия продукта целевым рынком. Классификация потребителей по отношению к новому товару.

Жизненный цикл товара. Кривые жизненного цикла товара. Влияние этапов ЖЦТ на рынок и конкуренцию. Стратегическое значение концепции ЖЦТ. Управление инновациями.

Марочная стратегия. Стратегия создания бренда.

Стратегия разработки эффективной упаковки.

Сегментирование рынка для нового продукта. Макросегментирование. Вертикальное сегментирование. Микросегментирование.

 

25 Определение конкурентной позиции предприятия

Составляющие анализа конкурентов. Необходимая информация для оценки конкурентной позиции. Карта аудита конкурента. Способы оценки конкурентной позиции. Понятие конкурентной разведки, разграничение понятий конкурентной разведки и промышленного шпионажа. Этапы разработки конкурентных стратегий.

Роль в оценке конкурентных позиций предприятия и разработке конкурентных стратегий. Внутренний, функциональный, глобальный, общий, ассоциативный, бенчмаркинг конкурентоспособности, бенчмаркинг процесса. Этапы процесса бенчмаркинга. Использование бенчмаркинга в маркетинговой деятельности.

Понятие и подходы к классификации конкурентных стратегий. Классификация Ф. Котлера: неповоротливый, разборчивый, непредсказуемый, конкурент ”тигр“. Классификация конкурентов согласно Ж.-Ж. Ламбену: прямые, косвенные, товарные, неявные конкуренты. Конкурентные стратегии лидера на рынке, претендента на лидерство, предприятия-специалиста, предприятия со слабой конкурентной позицией.

Понятие и виды конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество в издержках, рыночной нише, дифференциации: рыночные условия, требования к организационной структуре. Возможность достижения конкурентных преимуществ на рынках типа: массовый выпуск, специализация, фрагментация, тупик. Другие виды конкурентных преимуществ: конкурентное преимущество в инновациях, немедленном реагировании на потребности рынка, сочетании видов деятельности, маркетинге. Внешнее и внутреннее конкурентное преимущество. Процесс достижения конкурентного преимущества, способы его удержания.

Современные теории конкурентного поведения.

 

26 Маркетинговые стратегии для различных типов рынков

Стратегии новатора и последователя: понятие, определяющие факторы.

Стратегия последователя. Стратегия проникновения на массовый рынок. Элементы маркетинговой программы для стратегии проникновения на массовый рынок.

Стратегия проникновения в ”нишу“. Элементы маркетинговой программы для стратегии проникновения в ”нишу“.

Стратегия ”снятия сливок“. Элементы маркетинговой программы для стратегии ”снятия сливок“.

Растущие рынки: конкуренция, возможности и риски. Стратегия растущего рынка для лидера. Маркетинговые задачи лидеров на рынке. Стратегия укрепления и защиты позиции. Стратегия наступления с фланга. Стратегия конфронтации. Стратегия расширения рынка. Стратегия стратегического отхода.

Стратегия роста рыночной доли для последователя. Маркетинговые задачи и действия последователей. Стратегия фронтального наступления. Стратегия обходного маневра. Партизанская война.

 

27 Механизм реализации стратегического маркетинга

Стратегические решения в товарной политике. Ассортиментная политика. Роль товарной политики в осуществлении стратегических задач организации. Значение и процесс осуществления инновационной политики. Основные товарные стратегии.

Стратегические решения в политике распределения. Элементы стратегии распределения. Стратегические цели и задачи распределения. Тактические мероприятия по реализации стратегии распределения.

Стратегические решения в коммуникационной политике. Процесс разработки коммуникационной стратегии. Стратегические коммуникационные цели. Виды коммуникационных стратегий: стратегия ”проталкивания“ и стратегия ”притягивания“. Симбиозная, проактивная и интерактивная коммуникационные стратегии. Разработка планов рекламы, стимулирования продаж, личных продаж и связей с общественностью.

Стратегические решения в ценовой политике. Этапы стратегии ценообразования. Ценовые стратегии: стратегии дифференцированного ценообразования, стратегии конкурентного ценообразования, стратегии ассортиментного ценообразования, другие ценовые стратегии и приемы.

Ценовые стратегии для товаров рыночной новизны: быстрое ”снятие сливок“, медленное ”снятие сливок“, быстрое ”проникновение на рынок“, медленное ”проникновение на рынок“. Смешанные ценовые стратегии с учетом уровня качества: прием премиальных наценок, глубокого проникновения на рынок, повышенной ценностной значимости, завышенной цены, среднего уровня, доброкачественности, ограбления, показного блеска, низкой ценностной значимости. Активные и пассивные ценовые стратегии. Ценовые стратегии для фирм - новичков и фирм - ”старожилов“.

 

28 Контроль и оценка стратегической деятельности

Необходимость контроля над выполнением стратегических планов. Разработка системы контроля. Разработка и проектирование системы оценки эффективности стратегической маркетинговой деятельности. Классические методы маркетингового контроля. Проведение стратегического контроля методы И. Ансоффа. Маркетинговый аудит.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Маркетинг: этапы развития и основные понятия, принципы, функции и основные концепции. Микро- и макросреда маркетинга.

2. Новый товар: понятие, этапы разработки, особенности маркетинговой деятельности на отдельных этапах жизненного цикла товара (ЖЦТ).

3. Сегментирование рынка индивидуального и делового потребителя: понятие, принципы, этапы процесса.

4. Модель поведения потребителей на рынке индивидуального потребителя: понятие, составляющие.

5. Деловой потребитель (закупочный центр): состав, характеристики, типы закупок.

6. Товарная номенклатура: понятие, классификации, показатели, особенности управления.

7. Упаковка и маркировка: понятие, функции, классификации, элементы, структура, требования.

8. Связи с общественностью: понятие, цели, задачи коммуникационная модель, основные виды мероприятий.

9. Ценовая политика: понятие, методы, задачи, факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровню цен.

10. Ценовая стратегия: понятие, этапы разработки, основные виды. Торговые скидки и наценки.

11. Кредитная политика. Потребительский кредит. Коммер­ческий кредит. Лизинг. Факторинг.

12. Маркетинговые коммуникации: понятие, типы, процесс планирования рекламной кампании.

13. Прямая реклама: понятие, виды, функции. Определение эффективности рекламы. Методы определения рекламного бюджета.

14. Выставки и ярмарки как элемент рекламной деятельности: понятие, особенности процесса организации и проведения.

15. Структуры управления маркетингом на предприятии: понятие особенности функционирования.

16. Экономическая и политическая среда международного маркетинга: понятие, контролируемые и не контролируемые факторы, прямые и косвенные инструменты государственного регулирования.

17. Международное маркетинговое исследование: понятие, цели, процесс, дизайн.

18. Особенности коммуникационной политики предприятия на международных рынках, кросс - культурные вариации в поведении потребителей.

19. Особенности формирования и осуществления товарной политики на международных рынках.

20. Особенности организации сервиса в международном маркетинге. Предпродажный и послепродажный сервис. Переработка грузов.

21. Система цен, применяемых на внешних рынках.

22. Особенности организации товародвижения на международных рынках. Способы проникновения на зарубежные рынки. Формы организации международного предпринимательства.

23. Коммуникационная политика компании на внешних рынках.

24. Организационные структуры компании, имеющей выход на зарубежный рынок. Способы организации отделов маркетинга, при работе на внешнем рынке.

25. Характеристики стратегического маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии и тактики. Стратегия: понятие, уровни, иерархия. Элементы стратегии.

26. Анализ маркетинговых возможностей и макросреды (метод ” 5*5 “, составления профиля среды, PEST-, SWOT-анализ). Внешний и внутренний аудит маркетинга.

27. Стратегические направления деятельности предприятия (фирмы) на рынке. Инновации. Разработка нового продукта. Факторы, влияющие на распространение нового продукта (диффузия инноваций).

28. Стратегическое сегментирование рынка: понятие, критерии, принципы. Определение конкурентных преимуществ.

29. Маркетинговые стратегии для различных типов рынков: понятие, типы, особенности разработки.

30. Стратегические решения в комплексе маркетинга. Контроль и аудит.

Рекомендуемая литература

1. Акулич, И.Л. Маркетинг взаимоотношений: учебное пособие: рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Р.Б. по экономическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности ”Маркетинг“ / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 252 с.

2. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник: утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич; рец. М. В. Петрович. - 7-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 525 с.

3. Джабраилов, А.Э. Маркетинг. Логистика. Транспортно-складские логистические комплексы: учебное пособие / А. Э. Джабраилов, В. И. Моргунов. - М.: Издательско-торговая корпорация ”Дашков и К“, 2010. - 388 с.

4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс - курс: научное издание / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.

5. Гладких, И.В.Маркетинг: Кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ: сборник / ред. И.В. Гладких. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2010. - 340 с.

6. Дубровин, И.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие / И. А. Дубровин. - 2-е издание. - М.: ”Дашков и К“, 2009. - 276 с.

7. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2011.- 376 с.

8. Муртузалиева, Т.В. Маркетинг - практикум: задачи, кейсы, тесты / Т.В. Муртузалиева, Р.К. Цахаев. – М.: Экзамен, 2008. - 278 с.

9. Анохина, Г.А. Прикладной маркетинг: пособие для студентов экономических специальностей высших и средних специальных учебных заведений / Н. Н. Анохина, Г. А. Щербич. - Минск: ООО ”Издательство Гревцова“, 2008. - 224 с.

10. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: учебное пособие / Г. А. Васильев. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 276 с.

11. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П. С. Завьялов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 496 с.

12. Карпова, С.В. Международный маркетинг: учебное пособие / С. В. Карпова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 318 с.

13. Кнышова, Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие / Е. Н. Кнышова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 282 с.

14. Синяева, И.М. Практикум по маркетингу: учебное пособие / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - 3-е издание. - М.: Дашков и К*, 2010. - 240 с.

15. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 с.

 

Раздел 2 программа дисциплины ”ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ“

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.