Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5 Долюшка женская






Больше всего от «гражданского брака» страдают, конечно, женщины. Они часто попадают в весьма унизительное положение. Казалось бы, каждый свободен и может в любой момент уйти, но получается, что сойти с этого «автобуса» для женщины психологически бывает иногда очень непросто. По своей природе женщины существа более зависимые и менее решительные, чем мужчины. И их недобросовестные сожители этим пользуются. Известно, что подавляющее большинство женщин, находящихся в состоянии сожительства, хотели бы узаконить отношения. Любая женщина ищет стабильности и надежности для себя и для своих детей. Но решение, как всегда, остается за мужчинами. И вот, иные «рабыни любви» годами мучаются, ждут и просят партнеров оформить законный брак, а те лишь кормят их обещаниями и говорят красивые слова об их «высоких и неформальных отношениях». «А годы летят, наши годы как птицы летят», притом лучшие годы, молодость. И вот женщина начинает понимать, что нужно что-то делать, что время уходит, но оставить сожительство часто не хватает сил. (А вдруг больше уже никого не встречу и останусь на всю жизнь одинокой.) И получается, что нестабильное, подвешенное состояние сожительства не позволяет ей построить нормальные отношения со своим мужчиной и также не дает найти, быть может, настоящую любовь, создать семью, родить детей и быть счастливой.

Мне известны случаи, когда люди, оставив бесплодное сожительство, находили потом свою судьбу и создавали семью. Одна женщина из Санкт-Петербурга, человек верующий, церковный, прислала мне письмо по электронной почте, в котором сообщала, что познакомилась с мужчиной. Ей казалось, что он человек положительный – «ведь он православный, даже работает в церкви». К сожалению, под его влиянием, они вскоре стали жить «гражданским браком». Как я ни убеждал её, что это грех и ничем хорошим это не кончится, всё было бесполезно. Видимо, она думала, что это её последний шанс, ведь ей тогда было уже сорок лет, и она одна воспитывала дочь-подростка. Она прожила с этим мужчиной год или даже более. Но потом, слава Богу, она нашла в себе силы с ним расстаться. Потом выяснилось, что её бывший сожитель был кем-то вроде брачного афериста. Он морочил головы женщинам, сочинял себе красочную биографию и склонял их к сожительству, видимо, для каких-то своих целей. Моя знакомая, к счастью, не впала в уныние, а восприняла эту историю как урок, вразумление для себя. Она покаялась в своем грехе и стала регулярно причащаться (до этого священники не допускали её до причастия). Прошло несколько лет, и она встретила очень хорошего, верующего мужчину. Через некоторое время они поженились, теперь вместе ходят в храм. А о своем недавнем сожительстве женщина вспоминает как о страшном сне.

Но вернемся к разговору о статусе женщины в «гражданском браке». Одному известному психологу женщина, живущая в «гражданском браке», написала письмо: «Мой парень никогда не берет меня на корпоративные вечеринки. Хотя знаю, что там бывают жены сотрудников. Мы в “гражданском браке” больше года, и отношения хорошие». Вот что ответил ей психолог: «Вообще говоря, понятие “гражданский брак” очень обманчиво. Вы считаете своего молодого человека мужем, но думает ли он о вас как о супруге? Если не берет на корпоративные вечеринки, скорее всего, не думает. Почему ваш брак до сих пор гражданский – в этом, на самом деле, вопрос. Попробуйте себе на него ответить».

Известно по результатам опросов, что «замужних» людей у нас в стране больше, чем «женатых». Откуда взялся этот феномен? Женщины, находясь в «гражданском браке», почти всегда называют своих сожителей «мужьями», а те далеко не всегда считают своих подруг «женами». Но об этом мы подробно поговорим немного позже, а сейчас хочу предупредить женщин, живущих в гражданском браке, еще об одной опасности.

Мы уже говорили о том, что сожительство – вне закона, вне юридического поля. В случае смерти «гражданского мужа» или расставания с ним сожительница не имеет прав на наследство и совместно нажитое имущество, как это бывает в законном браке. Но также при расставании с сожителем при наличии общих детей женщина может остаться и без алиментов. Существует такое юридическое понятие: «презумпция отцовства». По закону, если ребёнок родился от лиц, состоящих в законном браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. То есть отцом любого ребёнка считается муж матери ребёнка (или лицо, являвшееся законным супругом в момент зачатия). На лиц, находящихся в «гражданском браке», презумпция отцовства, разумеется, не распространяется. Таким образом, если сожитель откажется от отцовства, установить то, что именно он является отцом ребёнка и заставить его платить алименты можно только в судебном порядке. На это уйдут очень большие средства и немало времени, без гарантии какого-либо результата. В судах сейчас рассматривается огромное количество таких дел.

Очень многие бывшие «гражданские мужья» отказываются от своего отцовства. И это неудивительно, ведь даже законные отцы очень часто делают все, чтобы не платить алименты.

 

З амуж любой ценой?

 

Нередко можно услышать такой вопрос-возражение: «У нас в России женщин на одиннадцать миллионов больше, чем мужчин. И многие идут на пробное сожительство, чтобы не остаться одной, использовать эту связь как прием для создания семьи. А мужчины сейчас избалованы выбором и доступностью. И может случиться, что женщина, отказавшая мужчине в сожительстве, никогда не сможет потом выйти замуж».

Беда в том, что у нас люди очень плохо осведомлены в этой теме, не знают и даже не подозревают, какое разрушительное действие оказывает увлечение «гражданским браком» на нашу страну в целом и на людей, практикующих сожительство, в частности. Любое явление познается по его плодам. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16), – говорит Господь в Евангелии. Мы уже говорили о том, какие горькие плоды приносит так называемый «гражданский брак». Думаю, что очень мало женщин, которые действительно хотят создать семью, согласились бы на «пробный брак», если бы узнали, что в реальности лишь немногое количество сожительств заканчивается созданием настоящей семьи, что вероятность развода в браках после сожительства возрастает в два раза по сравнению с теми супружескими парами, где супруги не жили вместе до создания семьи; если бы узнали, какое количество проблем, конфликтов и измен случаются в браках, где практиковалось пробное сожительство; если бы послушали рассказы несчастных женщин, которым их сожители много лет морочили голову, обещая жениться, а потом бросили, искалечив их жизнь и загубив молодость. Многие из этих женщин после этого уже не смогли создать семью и родить детей. Ах, «если бы молодость знала, если бы старость могла…». Эти знания приобретаются, к сожалению, горьким опытом, путем проб и ошибок, порой непоправимых.

Скажем еще немного о печальных последствиях «гражданских браков».

После сожительства женщина рискует стать бесплодной. Известно, что пары, живущие в «гражданском браке», весьма редко имеют детей, оно и понятно, мужчина не хочет связывать себя лишними обязательствами, женщина боится, что ребёнок будет расти без отца и не будет социально защищен в случае, если сожитель их бросит. И вот живущие в «гражданском браке» как тяжёлой болезни боятся беременности. Естественно, они применяют контрацептивы, притом предпочтение отдается гормональным препаратам, как самым надёжным и эффективным средствам предохранения. Подсчет календарных дней, барьерная контрацепция, и прочее не имеют такой степени надежности.

Известно, что регулярное, а в особенности длительное применение контрацептивов ухудшает, угнетает репродуктивные способности женского организма и может привести к бесплодию.

Прием противозачаточных таблеток ведёт к нарушению менструального цикла, угнетаются функции яичников и матки, ухудшается выработка гормонов, могут появиться гинекологические заболевания. Если женщине больше тридцати лет, шансы остаться бесплодной у неё возрастают, так как организму тяжелее восстанавливаться после приёма противозачаточных средств.

Женщины вне брака гораздо чаще делают аборты, чем замужние, а любой аборт – это огромное потрясение для женщины. Она не только духовно страдает от того, что совершила детоубийство, но и очень часто остается неспособной больше к деторождению. Я неоднократно исповедовал молодых женщин после аборта, которые рассказывали, что теперь на всю жизнь остались бесплодными.

Конечно, у проблемы бесплодия после блудного сожительства, контрацепции и абортов, кроме чисто медицинской стороны, есть и духовные причины, и они, разумеется, являются самыми главными. Ребенок – это дар Божий, способность к рождению детей – великая радость для женщины и её призвание. Но этот дар может быть отнят у неё за грехи.

Если девушка или женщина хочет создать семью, то её согласие на «гражданский брак» чаще всего является вынужденным. Не то, чтобы её очень привлекали такие отношения или она была испорчена и беспутна, нет, просто ей кажется, что раз сожительство весьма распространено, то оно обязательно приведет её к свадебному платью, обручальным кольцам и маршу Мендельсона, что если парень предложил ей пожить вместе, то это практически равнозначно предложению руки и сердца. Но это не так. Да, подавляющее большинство женщин, даже живущих в «гражданском браке», хотят надежной, крепкой, законной семьи, защиты для себя и своих детей, у женщин очень велико стремление к семье, домашнему очагу. И поэтому, как уже говорилось выше, «жен» у нас больше, чем «мужей». Примерно 90 % женщин, живущих в «гражданском браке», считают, что они замужем, но известно также, что 80 % сожительствующих мужчин, считают себя холостыми.

Но сожительство не увеличивает шансы создать семью, а уменьшает их. Более 80% «гражданских браков», либо довольно скоро распадаются, либо так и остаются сожительствами, не превратившись со временем в браки настоящие. Притом статистика также утверждает, что чем дольше сожители живут вместе, тем меньше вероятность того, что они потом поженятся. И потратив годы на вялотекущие, непонятные и бесплодные отношения и ожидания, можно потом вообще никогда не выйти замуж. Девушкам кажется, что если она откажет мужчине, то он разлюбит, бросит ее. Что тут можно сказать? Если бросит, значит никогда не любил, пробовать создать семью с нелюбящим нельзя. Если любит по-настоящему, если намерения у него серьезные, будет ждать, любовь – это уважение, это бережное отношение к убеждениям любимого человека. Одна моя знакомая, молодая женщина, воспитывала одна дочку-инвалида. Потом появился мужчина, который стал ей близок, начал помогать ей и ребенку, но когда он предложил ей жить вместе до брака, она, как человек верующий, придерживающийся строгих принципов, отказала ему, после этого он тут же исчез из её жизни. Вот так проверяются люди: мужчину действительно интересуешь ты сама, он реально сопереживает тебе или его интересует только твое тело.

Еще один момент: девушек, которые хранят, соблюдают себя до брака, всё меньше и меньше, и мужчины, которые и вправду хотят создать семью, конечно, предпочтут девушку строгих нравственных правил, той, которая на всё готова. Мужчина, который стремится к настоящему браку, а не к одноразовым отношениям, всегда оценит скромность и целомудрие своей любимой. А если мужчиной движет нечистая плотская страсть, а не действительное желание быть рядом с любимой женщиной и вступить с ней в брак, то он, добившись своего, получив от неё всё, что хотел, очень часто теряет к ней всякий интерес. То, что далось без труда, или было достигнуто путем прямого или психологического насилия не имеет ценности. В Библии, во второй книге Царств есть один эпизод, который является очень яркой иллюстрацией к подобной ситуации. Сын царя Давида, Амнон, как сказано, «полюбил» свою сводную сестру Фамарь. На самом деле, его влюбленность была лишь сильнейшим сексуальным влечением. Но на тот момент «скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари» (2 Цар. 13, 2). И стал худеть с каждым днем из-за влечения к ней. Он хотел склонить её ко греху с ним, но Фамарь умоляла его не бесчестить её, она просила его поговорить с царем, чтобы тот разрешил им пожениться, но Амнон напал на неё и изнасиловал. «Потом возненавидел её Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. Ия [Фамарь] сказала ему: нет, [брат]; прогнать меня – это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее» (2 Цар. 13, 15–16).

Так что, в любом случае, соглашаться на унизительный «гражданский брак» нельзя, он по сути дела ничего не дает, а только отнимает и уж тем более не способствует созданию крепкой законной семьи. Для любой нормальной женщины стоит задача найти настоящего, хорошего мужа, а не временного любовника, который «поматросит и бросит» её. С помощью греха свои проблемы не решишь и счастья не найдешь. Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя бросить своего ребёнка или убить его, сделав аборт, чтобы он не стеснял нашу свободу, нельзя изменить своему мужу или жене, поддавшись страсти к другому человеку (кстати, интересный факт: уровень разводов в браках, заключенных между бывшими любовниками, разрушившими законную семью, составляет 80 %), нельзя, пойти на грех, чтобы выйти замуж любой ценой, потому что цена будет очень высока.

Еще одна причина, по которой женщина, желающая создать семью не должна соглашаться на сожительство, состоит в том, что у мужчины гораздо меньше стимулов для того, чтобы узаконить свои отношения с сожительницей, ведь для него в «гражданском браке» плюсов гораздо больше, чем для женщин.

Давайте посмотрим правде в глаза. Как выглядит обычно «гражданский брак»? Мужчина имеет в лице сожительницы бесплатную домохозяйку, она ему готовит, стирает, убирает, и это всё, как правило, помимо её основной работы. Она удовлетворяет его интимные потребности (тоже бесплатно), а иногда даже сама содержит его. Она годами пользуется контрацептивами, боясь забеременить, а порой и делает аборты. А он обещает ей, что женится, а сам не хочет брать на себя никакой ответственности и считает себя свободным, холостым человеком. В случае если случайно родится ребенок, не ему его растить в одиночку. Таким образом, становится совершенно очевидно, что «гражданский брак» – очень большое унижение для женщины. А если женщина позволяет себя унижать, она очень скоро теряет всякую привлекательность в глазах мужчины и о браке тут уже говорить не приходится.

Может сложиться впечатление, что я во всех бедах обвиняю мужчин и считаю их виновниками всех женских несчастий, а женщин считаю лишь безвинными жертвами сожителей-тиранов. Нет, в беде под названием «гражданский брак», виноваты как мужчины, так и женщины. Мужчины своей безответственностью, распущенностью, малодушием и отсутствием элементарных морально-нравственных принципов. Женщины своим облегченным поведением, уступчивостью, «безотказностью» (в самом плохом смысле этого слова) и своим желанием вступить в брак любой ценой, не стесняясь в средствах. Если бы все женщины, как одна, отказались бы сожительствовать с мужчинами до брака, у нас не осталось бы «гражданских браков», а количество крепких, нормальных семей увеличилось бы в несколько раз.

Брак – это Таинство, даже если он пока, в силу разных причин, еще не венчан. Ведь в этом таинственном союзе два совершенно разных по крови человека, соединенных любовью, собираются для того, чтобы всю жизнь провести вместе, стать единой душой и единым телом, взяв на себя всю полноту ответственности перед Богом, друг перед другом и перед всем миром. А в таинство нельзя играть, его нельзя профанировать, его нельзя совершать кое-как (получится, не получится), его нужно совершать благоговейно, на совесть и со всей ответственностью.

 


 

Глава 6
Что делать?

 

Как быть тем, кто уже находится в сожительстве, но вместе с тем чувствует дискомфорт своего состояния и хочет разобраться в своей личной жизни? Семейный православный психолог Ирина Анатольевна Рахимова, с которой мы уже давно участвуем в различных семейных проектах, чтобы показать людям, находящимся в «гражданском браке», ложность и бессмысленность их состояния и помочь разобраться в своих взаимоотношениях предлагает тест: чтобы поверить свои чувства, на некоторое время (скажем, на два месяца), прекратить телесное общение. И если они соглашаются на это, то чаще всего лишь два варианта развития дальнейших отношений: либо они расстаются, если их связывали только страсть; либо вступают в брак, что тоже бывает. Воздержание, терпение позволяет по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси плотского влечения.

Я обычно тоже даю подобный совет. Объясняю, почему сожительство без брака – грех, и какие он имеет последствия. Предлагаю, если нет серьёзных намерений вступить в брак, расстаться. Рассказываю, что такое состояние ни к чему хорошему не приведёт. Если же молодые люди хотят узаконить свои отношения, я советую им прекратить интимное общение до брака. Ведь не всё же этим ограничивается, можно дружить, общаться, проявлять свою нежность и привязанность как-то по-другому. Вот тогда можно действительно лучше узнать друг друга.

Вот две истории из опыта психологического консультирования, рассказанные самой Ириной Анатольевной: «Пришла одна пара, ей двадцать пять, ему в два раза больше лет. Они вместе уже семь лет. Он в браке и на ней жениться не собирается, она об этом не знает, уверена, что настанет время и… Он привел её на консультацию, потому что она пристает с вопросом: когда же? Мужчина уже исчерпал все доводы и отговорки на потом. А пришел потому, что хотел руками психолога поскорее развязать этот затянувшийся узел, боялся её угроз, что если он уйдет, она что-нибудь с собой сделает. Вот я им этот тест про воздержание и задала. Больше на консультацию они не приходили, но спустя несколько месяцев я была на богослужении в одном из монастырей и увидела её. Она подошла ко мне и поблагодарила за помощь, оказывается, они расстались, она чувствует себя свободной и как будто гора с плеч. Сделала выводы, будет впредь умнее.

Другая история, о мужчине и женщине, которые встречались восемь лет, и тоже отношения забуксовали. Я им опять тест на засыпку. Проходит время, месяцев семь, восемь, я читала лекции в Историческом музее на тему семейных отношений, смотрю: сидит моя парочка в первом ряду. После занятий разговорились, оказалось, что они повенчались. Слава Богу, вот ведь радость! Финал разный, но суть одна: Это очень хорошая проверка отношений, как это говорят “на вшивость”».

На всевозможных интернет-форумах также часто обсуждаются проблемы «гражданских браков». На одном таком форуме темой дискуссии стала следующая ситуация: женщина уже пять лет живет в «гражданском браке». Мужчина, как всегда, не спешит и ничего конкретного ей не говорит. Её это не устраивает, ей очень хочется замуж, и она вся извелась от этой неопределенности. Женщина хочет забеременеть от сожителя втайне от него, чтобы потом поставить его перед фактом и «затащить» в ЗАГС.

Что тут скажешь? Думаю, что подобные «силовые приемы» с «выкручиванием рук» не только малоэффективны, но и могут очень сильно навредить. Во-первых, это шантаж и манипуляция, притом орудием шантажа является ни в чём неповинный ребенок, который рискует остаться незаконнорожденным, а то и вообще лишиться отца. Во-вторых, насильно мил не будешь – мужчина должен жениться на женщине добровольно, потому что любит её и действительно хочет быть с ней вместе, а не потому, что его заставили это сделать. Он должен сам решить: хочет на ней жениться или нет.

Нередки случаи, когда мужчина, узнав о беременности сожительницы, не только не женился на ней, а наоборот, поскорее стремился скрыться в неизвестном направлении. Сожитель вообще может отказаться от ребёнка, и тогда у вашего сына или дочери вместо отца будет прочерк в свидетельстве о рождении, а это очень большая травма для него на всю жизнь.

На форуме, где было опубликовано это письмо, завязалось бурное обсуждение этой непростой темы и некоторые женщины, уже имеющие опыт жизни в «гражданском браке», предлагали очень разумные советы.

Одна из них пишет: «Есть такой проверенный, очень действенный способ. Зажечь свечи, подать вкусную еду и сказать: “Дорогой, я тебя очень сильно люблю. Но роль подружки меня перестала устраивать. Я хочу семью.
Я понимаю, что ты, может быть, не готов, поэтому прости меня, я сегодня (завтра) перееду, чтобы ты спокойно мог подумать и всё взвесить”.
Переехать и ждать уже знака судьбы – твоё, то от тебя никуда не денется.
Мужчинам порой необходим такой волшебный дружеский пинок, они более инертны, чем женщины. Если это твоя судьба, он будет с тобой. Если нет – зачем нам чужое?»

Были и более жесткие рекомендации: «Только та женщина может сказать, что ей этого не нужно (выйти замуж и иметь настоящую семью), которой не предлагают. А я всем женщинам советую так: если вы уже живете вместе уже не один год, а гражданский муж говорит: “зачем? ”, то не смотрите на то, что у вас дети, а просто разбегайтесь. Мимо вас, женщины, ходят мужчины, которым вы нужны, но сейчас вы вроде как заняты, и они просто ходят мимо. А когда останетесь одни, то вам не будут говорить: “а зачем? ”, просто подойдут и скажут: “Ты мне нужна. Как в жизни, так и перед Богом”. И тогда вы почувствуете, что вы кому-то нужны, а это – настоящее счастье!»

И еще один подобный комментарий: «Моя знакомая вышла замуж через четыре года сожительства, у них был общий ребенок. Просто поставила условие: “мы женимся или расходимся”».

Конечно, кто-то может сказать: все эти форумы – вещь несерьезная и поверхностная и ничего путного на них посоветовать не могут. Но в данном случае, это не так. Я специально, прежде чем включать эти письма в книгу, проконсультировался о них с семейными психологами и они сказали, что данные методы вполне действенны. С одной стороны, они помогают мужчинам выйти из спячки, с другой, заставляют и мужчин и женщин найти ответы на главные вопросы: любим ли мы друг друга и хотим ли быть вместе?

Многие люди, находящиеся в сожительстве, боятся: если я поставлю ребром вопрос о том, чтобы узаконить наши отношения, не бросит ли меня после этого мой мужчина (женщина)? Тут очень важно, как вы будете вести этот серьезный разговор.

Первое. Ставить человека перед выбором, нужно тогда, когда вы уже неоднократно просили его заключить законный брак, и каждый раз получали невразумительный ответ.

Второе. Важна форма разговора, она должна быть не ультимативной, но, вместе с тем, твердой и решительной: «Я хочу быть с тобой, но только создав нормальную семью. Если ты не готов (не готова) дать ответ, давай возьмем тайм-аут и подумаем над всем этим.

В любом случае, человек должен понять, что изменилось не ваше отношение к нему лично, а ваше отношение к подвешенному, половинчатому состоянию, в котором вы с ним прибываете. Теперь о том, «бросит или не бросит». Выше уже приводились примеры благополучного разрешения подобной ситуации, приведу еще один случай. Этот пример также может дать ответ на вопрос: стоит ли расстраиваться, если вас бросят после предложения о женитьбе.

Однажды, после службы в храме ко мне подошел молодой мужчина и сказал, что хочет креститься. У нас с ним состоялась подробная беседа, в процессе которой выяснилось, что он живет в «гражданском браке» и вроде бы планирует со временем зарегистрировать свои отношения с подругой, но пока не спешит этого делать. Я рассказал ему, в чем грех таких отношений, и сказал, что нельзя принимать Крещение и при этом продолжать жить в тяжелом грехе. В Крещении человек умирает для жизни греховной и рождается в жизнь другую, новую и уже не может жить по тем нормам, которые приняты в безбожном мире. Поэтому нужно прекратить телесное общение, подать заявление в ЗАГС и готовиться к свадьбе. Только тогда я смогу его крестить. Если он пока не готов разобраться в своей личной жизни, тогда Крещение принимать ему ещё рано. Я не думал, что молодой человек даст мне ответ сразу. Но в этот же день он снова пришел ко мне и сказал, что согласен, будет воздерживаться и готовиться к свадьбе. Я назначил ему день крестин. Но перед Крещением, как это часто бывает, его начали мучить сомнения. Придя в храм, он отозвал меня в сторону для разговора: «Отец Павел, в ЗАГСе нам сказали, что нас могут расписать только через два месяца, и я теперь очень волнуюсь. Я сам готов два месяца обходиться без интима, но вдруг моя девушка этого не выдержит и бросит меня?» Тогда я ответил ему, что если его подруга не может вынести такое несложное испытание воздержанием и не уважает его выбора как православного христианина, то это означает, что она просто не любит его. И очень хорошо, если она уйдет. Как в песне поется: «значит рядом с тобой – чужой». С таким человеком нельзя создавать семью, она также не выдержит тягот семейной жизни и бросит его уже в браке. А если она действительно любит его, то будет терпеть и ждать.

Он согласился со мной, и я совершил над ним Таинство Крещения. История эта имела счастливое продолжение, через какое-то время я обвенчал его с молодой женой.

Теперь о том, что же делать мужчине, если его сожительница никак не хочет вступить с ним в законный брак. Надо сказать, что такие случаи весьма редки и являются, скорее, исключениями из правил. Чаще всего, как раз мужчины не очень-то стремятся к браку. Случается также, что оба сожителя являются сторонниками «свободных отношений». Если женщина не хочет вступать в брак или всячески оттягивает оформление законных отношений, для мужчины это повод крепко задуматься: в чем причина её колебаний? То ли она неуверенна в вас, как в будущем муже и отце её детей, то ли есть какие-то другие причины, заставляющее её тянуть с регистрацией. Задача мужчины – серьезно поговорить со своей женщиной, выяснить: что волнует, и постараться успокоить. Женщина сама должна почувствовать, что с вами ей будет надежно и безопасно.

Ко мне в храм зашел мужчина, на вид лет тридцати, сказал, что он бизнесмен, имеет свое небольшое дело – держит продуктовый магазинчик рядом с нашей церковью. Из разговора с ним выяснилось, что он живет с женщиной, она уже была замужем, сейчас разведена, а он никогда женат не был. На вопрос, почему они не поженятся? Мужчина ответил, что он сам готов это сделать, хочет жениться на ней, иметь детей, но она почему-то не спешит. Он всё время говорил, что хочет от неё ребенка, но когда я спросил: «А вы её любите?» – он не смог дать четкого, вразумительного ответа и опять что-то начал говорить про то, что хочет ребёнка. Видимо, его подруга чувствовала в нем недостаток любви и это её отталкивало. Когда женщина почувствует, что по-настоящему вам дорога, что вы любите её и хотите быть только с ней, что она нужна вам сама, а не только общие дети и её статус законной супруги, тогда она согласится пойти с вами под венец.

Если же после серьезного разговора с женщиной мужчина выяснит, что она вполне уверена в нём и в его чувствах, но все равно продолжает оттягивать бракосочетание, тогда следует проявить твердость. Решающее слово в отношениях всегда должно быть за мужчиной, именно он предлагает «руку и сердце», он будущий глава семьи и он должен решиться сказать по-мужски: «Я тебя люблю и хочу быть с тобой. Но я хочу жить с тобой не как с любовницей, не как с сожительницей, а как с законной настоящей супругой. Если ты считаешь, что мы пока не готовы к этому, значит, нам надо расстаться, чтобы мы могли спокойно разобраться в самих себе и в наших чувствах». Именно за твердым, решительным мужчиной женщина пойдет и будет его уважать.

Большое видится на расстоянии. Если есть любовь и настоящие чувства, расстояние и временная разлука будут им только на пользу; если людей связывают страсть и привычка, они скоро уйдут.

Конечно, не все так просто. Бывают очень сложные, запутанные ситуации, особенно когда сожительство затягивается, ведь «чем дальше в лес – тем больше дров». Дети, совместное имущество, уже немолодой возраст сожителей, различные психологические проблемы – всё это очень усложняет ситуацию, но известно, что если проблема не решается, то она «обрастает» другими проблемами и потом решиться на что-либо будет ещё сложнее. Поэтому, нужно обязательно искать пути решения, иначе дальше будет только хуже.

«Гражданские браки» – союзы временные, недолговечные; в отличие от настоящих супругов, сожители не живут вместе по пятьдесят, тридцать или двадцать пять лет. Рано или поздно они либо расстаются, либо всё-таки регистрируются. Но время не ждет, и чем быстрее партнеры разберутся в своих туманных взаимоотношениях, тем больше шансов, что они смогут создать нормальную семью.

Конечно, трудности будут, грех и дьявол так просто не отпускают. Идти путем правды, путем христианской жизни непросто, но мы должны думать не о сиюминутном удобстве и комфорте, а о вечности – «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Когда мы думаем о главном и стремимся жить, как велит Господь, Он всегда нам поможет.

Большинство современных молодых людей, к сожалению, не имеет навыка самостоятельного, мышления. Живут по инерции, по навязанным извне стандартам. Как пел в свое время Высоцкий: «Что мы видим, говорит, кроме телевидения?» А что по телевизору? Дом-2 и ток-шоу «про это». Ксюша Собчак и другие гламурные «светские львицы» рассказывают, «как нам жить». Молодежь это всё потребляет и совершенно не задумывается, что «взяв от жизни всё» в двадцать лет, в среднем возрасте ты уже ничего взять не сможешь. Не будет ни здоровья, ни нормальной семьи, ни счастья. Всё это очень грустно, потому что в молодости как раз закладывается фундамент будущей, полноценной жизни. Приобретается образование, создается семья, рождаются дети. Потом сделать это будет уже трудно, а для многих даже и поздно.

Быть как все, не выделяться из толпы, по принципу «все побежали, и я побежал», конечно, легко. Мне вспоминается разговор с помощником инспектора Семинарии. Когда я во время учёбы в духовных школах чем-то провинился и, оправдывая себя, сказал: «Но, все же так делают…». Он спросил: «А если завтра все в колодец прыгнут, ты что, тоже за ними прыгнешь?» Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Старайся жить как Бог велит, а не “как все живут”, потому, что мир во зле лежит». Сказал он это в XIX веке, тем более эти слова могут быть отнесены к веку нашему.

Люди, наделавшие по молодости ошибок, во второй половине жизни очень страдают от этого, в первую очередь, угрызениями совести, ведь этот голос Божий говорит в каждом человеке.

 

 

Есть ли выход?

Что делать людям, не сохранившим себя в чистоте и целомудрии из-за оторванности от веры и традиций? Господь врачует наши раны, лишь бы человек чистосердечно каялся, исповедовался в своих грехах и исправлялся, использовал свой горький опыт, чтобы не допускать новых ошибок. Христианину даётся шанс изменить себя и свою жизнь, хотя это и совсем непросто.

Встав на путь исправления, нельзя оглядываться назад, в прошлое, тогда Господь обязательно поможет всякому искренне обращающемуся к Нему. Существует очень тревожная статистика, свидетельствующая о том, как непросто людям, наделавшим ошибок в добрачных отношениях, приходится в семейной жизни. Однако не все так мрачно и безнадежно. Мне известно немало случаев, когда люди, даже имея негативный опыт сожительства, после покаяния, заключения законного брака и венчания, находили, наконец, свое семейное счастье. Разумеется, им было нелегко, их путь к настоящей семье был извилистым и тернистым, но после обращения к Богу, после Таинства Венчания мы уже не одни боремся с нашими проблемами – «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31).

И ещё, если ваш избранник или избранница имеет негативный добрачный опыт, ни в коем случае нельзя интересоваться греховным прошлым человека и попрекать его за это.

Господь не ограничивает нашу свободу, Он в Своих заповедях предупреждает нас об опасности, говоря нам о том, что путь греха – это дорога скорбей и погибели, даже здесь, в нашей земной жизни мы будем пожинать горькие плоды наших неправильных поступков. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, а на пути порока счастья не найдешь. Пора начинать жить «как Бог велит, а не как все живут». Плоды всеобщей сексуальной расхлябанности и несерьезного отношения к браку хорошо видны уже сейчас: в нашей стране
40 % детей рождаются вне семьи, распадаются две третьих браков и делается более пять миллионов абортов в год. А население страны тем временем стремительно сокращается. Если мы не остановимся и не задумаемся, а будем продолжать «жить как все», то через несколько десятков лет России просто не будет, будет какая-то совершенно другая страна, с мусульманским, скорее всего, населением. Ведь у мусульман с семейными ценностями и рождаемостью всё в порядке.

 

Глава 7
«Лучше нормальной семьи ничего не придумаешь»

Когда я учился в школе, молодым юношам и девушкам не было нужды доказывать, что брак, рождение детей это хорошо и правильно. Никто (или почти никто) не мог помыслить, что он никогда не создаст семьи, не увидит детей, внуков. Человек, не создавший семьи, считался либо больным, либо неудачником. Сейчас положение иное. Не без помощи СМИ, Интернета, общественного мнения, люди стали бояться брака. Молодёжные журналы, фильмы так воспитывают подростков, чтобы они в принципе никогда не смогли создать крепкую семью. Предлагается такая модель поведения, которая с браком вообще не совместима. Юноша должен быть безответственным, грубым, независимым, циничным, как можно позже вступить во взрослую жизнь. Девушек воспитывают как будущих стерв, которые умеют хорошо устроиться, обольщать мужчин, а потом манипулировать ими. И, конечно же, как самые главные лозунги, пресловутые: «Бери от жизни всё!» и «Ты этого достойна». Любому здравомыслящему человеку понятно, что, следуя этим советам, невозможно обрести семейное счастье.

Давайте немного поговорим о том, почему люди вступают в брак. Ответ на этот вопрос очень прост. Обратимся вновь к книге Бытия: «…не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Что это значит? Бог сотворил два очень разных существа: мужчину и женщину. Богу ничего бы не стоило создать гермафродита, совмещающего в себе два начала: мужское и женское. Известно, что однополый способ размножения самый простой, эффективный и продуктивный. Однополые существа самые жизнеспособные. Учёные, биологи в 60-х годах XX века сильно задумались: «Почему природа выбрала для человека такой неудобный и непродуктивный способ воспроизведения? Почему существуют два разных пола?» И ответ так и не был найден. А ответ один: «Бог создал мужчину и женщину для любви». Чтобы люди дополняли и любили друг друга. Без любви человек не может быть счастливым.Любовь не передаётся генетически от предков, как красота, цвет глаз, физическая сила, таланты. Она не может достаться по наследству, как капитал состоятельного дядюшки. Её нельзя приобрести за деньги. Даже наоборот, богатство сильно мешает любви. Ведь богатого часто любят не искренне, а из-за его состояния и влияния. За деньги, за материальные блага никто никого любить не будет. Любовь приобретается только нашим личным трудом и подвигом. Она может быть, конечно, дана как дар. Но и тут, если мы не ценим этот дар, не храним и не поддерживаем его, он очень скоро от нас отнимается.

Любовь – это единственная настоящая ценность, всё остальное приходящее, имеет свой срок. «Любви все возрасты покорны». Действительно, любят и дети, и зрелые люди, и старики и это им всем даёт настоящее счастье. И вера, и надежда – суть проявление любви. Мы верим Богу, потому что любим Его, верим любимому человеку и надеемся, что он тоже любит нас. Без любви даже самый богатый человек на земле не будет счастлив. Даже если ему в какой-то момент очень комфортно, он доволен и думает, что проживёт и без любви, всё равно, рано или поздно наступает момент, когда он понимает, что он одинок, несчастен, его никто не любит. Деньги, заводы и прочее он не возьмёт с собой в вечность, а любовь всегда остаётся с человеком.

Английский писатель врач-ветеринар Джеймс Хэрриот описывает небогатого фермера, который сидит на своей маленькой кухне в окружении любящих детей, жены и говорит: «А знаете, ведь я сейчас счастливее любого короля». Вот оно настоящее счастье: любить и быть любимым.Любовь, настоящие чувства между мужчиной и женщиной возможны только в браке. И вот почему. Ни просто половые связи, ни даже сожительство с одним постоянным партнёром в так называемом «гражданском браке», не предполагают настоящей любви и ответственности за любимого, за детей. Какая же это любовь, если люди как бы изначально договариваются: «Сегодня мы вместе, а завтра разбежались». Или: «Мы “супруги” без штампа в паспорте, но ничем не связаны, дверь для каждого из нас открыта». В основе таких отношений всегда лежит недоверие. Либо один, либо оба партнёра как бы говорят: «Я не уверен (на), что смогу прожить с тобой всю жизнь». Люди как бы изначально договариваются: «Я буду жить с тобой, если у нас все будет хорошо, и если я не встречу парня или девушку лучше».

«Прежние функции брака сейчас девальвировались. Статус, деньги, секс и даже дети – всё это случается в современном обществе и помимо брака. И потому молодые люди часто говорят: “А зачем он нужен, этот брак? Вполне можно и без него. Даже лучше”. А не лучше, потому что мир изменился не только в части девальвации брака, но и в том, что люди, в целом, стали более безразличны друг другу, не успевают построить глубоких отношений. Их теперь, как правило, связывают дела, а не отношения. Мы входим в мир, где психологическое одиночество станет настоящей эпидемией. И только в браке остаётся возможность найти ту душевную близость, которая не позволит нам чувствовать себя одинокими. Вот об этом нужно помнить». Эти слова принадлежат не священнику, не православному семьянину, для которых понятия: семья, брак освящены Самим Богом, а человеку весьма далекому от вопросов веры и духовности, популярному психологу А.В. Курпатову.

Известный журналист Геннадий Бачинский, недавно погибший в автомобильной катастрофе, как-то сказал в одном интервью:

«Я прошёл через многое, есть с чем сравнивать. И сейчас для меня очевидно: лучше нормальной семьи ничего не придумаешь. Когда нет семьи, есть внутреннее ощущение, что ты свободен. Живёте вместе, а ты свободен. Можешь всегда уйти. Человек, который знает, что не может уйти, ведёт себя по-другому».

Я намеренно привел здесь высказывания не святых отцов и православных богословов, а людей светских, чтобы было понятно, что любой честный, искренний человек рано или поздно понимает: «гражданский брак» – это ложное, бессмысленное состояние.

На этом пути человек никогда не обретёт настоящей любви и счастья. Самое прискорбное, что молодёжь ни по TV, ни в кино, ни на примере семей своих родителей или друзей не видит, что существуют счастливые, дружные семьи. А они, слава Богу, есть, только говорить про это сейчас немодно и не популярно. Пропаганда свободной, весёлой жизни без брака направлена, в первую очередь, на людей молодых – и это страшно. Ведь именно в молодости человек должен заложить правильное основание своей дальнейшей жизни. Это сначала кажется, что жизнь удалась: хорошая работа, деньги, карьера, друзья. А во второй половине жизни человек видит, что у его школьных друзей уже внуки, а он совсем один. Особенно тяжело это переживают женщины. Могу свидетельствовать как священник, что люди, которые не вступили в брак или не смогли как-то иначе воплотить свою любовь, очень страдают от этого. Ведь мы созданы, чтобы любить. Нередко можно слышать даже от людей православных, что целью брака является рождение и воспитание детей. Продолжение рода очень важная задача, но если брачующиеся ставят перед собой только эту цель, думаю, что им вообще не следует создавать семью. Цель брака абсолютно та же, что и вообще цель христианской жизни. То есть исполнение двух главных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37–39). И супругам даётся возможность в полной мере исполнить эту заповедь о любви. Ибо мой ближний находится со мной иногда двадцать четыре часа в сутки, и я могу всё это время любить и жалеть его. А через любовь к образу Божию, то есть к человеку, мы научаемся любви к Самому Невидимому Богу.

Почему семья – это счастье? Потому что как раз семья наполняет нашу жизнь смыслом. Мы имеем самых родных, близких нам людей, служим им и этим самым выполняем заповедь о любви к ближним. Потому, что семья помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим даже более чем себя. Для самых близких нам людей мы готовы пожертвовать самым дорогим, а если надо, отдать за них жизнь. Семья – это высшая степень любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Например, каждый любящий родитель отдаст свою почку, всю свою кровь до капли, чтобы только жил его ребенок.

Известно, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им. Ведь настоящая радость, подлинное счастье – сделать счастливым другого человека.

В семье любящие уже не ощущают себя отдельно от своих любимых. Радости наших близких – наши радости, их горе – наше горе.

А ещё счастье напрямую зависит от того, как мы ценим, бережем то, что нам даёт Бог. В нашем случае – это любовь, семья. Мы бережем нашу семью, служим ей, а она защищает, бережет нас и наполняет нашу жизнь смыслом, радостью и миром.

Может быть, прозвучит несколько пафосно, но скажу, что соотношение сил добра и зла в мире зависит от того, есть ли мир в каждой конкретной семье или там царит грех и зло. Легче лёгкого ругать правительство, реформаторов, олигархов, а самим изменять жёнам, делать аборты или бросать детей в роддомах. Или даже постоянными ссорами и конфликтами отравлять жизнь себе и своим близким. Как может Россия стать великой и процветающей страной, если у нас за год делается пять миллионов официальных и ещё один миллион подпольных абортов, если тысячи матерей оставляют родных детей в доме ребёнка? Заслуживаем ли мы после этого хорошей жизни? Да удивительно, как мы вообще ещё живы? Семья это индикатор, лакмусовая бумажка состояния общества в целом. Здорово оно или находится в состоянии тяжёлой болезни. Вот почему вопрос мира и любви в семье является самым важным вопросом, который стоит перед обществом и каждым из нас. Но только от нас зависит, какой будет «погода» в нашем доме, в нашей семье.

 


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.