Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья как целое






 

 



 

Глава 1

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЬЮ

 

Семья - это не просто сумма членов семьи: мамы, папы, детей, бабушек и дедушек, - это общность, обла­дающая особыми свойствами. Семья - это целостная система.

 

Семья как система

 

Далее мы постараемся ответить на вопрос: а что помогает се­мье стать целостной и единой? В этой связи рассмотрим две точ­ки зрения: психологическую и духовную.

В рамках психологической парадигмы семья как целое стала изучаться примерно с середины двадцатого столетия, когда воз­никло так называемое системное семейное направление в тера­пии семьи. Оно стало изучать проблемы членов семьи в контек­сте нарушенных внутрисемейных отношений. Было выявлено, что любой симптом в семье (алкоголизм, невроз, психосомати­ческое заболевание и т. д.) возникает у кого-то из ее членов не изолированно, а в результате сбоя в системе общесемейных от­ношений.

Ранее любые нарушения у человека рассматривались изоли­рованно от семейного окружения. Страдающий член семьи под­падал под диагностику в рамках медицинской модели, с поста­новкой диагноза и лечением. Это лечение можно сравнить с оранжереей, когда слабые растения помещаются внутрь и защи­щаются от суровой погоды в надежде, что позже можно будет их пересадить наружу. Однако «пересадка» пациента - это сложное вмешательство в его психосоциальную систему. Это связано с тем, что даже улучшив свое состояние, после возвращения в се­мью человек вновь сталкивается с теми же сложностями и про­блемами, которые породили заболевание, что ведет к появлению новых симптомов.

Накопление подобных данных привело исследователей к не­обходимости изучать всю семью и разрабатывать эффективные методы помощи всей семье в целом. Так стало формироваться семейное направление в терапии семьи. Его активно развивали

Н. Аккерман, Н. Пезейшкиан, В. Сатир и другие. Отечественные ученые, такие как Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.Я. Варга так­же внесли большой вклад в развитие этого направления.

Системное семейное направление базируется на теории си­стем, предложенной Людвигом фон Берталанфи.

Теория систем определяет следующие основные свойства се­мьи как системы:

- целое больше суммы составных частей. Семья - это не про­сто совокупность живущих в ней индивидов, а целостное обра­зование, обладающее другими, отличными от индивидуальных свойствами. (Например, лес не может пониматься как совокуп­ность деревьев, это другая общность);

- иерархичность. Каждая система, в том числе и семья, обла­дает свойствами иерархии: то есть в ней присутствуют члены семьи разной значимости и разного статуса;

- взаимосвязь частей системы (членов семьи). В частности, изменение одной части системы отражается на системе в целом. Например, изменение эмоциональных отношений между суп­ругами влияет на личностное развитие ребенка;

- что-либо, затрагивающее всю систему в целом, влияет на каждую единицу внутри системы. Например, смена места жи­тельства семьи однозначно отразится на каждом ее члене.

В чем польза системного подхода при работе с семьей? Несмот­ря на то, что он несколько схематичен и выхолащивает духовное и душевное содержание семьи, однако он позволяет рассматри­вать семью как целое в контексте внутрисемейных взаимоотно­шений (а не просто как совокупность отдельных единиц). Это помогает связать нарушение у одного из членов семьи с дисфунк­цией всей семьи. При этом любой симптом у заболевшего являет­ся метафорой нарушенных внутрисемейных отношений. Други­ми словами, заболевание является буквально криком о помощи, сигнализирующим о неблагополучии всей семьи в целом.

 

Пациент

 

В фокусе внимания практически всех семейных психологов и психотерапевтов в первую очередь оказались проблемы иден­тифицированного пациента - человека, по поводу которого чаще всего происходит обращение за помощью в связи с каким- либо неблагополучием в сфере душевного здоровья. Поговорим об этом более подробно.

Идентифицированный пациент, как правило, является «носи­телем семейных симптомов». Что это значит? Это значит, что нарушение у одного из членов семьи свидетельствует о неблаго­получии всей семьи в целом, именно идентифицированный паци­ент своими проблемами как бы метафорически их «озвучивает».

Например, в семье существует хронический длительный суп­ружеский конфликт, который в силу разных причин не прогова­ривается и не разрешается. Но напряжение-то в семье есть, и оно растет с каждым днем. В этой ситуации и появляется идентифи­цированный пациент (чаще ребенок или другой уязвимый член семьи), который как бы оттягивает часть напряжения на себя, де­монстрируя какой-либо симптом (энурез, заикание, страхи и т. д.), таким образом, снижая семейное напряжение. И супруги, зани­маясь лечением ребенка, могут временно переключиться со сво­их неблагополучных отношений на здоровье ребенка. Если же супружеская проблема не решается, симптом у ребенка может зак­репиться и перерасти в хроническое расстройство.

Или же симптом идентифицированного пациента может по­мочь получить последнему недостающее внимание, заботу, опе­ку, которых в обычных условиях он недополучает.

Такой механизм лежит, как правило, в основе большинства нарушений психического здоровья у членов семьи: алкоголизм, неврозы, отклоняющееся поведение, соматическое заболевания, которые могут в той или иной степени иметь в своей основе вы­шеуказанный психологический компонент.

Приведем пример из практики С.А. Кулакова.

Павел обратился к психотерапевту по поводу проблем с дик- циеи, которые впервые возникли в пятом классе. Нарушения дик­ции появлялись в стрессовых, напряженных, ситуациях. Из исто­рии его жизни и жизни его семьи было выяснено следующее. Мать Павла - главный бухгалтер крупного предприятия, доминирую­щая, привыкшая всех контролировать. Всю семью она содержала материально. У отца алкогольная зависимость, возникшая еще до рождения мальчика, которой он страдает до настоящего време­ни. Сестра на 13 лет старше пациента. Бабушек и дедушек Павел не помнит.

Мальчик родился от третьей беременности, вторая закончи­лась абортом. Беременность была нежелательной. Матери все настоятельно советовали сделать аборт, но она решила сохра­нить беременность. При рождении была зарегистрирована кли­ническая смерть мальчика. Первые дни он провел в боксе под «колпаком». Длительное время находился с матерью в больнице. С детства часто болел, поэтому в детский сад ходил нерегуляр­но. Во время болезни мать ухаживала за мальчиком и проявляла теплоту и заботу, которую он не ощущал в периоды между бо­лезнями. В возрасте 4-5 лет появились приступы удушья, сопро­вождающиеся спазмами в области гортани, появлением страха смерти. С сестрой отношения у Павла сложные: когда у нее было хорошее настроение, она играла с ним, гуляла; в то же время дома часто наказывала мальчика, била его. Ревновала к матери, кото­рая стала больше внимания уделять мальчику, чем ей. Мальчик тянулся к отцу, который иногда занимался с ним.

Мальчик чувствовал себя виноватым за то, что не оправдал надежд, и закабаленным, потому что постоянно должен был со­блюдать строгий режим. Ссоры в семье продолжались. Родите­ли активно втягивали в них ребенка, предлагая ему непосильный выбор: «Кого ты больше любишь - маму или папу?..»- при этом Павел оказывался в тупиковой ситуации и все больше уходил в болезнь.

Мать продолжала его загружать помимо школы дополнитель­ным образованием в кружках и секциях, в результате чего у маль­чика в подростковом возрасте стали появляться проблемы с дик­цией: он заикался тогда, когда нагрузки становились непосиль­ными или в семье возникали ссоры. Мальчик продолжал часто симулировать болезнь. В этом же возрасте стал испытывать вя­лость, утомляемость, разбитость. Павел пытался избежать жест­кого режима и ему это удалось.

В девятом классе пришлось сменить школу из-за сложных отношений с учителями. В это время был поставлен еще один диагноз - хронический гепатит, возобновились ночные кошма­ры. В новой школе стал посещать психологический кружок, сек­цию таекводо. Мама перестала контролировать его учебу, сказав, что он теперь сам вправе решать, как и где ему учиться. Ночные кошмары прекратились после того, как стали сниться сны с аг­рессивными сценами, в которых он расправлялся с обидчика­ми. В это же время появились симптомы нейродермита. Отно­шения в семье сохранялись прежние: постоянные ссоры стали доходить до драк, и Павел несколько раз избил отца, когда тот пытался унижать мать в присутствии сына.

После школы поступил в университет, продолжал заикаться, нейродермит прогрессировал. В это время решил обратиться за консультацией к психотерапевту, который помог молодому че­ловеку разобраться в себе и в причинах своих заболеваний.

 

* * *

 

Итак, в приведенном примере наглядно видно, что причина недомоганий Павла кроется в неблагополучии всей семьи в це­лом: проблемных отношениях матери с отцом; нарушенной внутрисемейной иерархии (фактически лидером семьи была мать, в то время как отец полностью устранился от функций гла­вы семьи); обусловленном принятии со стороны матери и т. д. Все это привело к тому, что мальчик вобрал в себя все семейное неблагополучие и буквально «кричал» о помощи с помощью сво­их многочисленных симптомов. Так он стал идентифицирован­ным пациентом — «носителем» семейных симптомов.

Поэтому основная задача специалиста, работающего с семь­ей - помочь разобраться в этой сложной системе отношений и выстроить гармоничные связи между членами семьи. Однако необходимо отметить, что без духовного возрастания, в первую очередь, матери и отца, без их осознания разницы ролей муж­чины и женщины в семье и соответствующих изменений, вряд ли может быть оказана действительно эффективная помощь.

 

Причины появления пациента

 

В рамках системного семейного направления в психологии семьи большинство авторов предлагают рассматривать следую­щие причины появления пациента в семье.

1. Нарушения семейных подсистем. Сразу оговоримся и ска­жем, что такое подсистема. Это объединение членов семьи в за­висимости от выполняемых функций. Если провести аналогию с человеческим организмом, то можно вспомнить, что в каждом из нас есть кровеносная система, пищеварительная, выделительная и т. д. Другими словами, компоненты объединяются для выпол­нения определенных функций.

Так и в семье. С. Минухин, Ч. Фишман выделяют три основные семейные подсистемы: супружескую, родительскую, детскую.

Супружеская подсистема отвечает только за взаимодействие супругов между собой; родительская подсистема - за взаимодей­ствие родителей и детей; детская - за взаимоотношения детей между собой.

Проблемы в подсистемах возникают тогда, когда:

- нарушены внутрисемейные роли - родители уклоняются от выполнения своих родительских функций;

- нарушена внутрисемейная иерархия - отец в семье не яв­ляется лидером, функции главы семьи выполняет мать или стар­ший ребенок;

- границы между подсистемами нарушены. На последнем мо­менте остановимся более подробно.

Термин граница буквально означает способы взаимодействия между членами семьи и подсистемами. Границы могут быть от­крытые - когда члены семьи свободно общаются друг с другом и с внешним миром, и закрытые, когда общение друг с другом и между подсистемами затруднено.

Крайний вариант открытой границы - диффузные границы, размытые, чрезмерно проницаемые, когда члены семьи и под­системы буквально «перепутаны» друг с другом. Эта ситуация чревата тем, что дети в любой момент могут вмешаться в супру­жеские отношения, что снижает авторитет матери и отца.

Крайний вариант закрытой границы - границы непроница­емые, когда, наоборот, существует прочная стена, как между чле­нами семьи, так и между подсистемами. Это та ситуация, когда супруги живут обособленно от своих детей. Если в семье малень­кий ребенок, то подобные отношения способствуют возникно­вению психосоматических расстройств, которые выполняют функцию привлечения родительского внимания и заботы.

Оптимальный вариант границ - границы умеренно прони­цаемые и гибкие, способные меняться в зависимости от необхо­димости и потребностей членов семьи.

2. Следующая частая причина появления идентифицирован­ного пациента в семье - это наличие коалиции. Коалиция - это объединение двух членов семьи против третьего, сознательное или бессознательное.

В нормально функционирующих семьях коалиции непосто­янны и зависят от конкретной ситуации (например, при рожде­нии ребенка мать сплачивается с отцом для ухода и воспитания малыша). В проблемных семьях коалиции, как правило, устой­чивые. Так, например, супружеская пара с конфликтными отно­шениями может сплотиться, обсуждая дурное поведение своего сына-подростка, при этом, чем хуже ведет себя ребенок, тем боль­ше объединяются родители. В результате этого дисфункция меж­ду супругами не замечается, а все внимание переключается на проблемное поведение сына.

Возможны коалиции и одного родителя с ребенком, напри­мер: мать может объединиться с сыном в борьбе против отца в случае проблемных отношений с ним. Коалиция с ребенком по­зволяет ей чувствовать себя более уверенно и защищенно. Но, естественно, в этой ситуации страдает ребенок Возможны и так называемые межпоколенные коалиции - когда объединяются представители нескольких поколений против третьего. Напри­мер, бабушка объединяется с внучкой против матери. Частая причина этого объединения - скрытая борьба за власть, когда пожилой человек пытается таким деструктивным путем поддер­жать свой авторитет и влияние. Особенно часто встречается этот вариант в семьях, переживших развод, когда родственники вы­нуждены жить вместе.

Еще один вариант коалиции называется треугольником от­ношений, или триангуляцией. Он описан С. Минухиным. В этом случае каждый из родителей требует, чтобы ребенок принял его сторону. Причем поддержка одного из родителей автоматичес­ки означает вражду с другим. Понятно, что такая ситуация для ребенка часто оказывается калечащей. Ребенок, поставленный перед непосильным выбором, оказывается не в состоянии его сделать и, как правило, заболевает неврозом или психосомати­ческим расстройством, то есть становится идентифицирован­ным пациентом - носителем семейных проблем. Понятно, что помощь здесь нужна не только заболевшему, а, в большей степе­ни, всей семье в целом.

3. Еще одна причина появления идентифицированного паци­ента - наличие патологических стабилизаторов в семье. Стаби­лизатор - это то, что скрепляет семью, помогает членам семьи держаться вместе. Естественно, в норме таких стабилизаторов масса: это и совместные дела, и эмоциональные связи, и общий бюджет и т. д. К сожалению, в проблемных семьях в качестве ста­билизатора может выступать какой-либо симптом (заболевание, проблемное поведение).

Цель его появления - завуалировать причину истинного не­благополучия в семье. Другими словами, глубинная проблема одна, а на поверхности лежит совершенно другая. Почему? По­тому что, как правило, осознание истинных причин неблагопо­лучия может быть тревожным и болезненным. В этом случае бес­сознательным способом защиты от боли становится появление стабилизатора.

Например, проблемное поведение ребенка в школе: ребенок плохо учится, не вписывается в систему школьных требований. Мама часами вынуждена сидеть с ребенком и учить уроки, но ситуация в школе не меняется. Почему? Потому что истинная причина плохой успеваемости ребенка кроется в другом. Мать, испытывающая эмоциональный вакуум из-за холодных отноше­ний с мужем, с помощью ребенка закрывает эту «брешь» в своем внутреннем мире: вроде бы она занята важным делом - помога­ет ребенку выполнять задания. На самом деле - мать бессозна­тельно подкрепляет неуспешность ребенка и его нежелание са­мостоятельно стравляться с трудностями, и в этом случае неуспеваемость - есть стабилизатор проблемной семьи, неже­лающей лицом к лицу сталкиваться с собственными трудностя­ми и проблемами.

4. Дисфункциональные стереотипы общения также могут «порождать» проблемы у членов семьи. Стереотипы общения - это сформированные способы общения членов семьи друг с дру­гом. Естественно, что все мы общаемся определенным способом, однако в проблемных семьях часто отмечается так называемое внутренне несогласованное общение.

Это такой способ общения, когда буквально родители гово­рят одно (вербальный уровень), а невербально (с помощью ин­тонаций, мимики, жестов) передается совершенно другое. На­пример, мать, которая говорит своему ребенку словами «я тебя люблю», а при его приближении отталкивает его, демонстриру­ет внутренне несогласованное общение. Эта ситуация для ребен­ка также может быть тупиковой. Почему? Потому что ребенок оказывается в затруднении, на что реагировать - на слова или на интонации, которые передают эмоциональное отношение матери? Часто такой выбор оказывается ребенку не по силам, и он замыкается в себе, аутизируется. Эта ситуация лежит в основе возникновения шизофрении в семьях. Семейными психолога­ми описаны так называемые шизофреногенные семьи - семьи, изобилующие подобными нарушениями, называемыми еще «двойными ловушками».

Это были одни из первых семей, к которым успешно приме­нялась семейная терапия, то есть работа велась со всеми члена­ми семьи. Излечение идентифицированного пациента наступа­ло, как правило, после нормализации общения в семье.

5. Сплоченность семьи также может выступать в качестве при­чины возникновения нарушений у кого-либо из членов семьи. Сплоченность семьи - это эмоциональные связи, показывающие, насколько члены семьи близки друг другу. Ранее говорилось о том, что близость и безусловность любви в родительской семье являются краеугольными камнями в фундаменте построения гар­моничной личности ребенка. Любые искажения в этом плане могут крайне негативно отразиться на его развитии и послужить почвой для формирования патологических расстройств.

Можно выделить два полюса эмоциональной близости роди­телей и детей:

- сверхзаботливость, сверхвключенность (симбиотические отношения) в жизнь ребенка. Основное негативное послед­ствие - инфантилизм, личностная незрелость, неспособность построить собственную жизнь, склонность к психосоматичес­ким заболеваниям;

- на другом полюсе - дистантность, эмоциональная холод­ность, отвержение ребенка, что также крайне негативно для его личности. Основное деструктивное последствие таких отноше­ний для ребенка - формирование отклоняющегося поведения: побеги из дома, алкоголизация, деликвентность, представляю­щие собой форму протеста против холодных, калечащих дет­скую душу отношений.

И, понятно, что в этом случае в помощи также нуждается вся семья - изолированное лечение эффективным не будет.

6. Нарушение семейной иерархии - одна из самых распрост­раненных причин появления в семье идентифицированного пациента. Иерархия подразумевает авторитет, доминирование, власть, способность принимать решения главой семьи или сте­пень влияния одного члена семьи на других. Подробно об этом аспекте жизни семьи будет говориться в соответствующих раз­делах.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность правильной се­мейной иерархии: Бог - отец - мать - ребенок. Выпадение или искажение последовательности ведет к серьезным нарушениям психического здоровья любого члена семьи, в первую очередь ребенка, который, усваивая искаженные образцы для идентифи­кации, впоследствии будет буквально «обрастать» множеством психологических и соматических проблем.

7. Семейные мифы - следующий параметр семьи как целого. Семейные мифы - это знание, которое разделяется всеми чле­нами семьи и отвечает на вопрос «Кто мы?» Как правило, это зна­ние является дисфункциональным и служит для завуалирования существующих проблем и противоречий. Другими словами, это попытка семьи поддержать видимость нормальных внутрисе­мейных отношений, которые зачастую таковыми не являются.

Миф - это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как «Мы - это...»

Семейные мифы, по мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстиц- киса - это сложные семейные знания, неосознаваемое взаимное соглашение между близкими людьми. Синонимами семейного мифа являются понятия «образ семьи», «образ мы», «верование», «убеждение», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология». Это касается мыслей, чувств, а также вербальных и поведенческих проявлений.

Миф актуализируется в то время, когда внешние границы се­мьи находятся под угрозой. Такой угрозой могут выступать: по­явление нового члена семьи, социальные перемены, имеющие особенную значимость для семьи, или попытка молодой семьи отделиться от родительской. Также семейный миф может выс­тупать показателем семейной дисфункции и являться средством поддержания симптомов идентифицированного пациента.

Среди первых семейных мифов описан миф «Мы - дружная семья». Он является широко распространенным. В дружной се­мье не может быть открытых конфликтов: отношения размыты, все конфликты замалчиваются. Принято испытывать только по­ложительные эмоции: любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства - обида, гнев, разочарова­ние - игнорируются или вытесняются. Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным иг­норировать свои отрицательные чувства к родственникам.

Несмотря на кажущуюся позитивность мифа «Мы - дружная семья» он хранит в себе множество негативных моментов, кото­рые зачастую и служат причиной обращения идентифицирован­ного пациента за психологической помощью. Узы, которые на­кладывает на членов семьи воплощение мифа, крайне сильны и блокируют их личностное развитие. Поэтому особенно тяжело в таких семьях проходит процесс отделения новой семьи от ро­дительской. В семьях, где воплощается миф «Мы - дружная се­мья», распространены психосоматические заболевания, кото­рые часто выступают стабилизаторами семейной системы.

Еще один пример семейного мифа - «Мы - герои». Как прави­ло, в такой семье хранятся рассказы о героических поступках предков: там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях и т. п., иначе говоря, люди, преодолев­шие серьезные препятствия и добившиеся результатов.

Впоследствии эти реальные события могут послужить почвой для формирования «героического» мифа и члены такой семьи будут искать сложности и активно их преодолевать. А.Я. Варга в качестве примера дезадаптивности подобного мифа приводит пример попытки суицида у юноши. Не сумев проявить себя в реальной жизни, «быть на высоте», он решается на «героический» поступок - предпринимает попытку суицида, которая является вызовом и протестом против «серой» реальности родительской семьи.

В России существует специфический вариант «героического» мифа - это миф о «выживалъщиках». Выживание в трудных ус­ловиях - национальный навык и настоятельная необходимость. Этот миф проявляется в постоянном желании преодолевать все тяжелым трудом. Часто в таких семьях можно услышать о том, насколько тяжело (материально) им дается учеба сына или дол­гожданная квартира.

Миф настолько силен, что часто мечта о каком-либо матери­альном благе так и остается мечтой, потому что воплощение ее означало бы конец выживанию и начало более благоустроенной жизни. Для членов таких семей характерна депрессия на пике карьеры, откладывание насущных проблем на вечное «потом».

Существует еще одна разновидность семейных мифов - это миф о «спасателе». Алкогольная семья - яркий пример мифа о «спасателе». Часто женщина выходит замуж за уже сложившегося алкоголика с идеей, что она его вылечит своей любовью. Однако, как правило, этого не происходит, муж, как пил, так и продолжает пить - на этом фоне может появиться идентифицированный па­циент, которым вполне может стать жена. Ее депрессия, психосо­матические симптомы - это сигнал о неблагополучии всей семьи.

По данным Э.Г. Эйдемиллера, в обследованных им дисфунк­циональных семьях чаще всего встречались следующие семей­ные мифы: «Мы - отличная семья, но другим этого не дано по­нять», «Он (ребенок) - такой поганец, что не стоит нашей заботы», «Он (ребенок, больной член семьи) очень чувствитель­ный и требует особого отношения; мы живем ради него». Подоб­ные семейные мифы, предъявляемые окружающим - учителям, знакомым, врачу-психотерапевту - предполагают определенную структуру семейных ролей: «семья с кумиром», «семья с больным человеком», «семья с козлом отпущения». В их основе лежат не­осознаваемые переживания, которые определенным образом объединяют членов семьи, - страх, эмоциональная холодность, чувство вины.

Итак, семейный миф как образование, порождаемое проблем­ной семьей, порождает и идентифицированных пациентов - носителей неблагополучия всей семьи.

8. И последняя причина появления проблемного поведения у членов семьи - наследование негативных родительских сте­реотипов. Другими словами, это бессознательное усвоение и воспроизведение ребенком родительских программ. Об этом также ранее подробно говорилось. Часто ребенок, в силу своей некритичности и несформированности объективной оценки происходящего, не может отделить «зерна от плевел» и понять, что положительно, а что отрицательно в родительских приме­рах. Часто наследуются деструктивные родительские програм­мы: алкоголизм, тенденция к разводам, нарушение семейной иерархии, маскулинность женщины и т. д.

Идентифицированным пациентом в этом случае станет тот человек, который усвоит эти программы и «успешно» будет их претворять в своей жизни. Причем наследоваться могут нереа­лизованные потребности, ценности, ожидания от брака. Часто собственный брак будет выстраиваться по принципу «дополни­тельности», когда человек будет «доигрывать» то, что он «не до­играл» или усвоил в родительской семье.

Поэтому необходимо помочь человеку осознать эти бессоз­нательные программы и выработать критичное, трезвое к ним отношение; ведь, к сожалению, родители не всегда бывают пра­вы, особенно если они далеки от жизни в контексте базовых ду­ховных принципов.

Итак, мы рассмотрели основные внутрисемейные причины, которые могут «порождать» нарушения и вызывать проблемы у идентифицированного пациента - члена семьи, своими симп­томами «озвучивающего» неблагополучие всей семьи в целом. Эффективная помощь может быть оказана, если любой симптом будет рассматриваться в контексте нарушенных внутрисемей­ных отношений.

Следует подчеркнуть, что приведенный психологический взгляд на целостность семьи исходит из наличия или отсутствия каких-либо нарушений у ее членов. При этом подразумевается, что семья будет гармоничной, если ни у кого из членов семьи нет нарушений душевного и соматического здоровья. По всей видимости, этот подход является узким и неспособным полно ответить на вопрос: а каким же образом предотвратить появле­ние симптомов у членов семьи?

Со всей очевидностью можно сделать вывод, что психологи­ческая парадигма знания не может дать ответ на этот вопрос. Поэтому важно понять: а каков духовный взгляд на проблему целостности семьи? Что может выступить в качестве духовных оснований целостности семьи?


 

Глава 2

 

ДУХОВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЬЮ

 

Взаимосвязь поколений - основа духовной цело­стности семьи.

 

Каждый дом похож на своих создателей. Утончен­ная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом делает грубым. В каждом доме бывают свои ис­пытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом - это место тепла и нежности.

Из дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни

 

Семейный уклад

 

Далее мы поговорим о духовных основаниях целостности семьи. Важнейшим понятием в этом контексте является уклад семьи - традиции, правила, обычаи. Это все то, что скрепляет семью, позволяет ей быть не суммой отдельных «я», а единым, целостным организмом.

Под семейным укладом можно понимать соединение отцовс­кой и материнской линий поведения, которые выстраиваются в иерархическом порядке, строе жизни и передаются из поколе­ния в поколение. Другими словами, семейный уклад - это опре­деленная жизненная стабильность, заданный ритм, которые яв­ляются основой спокойствия и уверенности семьи и ее членов.

Как отмечает О.М. Потаповская, традиционный семейный ук­лад включает в себя следующие компоненты:

- обычаи (установившиеся привычные формы поведения);

- традиции (переходящие из поколения в поколения спосо­бы жизни семьи, культурные, духовные ценности);

- отношения (базовый эмоциональный фон, доминирующие

настроения);

- правила (нормы поведения, образ мыслей, привычки);

- распорядок дня, недели, года, который в отечественной пра­вославной культуре задавался суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

И эта заданность, стабильность жизни в прежние времена создавала ощущение защищенности, а также уверенность, спо­койствие у членов семьи. Как мы сейчас в этом нуждаемся! К со­жалению, многое оказалось сегодня утраченным и забытым. Мы все больше и больше оказываемся «Иванами, не помнящими род­ства», «перекати-поле», без корней, без традиций, без прошлого. Своей жизнью мы вольно или невольно следуем популярным призывом: «Живи одним днем», «После нас - хоть потоп». Это страшно.

В связи с этим вспоминается одна ситуация.

В одном русском селе жила пожилая женщина, одна воспи­тавшая и вырастившая четверых детей. Муж погиб в годы Вели­кой Отечественной войны. Дети встали на ноги и, повзрослев, разлетелись из родительского дома кто куда, но изредка, один - два раза в год, вместе с детьми, женами приезжали навестить по­жилую мать, а заодно и пообщаться друг с другом. В комнате в красном углу у матери висела старинная икона Божией Матери. Лик Богородицы всегда как бы невидимыми узами скреплял все большое семейство и неотступно находился среди членов семьи во время всех праздников и горестей.

Но шло время и женщина, уже в преклонном возрасте, умер­ла. Приехали дети хоронить свою мать, схоронили, а после ста­ли делить наследство, которого было всего ничего: домик, учас­ток, да вся домашняя утварь. Кому что досталось, а старшему сыну - старинная икона Богородицы. Что с ней делать? По-хо­рошему, нужно старшему хранить и беречь семейную реликвию. Но веры-то нет. Старший сын занимал большой пост в партий­ной организации, следовал заветам Ильича, Дома икону не по­весишь, засмеют, отдать кому-то - жалко. Можно ее продать, хоть деньги будут.

Сказано - сделано, продана икона с ликом Богородицы; день­ги получены немалые. Но что-то изменилось в жизни семьи с тех пор: ни разу после этого не встретились они вместе, словно ка­кие-то невидимые нити оказались перерезанными. Забыли друг про друга братья и сестры, зажили своей жизнью, лишь только приезжали на очередные похороны: смерть связала своими уза­ми членов большой семьи.

 

* * *

 

Да, действительно, в спешке, в повседневной суете, мы утра­чиваем самое главное - традиции семейной жизни, и, как отме­чает игумен Георгий (Шестун), мы теряем самую главную тради­цию - умение жить семьей. Сейчас часто есть видимость семьи, но ее члены живут сами по себе, своей жизнью. Но семья - это целостный организм, с едиными ценностями, скрепленный од­ними духовными связями. И если начинается разлад в семье, то, как следствие, проблемы появляются у каждого члена семьи. Дру­гими словами, каждый отвечает за другого, за всех, так как на незримом уровне мы все оказываемся соединенными в одно це­лое. И это целое влияет на каждого. Все за всех в ответе.

Поэтому очень важно эту целостность семейную поддержи­вать, сохранять: соблюдать традиции, правила, обычаи. В первую очередь это касается традиций почитания старшего, главы се­мьи, мужчины. Необходимо восстановить традиционную иерар­хию «Бог - муж - жена - ребенок», возродить уважение друг к другу, смирение, послушание детей. Вместе проводить время, обедать, праздновать совместные праздники, ходить всем вмес­те в церковь, хранить семейные реликвии.

Ведь все это было в наших семьях: семья укрепляла и растила поколения русского народа. Ею было принято гордиться, на нее надеяться. Семья всегда защищала, укрепляла, напитывала детей любовью, чувством безопасности, формировала мировоззрение, насыщала духовностью. Самое главное, что объединяло членов семьи - это глубокие духовные основания, вера православная, которую дети усваивали с молоком матери, насыщаясь с самого рождения молитвенным словом, видя лики святых на иконах, причащаясь в церкви. Об этом можно было и не говорить: ребе­нок просто рос в этой благочестивой атмосфере и, вырастая, сам начинал жить такой жизнью.

В прежние времена весь уклад, все традиции были привязаны к церковным праздникам и постам. Только дома ребенок может получить истинную радость и удовольствие в праздничный день в кругу родных, близких. Как отмечает С.С. Куломзина, празднич­ная литургия совершается в храме, значение праздника объясня­ют в школе, но настоящим праздником он все-таки становится дома. Возможно, многие родители сами помнят прежние тради­ции, связанные с церковными праздниками: как на Троицу дом украшали березовыми веточками, запекали гуся к Рождеству, дела­ли куличи к Пасхе, на Преображение благословляли первые пло­ды, на Благовещение выпускали из клеток птиц, на Масленицу пекли блины и катались на санях. Какие же еще нужны традиции!

Хочется еще раз подчеркнуть, что особенно важны они для ребенка, его неокрепшей души, которая остро и тонко воспри­нимает и впитывает все впечатления, которые остаются мощным фундаментом на всю последующую жизнь.

В связи с этим вспоминается прекрасный рассказ Владимира Никифорова-Волгина «Серебряная метель». Приведем его пол­ностью.

До Рождества без малого месяц, но оно уже обдает тебя снеж­ной пылью, приникает по утрам к морозным стеклам, звенит полозьями по голубым дорогам, поет в церкви за всенощной «Христос рождается, славите» и снится по ночам в виде веселой серебряной метели.

В эти дни ничего не хочется земного, а в особенности школы. Дома заметили мою предпраздничность и строго заявили:

Если принесешь из школы плохие отметки, то елки и новых сапог тебе не видать!

«Ничего, - подумал я, - посмотрим... Ежели поставят мне, как обещались, три за поведение, то я ее на пятерку исправлю... За арихметику, как пить дать, влепят мне два, но это тоже не беда. У Михал Васильича двойка всегда выходит на манер лебединой шейки, без кружочка, - ее тоже на пятерку исправлю...»

Когда все это я сообразил, то сказал родителям:

Баллы у меня будут, как первый сорт!

С Гришкой возвращались из школы. Я спросил его:

Ты слышишь, как пахнет Рождеством?

Пока нет, но скоро услышу!

Когда же?

А вот тогда, когда мамка гуся купит и жарить зачнет, тогда и услышу!

Гришкин ответ мне не понравился. Я надулся и стал молча­ливым.

Ты чего губы надул? — спросил Гришка.

Я скосил на него сердитые глаза и в сердцах ответил:

Рази Рождество жареным гусем пахнет, обалдуй?

А чем же?

На это я ничего не смог ответить, покраснел и еще пуще рас­сердился.

Рождество подходило все ближе да ближе. В лавках и булоч­ных уже показались елочные игрушки, пряничные коньки и рыб­ки с белыми каемками, золотые и серебряные конфеты, от кото­рых зубы болят, но все же будешь их есть, потому что они рождественские.

За неделю до Рождества Христова нас отпустили на каникулы.

Перед самым отпуском из школы я молил Бога, чтобы Он не допустил двойки за арихметику и тройки за поведение, дабы не прогневать своих родителей и не лишиться праздника и обещан­ных новых сапог с красными ушками. Бог услышал мою молитву и в свидетельстве «об успехах и поведении» за арихметику по­ставили тройку, а за поведение - пять с минусом.

Рождество стояло у окна и рисовало на стеклах морозные цве­ты, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, за­теплят лампады перед иконами и впустят его...

Наступил сочельник; он был метельным и белым, белым как ни в какой другой день. Наше крыльцо занесло снегом, и, раз­гребая его, я подумал: «Необыкновенный снег... как бы святой! Ветер, шумящий в березах, - тоже необыкновенный! Бубенцы извозчиков не те, и люди в снежных хлопьях не те...» По сугробной дороге мальчишка в валенках вез на санках елку и, как чуд­ной, чему-то улыбался.

Я долго стоял под метелью и прислушивался, как по душе хо­дило веселым ветром самое распрекрасное и душистое на свете слово - «Рождество». Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками.

Не зная, куда девать себя от белизны и необычности сегод­няшнего дня, я забежал в собор и послушал, как посредине церк­ви читали пророчества о рождении Христа в Вифлееме; прошел­ся по базару, где торговали елками, подставил ногу проходящему мальчишке, и оба упали в сугроб; ударил кулаком по залубенев­шему тулупу мужика, за что тот обозвал меня «шулды-булды»; пе­ребрался через забор в городской сад (хотя ворота и были от­крыты). В саду никого - одна заметель да свист в деревьях.

Неведомо отчего бросился с разлету в глубокий сугроб и губами прильнул к снегу. Умаявшись от беготни по метели, сизый и оле­деневший, пришел домой и увидел под иконами маленькую елку... Сел с ней рядом и стал петь сперва бормотой, а потом все гром­че да громче «Дева днесь Пресущественнаго раждает», и вместо «волсви со звездою путешествуют» пропел: «волки со звездою путешествуют».

Отец, прослушав мое пение, сказал:

Но не дурак ли ты? Где это видано, чтобы волки со звездою путешествовали?

Мать палила для студня телячьи ноги. Мне очень хотелось есть, но до звезды нельзя. Отец, окончив работу, стал читать вслух Евангелие. Я прислушивался к его протяжному чтению и думал о Христе, лежащем в яслях:

Наверное, шел тогда снег, и маленькому Иисусу было дюже холодно!

И мне до того стало жалко Его, что я заплакал.

Ты что заканючил? — спросили меня с беспокойством.

Ничего. Пальцы я отморозил...

И поделом тебе, неслуху! Поменьше бы олетывал в такую зябь!

И вот наступил, наконец, рождественский вечер. Перекрес­тясь на иконы, во всем новом, мы пошли ко всенощной в цер­ковь Спаса-Преображения. Метель утихла, и много звезд выбе­жало на небо. Среди них я долго искал рождественскую звезду и, к великой своей радости, нашел ее. Она сияла ярче всех и отли­вала голубыми огнями.

Вот мы и в церкви. Под ногами ельник, и кругом, куда ни взгля­нешь, - отовсюду идет сияние. Даже толстопузый староста, кото­рого все называют «жилой», и тот сияет, как святой угодник На клиросе торговец Силантий читал «великое повечерие». Голос у Силантия сиплый и пришепетывающий - в другое время все на него роптали за гугнивое чтение, но сегодня, по случаю великого праздника, слушали его со вниманием и даже крестились. В гус­той толпе я увидел Гришку. Протискался к нему и шепнул на ухо:

Я видел на небе рождественскую звезду... Большая и голубая!

Гришка покосился на меня и пробурчал:

Звезда эта обнаковенная! Вега прозывается. Ее завсегда ви­дать можно!

Я рассердился на Гришку и толкнул его в бок

Какой-то дяденька дал мне за озорство щелчка по затылку, а Гришка прошипел:

После службы и от меня получишь!

Читал Силантий долго-долго... Вдруг он сделал маленькую пе­редышку и строго оглянулся по сторонам. Все почувствовали, что сейчас произойдет нечто особенное и важное. Тишина в цер­кви стала еще тише. Силантий повысил голос и раздельно, гром­ко, с неожиданной для него проясненностью воскликнул:

С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!

Рассыпанные слова его светло и громогласно подхватил хор:

С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!

Батюшка в белой ризе открыл Царские врата, и в алтаре было белым-бело от серебряной парчи на престоле и жертвеннике.

Услышите до последних земли, яко с нами Бог, - гремел хор и всеми лучшими в городе голосами. - Могущии покоряйтеся, яко с нами Бог... Живущий во стране и сени смертней свет возсияет на вы, яко с нами Бог. Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам - яко с нами Бог... И мира Его нет предела - яко с нами Бог!

Когда пропели эту высокую песню, то закрыли Царские вра­та, и Силантий опять стал читать. Читал он теперь бодро и ясно, словно песня, только что отзвучавшая, посеребрила его тусклый голос.

После возгласа, сделанного священником, тонко-тонко заз­венел на клиросе камертон, и хор улыбающимися голосами за­пел «Рождество Твое, Христе Боже наш».

После рождественской службы дома зазорили (по выражению матери) елку от лампадного огня. Елка наша была украшена кон­фетами, яблоками и розовыми баранками. В гости ко мне при­шел однолеток мой еврейчик Урка. Он вежливо поздравил нас с праздником, долго смотрел ветхозаветными глазами своими на зазоренную елку и сказал слова, которые всем нам понравились:

Христос был хороший человек!

Сели мы с Уркой под елку, на полосатый половик, и по молит­веннику, водя пальцем по строкам, стали с ним петь: «Рождество Твое, Христе Боже наш».

В этот усветленный вечер мне опять снилась серебряная ме­тель, и как будто бы сквозь вздымы ее шли волки на задних ла­пах, и у каждого из них было по звезде, все они пели: «Рождество Твое, Христе Боже наш».

 

* * *

 

Вера, духовность объединяла, сплачивала членов семьи дей­ствительно в единое целое. Как отмечает игумен Георгий (Шес­тун), если дух разный, разная жизненная направленность, то ис­кусственно людей не объединишь. Родственные отношения, конечно, будут, но дух объединяет больше, чем родство; если в единодушии дети растут, то они потом единодушие хранят, если нет - разлетаются, как опавшие листья, в разные стороны. Пой­ди потом собери всех вместе!

Основой русской семьи всегда была соборность - общность духовная. Всем миром люди молились, всем миром отражали вражеские нападения, всем миром помогали друг другу в горес­тях и радостях. Вспомним воззвание Минина и Пожарского к русскому народу. Простые люди, но болеющие за свою державу обратились с призывом о защите Родины, Отечества, нашли та­кие слова, которые шли от самого сердца и затронули духовные струны каждого присутствующего. Практически никто не остал­ся безучастным: кто чем мог, тем и помогал. И выстоял русский народ, отразил нашествие иноплеменников!

Семьи ранее были большие, многодетные. По данным пере­писи 1913 года, среднестатистическая крестьянка Костромской губернии рожала в течение своей жизни 15, 3 ребенка. Каждый ребенок был частью семьи, а не «центром мироздания», как сей­час, когда зачастую все сосредоточены на интересах единствен­ного ребенка, который становится «кумиром семьи» или «ма­леньким тираном». С детства детям прививались понятия чести, достоинства, нравственности, целомудрия. Ребенок с малых лет привыкал ограничивать себя, соизмерять свои потребности с возможностями семьи, и такое понятие, как эгоизм, было редко­стью. Но, к сожалению, многое сегодня оказалось утраченным, растоптанным, забытым.

Самое главное, что оказалось утраченным - понятие дома.

 

Дом

 

Как отмечает протоиерей Борис Ничипоров, «дом - это то место, где в основном разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Дом имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свои голоса».

Воздух дома всегда духовно наполнен какой-то особой атмос­ферой, которая незримо чувствуется, когда ты только переступа­ешь за его порог. Какая это атмосфера: любви, уюта, миролюбия, покоя или неприятия, одиночества, заброшенности - зависит, в первую очередь, от женщины.

По словам протоиерея Бориса Ничипорова, признаком несо­стоятельности женщины является ее личностная «бездомность». Можно быть состоятельной на работе, иметь массу друзей, под­руг, самореализовываться, но дома... беспорядок, дети голодные, муж ходит в мятой рубашке, неухоженный, заброшенный. Какой уж тут уют?! А в другом доме может быть чисто, аккуратно, при­брано, но не уютно, и это тоже чувствуется.

Автор выделяет несколько отрицательных типов домашне­го устройства:

- дом как притон или забегаловка, смысл этого дома ясно вы­текает из его метафорического названия;

- дом как проходной двор - и в этом случае дом и домом на­звать нельзя: входят - выходят зачастую малознакомые люди, шумно, грязно;

- дом как вокзал - люди (членами семьи сложно назвать) со­бираются на 10-12 часов поспать, перекусить, реализовать дру­гие свои физиологические отправления и рассыпаться кто куда. Такой дом как целостность, как духовная общность мертв;

- дом, как салон - место встречи, посиделок, сплетен, но, опять же, не место близости и духовного единения;

- дом как затвор. Если это не уход от мира к Богу, а что-то еще, нужно понять что: невротическое одиночество, ощущение по­кинутости, разочарование? В любом из этих случаев - это не истинный дом, здесь нет уюта.

А что же такое уют? Это гармония и структурированность души, это чувство душевного покоя хозяев, которое отражается на окружающих предметах, когда все на своих местах. Уют - это спокойная любящая забота. Уют - «это мера возвращения жен­щины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя». Другими словами, уют в доме - это своеобразный индикатор структурированности личности, в первую очередь женщины, это проявление порядка в собственной душе.

Так какой же дом является идеальным? Как отмечает прото­иерей Борис Ничипоров, «идеальный дом - гибкое образование, где сохраняется благодатный, разумный баланс замкнутости от мира и открытости миру и людям в Боге».

«Дом должен быть миролюбивым, благодатным, спокойным и благочестивым... Дом - это место, куда хочется идти, где тебя любят, где тебя встречают с радостью. Дома ты защищен от воз­действия мира сего», - добавляет игумен Георгий (Шестун).

Однако любой дом - есть временное жилище. Прочен тот дом, хозяева которого обращены в вечность: живут духовной жизнью, из рода в род передают духовные, культурные традиции, ценно­сти - все то, что выше времени. Протоиерей Борис Ничипоров подчеркивает, что вечное в доме должно накапливаться - то, что из поколения в поколение передается и никогда не стареет, что наводит на мысли о жизни вечной.

Сегодня как никогда важно возрождать семейные традиции, так как весь институт семьи находится под угрозой распада. В первую очередь эта задача лежит на родителях: сумеют они со­здать духовную атмосферу в доме, сумеют возродить утраченные корни, вспомнить своих предков, покаяться в ошибках, обратить­ся за помощью к Богу - велик шанс спасения такого рода.

Нет - тогда вместо истинных традиций вырастут деструктив­ные семейные проявления, дезадаптации, которые в каждой се­мье будут приобретать свои индивидуальные очертания. В свя­зи с этим можно вспомнить известную фразу Л. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Мы можем добавить: все счастли­вые семьи похожи, если они в своем основании имеют крепкие духовные основания и живут по духовным принципам. Если это­го нет - то фундамент семьи становится зыбким, а здание ее не­прочным.

Итак, возрождение семьи, возрождение духовных семейных традиций - единственный выход из семейного кризиса. Друго­го пути нет, ибо «дом беззаконных разорится, а жилище правед­ных процветет» (Притч. 14, 11).

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели духовные и психологические основания семьи. Что же выступает в качестве таких оснований? В качестве духовного фундамента важно заложить принципы, данные нам Богом: «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Каким образом это происходит, мы рассмотрели на страницах этой книги.

Понимание духовной природы брака и семьи, значимости семейной иерархии, почитания детьми своих родителей, важ­ности истинной безусловной любви, хранение семейных тради­ций и т. д. - все эти моменты являются теми краеугольными кам­нями, на которых выстраивается прочное здание брака и гармоничной семьи.

А что такое гармония в семье? Иерархичное сочетание духов­ного, душевного и телесного уровней во взаимоотношениях суп­ругов и детей с приоритетом духовного - жертвенности, способ­ности к самоотдаче. Если каждый член семьи каждый день хоть чуть-чуть будет преодолевать свой эгоизм, изначально заложен­ный в нашей ветхой и страстной природе, делать шаг навстречу другому, наверное, в наших семьях значительно меньше будет конфликтов, ссор и непонимания.

А что же выступает в качестве психологических оснований се­мьи? Те психологические аксиомы, которые всем так хорошо известны, но почему-то часто забываются: умение общаться, гра­мотно разрешать конфликты, выражать свои эмоции, понимать причинно-следственные связи происходящего в семье, истин­ные причины неблагополучия и т. д. Знание всех этих нехитрых закономерностей может значительно улучшить отношения чле­нов семьи между собой и предотвратить множество ненужных проблем.

Гармоничное сочетание духовного и душевного (психологи­ческого) оснований в семьях - залог духовного и душевного здо­ровья, как супругов, так и детей! Остается только совсем немно­го - эти основания понять и применить их к себе и своей жизни. У каждого человека всегда есть выбор, по какому пути ему идти.

 

Отзывы студентов по поводу курса

«Духовные и психологические основания семьи», материалы которого легли в основу данной книги

Прочитанный курс оставил в моей памяти неизгладимые впе­чатления, принес массу положительных эмоций. Я считаю, что эта дисциплина несомненно нужна для всестороннего образо­вания, она дает самые азы, аксиомы жизни, помогает разобрать­ся в самых непростых, мудрых, философских понятиях (семья, брак и т. д.), наставляет на истинный путь. Я считаю, что это нуж­ная дисциплина, особенно я бы посоветовал получить эти зна­ния семейным парам на разных этапах своего духовного разви­тия (в молодости, зрелости и старости).

С., 21 год

 

Прочитанный курс мне очень понравился, я считаю, что та­кие предметы дают возможность каждому человеку почувство­вать себя нужным в жизни и обществе, ведь именно все темы, которые мы раскрывали на занятиях, не остаются без каких-то эмоций, без особого внимания. Лично у меня этот предмет вы­зывает самые теплые и нежные чувства, с помощью него я не­много, но осмыслил свою жизнь, свои повседневные поступки, поведение в обществе. Я считаю, что таких предметов должно быть больше.

К, 18 лет

 

Мне очень понравился курс лекций, я узнал очень многое, что мне пригодится в жизни. Я думаю, что не только мне, но и всем остальным. Этот предмет очень, очень полезный и нужный. Это должны знать все как для собственной жизни, карьеры, так и своих близких. Спасибо вам за то, что вы нам дали очень много полезного.

А., 18 лет

 

Я считаю, что данный курс очень интересен и полезен. Инте­ресен тем, что узнаешь что-то новое о взаимоотношениях. По­лезен тем, что, например, я по-другому стал относиться к ссо­рам в семье и с друзьями, научился правильно вести себя в различных спорах как с девушкой, так и в семье. Я считаю, что этот курс должен быть обязательным, так как семья, взаимоот­ношения в ней и в обществе - есть у каждого, и от того, как ты относишься к кризисам, возникающим в этих ячейках, зависит твое благополучие как духовное, моральное, так и материальное.

И., 20 лет

 

Прочитанный курс был очень интересен лично для меня. Я уз­нала много нового об отношениях мужчины и женщины, о се­мье, ее создании и сохранении. Особенно мне была интересна тема любви, влюбленности. Я считаю, что данный курс лекций поможет всем студентам в будущем избежать многих ошибок. Спасибо вам большое.

М., 18 лет

 

Я думаю, что курс полезен тем, что напоминает нам о таких вещах, которые должны быть с нами на протяжении всей жизни. К сожалению, в современном обществе все нормы и правила использовать невозможно, но и забывать их нельзя. И поэтому очень важно, как раз на этом этапе (17-20 лет) заново обдумать правильность своей повседневной жизни и, может быть, что-то изменить.

И., 18 лет

 

Прочитанный курс очень полезен, особенно сейчас, в наше время, когда в мире много всего плохого, когда люди забыли о других, о духовных ценностях и думают только о себе. Мне очень понравился этот курс, он заставил меня задуматься о смысле жизни на земле, а не думать только о себе, задуматься о том, что кроме меня есть люди, которые нуждаются в моем понимании, в моей помощи, быть терпеливым к окружающим. Особенно мне понравилась тема о православной семье, если бы многие по­сетили ваши лекции, может быть, стало бы меньше разводов в семьях, появилось больше понимания и уважения друг к другу.

О., 21 год

 

Мне этот курс очень понравился, я узнал много нового о се­мейном благополучии, как лучше сохранить семью, а также по­полнил свое знание о христианской вере, стал ближе к Богу.

А., 19 лет

 

Мне все очень понравилось, так как этот курс полезен для жизни. Благодаря ему можно благоприятно устроить свою суп­ружескую жизнь, разобраться в личных отношениях, сделать правильный выбор спутника жизни. Вы дали много советов, ко­торые останутся со мной на всю жизнь.

Э., 20 лет

 

Мне курс лекций очень понравился. Я собираюсь скоро вый­ти замуж, так что такие темы, как любовь, добрачные отношения, иерархическое устройство семьи и, самое главное, - как сохра­нить отношения и пронести их через всю жизнь, мне были очень полезны. Я еще больше смогла разобраться в своих чувствах, ста­ла реальнее представлять семейную жизнь, а самое главное, свое поведение в роли жены. Узнала много нового, например, что пе­ред свадьбой нужно получить благословение не только роди­телей, но и своего духовного наставника. Я считаю, что такой предмет обязательно нужен в институте.

И., 18 лет

 



 

Библиография

 

1. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы и ответы. (Репринтное издание). - М.: АКТИС, 1991.

2. Алешина Ю.Е.. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Соц. здоровье России, 1994.

3. Антоний Сурожский, митрополит. Таинство любви: Беседа о православном браке. - СПб., 1994.

4. Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -СПб., 1992.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М: Издание Московской Патриархии, 1992.

7. Браун Дж., КристенсенД. Теория и практика семейной психотерапии. -СПб., 2001.

8. Варга А.Я. Семейная системная психотерапия. - Самара, Международный институт «Открытое общество», Самарский филиал, 1996.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995. 10. Гребенников ИВ. Основы семейной жизни. - М., 1991. 1 1.Гундаров И А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. - М., 2001.

12. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций. Ч. 3. -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997.

13. Два дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни. - М.: Псалтирь, 2004.

14. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. - СПб.: Институт практической психологии, 2003.

15. Дмитриев П.И. Слово о семье. - СПб.: Сатисъ, 2004. 16.Дробышевская НА Детская правда. - Минск, 2003. 17.Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

18. Евмений (Перистый), игумен. Аномалии родительской любви. - Иваново: Свет Православия, 2005.

19. Елизаров АЯ. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. - М., 2003.

20. Епифаний (Феодоропулус), архимандрит. Добрачные отношения. Гражданский брак. Аборты. - М.: Святая Гора, 2004.

21. Житие, пророчества, наставления преподобного Серафима Саровского чудотворца. Сборник. - Мн.: Лучи Софии, 2001.

22. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Составитель протоиерей Серафим Слободской. - М.: Лествица, 2000.

23. Захаров АЯ. Неврозы у детей. - СПб., 1996.

24. Захаров АЯ. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982.

25. Зеньковский В.В. На пороге зрелости. - М., 1991.

26. Зеньковский Василий, протопресвитер. О религиозном воспитании в семье // Вопр. православной педагогики. Вып. 1. - М., 1992.

27. Зорин КВ. И будут два одною плотью. - М.: Русский Хронографъ, 2004.

28. Ильин И А. Путь к очевидности. М., 1993.

29. Ильин И А Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. - М.: Русская книга, 1994.

30. История русской святости. - М, 2001.

31. Каледа Глеб, профессор, протоиерей. Домашняя церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М., 1998.

32. Карабанова O.A Психология семейных отношений: учебное пособие. -Самара, 2001.

33. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996.

34. Конспект лекций по дисциплине «Христианская антропология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Составители Е.В. Шес-тун, И.А. Подоровская, СВ. Ворожейкин. - Самара: СамГАПС, 2005.

35. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М, 1999-

36. Кравцова М. Женское одиночество. Может ли оно не быть трагичным? -М.: Фаворъ, 2003.

37. Кулаков С.А Основы психосоматики: учебное пособие. - СПб., 2002.

38. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. - М.: Паломникъ, 2002.

39. Кэмпбел Р. Как на самом деле любить детей: Пер. в англ. - М., 1992.

40. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

41.Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак дети и родители. - СПб., 1996.

42. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. - СПб., 1995.

43. Махаев Сергей, священномученник. Подвижницы милосердия. О подвиге русских сестер милосердия. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003.

44. Медушевский ВВ. Внемлите ангельскому пенью. - Минск, 2000.

45. Михайлов Г. Три слова в психологии. - СПб.: Общество русской православной культуры свт. Игнатия (Брянчанинова), 2002.

46. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1997.

47. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. - М., 1998.

48. Не убий! Православный врач об абортах. - СПб., 2002.

49. Никон (Рождественский), архимандрит. Житие Преподобного Сергия Радонежского. - Сергиев Посад, 2003.

50. Ничипоров Борис, протоиерей. Времена и сроки. Проповеди, беседы, эссе. Очерки онтологической психологии. Книга первая. - М., 2002.

51. Ничипоров Борис, протоиерей. Времена и сроки. Проповеди, беседы, эссе. Очерки онтологической психологии. Книга вторая. - М., 2002.

52. ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1998.

53. Овчинников Андрей, священник. Как сохранить семью. - М.: Даниловский благовестник, 2003.

54. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-пресс, 2004.

55. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2001.

56. Паисий Святогорец, старец. Семейная жизнь. - М.: Святая Гора, 2004.

57. Переходный возраст. Как правильно выйти замуж. - М.: Русский Хроно-графь, 2002.

58. Пестов Н.Е. Пути к совершенной радости. Сущность и цели брака. - М.: Аксиос, 2002.

59. Петракова Т.П. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 1997.

60. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М.: Планета, 2000, 2003.

61. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. возводящая на небо. - М.: Ле ствица, 2001.

62. Психология семьи: хрестоматия. - Самара, 2002.

63. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Ювента, 1999.

64. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна. Жизнеописание и акафист. - СПб.: Царское дело, 2005.

65. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. Собрание писем. - М.: Правило веры, 2003.

66. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Начертания христианского нравоучения. - М.: Лепта, 2003.

67. Святочные рассказы. - М: Артос-Медиа, 2004.

68. Святые русской земли. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2007.

69. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. - М, 1989.

70. Сергий (Полеткин), архиепископ Самарский и Сызранский / Доклад на церковно-общественном форуме по демографической политике в Самаре, 2005.

71. Склярова Т.В, Янушкявичене ОЛ. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Покров, 2004.

72. Слезы матери. О великой силе материнской молитвы за детей. - М., 2002.

73. Слободчиков В.И., Шувалов АЛ. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001. - №4.

74. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

75. Сысенко ВА Супружеские конфликты. - М, 1993.

76. Ухтомский АА Избр. труды. - Л.: Наука, 1978.

77. Филарет (Вознесенский), игумен. Конспект по нравственному богословию. - Уфа: Уфимское епархиальное управление, 1991.

78. Филиппова Г.Т. Психология материнства. - М., 2002.

79. Флоренская ТА Диалог в практической психологии. - М, 2001.

80. Флоренская ТА. Мир дома твоего. Материалы к программе «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 г. редакции. - М., 1999 (Библиотека журн. «Воспитание школьников». Вып. 6).

81. Фромм Э. Искусство любви (Исследование природы любви). - М., 1991.

82. Хорни К. Невроз и личностный рост. - СПб., 1997.

83. Черников АВ. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. - М., 1997.

84. Шестун Евгений, протоиерей, Огудина Н. Православная семья. - Самара, 2001.

85. Шеховцова Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. - СПб., 2003.

86. Шиманский ГИ. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М., 1997.

87. ШнейдерЛБ. Психология семейных отношений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

88. Шугаев Илия, священник. Брак, семья, дети. - Талдом, 2002.

89. Щеглов Л. Сексология и сексопатология. - СПб., 1998.

90.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001.

91.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999.

92. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2002.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.