Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения 7 страница






Дочери в таких семьях наследуют непримиримость, горды­ню, душевную черствость, недостаточную способность к любви и житейской мудрости. Не научившись почитать отца, сможет ли такая девушка уважать собственного мужа? Итог эмансипации для женщины в любом случае плачевен: выбирая карьеру, зара­батывание денег, она всегда за это сурово расплачивается оди­ночеством, внутренней пустотой, разочарованием. Ничто не может заменить женщине ее предназначения.

...Валентина не помнила своего отца: с матерью они развелись, когда девочка была совсем маленькой. Отец был известным ху­дожником, зарабатывал много денег, но семейная жизнь с ее ма­терью не заладилась. Мать много рассказывала о богатстве отца, о его достатке, и девочке так хотелось узнать, а что же это такое - жить в роскоши.

Сами с матерью они жили небогато; мать со своим средним медицинским образованием все время была озабочена поиска­ми очередного мужа и не обращала особого внимания на дочь. «Принеси, убери, сделай», - только и слышала Валентина от ма­тери. Ни ласки, ни похвалы она не знала. И тогда девочка реши­ла для себя: «Я все равно буду счастливой, я заработаю кучу денег, и у меня будет все». Потихоньку она стала претворять в жизнь свою идею. Окончила художественное училище и поставила себе цель стать известным художником, но, видимо, талант отца не передался дочери. Она стала ездить по селам и деревням, рисо­вать передовиков производства, деньги пошли немалые. Но это все было не то. Хотелось больших денег, большего успеха.

Валентина решила создать собственное дело и развернуться на всю область. Раздобыла и вложила деньги, дело поставила на широкую ногу: встречи с известными людьми, заказы, дела биз­неса. Все больше и больше Валентина входила во вкус, приобре­тая замашки «бизнес-леди». Было только одно «но»: не складыва­лись отношения с мужчинами. С первым мужем развелась, он быстро начал пить; потом был второй, третий, четвертый... Все развивалось по одному сценарию: начав командовать очередным мужем, Валентина сталкивалась с одной проблемой, - он или начинал пить, или просто убегал из дома. «Мужчины пошли не те, все выродились», - решила для себя Валентина. Она продол­жала зарабатывать и тратить деньги, но отчего-то с каждым днем в ее душе все прочнее и прочнее поселялось чувство отчаяния...

 

Типы семьи в зависимости от иерархии

 

В современной психологии в зависимости от семейной иерархии выделяют несколько типов семьи: традиционный (с доминированием отца), матриархальный (с доминированием матери), демократический (эгалитарный) и детоцетрический.

О традиционной семье с доминированием мужчины мы много говорили. Как правило, такая семья является психологически и ду­ховно здоровой, дети легко усваивают требования морали и нрав­ственности и вписываются в общественные структуры и социум.

Матриархальный вариант с (доминированием матери) представляет собой искаженный, нарушенный вариант семьи, порождающий различные формы дезадаптаций и серьезные суп­ружеские проблемы. Приведем пример.

Внешне, на первый взгляд, Вячеслав и Лариса выглядели иде­альной парой: Вячеслав - высокий статный мужчина, находя­щийся в отставке военный с командным голосом и манерами, Лариса - предупредительная, ласковая, выполняющая с полусло­ва все желания мужа. В семье две взрослые дочери. Однако, по­общавшись, можно было отметить, что это благополучие скорее показное. «Что-то не так», - думаешь спустя какое-то время, в общении мужа и жены чувствуется какая-то показная доброже­лательность друг к другу.

Однажды, разговорившись, Лариса рассказала следующее. С Вя­чеславом они познакомились в юности. Вячеслав был видным молодым человеком, а Лариса чувствовала себя дурнушкой, се­рой мышкой, но ей очень хотелось быть вместе с понравившим­ся ей парнем. «Я все сделаю для того, чтобы он стал моим, - твер­до решила для себя Лариса. - Я буду выполнять все его желания, все его причуды и сумею удержать около себя». Так Лариса и ста­ла делать, когда они поженились: все желания Вячеслава угады­вались и выполнялись с полуслова. Лариса избавляла своего из­бранника от всяких неприятных обязанностей, хозяйственных проблем, принятия каких-то решений. «Папу нельзя волновать, - говорила она подрастающим дочерям. - Мы все решим сами». Папа жил в счастливом неведении о расходах, текущих пробле­мах, болезнях супруги - все решалось тихо и незаметно.

Шли годы. Постепенно все полномочия и функции, в том чис­ле и мужские, оказались в руках у Ларисы - она стала настоящим главой семьи: сама планировала расходы, сама зарабатывала день­ги, сама делала ремонт, забивала гвозди («чтобы папу не трево­жить»), а Вячеслав все это время пребывал в счастливом неведе­нии. Единственной его обязанностью было - вкусно поесть и прилечь после трудового дня. Все бы ничего, только периодичес­ки на «главу семьи» накатывали какие-то тяжелые мысли, пережи­вания, он чувствовал, что что-то идет не так, но изменить ничего не мог. Да и Лариса почему-то стала болеть, перенесла тяжелую операцию, и две взрослые дочери так и не смогли устроить свою личную жизнь. А так вроде бы все ничего, все гладко...

 

* * *

 

Эгалитарный (демократический) вариант представляет со­бой некую социальную утопию, основанную на идее изначально­го равноправия мужчин и женщин, равномерного распределения функций, прав, обязанностей. В таких семьях всегда учитывают­ся взаимные интересы, в том числе и ребенка, прислушиваются к его мнению. Итогом такого воспитания становится якобы гармо­ничное развитие личности ребенка, свобода, самостоятельность, адаптивность.

Вместе с тем у таких детей отсутствуют навыки подчинения, такой ребенок, будучи взрослым, плохо уживается в коллекти­вах и пытается всегда опираться только на собственное мнение (часто во вред окружающим).

Детоцентрический вариант семьи также представляет собой искаженный вариант семейной иерархии, когда всем руководит ребенок, его интересы ставятся во главу угла, родители существу­ют только для удовлетворения его потребностей.

Как правило, в таких семьях существует симбиоз матери (реже отца) и ребенка, в основе чего лежат глубинные психологичес­кие проблемы. В результате у ребенка формируется неадекватно высокая самооценка, эгоцентризм, неумение вставать на точку зрения другого человека, душевная черствость. У таких детей ве­лик риск социальной дезадаптации, так как контакты с внешним миром во всем их проявлении несут прямую и непрямую угрозу самолюбию такого ребенка, удары по которому воспринимают­ся им очень болезненно. Приведем пример.

Валя была единственным ребенком в семье, причем желан­ным и любимым. Мать долго не могла забеременеть, пришлось даже обращаться к специалистам. Но после обследования и ле­чения зачатие произошло. Понятно, что когда родилась Валя, все усилия прилагались для того, чтобы девочка ни в чем не испы­тывала недостатка, все ее желания исполнялись. Многочислен­ные родственники - бабушки, дедушки, тети - все стремились сделать приятное малышке. Валя росла с твердым убеждением, что она имеет право выполнять любые свои прихоти - ведь ее так все любят, а значит, должны ее постоянно радовать.

Вале и в голову не приходило, что существует слово «нет». Постепенно Валя стала осознавать, что стоит только немного поднажать на своих родных или заплакать, как тут же все исполнится. Так девочка научилась манипулировать взрослыми. Иногда она даже грозила своим родителям: «Пожалуюсь на вас бабушке и дедушке, уж они с вами разберутся». Постепенно Валя стала занимать в семье роль лидера, вокруг которого все враща­лось. Только «почему-то» девочка выросла бесчувственной и рав­нодушной к проблемам родственников. Уже престарелые бабуш­ка и дедушка, у которых она часто бывает, так и не могут дождаться от любимой внучки, когда же она поможет прибрать квартиру, научится готовить. «Мне некогда, у меня дела, друзья», - вот все, что они слышат в ответ.

И сейчас основная проблема Вали - как сделать так, чтобы дедушкина квартира по наследству досталась ей. Родственники удивляются: «Откуда все это? Ведь мы так хорошо относились к ребенку, ни в чем не отказывали?» И им невдомек, что девочка не научилась самому главному - любви к другому, заботе о ближ­нем; всю личность заполнило разросшееся эгоистичное «я». Ког­да девочка научится видеть и чувствовать другого человека - од­ному Богу известно.

 

Эмоциональное единение

 

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искрен­ним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватать той нежности, которая так покоряет сердца. Вот со­вет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно. Ни одна женщина в мире не будет так переживать из-за резких или необдуманных слов, слетевших с ваших губ, как ваша соб­ственная жена. И больше всего в мире бойтесь огорчить именно ее. Любовь не дает право вести себя грубо по отно­шению к тому, кого ты любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Из дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни

 

Почему важно супругам соединиться на эмоциональном уров­не? Даже при активном участии разума и понимании всех нюан­сов супружеской жизни, эмоции могут неожиданно вносить свои коррективы в супружеские отношения в том случае, если им не уделять должного внимания. Иными словами, эмоции могут как помогать и делать супружескую жизнь более теплой, душевной близкой, так и разрушать отношения в том случае, если они бес­контрольны и легко перерастают в страсти. Поговорим об этом более подробно.

Эмоциональная жизнь человека - это жизнь сердца. Святые отцы называли сердце органом богопознания и средоточием всей духовной и телесной жизни человека. Сердце - это хранилище добра и зла, оно есть орган желаний и намерений человека. Имен­но в сердце осаждается все внешнее и внутреннее, которое про­ходит как бы своеобразную фильтрацию через главный фильтр добра - зла, любви - ненависти. Эта дихотомия изначально зало­жена в нас, критерием различения, лакмусовой бумажкой являет­ся наша совесть, которая также «живет» в сердце.

По Священному Писанию, сердце мыслит, размышляет, по­знает. «Слово Божие... судит помышления и намерения сердеч­ные» (Евр. 4, 12). И в то же время сердцем осуществляются выс­шие функции духа человеческого - вера в Бога и любовь к Нему. «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасе­нию» (Рим. 10, 10). Об этом очень подробно писал святитель Лука в своем труде «Дух, душа, тело».

Именно желаниями и чувствами человека определяются его отношения с Богом, самим собой, окружающими, с супругом(ой), в конечном итоге все его поведение.

Роль эмоций, чувств крайне велика в супружеской жизни. Мы говорили о том, что главное в отношениях супругов - это лю­бовь, а любовь в свою очередь напрямую связана с жизнью серд­ца. Конечная цель и смысл жизни любого человека - стяжание благодати Божьей, расширение своего сердца для любви. Брак выступает как бы школой, где супруги обучаются этому чувству. Но сделать это не так просто.

Казалось бы, супруги любят друг друга, готовы на многое ради семьи, но как часто возникают обиды, непонимание, негодова­ние, гнев. Все это, конечно, любовью не является. Почему? На пути к истинной любви стоят страсти - устойчивые эмоциональные состояния, которые словно срастаются с нами и становятся на­шей второй натурой. Умножение любви напрямую связано с ис­коренением, выкорчевыванием страстей из своего сердца.

Как отмечает святитель Феофан Затворник, в основе страсти всегда лежит самолюбие, самоугодие, превозношение себя, эгоизм, что так свойственно для нашего ветхого «я», искаженного первородным грехом.

Механизм развития страсти, с точки зрения святых отцов, выглядит следующим образом. Эгоистические помыслы являют­ся начальной ступенью зарождения страсти, и если их сразу не отогнать, они могут перерасти в устойчивое желание и осесть в нашем сердце. Поэтому чрезвычайно важно постоянное трезвение, о чем говорят неоднократно все отцы Церкви: необходи­мо следить за помышлениями и всеми движениями сердечны­ми, чтобы не пропустить страстное. Но сделать это непросто.

Страстный предмет или помысел порождает страстное чув­ство. Страстное еще глубже входит в сердце, и тогда разгорают­ся чувство гнева, скорбь, желание отмщения. Если опомнится че­ловек в этот момент и изгонит страстные желания, страсть утихнет. На сердце водворится мир и покой, если нет, страсть будет набирать обороты. К первоначальной страсти присоеди­нятся и другие, начнется диалог по типу: «Как он смел? Я ему по­кажу, так этого нельзя оставить». Однако до дела еще далеко, не­обходимо принятие решения об отмщении. Когда возникает решимость, то душа уже чувствует себя связанной необходимо­стью осуществить задуманное. И если это происходит, человек окончательно погружается в грех и нарушает заповеди. О какой любви в этом случае можно говорить! Беда в том, что часто зло требует подпитки. И если один из супругов вспылит, оскорбит другого, тот вместо того, чтобы промолчать, сгладить ситуацию, подливает масла в огонь. Так вспыхивает серьезный конфликт. Поэтому важно постоянно внимательно следить за своим серд­цем и искоренять все зачатки помыслов и страстей.

Без Божьей помощи сделать это непросто. Святитель Феофан Затворник приводит такой пример.

«Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы и на­чали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец сначала сам отбивался от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного - и они вышвырнули бы его вон. Видя крайнюю беду, старец воззвал: «Господи Иисусе Христе! Почто оставил меня! Помоги мне, Господи!» Как только он воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: «Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал упра­виться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь гото­вую помощь».

* * *

В современной психологии проблема чувств чаще всего рас­сматривается как эмоциональность личности. Эмоции, влечения, потребности связаны с развитием личности, особенно на ран­них стадиях развития. Как правило, от качества материнского ухода, наличия или отсутствия безусловной любви, ласки, забо­ты, удовлетворения так называемых витальных потребностей напрямую зависит эмоциональная жизнь любой личности.

Именно в раннем детстве закладываются базовые эмоциональ­ные стереотипы по типу доверия - недоверия к окружающему миру, тревожности - спокойствия, любви - агрессивности и т. д., которые в будущем являются основой для формирования до­минирующих страстей. Сложно переоценить значение детства. В психологии этот период изучает теория объектных отно­шений, которая была развита М. Кляйн, О. Кернберг, М. Малер.

 

Семья и эмоции

 

Согласно теории объектных отношений развитие личности в некоторой (а иногда и в очень существенной) степени опреде­ляется внутрисемейными отношениями, особенно ранними. Это исходная база, из которой развивается личность. В теории объек­тных отношений личность представляется как результат сфор­мированных связей человека с внешним миром. Объекты - это люди или предметы внешнего мира, которые служат для удов­летворения базовых потребностей ребенка. Это потребности в безопасности, пище, безусловной любви.

Отношения развиваются позитивно, если все потребности своевременно удовлетворяются и ребенок любим. Однако, к со­жалению, так происходит не всегда, в этом случае базовым аф­фектом у ребенка будет выступать тревога. На этой основе и фор­мируются негативные отношения. Именно они могут служить в будущем той призмой, через которую возможно искаженное восприятие жизни.

Чаще всего ведущим механизмом в формировании эмоцио­нальной матрицы является память. Организм запоминает ин­формацию на уровне стресса, что чаще всего для маленького человека сопряжено с отвержением. В ответ возникают мощные как физиологические, так и психологические реакции: на уров­не тела - спазм мышц, поверхностное дыхание, тахикардия; на уровне психики - тревога, страх, снижение самооценки. На ког­нитивном уровне (уровне разума) формируются установки по типу «меня никто не любит». Информация впечатывается в тело и психику с помощью вегетативной памяти. В итоге формирует­ся системный структурный след, который представляет собой сгусток негативной информации.

Если ситуация регулярно повторяется, если ребенок отверга­ем, не получает нужного ухода и ласки, системный структурный след все более разрастается и становится устойчивым. Впослед­ствии первичная стрессовая ситуация может вытесняться из со­знания, но остаются ее следы в виде мышечных блоков, зажимов, типичных эмоциональных стереотипов, например, по типу агрессивности (когда человек нападает) или депрессивности (когда человек становится покорной жертвой). Именно эти сте­реотипы могут играть ведущую роль в формировании домини­рующих страстей: гнева, уныния, обидчивости.

Эти состояния будут проявляться и в супружеской жизни, так как в тесном межличностном контакте проще задеть «больное место». Неосторожное слово, взгляд, прозвище могут выступить в качестве пускового крючка. И тогда может произойти вспыш­ка чувств, которая никак не соответствует ситуации. Поэтому важно понять, что же мое, а что пришло ко мне из раннего дет­ства, из семьи.

Психологи Михаил и Надежда Телеповы вспоминают такие ситуации.

...Молодая супружеская пара чуть было не дошла до развода. Когда муж называл свою жену ласковыми прозвищами - «глу­пышка», «дурочка» - жена с обидой уходила. Так продолжалось каждый раз, когда звучали «волшебные» слова. В ходе беседы вы­яснилось, что у жены очень неприятные ассоциации, связанные с этими словами. В детстве мачеха (родная мать умерла) часто ей говорила: «Ты дура, глупая, ничего не понимаешь».


 

* * *

 

...Павел и Анна. Павел воспитывался без отца. Его мать всю себя посвящала сыну и несла все домашние заботы на своих плечах. Анна из внешне благополучной семьи, хотя подводным камнем в отношениях ее родителей был диктат ее матери в отношении отца, слабость которого, в конце концов, проявилась в его частых командировках с собственной секретаршей. Анна, не желая себе судьбы матери, стала проявлять диктат в том, что подталкивала мужа к военной карьере, чтобы он не общался на работе с жен­щинами. Дома же постоянные стычки из-за невымытой на ночь обуви с аргументацией: «Мой папа всегда эту работу брал на себя». В понятии Павла домашняя работа должна выполняться исклю­чительно женщиной. В глазах друг друга они оба - деспоты.

 

* * *

 

...Георгий и Татьяна. Он рос как сорвиголова. Родители были заняты своей карьерой и деньгами. Вся их любовь к сыну прояв­лялась только в дорогих подарках и частых вылазках на шашлы­ки с «нужными людьми». В Таниной семье центром внимания ро­дителей были дети: она и ее младший брат. Отец был занят заработком, для них, любимых деток. А мать целыми днями сти­рала, готовила, ходила по магазинам, все ради домашнего уюта и счастья детей. Таня никогда не видела, чтобы ее родители куда- то пошли вдвоем или говорили о чем-то ином, как о ней и о бра­те. Теперь Георгия раздражает ее полная посвященность ребен­ку, а ее - постоянные побуждения мужа куда-нибудь сходить, оставив малыша с няней. В глазах друг друга они оба равнодуш­ны к семье.

 

* * *

 

Понятно, что эти примеры можно продолжать и продолжать.

Часто именно нарушенные родительско-детские отношения выступают в качестве основной причины для формирования так называемой алекситимии - синдрома, который заключается в затруднении распознавания собственных эмоций. Такой чело­век не осознает эмоции, но вместо них испытывает различные ощущения. Вместо грусти, раздражения, печали такой человек испытывает телесные страдания: что-то где-то жжет, колет, зу­дит... Эмоции маскируются ощущениями.

Очень часто такой синдром выявляют у больных, страдающих психосоматическими расстройствами - заболеваниями, в кото­рых ведущую роль играет эмоциональный фактор. Когда эмо­ции подавляются, они начинают «жить» в каком-либо участке тела, являясь источником многих серьезных телесных проблем.

В чем же причина алекситимии? Очень часто этот синдром формируется в недрах семьи, когда родители накладывают строгие запреты на выражение определенных чувств или на­казывают за их проявление. Например, при проявлении радос­ти у ребенка, когда он начинает прыгать, скакать может после­довать установка «хорошие мальчики так себя не ведут» или при переживании печали говорится, что «настоящий мужчина не плачет».

Конечно, определенные ограничения нужны и важны, но если они регулярны и некритичны, неадекватны конкретной ситуа­ции, то постепенно происходит блокирование эмоциональной сферы, влекущее за собой затруднения выражение чувств и их распознавания. Понятно, что это вносит свои негативные кор­рективы в будущие супружеские отношения. Другими словами, наше прошлое становится базой, на которой человек строит свою личность. Часто супруги в браке выстраивают взаимодо­полняющие отношения, чтобы бессознательно поддержать при­вычные стереотипы (так возникают пары по типу мать - сын; жертва - агрессор). То есть супружеские пары пытаются «доиг­рать» в браке в то, во что они в детстве до конца не доиграли, восполнить то, чего они недополучили. Или наоборот, хотят «иг­рать» в то, во что привыкли, получать то, к чему привыкли.

Два автора, Башормени-Наги и Ульрих, вводят понятие «за­долженность». Это значит, что супруги требуют друг от друга того, что они недополучили в родительских семьях (например, любви, ласки, принятия, похвалы). И когда этого не получают, возникает обида, разочарование.

Например, одна женщина очень жестко требовала от мужа, чтобы он никогда не задерживался и всегда приходил вовремя с работы. Мотивировать свою жесткость она не могла, просто чувствовала страх и тревогу, когда оставалась одна. В ее детстве родной отец постоянно задерживался, иногда не приходил ночевать, девочка чувствовала себя покинутой и забытой.

 

* * *

 

В этом контексте можно вспомнить теорию трансактных игр Э. Берна, которая рассматривает так называемые сценарии, ко­торые бессознательно проигрывают супруги в своих семьях. В ра­боте «Принципы группового лечения» Берн определил жизнен­ный сценарий как «план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими со­бытиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Сценарий личности может походить на драму, трагедию, сагу, фарс, роман, комедию или скучную пьесу, которая надоела актерам и нагоняет сон на зрителей. Различные драмы в различ­ной степени могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными.

С первых дней жизни ребенка родители адресуют ему какие- то послания, на основе которых он делает определенные умо­заключения о самом себе, других людях и мире в целом. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ре­бенок принимает главные решения по поводу своего сценария.

Описано огромное количество семейных сценариев, которые подробно рассмотрены в специальной литературе. По большому счету, все авторы едины в том, что это вся та же бессознательность, которая движет человеком по жизни. Вопрос в том, как всем этим распорядиться. Ссылаться на тяжелое прошлое и получать вторич­ную выгоду или же трансформировать, облагораживать его и идти дальше, освободившись от фантомов? Люди свободны в своем выборе. Поэтому основная задача супругов - осознать свое про­шлое, его влияние на настоящее и выстроить реальные отноше­ния с реальным супругом, а не с призраками прошлого.

Что касается проблемы выражения эмоций в супружеской жизни, то здесь тоже можно выделить несколько точек зрения.

 

Выражение эмоций

 

С психологической точки зрения спонтанность, естествен­ность, способность выразить любые эмоции здесь и сейчас - все это признаки психологического здоровья.

Существует масса подходов, обучающих осознанию эмоций и выражению их в реальной жизни (гештальттерапия); позволя­ющих научиться распознавать эмоциональные стереотипы (рационально-эмотивная терапия); сформировать определенные навыки выражения эмоций (поведенческие тренинги, НЛП); телесно-ориентированная терапия, способная через тело активи­зировать мышечный блок и «вытащить» застрявшую эмоцию и многие другие.

Проблема состоит в другом: а все ли эмоции можно и нужно выражать в супружеских отношениях, не нарушим ли мы тем самым гармонию в браке, не обидим ли своей вспышкой близ­кого человека? В психологии этот вопрос остается без ответа, но существуют некоторые правит выражения эмоций, в частности:

- рекомендуется использовать «я»-высказывания, говорить о своих эмоциях от своего лица, например: «В данный момент я чувствую раздражение по поводу твоих слов» или же «Сейчас я чувствую печаль из-за...» и т. д. Другими словами, человек дол­жен говорить о себе, о своих чувствах, а не использовать «ты»- высказывания, когда звучат обвинения, упреки, досада. Напри­мер, вместо фразы «Вечно ты опаздываешь» сказать: «Я чувствую раздражение из-за того, что мы можем не успеть» и т. д.;

- рекомендуется избегать генерализаций - обобщений, ко­торые всегда негативно воспринимаются другим человеком. Например, фраза: «Вечно ты всем недоволен», безусловно не вы­зовет положительных эмоций. Вместо нее уместнее спросить: «А что сейчас тебя беспокоит?»

Конечно, в этих несложных правилах есть свой резон, однако вопрос о необходимости выражения любых чувств остается от­крытым. По этому поводу в святоотеческом наследии говорится, что выражать чувства, конечно, надо, но не все и не всегда. Поче­му? Мы говорили о том, что часто эмоции и чувства напрямую сопряжены с определенными страстями: гнева, уныния, досады, раздражительности и т. д. Понятное дело, если мы будем постоян­но их подпитывать и обеспечивать их безболезненное выраже­ние, последствия для супружеской жизни могут быть неоднознач­ные. Не всякая страсть должна находить свое выражение.

Вспомним дихотомию добродетель - страсть. Это те два по­люса, между которыми мы постоянно находимся. Куда склонит­ся человек?

Ранее отмечалось, что важно вовремя «отмежеваться» от стра­сти, распознав ее и ведя «мысленную брань» с помощью Божьей.

И тогда на сердце водворятся мир, покой и любовь, которые так важны в семейной жизни, в отличие от смущения, досады, стра­ха, сомнений, которые сигнализиризуют о том, что мы движемся в ложном направлении.

Позитивная функция эмоций состоит в том, что они высту­пают в качестве своеобразного индикатора направленности вектора наших устремлений души. Поэтому постоянное духов­ное и душевное трезвление - основа для здоровых гармоничных эмоциональных отношений в браке.



 

Глава 5

 

«ОДНА ПЛОТЬ» НА УРОВНЕ ТЕЛА

 

Гармоничные интимные отношения в браке - есте­ственное продолжение единения мужа и жены на уровне духа и души.

 

Если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?.. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей и которую дал тебе Бог под солнцем...

Еккл. 4, 11; 9, 9

 

Интимные отношения в браке

 

Интимные отношения в браке, единение на телесном уровне - естественное продолжение единения мужа и жены на уровне духа и души. Они были изначально предусмотрены планом творения Божия. В первых главах Бытия мы можем прочитать: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею...» Христи­анство положительно относится ко всему телесному, в том числе и к интимным отношениям в браке, в отличие от множества лже­учений, например гностических, рассматривающих духовное и телесное в противоборстве. Гностики призывали бороться с пло­тью и избегать браков. В то время как православие учит, что спа­сение большинства людей состоит именно в браке.

Как правило, в гармоничном, духовно освященном браке осо­бых проблем в интимной сфере не возникает. Как отмечает игу­мен Георгий (Шестун), «про интимную сторону в браке говорить особо не принято, потому что главное в браке все же духовное единение». Поэтому близкие отношения выступают своеобраз­ным индикатором духовно-душевного единения супругов.

К сожалению, в наше время интимность вырывается из кон­текста духовно-душевно-телесных отношений и рассматривает­ся, как правило, только в контексте телесности, приносящей или не приносящей удовлетворение. Причем считается, что основой современного брака является успех в интимных отношениях. В од­ной из популярных телепередач достаточно известный психо­лог проводил мысль о том, что весомым поводом для развода вполне может выступить сексуальное охлаждение мужа к жене - «ведь для мужчины это главное».

Однако сексуальные отношения в браке все же не самоцель. Можно вспомнить, что в особо благочестивых православных семьях супруги вступали в близость лишь для продолжения рода. Во время постов детей никогда не зачинали. Когда жена была беременна или кормила грудью, муж к жене не прикасался. Ког­да супруги решали, что детей в семье достаточно, они вовсе пре­кращали интимные отношения и жили как брат с сестрой. А не­которые супружеские пары вступали в брак и изначально сохраняли чистоту, упражняясь в духовных подвигах, как уже упомянутые святой праведный Иоанн Кронштадтский и его жена.

Сейчас эти моменты современными людьми могут воспри­ниматься как атавизм и дикость, многие говорят, что «время-то сейчас другое». В настоящее время сексуальность и все, что свя­зано с ней, всячески поощряется и гипертрофируется. Нас убе­дили в том, что половое желание настолько естественно, что не нужно особо переживать по поводу его реализации - это же ведь «твое желание».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.