Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан






В действующих нормативных актах закреплено, что должностные лица
обязаны тщательно разбираться с жалобами и заявлениями граждан, со-
блюдать установленный порядок и сроки их рассмотрения, принимать по
ним законные и обоснованные решения, сообщать заявителям о принятом
решении, своевременно выявлять и устранять причины, породившие нару-
шения прав и свобод граждан. К сожалению, эти требования соблюдаются
далеко не всеми органами и должностными лицами.

Сказанное вызывает необходимость осуществления прокурорского
надзора за исполнением законодательства об обращениях граждан, явля-
ющегося составной частью российского законодательства. Прокурорские
проверки исполнения этого законодательства или, как их чаще называют,
проверки законности разрешения жалоб и заявлений в последние годы
проводятся чаще в связи с сигналами о нарушении закона. При этом они
могут проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, вне
зависимости от их подведомственности и форм собственности. Они могут
совмещаться с проведением других проверок. Более того, проводя про-
верки исполнения других законов, прокуроры нередко знакомятся с соот-
ветствующими жалобами и заявлениями, со всеми другими материалами,
связанными с их рассмотрением и разрешением.

В проведении проверок законности разрешения жалоб и заявлений уча-
ствуют прокуроры как территориальных, так и специализированных про-
куратур всех звеньев. Главная цель этих проверок вытекает из их названия
— установление законности разрешения жалоб и заявлений по существу.

Обычно накануне проверки прокурор знакомиться с данными и ре-
зультатами ранее проведенных аналогичных проверок на предстоящем
196

объекте проверки и уясняет, какие там допускались ранее нарушения, ка-
кие меры принимались администрацией к устранению этих нарушений.

Проверка начинается с беседы прокурора с руководителями органа о
состоянии законности и состоянии работы с обращениями в данном орга-
не. Далее прокурор требует для изучения книгу предложений, заявлений
и жалоб (она может носить и иное название). В этой книге записывается:
•5» дата поступления жалобы (заявления, предложения);
< • фамилия, имя, отчество заявителя;

»> краткое содержание обращения, кому и когда оно передано для ис-
полнения;

•> срок исполнения;
•> когда и какое принято решение;
•5* дело, в котором находятся документы по жалобе.

Эти сведения имеют важное значение для установления законности
разрешения жалоб и заявлений.

Прокурором потребуются также дела или наряды с жалобами и заяв-
лениями и перепиской по ним, акты проверок работы с обращениями
граждан, приказы, отражающие рассматриваемые вопросы, книга приема
посетителей или книга личного приема и при необходимости другие ма-
териалы. Отсутствие перечисленных документов уже само по себе может
являться нарушением закона.

Как правило, прокурор в ходе проверки выясняет следующий пере-
чень вопросов:

•«• назначены ли приказом руководителя ответственные лица за органи-
зацию работы с обращениями граждан и за ведение соответствующих
учетных документов, как они выполняют возложенные на них обя-
занности;

•? • ведутся ли в учреждении (организации) книга предложений, заявле-
ний и жалоб, книга приема посетителей и соответствующие дела или
наряды;

* контролирует ли ведение этих книг и дел руководитель органа или
иное лицо, которому это поручено;

* все ли поступающие заявления, жалобы, иные обращения регистри-
руются в установленном законом порядке. Если имели место случаи
керегистрации отдельных обращений, то необходимо установить
причины этого;

* соблюдаются ли установленные сроки рассмотрения и разрешения
обращений, если не соблюдаются, то следует выяснить почему и кто в
'этом повинен; -у-зг, I I 1


•I» насколько всесторонне и тщательно подвергались проверке все фак-
ты, в которых содержались данные о нарушениях закона;

* соответствуют ли действующему законодательству решения, приня-
тые по жалобам и заявлениям;

*! * исполнено ли принятое решение, устранены ли фактические наруше-
ния закона, его последствия, восстановлено ли в действительности
нарушенное право заявителя;

<» сообщается ли заявителям в письменной форме о результатах рассмо-
трения их обращений и о принятых мерах. Следует также проверить:

«I» на законном ли основании пересылались жалобы и заявления в другие
органы;

<» создана ли внутрипроверочная комиссия по проверке работы с обра-
щениями граждан, проводит ли она соответствующие проверки и со-
ставляет ли акты проверок;

*!» не поступали ли в учреждение повторные жалобы и чем это было вы-
звано;

* организован ли в учреждении прием посетителей и регулярно ли он

проводится.

При выявлении нарушений законов прокурору следует установить их
причины. На выявленные нарушения законодательства об обращениях
граждан прокурор реагирует в установленном законом порядке.

Совершенствованию работы прокуратуры и других органов с жалобами
и заявлениями граждан, а, следовательно, и реальному обеспечению их
прав и свобод могло бы способствовать принятие федерального закона «Об
обращениях, граждан»,
поскольку законодательство, регулирующее эту
сферу, устарело и не охватывает правовым регулированием всех вопросов.

Контрольные вопросы

1. Какую роль играет работа прокурора с обращениями граждан в за-
щите их прав и свобод?

2. Как организуется в прокуратуре работа с обращениями граждан?

3. Что вы можете сказать об организации приема посетителей и в ка-
ких целях он проводится?

4. Расскажите о методике проведения проверки законности разреше-
ния жалоб и заявлений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.