Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детей 8 - 13 лет






К настоящему времени накапливается все больше данных о том, что физические качества учащихся следует как можно полнее развивать уже с 8 лет. В период от 7-8 лет к подростковому возрасту значительно увеличиваются функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост величины максимального темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление после нагрузок функционального состояния нейромоторного аппарата. В возрасте от 8 до 13 лет происходит совершенствование механизмов адаптации системы кровообращ е ния и дыхательной системы к физическим нагрузкам. Мышечная работа вызывает многократное (в 15-20 раз) увеличение объема легочной вентиляции", систематическая мышечная деятельность сопровождается увеличением силы дыхательной мускулатуры, отчетливо растет мощность дыхательных движений.

Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста. В ходе многочисленных исследований было выявлено, что от 8 до 10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2, 5 минут. Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением времени выполнения физической нагрузки и объема, работы у мальчиков и девочек увеличивается период восстановления функционального состояния нервно-мышечного аппарата.

Двигательная активность младших школьниковявно недостаточна и продолжает снижаться, кроме того, происходит постоянное увеличение нагрузки психического и интеллектуального характера. А между тем, у детей именно в этом возрастном периоде закладываются основы дальнейшего физического развития в целом и продолжается формирование важнейших функциональных систем растущего организма. Кроме того, необходимо отметить, что рассматриваемый возрастной период наиболее благоприятен для формирования правильной осанки, чему способствуют упражнения на развитие мышц стоп, спины и шеи.

К 8-ми годам у детей уже практически полностью сформированы все системы организма: дыхательная, нервная, пищеварительная, кровеносная, опорно-двигательный аппарат. Этот возраст характеризуется как период, в котором дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями, поэтому его следует рассматривать какпериодактивного развития двигательных функций. Совершенствование двигательных способностей должно совпадать с периодом усиленного развития двигательных функций и тем повышать и ускорять ход этого развития.

В 13 лет наступает период полового созревания, когда в организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние организма. При этом все системы организма функционируют также как и у взрослого человека, но все еще продолжают развиваться, поэтому очень важно задать правильное направление в развитии. Особенность данного возраста заключается в том, что у ребенка смещается центр тяжести тела, нарушается пространственная координация: ребенок часто не может сделать привычных движений и упражнений, которые уже были отработаны (например, потеря равновесия при поворотах и т.п.).

Родители и педагоги зачастую оберегают детей от физических усилий (как им кажется, чрезмерных), от закаливающих воздействий и даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Но дети способны на значительно большие физические усилия, чем думают многие, надо только правильно оценить их реальные возможности и уметь правильно сочетать знание общих закономерностей с индивидуальным подходом. Прежде всего, необходимо определить массу тела и рост ребенка.

Дети 7-9 лет делятся на 3 основных типа по показателям роста и веса: большие (Б), средние (С) и маленькие (М); есть и 2 переходных типа - средние большие (СБ) и средние маленькие (СМ). Самостоятельно определить тип ребенка довольно просто — группа выстраивается по росту в шеренгу и условно делится на три части. Стоящие в первой трети шеренги принадлежат к типу Б, далее -Си замыкают шеренгу М; в промежутках между шиш - СБ и СМ. Типы СБ и СМ могут легко с годами перемещаться в группу Б, С или М, поэтому такие дети требуют большего внимания в плане физических нагрузок. Более точно определить морфологический тип ребенка и определить его физические возможности поможет сравнительная таблица № 1

Возраст ребенка Тип ребенка Средний рост, см. Отклонение, см Средний вес, кг. Отклонение, кг.
  Б С М   2, 8   3, 5 3, 8
  Б С М   2, 7   3, 6

В процессе многолетних исследований было установлено, что для ребенка того или иного типа телосложения характерно свое проявление физических качеств. Их можнообобщенно свести к трем основным уровням (см. таб. № 2):

I. уровень - лучшие результаты среди одногодок;

II. уровень - результаты несколько хуже;

III. уровень - наиболее слабые результаты.

Уровни физических качеств Морфологические типы    
  Б С М
I Быстрая сила, медленная сила Быстрота, выносливость -
II Быстрота Быстрая сила, медленная сила Быстрота
III Выносливость - Выносливость, быстрая сила, медленная сила

Что касается занятий хореографией, то можно сделать заключение, что наиболее подходящие физические качества для этого вида деятельности имеют дети среднего тина (С). У этих детей наиболее подходящий морфологический тип, поэтому они без труда усваивают весь материал. Что касается детей типа Б, то у них имеются определенные минусы, например, у них недостаточная выносливость, меньшая гибкость. Дети типа М очень гибкие, но имеют слабые мышечную силу и выносливость.

Физическая нагрузка варьируется нетолько в зависимости от морфологического типа, но и в зависимости от возраста ребенка, причем следует отметить, что специалистами (медиками, физиологами, педагогами) отдельно выделяются паспортный и биологический возрасты, поскольку дети и подростки одного морфологического типа и паспортного возраста нередко отличаются по уровню физического развития. Биологический возраст ребенка, отражающий морфологическую и физиологическую зрелость отдельных органов, систем и организма в целом, гораздо важнее, чем паспортный для правильного определения работоспособности, двигательных качеств, характера и приспособительных реакций на различные нагрузки. Самое простое определение биологического возраста дано в таблице № 3 (суммарное количество зубов ребенка сравнивается с показателями таблицы и определяется возраст)

Кроме биологического выделяется также двигательный возраст, основанный на результатах, показанных детьми при выполнении различных физических упражнений (см. таб. № 4).

Возраст, годы Девочки Мальчики
     
     
     
     
    j

Если результаты ребенка лучше, чем отражено в таблице, значит он опережает своих сверстников в физическом развитии, его двигательный возраст опережает паспортный, и возможности ребенка гораздо выше, чем у его сверстников; если результаты хуже, то он отстает в развитии, а

Тесты Возраст                
  7 лет     8 лет     9 лет    
  Морфологический тип                
  Б С М В С г М Б С М
Бег на 10 м, с. 2, 9 ЗД 3, 3 2, 8 2, 9 3, 0 2, 7 2, 8 2, 8
Бег на 30м, с. 6, 55 6, 59 6, 78 6, 23 6, 24 6, 59 6, 09 6, 11 6, 49
Прыжок в длину с места, см 117, 4 130, 6 114, 3 130, 3 134, 6 118, 6 146, 7 152, 1 135, 4
Прыжок сразбега, см. 195, 8 215, 3 191, 4 205, 6 228, 4 200, 1 211, 5 236, 4 206, 7
Прыжок-многоскок, 8 раз с 1 ноги на ногу, см. 991, 3 1023, 8 963, 8 1074, 6 1138, 3 986, 7 1416, 7 1469, 4 1332, 2
Метание на дальность (шш ЗШ г.), м 10, 5 10, 9 9, 8 10, 7 12, 1 10, 6 11, 7 ] А ^ 11, 2
Метание на дальность сидя (мяч 1 кг.), м 1, 7 1, 8 0, 9 1, 8 2, 1 2, 2 2, 6 1, 5

двигательный возраст отстает от паспортного.

Дозирование нагрузки связано в первую очередь с интенсивностью выполнения упражнений и количеством повторений, причем физическая нагрузка постепенно увеличивается от начала занятия к его середине и снижается в конце. Преодоление трудностей, достижение цели, новые мышечные ощущения и оценка достигнутого ребенком дают ему чувство удовлетворения, способствуют стремлению к еще большим достижениям.

Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на занятиях хореографией заключается в том, чтобы затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии, число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движения.

При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности её воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

§ Количество повторений упражнения. Чем больше число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

§ Амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;

§ Исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лёжа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;

§ Величина и количество участвующихв упражнении мышечных групп. Чем больше мышечных групп участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;

§ Темп выполнения упражнений: может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку даёт быстрый темп, в силовых - медленный темп;

§ Степень сложности упражнения: зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создаёт значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;

§ Степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро нарастает утомление. Трудно долго продолжать работу и при быстром чередовании мышечных сокращений и расслаблений, ибо это приводит к высокой подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и к быстрому утомлению;

§ Мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени её выполнения, развиваемой скорости и силы при движении, чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;

§ Продолжительностьи характер пауз отдыхамеждуупражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеры паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются лёгкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффектповышается.

Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий в течение продолжительного периода времени.

Самочувствие довольно точно отражает изменения, проходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями, поэтому очень важно знать признаки чрезмерной нагрузки. Нагрузка в занятиях является чрезмерной, превышает возможности организма, если постепенно накапливается утомление, повышается бессонница или повышается сонливость, головная боль, потеря аппетита, раздражительность, боль в области сердца, отдышка, тошнота. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.

Необходимо отметить, что в данный период времени педагоги и родители достаточно часто сталкиваются с проблемой пониженного тонуса мышц у ребенка (т.наз. гипотонус мышц). Гипотонус мышц проявляется в нарушении связи и скоординированности двигательных рецепторов с мышечными волокнами, поэтому ребенок с таким отклонением не может качественно выполнить многие движения (например, выпрямить колено или оттянуть носок), особенно если они выполняются в быстром темпе. Этот ребенок понимает, как делать, что делать, но в силу такой физической особенности его организма от него трудно требовать сделать лучше, чем он способен. Гипотонус мышц не является болезнью или психическим отклонением, поэтому он не требует врачебного вмешательства - чаще всего, гипотонус мышц проходит с годами. По данным медицинских исследований каждый 8-й ребенок так или иначе подвержен этому явлению. Физические упражнения для такого ребенка имеют огромное положительное значение - они не избавляют от гипотонуса мышц, но очень заметно корректируют физическое развитие организма.

Чтобы иметь представление о том, каковы физические возможности детей в рассматриваемый период, можно воспользоваться следующей таблицей:

Виды упражнений Морфологические типы и возраст    
  Б С М
Приседание на двух ногах с 2-х лет с 2-х лет с 2, 5 лет
Приседание на одной ноге при помощи опоры с 4-х лет с 4-х лет с 5-ти лет
Подскоки с 2-х лет с 2-х лет с 2, 5 лет
Подскоки на месте с поворотом с 6-ти лет с 6-ти лет с 6-ти лет
Прыжки на одной ноге с 4-х лет с 4-х лет с 4-х лет
Прыжки в длину с места с 2-х лет с 2-х лет с 2, 5 лет
Наклоны туловища вперед и в стороны с 2-х лет с 2-х лет с 2-х лет
Отжимание в упоре лежа от пола с 6-ти лет с 6-ти лет с 7-ми лет
Подъемы туловища из положения лежа на спине до положения сидя (ноги закреплены) с 3-х лет с 2-х дет с 3-х лет
Подъемы туловища из положения лежа на животе до прогиба в пояснице (ноги закреплены) с 5-ти лет с 5-ти лет с 5-ти лет
Махи прямой ногой у опоры с 4-х лет с 4-х лет с 4, 5 лет
Бег с высоким подъемом коленей с 5-ти лет с 5-ти лет с 5-ти лет
Бег «взахлест» с 8-ми лет с 8-ми лет с 8-ми лет

В таблице отражены самые основные виды физических упражнений и то, с какого возраста их рекомендовано давать детям (при этом учитывается также морфологический тип ребенка).

В результате анализа возрастных возможностей детей, можно с уверенностью утверждать, что дети к 10 годам уже способны выполнять упражнения, требующие весомой физической нагрузки, а также упражнения, сочетающие координационно- сложные двигательные действия.

Таким образом, результаты изучения возрастной динамики естественного развития показателей работоспособности школьников 8-13 лет и особенностей адаптацииих систем дыхания и кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит повысить эффективность физических упражнений (и занятий хореографией в частности), направленных; на развитие физических возможностей школьников.

III. Список литературы:

1. Ахмедов К.Б., Трунин В.В. Методические указания по исследованию физической работоспособности человека. - Алма-Ата, изд. КИФК,

1 975.

2. Бажуков С М. Здоровье детей - общая забота. М.: Физкультура и спорт, 1987.

3. В.П.Губа. Что может Ваш ребенок. - М.: Физкультура и спорт, 1 994

1. Курысь В Н., Яровой Н.М., Титаренко Е В. Общеразвивающие упражнения в школе. - Ст.: СГПУ, 1995.

2. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Под ред. Л. Е. Любомирского. - Изд-во: НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР, 1 999

3. Павлов С. Е. Адаптация. - М., " Паруса", 2000.

4. С.В. Филатов «От образного слова - к выразительному движению», М., 1993.

5. Физиология человека. Под редакцией Н.В. Зимкина. - Москва: Физкультура и спорт, 1 97 5.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.