Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К истинному безбрачию способны далеко не все люди, и поэтому это не узаконивается, но Господь все же призывает христиан к высшему






 

Нельзя не сказать о том, что в Евангелии говорится, что к безбрачию и девству способны не все люди. Приведем толкования на слова Господа об этом.

Филарет Дроздов (т.5, 303. Беседа по освящении храма Воздвижения Креста Господня…): «Христос Спаситель о безбрачной жизни сказал Апостолам: «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19. 11). То есть: не все могут пребыть безбрачны, а только некоторые имеют дарование всегдашнего девства».

Евфимий Зигабен (Толкование на Ев. от Матф., гл.19, ст. 10-12): ««Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» Теперь лучше, чем прежде, они поняли тяжесть этой заповеди, как трудно исполнимой обязанности. Слишком тягостным казалось им терпеть злую и несносную жену и не иметь права развестись с тою, которая неукротимее зверя. Поэтому и говорит: если такова обязанность человека к жене, т.е. если таково условие брака, чтобы не разводиться, разве по причине одного только прелюбодеяния, то лучше человеку не жениться. Как ему сносить другие пороки бесстыдной жены? Объясняется это изречение и иначе: если такова, как Ты заповедал, обязанность человека к жене, т.е. если есть одна только причина, или средина, разделяющая мужа и жену, именно прелюбодеяние, то нет пользы вступать в брак. Ст. 11: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» Не все принимают эту речь о том, что лучше не жениться, – не все ее исполняют. Великое дело – безбрачие, и удобоисполнимо для немногих. Те одни принимают эти слова и исполняют, которым дан этот дар от Бога; а дан он просящим: просите, – говорит, – и дастся вам (Мф. 7, 7), – и не просто просящим, а с жаром и постоянством, – одним словом, как следует. Таким образом показал, что девство есть дар Божий, который дан просящим, как следует. … После того как показал, что девственники достойны похвалы, после того как похвалил безбрачие и таким образом незаметно призывал слушателей к девству, – зная, однако, что это дело великое и может быть выполнено немногими, предоставляет его свободной воле человека. Кто, – говорит, – может вместить, или достигнуть этого, пусть вместит».

Феофилакт Болгарский (Толк. на Ев. от Матфея, гл.19): «…хотя стяжание девства есть великое дело, но оно не всеми может быть сохраняемо, а только теми, которым дарует Бог …. Подвиг девства, говорит, есть жребий не многих. Есть скопцы от утробы матерней, то есть люди, которые по природному сложению не имеют влечения к совокуплению (с женами), но их целомудрие не приносит им пользы. Есть и такие, которые оскопляются людьми. Оскопляющие же сами себя ради царствия Божия суть не те, которые отрезывают у себя члены, ибо это преступно, но те, которые воздерживаются. Понимай и так: бывает скопец от природы, то есть, как выше сказано, по природному сложению не склонный к любострастию. Оскопляемый от людей есть тот, кто удаляет от себя разжжение плотской похоти вследствие человеческого наставления. Наконец оскопляющий сам себя есть тот, кто не по чужому, а по собственному расположению, добровольно решился на подвиг целомудрия. Таковый очень хорош, потому что он независимо от других, а сам произвольно вступает на путь к царствию небесному. Желая же, чтоб мы добровольно подвизались в добродетели (девства), Господь говорит: «Кто может вместить, да вместит». Таким образом Он не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но девство предпочитается».

Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, Слово 4 о посте и целомудрии): «Девство, ведь, столь великое дело, и требует такого труда, что Христос, сойдя с неба для того, чтобы сделать людей ангелами и здесь насадить вышний образ жизни, не решился даже и при такой цели предписать его и возвести на степень закона; и несмотря на то, что дал закон умирать за Него, - а что могло бы быть тяжелее этого? - постоянно распинать себя и благотворить врагам, девства тем не менее не узаконил, но предоставил на произволение слушателей, сказав: " кто может вместить, да вместит" (Мф. 19: 12)».

Исидор Пелусиот (Письма, ч.3, п.67): «Сказанное о девстве: " Не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф. 19, 11), сказано не в том смысле, что это дается по какому-то жребию (в таком случае Бог не назначил бы им в награду Небесного Царства). Напротив, этим показывается, что, во-первых, подвизающиеся этим вышеестественным подвигом имеют нужду в Божией помощи; во-вторых, этот совет сходит с неба не как закон, но предлагается в виде совета; в-третьих, девство дается тем, которые победили невоздержание, призывают содействие свыше, хранят себя постами и бдениями, а не предаются зверю нерадением и роскошью. Если бы давалось оно по жребию, то излишней была бы награда. Не по милости оно дано, но желающим принять; а кто не хочет, тем и не будет дано».

Бл. Иероним (Толков. на Ев. от Матфея, кн.3): ««Он же сказал им: … Кто может вместить, да вместит» (Мф.19, 11-12). - Под словом этим пусть никто не разумеет судьбы или счастья, потому что это [или] девственники, которым дано от Бога [быть таковыми], или же те, которых случай привел в такое состояние; но дано это тем, которые просили этого, хотели этого или трудились, чтобы достигнуть этого. В самом деле, всякому просящему будет дано, и ищущий найдет, и стучащему будет открыто (Мф 7, 8; Лк 11, 10)».

Но нельзя не сказать и то, что и неверующие люди способны на девство, и примером этому служат многие вдовы послевоенного времени, которые не выходили замуж, также это можно сказать и о тех людях, которые никогда не состояли в браке по каким-либо обстоятельствам или не заключали второго брака. И если на это способны и неверующие, то, безусловно, способны и христиане при великой помощи Христовой…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.