Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как соотносятся понятия «инновация», «новация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс»?






Новация - новая идеи, новое знание Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности
Инновация лᴎ бо нововведение (от англ. innovation - введение нового) Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей

 

Инновация - конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного процесса, использованного в производственной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.(Конечный результат или внедрение?????)

Таким образом инновация-это уже внедрение новшества, следующая ступень.

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

Инновация и инновационная деятельность похожи, но инновационная деятельность более обширное понятие.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения)

В целом новации+инновации или инновационная деятельность представляет собой инновационный процесс.

 

 

2. В чем назначение и роль классификации инноваций?

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. Происхождение инноваций, их назначение, влияние и другие характеристики создают большое разнообразие, что требует определенной классификации, которая сделает возможным их идентификацию. Есть общая (традиционная) и классификация инноваций с учетом их развития.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Роль классификации инноваций в том, что попогает понять и отличить действительно необходимую и выгодную модификацию товара от псевдоинновации, а также помогает определить рыночную стоимость обновленного товара(т.е. технические модификации затратнее и себстоимость товара растет, как и рыночная цена, модификации не затрагивающие тех.характеристики, такие как изменение цвета корпуса менее затратны, не обо выгодны, т.е. не сильно влияют на увеличение спроса, но и не сильно увеличивают стоимость рынгочную).

 

3. Понятие и виды инновационных стратегий.

4.В чем специфика российских инновационных стратегий?

 

5.Инновационная деятельность. Понятие, сущность и характеристика инновационной деятельности в регионе.

Инновационная деятельность — это деятельность, ориентированная, прежде всего, на создание и (или) внедрение прогрессивных нововведений. Ее содержание не исчерпывается исключительно внедрением новшеств, достаточно тесно связано с научными исследованиями, и, в том числе, включает в себя разработку будущих инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений применительно к новому или усовершенствованному продукту, реализуемому на рынке. Помимо этого, инновационная деятельность направлена на создание нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также на новые или усовершенствованные решения в области организации производства и в социальной сфере, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Нижегородская область с 2003 г. занимает 4 место среди регионов РФ по величине инновационной составляющей инвестиционного потенциала.

Ежегодно в Нижегородской области создается свыше 600 объектов интеллектуальной собственности, половина из которых находит внедрение. Наиболее активно используются объекты промышленной собственности в машиностроении и металлообработке, в предпринимательском секторе научных учреждений, химической промышленности. Исторически акцент в инновационной деятельности приходится на индустрию «двойных технологий», высокотехнологическое транспортное машиностроение и глубокую нефтепереработку Преобладание ресурсоемких предприятий обрабатывающих отраслей, отсутствие в области основных сырьевых ресурсов, высокая зависимость промышленности от поставок энергоносителей делают развитие новых технологий и выпуск наукоемкой продукции основным приоритетом экономической политики Нижегородской области. В рамках обеспечения такой приоритетности в области принят Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, составлен перечень критических технологий области, а также сформированы базы данных по инновационным проектам..

Имеется опыт создания в Нижегородской области и частных негосударственных минитехнопарков

6.Факторы, сдерживающие инновационную деятельность.

Экономические факторы:

-чрезмерный риск;

-слишком высокие издержки;

-недостаточность финансирования;

-слишком длительный период окупаемости инновации.


Внутрифирменные факторы:

-недостаточно высокий инновационный потенциал (ИР, промышленных образцов и т. д.);

-недостаток квалифицированного персонала;

-недостаточность технологической информации;

-недостаточность рыночной информации;

-трудность контроля над затратами на инновации;

-отсутствие внутрифирменной гибкости;

-недоступность услуг сторонних организаций;

-недостаток возможностей кооперации.


Другие факторы:

-недостаток технологических возможностей;

-недостатки инфраструктуры;

-отсутствие потребности в инновациях (использование уже существующих);

-незащищенность прав собственности;

-законодательство, нормы и стандарты, налогообложение;

потребители, невосприимчивые к новым видам продукции и новым процессам

 

7.Международная инновационная деятельность.

В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2, 5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл. Наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами.

По размаху научных и технологических достижений, а также по их социально-экономическому потенциалу можно выделить следующие главные инновационные технологические направления начала XXI-го века:

-информационные и телекоммуникационные технологии,

-медицина и здравоохранение,

- защита окружающей среды.

Особое внимание остается за информатикой как технологией, действительно сформировавшей глобальный инновационный сектор и отличающаяся наивысшим мультипликативным эффектом. Именно эта сфера в 90-е годы стала областью драматических изменений, оказывающей воздействие не только на экономику, но и на образ жизни, общественное сознание, культуру. Роль " мировой паутины", Интернета, сравнивают по своему значению в истории человечества с появлением книгопечатания. защита окружающей среды.

Повышение требований к защите окружающей среды привело к формированию целого ряда научных направлений в энергетике, биотехнологиях, химии, материаловедении. В рамках этих направлений, ставших во многих случаях приоритетными, решаются не только задачи модернизации существующих технологических процессов в соответствии с экологическими требованиями, но и создаются основы принципиально новых технических решений, экономическая целесообразность которых ранее подвергалась сомнению.

Из 50 самых передовых технологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных приборов, электрооборудования и т.д. сорока шестью технологиями обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 – Германией, 6-8 - Японией, по 3-5 Великобританией и Францией, по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию.

 

8.Государственная поддержка инновационной деятельности в промышленно-развитых странах.

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой " чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам:

- государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

- в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

- государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

-фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

·-государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной кооперации.

Основное значение инновационных программ ЕС состоит не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании европейской кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик стран-членов ЕС, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций.

 

9.Методы стимулирования инновационной деятельности в России.

 

Важными факторами организационного регулирования государством инновационной дея­тельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и по­вышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информацион­ная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведе­ниям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершен­ных инновационных проектах и программах и т.п.
Руководство российского государства разработало нормативно-правовую базу, призванную обеспечить становление, формирование и стимулирование развития инновационной среды и формирующих ее институтов. Основополагающим документом является «Стратегию развития России до 2020 года». В ней определены долгосрочные приоритеты развития, получившие свое выражение в концепции четырех «И», включающей в себя: институты, инфраструктура, инвестиции и инновации

Сегодня поставлена задача модернизации глобальной системы регулирования, основными элементами которой являются упорядочение самих институтов регулирования, более четкая координация между органами, отвечающими за разные сегменты рынка - как на международном, так и на национальном уровне; создание условий для адекватной оценки участниками рынка своих контрагентов и оценки различных финансовых инструментов; создание эффективной системы стимулов к рациональному поведению, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получения выгод за достижение стабильно высоких результатов.

Реализуется госпрограмма по развитию технопарков в России, в качестве точек роста в сфере высоких технологий предполагается создание особых технико-внедренческих зон.

главными направлениями государственной инновационной политики РФ являются: 1) аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности за счет государственных и частных структур; 2) формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов, в том числе осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; 3) развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов; 4) формирование инновационной инфраструктуры, включая информационное обеспечение научно-технических и инновационных процессов; 5) создание благоприятного климата для поддержки малых инновационных предприятий и пр.

 

10.Инфраструктура инновационной деятельности.

Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.

 

Производст- венно-техно- логическая состав- ляющая Консалтинго- вая состав- ляющая Финансовая состав- ляющая Кадровая состав- ляющая Информа- ционная состав- ляющая Сбытовая состав- ляющая
Инновационно-технологи- ческие центры и технопарки Центры трансфера технологий Бюджетные средства Повышение квалификации персонала в области инноваций Государствен- ная система научно-технической информации Внешне- торговые объединения
Инновационно-промышленные комплексы Консалтинг в сфере экономики и финансов Бюджетные и внебюджетные фонды технологи- ческого развития Подготовка специалистов в области технологи- ческого и научного менеджмента Ресурсы структур поддержки малого бизнеса Специализиро- ванные посред- нические фирмы
Технологические кластеры Технологический консалтинг Венчурные фонды   Региональные информацион- ные сети Интернет
Технико-внедренческие зоны Маркетинговый консалтинг Посевные и стартовые фонды   Интернет Выставки
Центры коллективного пользования высоко- технологичным оборудованием Консалтинг в области внешне- экономической деятельности Гарантийные структуры и фонды      

 

11Институты рыночной инфраструктуры.

1.Инновационный потенциал Нижегородской области.

" Нижегородская область, несомненно, обладает высоким инновационным потенциалом. В первую очередь, это связано с тем, что здесь сохранены и продолжают функционировать такие крупные научные центры, как, например, Институт прикладной физики, в котором ведутся исследования очень высокого уровня", - пояснил он. По инновационному потенциалу регион занимает четвертое место после Москвы, Санкт- Петербурга и Московской области.
" В правительстве Нижегородской области инноватикой занимается пять министерств, у каждого министерства свои программы развития. Для того, чтобы развивать инновации в Нижегородской области, необходимо создание единого центра", сказал Эдуард Фияксель.
По его мнению, в Нижегородской области много инициатив, связанных с инновационными системами, есть высокий инновационный потенциал, но при этом отсутствует понимание и инициатива со стороны властей. " Построить систему развития инноваций можно будет только в том случае, если инициатива снизу: от вузов, ученых, будет совпадать со стремлениями чиновников", - добавил Фияксель.
По мнению Фиякселя, в Нижегородской области необходимо внедрить понятие " региональный кластер" (Региональный кластер – это совокупность фирм, университетов и других организаций, связанных в определенной производственной области в определенном регионе, - прим. НИА " Нижний Новгород"). " Необходимо часть средств, которые направляются на развитие инновационных технологий направить на развитие регионального кластера", - добавил он.
" Нужна площадка, где можно было сосредоточить все инновационные продукты, на этой площадке смогли бы встретиться инноваторы с инвесторами", - подчеркнул он.

2.Нормативно-правовая база для развития инновационной деятельности.

Нормативно-правовая база является подкрепляющей основой для развития и стимулирования инновационной деятельности, основополагающей можно считать «СТРАТЕГИю

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА», главными направления который можно считать:

- Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании

- Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.

равовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом законодательных актов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.