Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базисные знания.






Методическая разработка практических занятий для преподавателей

Практическое занятие № 14

 

ТЕМА: БЕСПЛОДНЫЙ БРАК.

Цели занятия.

Изучить причины возникновения бесплодия в браке, основные принципы диагностики и лечения в зависимости от возраста пациенток, формы бесплодия; отработать навыки и умения по изучаемой проблеме.

Разобрать вопросы этики и деонтологии при общении с пациентом и медицинским персоналом.

Базисные знания.

1. Анатомия матки и ее кровоснабжение. (Кафедра нормальной анатомии. «Анатомия человека». Учебник для студентов медицинских ВУЗов М.Т.Привес, Н.К.Лысенков, В.И.Бушкевич, СПб, «Гиппократ», 1997 год). 2. Менстраульно – овариальный цикл.

(Кафедра физиологии. «Нормальная физиология». Учебник для ВУЗов под редакцией

В.И.Ткаченко 2-е издание, исправленное и дополненное, М.: Медицина 2005 год).

 

Продолжительность занятия: 4 часа, начало занятия в 9 часов, окончание в 12 часов 15 минут.

Место проведения: клиническая база кафедры – ГКБ № 8 (гинекологическое отделение).

 

Методическое и материально- техническое оснащение: для курации подбираются пациентки в гинекологическом отделении с бесплодием, имеющие различную гинекологическую патологию: эндометриоз, дисфункцию яичников, СПКЯ. При проведении занятия используются макротаблицы, методические рекомендации, тесты, ситуационные задачи, протоколы УЗИ, рентгенограммы.

Хронометраж практического занятия (пятиминутные перерывы между занятиями):

20 минут Вводное слово преподавателя. Преподаватель объясняет студентам актуальность темы, сообщает цель занятия и его план. Контроль исходного уровня знаний.
40 минут   40 минут Разбор темы занятия по плану: 1. частота разных форм бесплодия. Понятие мужского бесплодия и основной метод его диагностики (спермограмма). 2. классификация женского бесплодия. 3. основные принципы обследования. Особенности диагностики различных форм бесплодия (эндокринное, трубно- перитонеальное). 4. принципы лечения бесплодия в браке. Курация больных под руководством преподавателя группами студентов по 2-3 человека. Каждой группой проводится курация одной пациентки с бесплодием. Студенты выясняют жалобы, собирают подробный акушерско- гинекологический анамнез и анамнез жизни, проводят объективное исследование и гинекологический осмотр, формируют предварительный диагноз и составляют план обследования. Затем студенты знакомятся с историей болезни, данными дополнительных методов обследований, обосновывают клинический диагноз. Кроме того, проводится посещение операционной и демонстрация эндоскопической операции по поводу трубно- перитониального бесплодия.
30 минут Клинический разбор больных с различной гинекологической патологией, страдающих бесплодием. Проводится анализ анамнестических данных и данных объективного обследования. Акцентируется внимание студентов на хронологии патологического процесса, эффективности предшествующего лечения и результатах проведенного обследования. Обсуждается возможная причина бесплодия и составляется план ведения больной. В обсуждении принимает участие вся группа. Преподаватель ведёт дискуссию, корректирует ответы студентов.
30 минут   20 минут Демонстрация диагностических методов исследования в малой операционной (гистероскопия), оценка протоколов УЗИ, рентгенограмм (ГСГ). Решение ситуационных задач.   Итоговый контроль. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом.  

 

Содержание темы:

Актуальность темы.

Актуальность проблемы бесплодия вытекает из определения. Частота бесплодных браков колеблется от 10 до 20 %, в Российской федерации составляет 15 - 17%. При частоте, превышающей 15 %, бесплодие является одним из факторов, определяющих демографическую ситуацию в регионе.Доля женского и мужского бесплодия в браке примерно одинаковая, а в 20 % случаев бесплодие обусловлено одновременно как мужским, так и женским факторами. Все это диктует особенности обследования и ведения пациенток с данной проблемой.

 

Основные вопросы темы:

1. Распространенность бесплодия и частота встречаемости

Различных форм бесплодия.

2. Классификация женского бесплодия.

3. Мужское бесплодие, его причины и факторы, влияющие на фертильность. Спермограмма и ее основные показатели.

4. Особенности анамнеза и клинических проявлений в зависимости от формы бесплодия.Дифференциальный диагноз.

5. Диагностика бесплодия. Специальные методы исследования.

6. Принципы лечения бесплодного брака.

7. Методы обследования и основные методы лечения эндокринного бесплодия.

8. Методы обследования и тактика ведения пациенток с трубно- перитониальным бесплодием.

Брак считается бесплодным в случае отсутствия беременности в течении одного года. Термин первичное бесплодие относят к парам, у которых никогда ранее не происходило зачатия. Термин вторичное бесплодие относят к парам, у которых происходило зачатие в прошлом, но в настоящее время беременность не наступает.

Причины женского бесплодия:

1. Трубный фактор - изменение проходимости и/или сократительной активности труб.

2. Перитонеальный фактор - перитубарные спайки, изменяющие соотношение фимбриальных отделов труб и яичников, препятствующие транспорту гамет.

3. Эндокринный фактор - нарушение процессов овуляции вследствие поражения гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы или общих и системных заболеваний:

· гипогонадотропный гипогонадизм;

· ановуляция гипоталалитического происхождения;

· ановуляция, вызванная гиперпролактинемией;

· полная нечуствительность к андрогенам;

· синдром поликистозного яичника;

· преждевременная недостаточность яичников;

· синдром нечуствительности яичника;

· “кистозный” овариальный цикл;

· отсутствие разрыва лютеинизированного фолликула;

· задержка выхода яйцеклетки;

· действие фактора качетсва яйцеклетки (“состарившаяся” яйцеклетка).

4. Маточный фактор - патологические состояния эндометрия, пороки развития матки, отсутствие половых органов (синдром Тернера и его варианты, нарушение формирования половых органов, двухсторонее овариэктемия, эндометриоз.

5. Шеечный фактор - анатомические и функциональные изменения шейки матки, препятствующие движению сперматозоидов или приводящие к их гибели (аномальное положение шейки, хронический воспалительный процесс в шейке, при котором образуется цервикальная слизь, препятствующая продвижению сперматозоидов, колонизация шейки матки микроорганизмами: Streptococ, Staphylococ, Caralnarella, Ureaplasma; уменьшение количества шеечной слизи при ДЗК, Д\ конизации; истмико-цервикальная недостаточность; сужения цервикального канала; налачие в цервикальной слизи АТ к сперматозоидам.

6. Нарушение способности яйцеклетки к имплантации в матке, что связано с аномальной имплантацией или с аномалиями бластациста.

7. Факторы образа жизни - курение, а у мужчин - вкусовые привычки, предпочтение одежды, характер физических нагрузок, курение, алкоголь, наркотики.

8. Психологические факторы и факторы окружающей среды (сексуальные нарушения).

9. Генитальный туберкулез.

10. Ятрогенный фактор.

11. Системные заболевания.

12. Отрицательный посткоитальный тест.

13. Отсутствие видимой причины бесплодия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.