Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные ресурсы компьютерных сетей






Цель изучения данного подраздела – сформировать у уча­щих­ся представления о том, как устроены компьютерные сети, как происходит целенаправленный поиск информации в локальных сетях и в Интернете.

С элементами работы в Интернете учащ­иеся, скорее всего, к данному моменту уже знакомы. Однако это, как правило, отры­вочные сведения, сопровождаемые неразвитыми навыками поис­ка информации.

Изучение целесообразно начать с лекции о назначении компь­ютерных сетей и основных принципах их построения. Познакомим учащихся с понятием «компьютерная сеть» и подразделением се­тей на локальные и глобальные. Заметим, что с появлением тех­нологии Интранет различие между теми и другими типами сетей с точки зрения пользователя поубавились, а функциональное сход­ство возросло. Если в школе есть медиацентр, то следует расска­зать о его структуре и локальных информационных ресурсах, если нет - дать общее представление о таком центре.

Вопросы стратегии обмена информацией в локальных сетях также представляют безусловный интерес. Как одна машина полу­чает пакет (файл) от другой, если линия занята? как выстраива­ются и обслуживаются очереди? Все это заслуживает обсуждения, пусть и в обзорном порядке.

Затем следует переход к глобальным сетям, описание структу­ры и основных функций (электронная почта, телеконференции, работа с удаленными базами данных). Целесообразно уделить вни­мание аппаратной части обеспечения работы с глобальными се­тями, рассказать о процессах модуляции-демодуляции и пояснить, почему они необходимы.

Поясняем учащ­имся принципиальную разницу между режима­ми работы off-line и on-line и осваиваем первый из них. Для этого обучаем работе с почтовой программой (типа Outlook Express), рассказываем о принципах формирования персональных элект­ронных адресов, показываем, как формировать и отправлять элек­тронные письма и как стать участником телеконференции (объяс­нив предварительно разницу между коммерческими и некоммер­ческими телеконференциями).

Доступ к информации и Интернете - важнейший с практи­ческой точки зрения вопрос данной темы. Несмотря на кажущ­ую­ся информированность об Интернете большинство уча­щихся не имеют истинных представлений о возможностях поиска. Следует рассказать о файловых архивах FTP и о том, как они устроены, о наличии и функциях «зеркал» и т.д. кроме того, описать основные команды работы с FTP-протоколом, обеспечивающие при-ем-передачу данных.

Поскольку в настоящее время и в ближайшей перспективе в функциях поиска информации доминируют поисковые WWW-cepвера, то другие информационные системы в школьном курсе ин­формации можно не рассматривать. Рассказ о «мировой паутине» и о специальном программном обеспечении — WWW-браузерах является в прагматическом смысле центральным. Объекты расска­за — организация HTTP-протоколов, конструкция URL-запросов, интерфейс одного из популярных браузеров (скорее всего, это будет не Internet Explorer). В познавательном плане учащиеся зна­комятся также с принципами гипертекста и мультимедиа, исполь­зуемыми в WWW.

Научиться поиску информации по темам или ключевым сло­вам с помощью поисковых машин типа Rambler и ей подобных — сущ­ественная часть практически ориентированной деятельности при изучении данной темы. Опыт показывает, что приобретение навыков осознанного поиска контекстно-зависимой информации требует определенных усилий, тем более что в различных поиско­вых машинах запросы строятся по разным синтаксическим прави­лам.

В этой деятельности может быть полезным использование ими­татора поисковых машин, который позволяет отрабатывать ука­занные навыки с помощью локализованной программы, без под­ключения к Интернету.

В процессе обучения в данной теме чрезвычайно полезны лек­ционные демонстрационные устройства, позволяющие выводить изображения с экрана компьютера на большой демонстрацион­ный экран. В качестве дополнительного материала естественно привлечь вопросы технологии создания веб-страниц. Хотя данный курс предполагается не программистским, элементы языка раз­метки гипертекстов HTML вызывают интерес у учащихся. Скорее всего, в данном небольшом курсе целесообразно ограничиться лишь простыми примерами создания веб-страниц. Создание мак­симально простой личной веб-страницы каждого учащегося было бы отличным завершением данного раздела.

Кроме того, естественным продолжением темы является об­суждение того, какие новые проблемы создает Интернет перед человеческим сообществом. Проблемы эти глубоки и их обсужде­ние позволяет коснуться важных проблем этики, социологии, политики и т.д.

Содержание практической работы при изучении этой темы це­лесообразно свести к следующим действиям:

· работа с почтовой программой и веб-браузером;

· работа с поисковыми серверами;

· подбор материала в WWW по заданной теме;

При этом поиск информации, подготовка демонстраций осу­ществляются, в первую очередь, на базе материалов школьных дисциплин.

В результате обучения учащ­иеся должны:

· знать (понимать): принципы построения локальных и гло­бальных компьютерных сетей, понятие файлового архива, прин­ципы организации http- протокол о в, правила формирования URL-адреса информационного ресурса; правила общения по электрон­ной почте, в чатах, телеконференциях;

· уметы осу­ществлять поиск информационного ресурса по URL-адресу, рубрикатору, ключевым слотам; вести расширенный по­иск; организовывать телеконференции и соблюдать этику обще­ния;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для автоматизации комму­никационной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.