Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в информатику






Эта тема номинально присутствует в любом варианте базового курса основной школы и заслуживает углубленного изучения. Прежде всего, с позиций ранее полученных знаний обсуждаются раз­личные точки зрения на то, что представляет собой современная информатика. В старшей школе вполне естественно разобраться в этом вопросе и преодолеть ограниченность взгляда на информа­тику как на совокупность прикладных технологий. Плюрализм в данном случае естественен, так как информатика молода и фор­мирование ее продолжается. Следует обсудить предельно широкое толкование информатики как совокупности «компьютерных наук» (Computer Science) и теоретических компонентов, включая ки­бернетику, а также более узкие подходы. Подчеркнуть, что не­смотря на наличие разных точек зрения, представление об ин­форматике в основном сформировано. Важно также донести до учащихся то, что информатику не следует относить лишь к одной из категорий наук типа «естественные», «математические», «гу­манитарные»; она является фундаментальной наукой, которой при­суши черты каждой из перечисленных категорий. В своих прило­жениях информатика в равной мере необходима естественникам, гуманитариям, да и, наконец, просто людям практической де­ятельности, не имеющим отношения к науке. Еще одно важное обстоятельство, которое следует всячески подчеркивать, — пере­плетение в информатике науки и технологии.

При описании содержания и структуры информатики за осно­ву берется известная классификация, выделяющая в информати­ке четыре основных составляющих: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии и социальная информатика. В курсе информатики в старшей школе естественно пытаться сформировать, пусть в упрощенном виде, обобщ­енные представления о каждой из этих составляющих.

По форме организации учебного процесса данная тема, скорее всего, является чисто лекционной и может сопровождаться в ка­честве отчетного мероприятия подготовкой и защитой реферата (к которому следует предъявить и высокие технические требова­ния по оформлению в современном текстовом редакторе). В ходе указанной лекции учитель, опираясь на изображенную на стра­нице раздаточного материала или проецируемую на экран схему, коротко комментирует основные ее разделы, добиваясь формиро­вания целостного представления об информатике как науке и ис­точнике новых (информационных) технологий.

Глубина проникновения в каждый вопрос на лекции относи­тельно невелика и в значительной мере определяется тем учеб­ным временем, которое учитель может затратить на данную тему. Большая глубина изучения для учащ­ихся, проявляющих интерес к общим вопросам информатики, может быть реализована при подготовке рефератов.

Обсуждение вопросов теоретической информатики, естествен­но, начинается с углубления в понятие «информация». Понимание многоплановости этого понятия весьма важно. Обычно в ба­зовом курсе основной школы главные усилия при обсуждении информации связаны с ее измерением. Это объяснимо, но по­рождает определенный математический и технический крен. В из­лагаемом курсе нужно сделать шаг в указанном направлении: об­суждаются философские проблемы понятия «информация», дает­ся краткое введение в теорию информации, информационное моделирование, теорию алгоритмов, системы искусственного интеллекта, методы представления знаний.

Для учащ­ихся с более прагматичным складом интереснее бу­дет написание рефератов по современным средствам информати­зации или информационным технологиям. Учебник Семакина (10-11) включает в себя минимальный обзор по этим вопросам, позволя­ющ­ий систематизировать соответствующ­ий материал и дающий достаточно информации для короткой лекции. Источниками до­полнительной информации для учителя в процессе подготовки указанной лекции могут быть вузовские курсы ин­форматики, например, адресованное учителю информатики учеб­ное пособие Могилев, Хеннер, Пак «Информатика»(МХП).

Еще одна тема, присутствущю­ая в первом разделе курса, — «Информационные ресурсы» (включая параграф «Информацион­ные ресурсы России») — помещена туда в силу значимости воп­роса; тем не менее она может быть при реализации курса отнесе­на и к разделу «Социальная информатика». Основная задача учи­теля при ее изучении — показать многообразие информационных ресурсов, существующих в современном мире, масштабность за­дач по поиску, хранению и обработке информации и обосновать тем самым необходимость развития соответствующих информа­ционных технологий. То обстоятельство, что информация стала об­щественным ресурсом, что социальные последствия информа­тизации определяют развитие техники, экономики, социальной сферы лучше всего раскрыть на многочисленных примерах, в боль­шом числе присутствующих в учебной литературе. Обсуждение информационных ресурсов современного общества в целом и на­циональных информационных ресурсов нашей страны в данном контексте является уместным.

В целях систематизации знаний в этой сфере может быть полез­на схема, приведенная на ниже. По каждой ее позиции уча­­щимся может быть предложено написание реферата или выпол­нение небольшого проекта с оформлением его результатов в виде таблиц, презентаций, баз данных и т.п. Это может быть реализо­вано как часть практикума или как большое домашнее задание (типа практикуемых в вузах курсовых работ).

Поскольку кругозор учащихся в этой сфере невелик, а доступ к информации ограничен, то коллективный проект можно посвя­тить темам из «близкого круга», например: «Информационные ресурсы моей школы», «Информационные ресурсы моего досуга» и т.п. Дополнительный материал при подготовке к занятиям по данной теме учитель может почерпнуть в учебном пособии МХП и приведенном в нем списке литературы.

Содержание практической работы при изучении темы «Введе­ние в информатику» целесообразно свести к следующ­им действи­ям:

· повторение (практическое) основных приемов работы в опе­рационной системе и с текстовым редактором Word;

· освоение дополнительных возможностей Word (особенности работы со шрифтами, объектами, таблицами и т.д.);

· подготовка рефератов по теме главы с использованием Word.

В результате обучения учащ­иеся должны:

· знать (понимать): многоаспектное понятия «информация», структуру современной информатики;

· уметь: иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для эффективного примене­ния информационных образовательных ресурсов в учебной де­ятельности, в том числе самообразовании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.