Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудиовизуальных проектов






 

Способы привлечения и размер различных источников финан­сирования телеорганизаций, которые можно разделить на соб­ственные, заемные и привлеченные, зависят от их организацион­но-правовой формы. Существуют также производные источники финансирования.

 

СОБСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Доля этой группы в общем объеме источников финансирова­ния варьируется в зависимости от положений учредительских до­кументов и результативности деятельности компании. Для многих предприятий эта группа источников является определяющей и со­стоит из уставного и добавочного капиталов, резервов и прибыли.

· Уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал, пае­вые взносы) формируется в момент организации компании за счет взносов учредителей. Его размер зависит от организационно-пра­вовой формы организации и требований законодательства. Устав­ный капитал используется для финансирования как внеоборот­ных, так и оборотных активов.

· Предприятия, зарегистрированные как акционерные общества, эмитируют акции. Акции относятся к группе именных ценных бумаг. Передача прав, удостоверенных именной ценной бумагой, осуществляется путем внесения изменений в реестр акционеров.

· Добавочный капитал является дополнением к уставному фонду и образуется за счет эмиссионного дохода, прироста стоимости иму­щества при его переоценке, безвозмездно полученных ценностей.

· Прибыль — это денежное выражение основной части денеж­ных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы соб­ственности. Как экономическая категория характеризует финан­совый результат предпринимательской деятельности предприя­тия. Образование, распределение и использование прибыли яв­ляется важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов государства.

 

 

ЗАЕМНЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ И ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА

Заемные источники финансирования, как правило, предостав­ляются на основании финансового плана. Финансовый план в отли­чие от сметы расходов и доходов предполагает распределение пото­ков вложений и поступлений во времени по мере их возникновения. Финансовый план является одной из составляющих бизнес плана проекта.

Для производящих организаций финансовый план должен содержать:

• перечень расходов или смету на производство аудиовизуальной продук­ции* по основным группам себестоимости (приобретение ав­торских прав, зарплата с начислениями, материалы, услуги цехов, в том числе амортизация съемочного оборудования, изготовление и приобретение постановочного инвентаря, ав­тотранспорт, командировочные расходы, прочие, накладные затраты);

• перечень доходов, в качестве которых могут рассматривать­ся поступления от продажи прав собственности на аудиовизуальную продукцию, призовые и пр.;

• прочие источники финансирования проекта

· Кредиты являются одним из важнейших источников финан­сирования при производстве и прокате для организаций кино- и телеин­дустрии. Они могут являться единственным необходимым и дос­таточным источником при реализации проекта. Все кредиты традиционно делятся на краткосрочные, которые выдаются на срок до одного года, а иногда и до двух лет, и долгосрочные, срок зай­ма по которым составляет более одного года,

Формами кредита признаются конкретные проявления движе­ния ссудного капитала. Кредит может предоставляться в денеж­ной или товарной форме. Также различают банковский, государ­ственный, потребительский, внутрихозяйственный, коммерческий, международный кредит.

Основной из перечисленных форм является банковский кре­дит. Кредиторами здесь выступают банки, а заемщиками могут выступать юридические и физические лица. Кредит выдается в денежной форме.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредит­ных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица.

Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме про­давцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданную про­дукцию (товары, услуги). Отсрочка платежа оформляется догово­ром консигнации или векселями.

Кредиты разделяются также и по обеспеченности. В качестве обеспечения могут быть приняты гарантии, ценные бумаги, депо­зиты, права на использование авторских прав на сценарий (при производстве многокомпонентных программ и телесериалов) или готовый продукт, прочее имущество. Рассматривают три следую­щие степени обеспеченности ссуды:

1) обеспеченная — сумма залога больше 100% от размера вы­данной ссуды и процентной задолженности;

2) недостаточно обеспеченная — сумма залога от 100% до 60% от размера выданной ссуды и процентной задолженности;

3) необеспеченная — сумма залога менее 60% от размера вы­данной ссуды и процентной задолженности.

На предварительном этапе заемщик и банк согласовывают условия выдачи и погашения ссуды и формируют договор займа. В договоре устанавливаются различные параметры, такие как сумма, процент, схема погашения задолженности, срок, обеспечение, став­ка рефинансирования, формула расчета процентов.

Сумма выдаваемой ссуды (основной долг) определяется исходя из целевого назначения кредита. Так, например, сумма кредита на пополнение оборотных средств (кассеты для форматов SD, носители для форматов HD, диски, канцелярские товары, электроэнергия и др.) рассчитывается исходя из тре­буемого норматива за вычетом прочих источников финансирова­ния, которые будут использованы на эти нужды. Кредит на фи­нансирование основных фондов (ПТС, съемочная аппаратура, спецтехника, операторская техника, осветительная техника, автотранспорт и др.) выдается на сумму приобретения необходимой техники и оборудования с уче­том затрат на доведение до состояния, пригодного к использова­нию, на таможенные пошлины и сборы, если аппаратура импор­тируется. Чаще всего для съемочного процесса независимые производители арен­дуют необходимые основные средства. В этом случае сумма кре­дита рассчитывается исходя из согласованных лизинговых или арен­дных платежей за весь срок съемочного процесса.

Процент (цена кредита) устанавливается кредитным комите­том банка и зависит от размера совокупного риска реализации аудиовизуального проекта, доли собственных вложений, валюты, в которой предоставляются средства, а также от степени участия банка в бу­дущих доходах от проката.

Схема погашения кредита также влияет на размер процентов, которые устанавливаются банком. Чем чаще предполагается спи­сывать задолженность, тем меньший процент назначается. Суще­ствуют четыре базовые схемы погашения кредита.

1. Вся сумма задолженности списывается в конце срока разо­вым платежом. Источником финансирования при такой схеме яв­ляется реализация полностью или частично прав на прокат (показ) АВП, характерным примером является экранная продукция, создание которой, занимает непродолжительное время: реклама и клипы.

2. Сумма кредита списывается равными долями в течение все­го срока договора. Этот способ погашения выбирается банками для списания суммы предоставленного кредита. При этом основ­ной долг с каждым следующим платежом уменьшается.

3. Сумма задолженности списывается по частям методом тре­угольника вверх. Источником финансирования при такой схеме являются средства от проката (показа). Авторские права на готовую продукцию остаются у производителя. Этот способ погашения выбирается банками для погашения процентов по ссуде. Процен­ты рассчитываются от суммы остатка основного долга.

4. Сумма кредита списывается по частям методом треугольни­ка вниз. Источником финансирования при этой схеме могут быть средства, полученные в качестве новых кредитов, предоплаты, оплаты за первые серии.

Ставка рефинансировании я — цена, по которой Центральный банк Российской Федерации продает кредиты другим коммерчес­ким банкам, — фиксируется на дату начала кредитования. Нача­лом считается перевод денежных средств на счет заемщика. Став­ка рефинансирования используется как мера возможного отнесе­ния начисляемых процентов по кредиту на себестоимость пред­приятиями-заемщиками в соответствии с Налоговым кодексом РФ от 2002 г. С последующими дополнениями и изменениями.

Формула расчета процентов позволяет определить общую сум­му долга по кредиту. Различают простые, сложные проценты, пол­ную формулу сложных процентов и непрерывное начисление.

Расчеты процентов предполагают процедуру наращивания пер­вично вложенного капитала до некоторой величины в будущем. Процедуру наращивания за последнее время принято называть компаундингом. Обратная задача поиска первоначальной суммы при известных значениях процента, срока и наращенной суммы в бу­дущем называется дисконтированием.

Размер кредитной линии показывает уровень финансового имиджа заемщика. Может открываться лишь для того, чтобы при­влечь прочих инвесторов. Реально же средства кредитной линии не используются при производстве и прокате (показе) АВП, яв­ляясь мерой финансовой прочности и гарантией привлекательно­сти кинопроекта. Развитие банковской системы привело к необ­ходимости использовать группы экспертов, которые оценивают стоимость драгоценных камней и изделий, художественную и ис­торическую ценность предметов залога, творческие идеи, театраль­ные и кинопроекты и пр. Открытие кредитной линии свидетель­ствует о проведенной экспертизе и ее положительном результате, что обеспечивает приток новых инвесторов.

 

ПРИВЛЕЧЕННЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

К привлеченным источникам финансирования относятся деривативы* (финансовые инструменты). В телеиндустрии практикуются разновидности деривативов - опционы, фьючерсы и форварды.

Опцион — двухсторонний договор о передаче права купли-продажи базисного актива по фиксированной цене на и (или) до определенной даты в будущем.

Фьючерс — ценная бумага, удостоверяющая вид срочной сделки на бирже по купле-продаже активов по фик­сированной цене на момент заключения сделки, с исполнением операции через определенный промежуток в будущем.

Форвард — разновидность срочной внебир­жевой сделки с договорной ценой на актив.

Производные источники финансирования рассматриваются в качестве нетрадиционных источников финансирования. Телеор­ганизация — производитель в процессе съемок или перед их началом может выпускать в обращение (продавать) права на прокат(показ), пере­продажу или тиражирование АВП, запускаемого в производство. Права продаются с фиксированной ценой и заданным объемом (на­пример, право на 2000 копий рок-концерта, телевизионной программы, серии матчей по цене 100 руб. за DVD диск).

Производные ценные бумаги также являются инструментами хеджирования (страхования) активов от различных видов рисков, возникающих на финансовых рынках (например, изменение про­центной ставки на кредиты, колебание курса валют и т. д.).

В телеиндустрии существенную роль играют также и другие виды и источники финансирования, такие как деньги меценатов и спон­соров. Производство программ осуществляется и в соответствии с целевым финансированием под конкретный заказ. В этом случае финансовые средства поступают соответственно от бюджетов (го­сударства, республики, муниципалитета) либо от частных заказ­чиков в форме авансирования или предоплаты.

 

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Основным и наиболее значительным источником финансиро­вания государственного телерадиовещания остается федеральный бюджет.

Кроме ассигнований из федерального бюджета общий фонд фи­нансовых средств государственных телерадиокомпаний формирует­ся за счет поступления их из других источников, в которые входят:

· ассигнования из местных бюджетов;

· доходы от рекламно-коммерческой деятельности ГТРК, включая средства от проведения валют­ных операций;

· спонсорские поступления;

· финансирование отдель­ных мероприятий ГТРК из других внебюджетных источников.

Анализ по конкретным видам поступлений для определения соотношения между различными источниками финансирования в региональных ГТРК показал, что ассигнования из регионального и местного бюджета в тех или иных размерах присутствуют в бюд­жетах более половины региональных ГТРК. Их величина в раз­личных компаниях колеблется от 1 до 85%. В струк­туре фонда финансирования отрасли эта величина составляет 2–5%.

Учитывая хронический недостаток финансовых средств, следует говорить о государ­ственном заказе как о части программной деятельности правительства РФ и ТРК в области экранных искусств.

Введение понятия «государственный заказ» преследует следу­ющие цели:

· создание равных экономических условий для всех игроков телерынка;

· определение объема финансовых средств из федерального бюджета при разработке целевых программ развития отрасли;

· составление среднесрочных прогнозов социального развития и других документов прогнозного и планового характера.

Целесообразность введения госзаказа определяется совокуп­ностью факторов.

Под государственным заказом следует понимать создание и рас­пространение программ определенного объема и содержательной структуры (виды и типы передач), контролируемые государством в лице уполномоченного на это органа и финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Доходы от рекламно-коммерческой деятельности для производителей АВП всех форм собственности явля­ются наиболее весомым дополнительным средством финансиро­вания. В катего­рию компаний, «живущих за счет рекламы», попадают телерадиокомпании, расположенные в основном в крупных культурно-промышленных центрах, однако четко зак­репить этот фактор как основополагающий для развития реклам­но-коммерческой деятельности в крупных городах пока, вероятно, преждевременно, так как во многих других городах, обладающих сходным потенциалом, эти доходы составляют значительно мень­шую величину. Стабильно низкий удельный вес от рекламной дея­тельности имеют телерадиокомпании дотационных регионов.

Средства от спонсорских вложений в создание телерадиопрог­рамм составляют весьма незначительную величину — от 1% до 2, 5 % в общем фонде финансирования ГТРК. Связано это, прежде всего с нелепостью существующего законодательства в области рекламы и отсутствием закона о телевидении, существующего в том или ином виде во всех развитых, не говоря о демократических, странах.

В негосударственных телекомпаниях эти проблемы, но не в столь острой форме, также существуют.

Основными факторами, обеспечивающими экономическую самостоятельность негосударственных компаний в отличие от ГТРК, следует считать:

· «курирова­ние» их преуспевающими в финансовом отношении негосудар­ственными структурами;

· разнообразие инструментов и способов финансирования АВП;

· отсутствие жесткого идеологического контроля со стороны государства;

· «необязатель­ность» создания социально значимых передач, которые, как правило, менее привлекательны для рекламодателей по сравнению, например, с покупной зарубежной телепродукцией.

Для компаний, специализирующихся на производстве программ внестудийного вещания, создаваемых многокамерным методом съемки, кроме вышеперечисленных форм и способов финансирования существенную роль играют также сдача комплексов ПТС в краткосрочную аренду, продажа прав на трансляцию, а для спортивного вещания — хостбродкастинг.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.