Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память.






1. Память – психический познавательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта индивидуума.

2. Память – отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

По продолжительности закрепления и сохранения память может быть:

1. Кратковременная (сохраняющая небольшой объем информации до 30 секунд)

2. Сенсорная/оперативная (удерживает точную картину восприятия до 0, 5 (в некоторых источниках) до 2 секунд)

3. Долговременная

Объем памяти 7+-2 предмета

 

Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.

Память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.

 

 

Виды памяти:

1. двигательная

2. эмоциональная

3. образная

4. словесная

 

По Павлову ассоциации – ни что иное, как временная связь, возникшая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Группы теорий памяти

 

1. Психологическая теория

Направления:

1) Ассоциативная

Ассоциативная теория – предметом является действие запечатления и воспроизведения не изолированных друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова: «группами или рядами».

Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство другого, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их взаимодействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физической основой запоминания и воспроизведения информации.

В психологии эти связи рассматриваются как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно временных отношений предмета и явления(по смежности), другие отражают их сходство(по сходству), третьи – противоположности(по контрасту), следующие по причинно-следственным отношениям(по каузальности).

2) гештальт-теория

Принцип первичности целого. Главным образом целостная организация, несводимую к составляющим его частей.
Поэтому основным образом материал организуется по принципу изоморфизма(подобия по форме) аналогичному структуре следов в мозгу человека.

3) смысловая

Ассоциативная + гештальт

Два вида памяти:

- механическая

- логическая

Бине, Бюлер

4) деятельности

- деятельность личности, как фактор детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессы памяти.

Образование связей между различными представлениями определяются не тем, каков сам по себе материал запоминается, а прежде всего тем, что с ним делал субъект.

Жане, Леонтьев, Зинченко, Смирнов.

 

2. Биохимические теории:

Направления:

1) химическая теория

Специфичные и химические изменения происходят в нервных клетках под действием внешних раздражителей и лежат в основе механизмов, процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов, т.е. различных чередующихся белковых молекул нейронов, прежде всего нуклеиновых кислот, ДНК, РНК.

2) физиологическая теория

Связана с учением Павлова об образовании условных временных связей – теория механизма формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. теория «запоминания на физическом уровне».

Подкрепление – стимул мотивации действия. Оно знаменует собой совпадение вновь образной связи с достижением цели действия, а «как только связь совпадает с достижением цели она осталась и укрепилась»(Павлов).

Все характеристики этой связи обуславливаются характером подкрепления как мерой жизненной или биологической целесообразности данного действия. -> Условный рефлекс.

3) физическая теория

Физическая материализация выражается в электрических и механических изменениях синапсов. (теория нейронных моделей)

4) информационно-кибернетическая теория

Данная теория связана с появлением вычислительной техники и с необходимостью разработки программ для этой техники.

 

Законы памяти:

1) осмысление

2) интерес

3) установка

4) край

5) торможение

6) повторение

7) контекст

8) объем

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.