Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоанализ детей применительно к взрослым






(1931)

 

Уважаемые да­мы и гос­по­да: Не­об­хо­ди­мо объ­яс­не­ние, по­че­му в кру­гу дос­той­ней­ших я имел честь быть из­б­ран­ным в ка­чес­т­ве док­лад­чи­ка на этом тор­жес­т­ве. Ве­ро­ят­но, де­ло не в том, что мне вы­па­ло счас­тье 25 лет ра­бо­тать под ру­ко­вод­с­т­вом Мас­те­ра, ведь здесь при­сут­с­т­ву­ют кол­ле­ги с боль­шим сро­ком по­чет­но­го сот­руд­ни­чес­т­ва с ним. Поз­воль­те мне пред­ло­жить вам иное обос­но­ва­ние. И, мо­жет быть, раз­ве­ять лож­ные ут­вер­ж­де­ния и рос­сказ­ни об «орто­док­саль­ной не­тер­пи­мос­ти» на­ше­го учи­те­ля. Что он не до­пус­ка­ет в сво­ем кру­гу кри­ти­ки сво­их те­орий и дес­по­ти­чес­ки из­го­ня­ет все са­мос­то­ятель­ные та­лан­ты, да­бы ут­вер­дить ис­к­лю­чи­тель­но соб­с­т­вен­ную на­уч­ную во­лю. От­дель­ные ли­ца го­во­рят о его вет­хо­за­вет­ной стро­гос­ти, буд­то бы ос­но­ван­ной на ра­со­вых те­ори­ях. Да, на­до, к со­жа­ле­нию, приз­нать, что бы­ли и вы­да­ющи­еся та­лан­ты, и мно­жес­т­во неп­ри­мет­ных лиц, ко­то­рые от­вер­ну­лись от его те­орий. Но раз­ве по на­уч­ным мо­ти­вам? Их пос­ле­ду­ющее на­уч­ное бес­п­ло­дие го­во­рит не в их поль­зу.

В ка­чес­т­ве ар­гу­мен­та, оп­ро­вер­га­юще­го ут­вер­ж­де­ния об ор­то­док­саль­нос­ти Меж­ду­на­род­но­го объ­еди­не­ния и его ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля про­фес­со­ра Фрей­да, яв­ля­ет­ся ва­ше дру­жес­кое приг­ла­ше­ние.

Я не от­ри­цаю, что Фрейд был не сог­ла­сен с ря­дом мо­их ут­вер­ж­де­ний. И от­к­ро­вен­но мне об этом го­во­рил. Но од­нов­ре­мен­но до­бав­лял, что в бу­ду­щем они в ка­кой-то ме­ре мо­гут быть оп­рав­да­ны и пос­коль­ку мы пол­нос­тью еди­но­мыш­лен­ни­ки по важ­ней­шим прин­ци­пам пси­хо­ана­ли­за, то он не ви­дит ос­но­ва­ний для прек­ра­ще­ния на­ше­го сот­руд­ни­чес­т­ва да­же с уче­том раз­ли­чий в ме­то­ди­ке и те­ории. Но в од­ном от­но­ше­нии Фрейд бе­зус­лов­но ор­то­док­са­лен. Им соз­да­ны про­из­ве­де­ния, су­щес­т­ву­ющие мно­гие де­ся­ти­ле­тия не­из­мен­ны­ми, неп­ри­кос­но­вен­ны­ми как чис­тые крис­тал­лы. Нап­ри­мер, его тол­ко­ва­ние снов та­кая от­ш­ли­фо­ван­ная дра­го­цен­ность, ус­пеш­но про­ти­вос­то­ящая всем пе­ре­ме­нам вре­ме­ни, или по­ня­тие «ли­би­до», к ко­то­ро­му кри­ти­ка да­же не пы­та­ет­ся под­с­ту­пить­ся. Поб­ла­го­да­рим судь­бу за счас­т­ли­вую воз­мож­ность сот­руд­ни­чес­т­ва с этим ли­бе­раль­ным ге­ни­ем.

Пожелаем к его 75-ле­тию нес­ги­ба­емой ду­хов­ной све­жес­ти и вос­ста­нов­ле­ния фи­зи­чес­ких сил.

В те­че­ние пос­лед­них лет на­коп­ле­ние ана­ли­ти­чес­ких фак­тов сгруп­пи­ро­ва­лось в идеи, по­бу­див­шие ме­ня су­щес­т­вен­но смяг­чить про­ти­во­по­лож­ность меж­ду ана­ли­зом де­тей и взрос­лых. На­чаль­ные под­хо­ды к ана­ли­зу де­тей бы­ли вы­ра­бо­та­ны вен­с­кой груп­пой. Не го­во­ря о един­с­т­вен­ной - прав­да, ори­ен­ти­ру­ющей - по­пыт­ке Фрей­да, пер­вой ме­то­ди­чес­ки за­ни­мав­шей­ся ана­ли­зом де­тей бы­ла вен­с­кий ана­ли­тик г-жа фон Хуг-Хель­мут. Мы бла­го­дар­ны ей за идею на­чи­нать дет­с­кий ана­лиз с обыч­ной иг­ры. Она, а поз­же Ме­ла­ни Кляйн, ана­ли­ти­чес­ки ис­сле­дуя де­тей, по­ня­ли не­об­хо­ди­мость су­щес­т­вен­ных из­ме­не­ний в тех­ни­ке ана­ли­за взрос­лых, в смыс­ле смяг­че­ния обыч­ной тех­ни­чес­кой стро­гос­ти. Вы­со­ко це­нят­ся так­же сис­те­ма­ти­чес­кая ра­бо­та Ан­ны Фрейд и ее мас­тер­с­кие при­емы, под­чи­нив­шие да­же труд­ней­ших де­тей.

Мне ма­ло при­хо­ди­лось ана­ли­ти­чес­ки за­ни­мать­ся деть­ми, и то, что я стол­к­нул­ся с этой проб­ле­мой с дру­гой сто­ро­ны, бы­ло не­ожи­дан­нос­тью. Как это слу­чи­лось? Преж­де чем от­ве­тить, ос­та­нов­люсь на су­щес­т­вен­ной осо­бен­нос­ти нап­рав­ле­ния мо­ей ра­бо­ты. Я фа­на­тич­но ве­рил в эф­фек­тив­ность уг­луб­лен­ной пси­хо­ло­гии и слу­чав­ши­еся не­уда­чи от­но­сил к сво­ей не­уме­лос­ти, что зас­та­ви­ло ме­ня на­чать по­иск но­вых при­емов тех­ни­ки, пос­коль­ку при­выч­ные при­емы яв­но не по­мо­га­ли в тя­же­лых слу­ча­ях. Вот та­ким об­ра­зом, не па­суя пе­ред слож­ней­ши­ми яв­ле­ни­ями, я стал спе­ци­алис­том по осо­бо тя­же­лым слу­ча­ям, ана­ли­ти­чес­ко­му ле­че­нию ко­то­рых пос­вя­тил мно­гие го­ды. Для ме­ня бы­ли неп­ри­ем­ле­мы суж­де­ния о неп­ре­одо­ли­мос­ти соп­ро­тив­ле­ния па­ци­ен­тов, о не­воз­мож­нос­ти даль­ней­ше­го прод­ви­же­ния из-за нар­цис­сиз­ма и пр. Я по­ла­гал, что яв­ка па­ци­ен­та к ана­ли­ти­ку - уже на­деж­да на его спа­се­ние. Вмес­те с тем я всег­да ста­вил пе­ред со­бой воп­рос: толь­ко ли соп­ро­тив­ле­ние па­ци­ен­та яв­ля­ет­ся при­чи­ной не­уда­чи? А мо­жет быть, на­ша ус­по­ко­ен­ность и не­же­ла­ние прис­по­со­бить к ме­то­ди­ке ха­рак­тер­ные осо­бен­нос­ти лич­нос­ти? В та­ких за­пу­шен­ных слу­ча­ях, ког­да не бы­ло ни ре­зуль­та­тов дли­тель­но­го ана­ли­за, ни те­ра­пев­ти­чес­ких ус­пе­хов, я че­рез так на­зы­ва­емые сво­бод­ные ас­со­ци­ации на­чал по­буж­дать па­ци­ен­тов к глу­бо­кой ре­лак­са­ции, к пол­ней­шей са­мо­от­да­че спон­тан­ным глу­бин­ным впе­чат­ле­ни­ям, тен­ден­ци­ям и эмо­ци­ям. Чем сво­бод­нее ста­но­ви­лись ас­со­ци­ации, тем по-дет­с­ки на­ив­ны­ми ста­но­ви­лись вы­ра­же­ния и иные ма­ни­фес­та­ции па­ци­ен­та, тем ча­ще сре­ди мыс­лей и ил­лю­зор­ных пред­с­тав­ле­ний встре­ча­лись вы­ра­зи­тель­ные жес­ты и дви­же­ния, иног­да и «вре­мен­ные сим­п­то­мы», яв­ляв­ши­еся, как и все ос­таль­ное, объ­ек­том ана­ли­за. В не­ко­то­рых слу­ча­ях сво­бо­да ас­со­ци­аций на­ру­ша­лась хо­лод­ным ожи­да­ни­ем и не­по­ни­ма­ни­ем ана­ли­ти­ка.

Только лишь па­ци­ент са­мо­заб­вен­но го­тов по­ве­дать все про­ис­хо­дя­щее в нем… и вдруг ви­дит, как я спо­кой­но и бе­зу­час­т­но рас­ку­ри­ваю си­га­ру или хо­лод­но-сте­ре­отип­но спра­ши­ваю: «Ну и что вы ска­же­те?» Я стал раз­мыш­лять о воз­мож­ных сред­с­т­вах и пу­тях, ис­к­лю­ча­ющих на­ру­ше­ние ас­со­ци­аций и от­к­ры­ва­ющих воз­мож­ность для па­ци­ен­та осу­щес­т­вить тен­ден­цию пов­то­ре­ния. Пер­вые им­пуль­сы ре­ше­ния я по­лу­чил от па­ци­ен­та. При­во­жу при­мер. Па­ци­ент пос­ле пре­одо­ле­ния тя­же­ло­го соп­ро­тив­ле­ния, осо­бен­но упор­но­го не­до­ве­рия, ре­шил­ся по­ве­дать мне со­бы­тия из сво­его ран­не­го дет­с­т­ва. Из пре­ды­ду­ще­го ана­ли­за я уже знал, что он в за­но­во пе­ре­жи­той сце­не иден­ти­фи­ци­ру­ет ме­ня со сво­им де­душ­кой. Вне­зап­но, во вре­мя раз­го­во­ра, он об­ни­ма­ет ме­ня и шеп­чет: «Де­душ­ка, я бо­юсь, что у ме­ня бу­дет ма­лень­кий ре­бе­нок!». Тут я ре­шил­ся всту­пить в иг­ру и про­шеп­тать в от­вет: «По­че­му ты так ду­ма­ешь?». На­чал, так ска­зать, иг­ру в воп­ро­сы и от­ве­ты, ана­ло­гич­ную при­емам, о ко­то­рых со­об­ща­ют ана­ли­ти­ки, за­ни­ма­ющи­еся с деть­ми. Но это не зна­чит, что я в этой иг­ре мог пред­ла­гать лю­бые воп­ро­сы. Ес­ли мои воп­ро­сы не бу­дут со­от­вет­с­т­во­вать уров­ню ре­бен­ка, то бе­се­да быс­т­ро прер­вет­ся. Бы­ва­ли слу­чаи, ког­да па­ци­ент го­во­рил мне, что я ве­ду се­бя глу­по, так ска­зать, ис­пор­тил иг­ру. Так слу­ча­лось, ког­да я в бе­се­ду вно­сил эле­мен­ты, ко­то­рые не мог знать ре­бе­нок. Еще боль­ший от­каз имел мес­то при мо­их по­пыт­ках дать ус­лы­шан­но­му на­уч­ные тол­ко­ва­ния. Мо­ей пер­вой от­вет­ной ре­ак­ци­ей бы­ло неч­то вро­де ав­то­ри­тар­но­го воз­му­ще­ния, но, к счас­тью, я со­об­ра­зил, что па­ци­ент дол­жен луч­ше знать се­бя, чем мои до­гад­ки о нем. Я приз­нал воз­мож­ность ошиб­ки с мо­ей сто­ро­ны, что ук­ре­пи­ло его до­ве­рие ко мне. Кста­ти, от­дель­ные па­ци­ен­ты про­тес­то­ва­ли про­тив то­го, что я на­зы­ваю та­кой про­цесс иг­рой. Они за­яв­ля­ли, что это приз­нак не­серь­ез­но­го от­но­ше­ния к ним с мо­ей сто­ро­ны. В этом бы­ла своя прав­да. И я был вы­нуж­ден приз­нать, что за эти­ми иг­ри­ща­ми скры­ва­ют­ся мно­гие из серь­ез­ных ре­аль­нос­тей дет­с­ко­го воз­рас­та. До­ка­за­тель­с­т­вом бы­ло то, что не­ко­то­рые па­ци­ен­ты во вре­мя та­ко­го по­лу­иг­ро­во­го ме­роп­ри­ятия впа­да­ли в сво­его ро­да гал­лю­ци­на­тор­ное от­чуж­де­ние и де­мон­с­т­ри­ро­ва­ли трав­ма­ти­чес­кие про­цес­сы, не­осоз­нан­ное вос­по­ми­на­ние о ко­то­рых та­илось за иг­ро­вой бе­се­дой. Сход­ное наб­лю­де­ние я сде­лал в са­мом на­ча­ле сво­ей карь­еры ана­ли­ти­ка, ког­да па­ци­ент вне­зап­но впал в ис­те­рич­но-су­ме­реч­ное сос­то­яние. Я на­чал энер­гич­но его тряс­ти, пов­то­ряя, что­бы он рас­ска­зал до кон­ца все, с че­го на­чал. Это вме­ша­тель­с­т­во по­мог­ло. Че­рез ме­ня, пусть ог­ра­ни­чен­но, он вос­ста­но­вил кон­такт с внеш­ним ми­ром и смог внят­но со­об­щить от­дель­ные под­роб­нос­ти о сво­их скры­тых кон­ф­лик­тах.

Итак, я при­нял тех­ни­ку «игро­во­го ана­ли­за», счи­тая од­на­ко, что лю­бой ана­лиз мо­жет дать удов­лет­во­ри­тель­ные ре­зуль­та­ты толь­ко при реп­ро­ду­ци­ро­ва­нии трав­ма­ти­чес­ких про­цес­сов пер­во­на­чаль­но­го вы­тес­не­ния, на чем в ко­неч­ном ито­ге ба­зи­ру­ет­ся об­ра­зо­ва­ние сим­п­то­мов и их ви­ды. Ис­хо­дя из на­ше­го опы­та, я от­ме­чу, что боль­шин­с­т­во па­то­ген­ных пот­ря­се­ний при­хо­дит­ся на пе­ри­од дет­с­т­ва. По­это­му не сле­ду­ет удив­лять­ся, ког­да па­ци­ент, пы­та­ясь объ­яс­нить ге­не­зис сво­его стра­да­ния, вне­зап­но впа­да­ет в дет­с­т­во. Здесь пе­ре­до мной воз­ни­ка­ет ряд важ­ных воп­ро­сов. Со­дер­жа­те­лен ли дет­с­кий при­ми­ти­визм па­ци­ен­та? Ре­ша­ет­ся ли та­ким об­ра­зом ана­ли­ти­чес­кая за­да­ча? Под­т­вер­ж­да­ет­ся ли об­ви­не­ние в наш ад­рес, что ана­лиз про­во­ци­ру­ет прис­ту­пы ис­те­рии, да­вая лишь вре­мен­ное об­лег­че­ние? Име­ют­ся ли пре­де­лы ог­ра­ни­че­ния ана­ли­ти­чес­кой дет­с­кой иг­ры, до­пус­ка­ющей дет­с­кую ре­лак­са­цию, пос­ле ко­то­рой дол­жен на­чать­ся вос­пи­та­тель­ный пе­ри­од от­ка­за?

Естественно, ре­ак­ти­ви­за­ция дет­с­т­ва и реп­ро­дук­ция травм еще не оз­на­ча­ют вы­пол­не­ние за­дач ана­ли­за. Иг­ро­вой или иной ма­те­ри­ал под­ле­жит ос­но­ва­тель­но­му ана­ли­ти­чес­ко­му ис­сле­до­ва­нию. Ра­зу­ме­ет­ся, Фрейд прав, ут­вер­ж­дая, что вос­по­ми­на­ние, а не иг­ра, яв­ля­ет­ся три­ум­фом ана­ли­за. Я же по­ла­гаю, что ус­пе­хом яв­ля­ет­ся так­же по­лу­че­ние су­щес­т­вен­но­го ма­те­ри­ала, ко­то­рый за­тем мож­но пре­об­ра­зо­вать в вос­по­ми­на­ние. Я прин­ци­пи­аль­ный про­тив­ник не­кон­т­ро­ли­ру­емых ре­ак­ций и счи­таю, что по­лез­но мак­си­маль­но вы­яв­лять скры­тые тен­ден­ции, преж­де чем пе­ре­хо­дить к их ло­ги­чес­ко­му ана­ли­зу и од­нов­ре­мен­но к вос­пи­та­нию са­мо­кон­т­ро­ля. Не сле­ду­ет ду­мать, что мой ана­лиз, ко­то­рый я иног­да низ­во­жу до дет­с­кой иг­ры, су­щес­т­вен­но от­ли­ча­ет­ся от преж­ней прак­ти­ки. Мои про­це­ду­ры всег­да на­чи­на­ют­ся со зна­ком­с­т­ва с мыс­ля­ми, ока­зав­ши­ми­ся на по­вер­х­нос­ти пси­хи­чес­ко­го ап­па­ра­та па­ци­ен­та: за­тем под­роб­но ана­ли­зи­рую со­бы­тия про­шед­ше­го дня, пос­ле че­го рас­спра­ши­ваю о сно­ви­де­ни­ях. На каж­дом за­ня­тии я ос­но­ва­тель­но ана­ли­зи­рую до­бы­тый ма­те­ри­ал. Пол­нос­тью ис­поль­зуя при этом на­ши зна­ния о пе­ре­но­се, соп­ро­тив­ле­нии и ме­тап­си­хо­ло­гии об­ра­зо­ва­ния сим­п­то­мов и стре­мясь к то­му, что­бы их по­нял па­ци­ент. На воп­рос, сколь дол­го мо­жет прак­ти­ко­вать­ся «дет­с­кая иг­ра», от­ве­чу: во вре­мя ана­ли­за взрос­лый име­ет пра­во вес­ти се­бя как «пло­хой ре­бе­нок», но ес­ли он вы­па­да­ет из ро­ли и пы­та­ет­ся вы­дать ин­фан­тиль­ную ре­аль­ность за дей­с­т­вия взрос­ло­го, то не­об­хо­ди­мо (по­рой это труд­но) ог­ра­ни­чить его дей­с­т­вия. Пред­по­ла­гаю, что при­ят­ные вы­ра­же­ния чувств ре­бен­ка (осо­бен­но ли­би­доз­ные) в ос­нов­ном ко­ре­нят­ся в неж­ной свя­зи «ре­бе­нок - мать», а эле­мен­ты зла, не­кон­т­ро­ли­ру­емой пер­вер­сии - обыч­но след­с­т­вие не­так­тич­но­го от­но­ше­ния со сто­ро­ны ок­ру­же­ния. Мак­си­маль­ное по­ни­ма­ние и доб­ро­же­ла­тель­ность, ис­к­лю­чи­тель­ное тер­пе­ние и вы­дер­ж­ка вра­ча очень важ­ны. Этот за­щит­ный фон, в ка­кой-то сте­пе­ни га­ран­ти­ру­ющий от воз­ник­но­ве­ния не­из­беж­ных кон­ф­лик­тов, да­ет на­деж­ду на воз­мож­ное при­ми­ре­ние. Тог­да па­ци­ент бу­дет вос­п­ри­ни­мать на­ше от­но­ше­ние как кон­т­раст с пе­ре­жи­тым в соб­с­т­вен­ной семье. Пос­коль­ку он ны­не за­щи­щен от пов­то­ре­ния со­бы­тий прош­ло­го, то мо­жет се­бе поз­во­лить их реп­ро­дук­цию. Это весь­ма на­по­ми­на­ет про­цес­сы, о ко­то­рых нам со­об­ща­ли ана­ли­ти­ки де­тей. Бы­ва­ет, нап­ри­мер, что приз­нав свою ви­ну, па­ци­ент вне­зап­но хва­тал мою ру­ку, умо­ляя не бить его. Час­то па­ци­ен­ты, у ко­то­рых мы пред­по­ла­га­ли злую во­лю, пы­та­лись про­во­ци­ро­вать кон­ф­ликт с вра­чом с неп­ри­лич­ны­ми гри­ма­са­ми или ци­нич­ны­ми вы­ра­же­ни­ями. Я со­ве­тую в та­ких слу­ча­ях не ра­зыг­ры­вать из се­бя доб­ря­ка, а чес­т­но выс­ка­зать свое неп­ри­яз­нен­ное от­но­ше­ние, за­явив, что на­до вла­деть со­бой. Та­ким об­ра­зом, мы уз­на­ем кое-что о ли­це­ме­рии и хан­жес­т­ве в ок­ру­же­нии боль­но­го, что скры­ва­лось за по­каз­ной лю­бовью. По­рой в раз­гар ас­со­ци­аций па­ци­ен­ты пред­ла­га­ют нам пос­лу­шать не­боль­шие ис­то­рии, да­же сти­хи, иног­да про­сят ка­ран­даш, что­бы ода­рить нас на­ив­ным ри­сун­ком. Кон­че­но, я это одоб­ряю, а ри­сун­ки, по­рой фан­тас­ти­чес­кие, тща­тель­но ана­ли­зи­рую. Раз­ве это не на­по­ми­на­ет эле­мен­ты дет­с­кой ана­ли­ти­ки? Но раз­ре­ши­те мне приз­нать за со­бой од­ну так­ти­чес­кую ошиб­ку, ис­п­рав­ле­ние ко­то­рой впос­лед­с­т­вии по­мог­ло прий­ти к прин­ци­пи­аль­но важ­но­му ре­ше­нию.

Элизабет Се­верн, про­хо­дя­щая у ме­ня курс учеб­но­го ана­ли­за, ска­за­ла в дис­кус­сии, что сво­ими воп­ро­са­ми и от­ве­та­ми я на­ру­шаю спон­тан­ность фан­та­зи­ро­ва­ния. И что мне сле­ду­ет ог­ра­ни­чи­вать­ся энер­гич­ным по­буж­де­ни­ем ос­ла­бев­шей пси­хи­чес­кой си­лы для ак­ти­ви­за­ции па­ци­ен­та и пре­одо­ле­ни­ем его стра­хо­вид­ной за­тор­мо­жен­нос­ти. Еще луч­ше бы­ло бы, ес­ли бы это по­буж­де­ние име­ло вид очень прос­тых воп­ро­сов, что зас­та­вит объ­ект про­дол­жить ра­бо­ту са­мос­то­ятель­но. От­сю­да сле­ду­ет те­оре­ти­чес­кое обоб­ще­ние: до­пус­ка­емая при ана­ли­зе суг­гес­тия дол­ж­на быть толь­ко по­буж­де­ни­ем, а не ори­ен­ти­ром даль­ней­ше­го пу­ти, что су­щес­т­вен­но от­ли­ча­ет­ся от суг­гес­тии, обыч­но прак­ти­ку­емой пси­хо­те­ра­пев­та­ми. Фак­ти­чес­ки пред­ла­га­ет­ся толь­ко уси­ле­ние за­дач, выд­ви­га­емых ана­ли­зом: хо­ти­те ле­жать - ло­жи­тесь, пре­дос­тавь­те сво­бо­ду фан­та­зи­ям, го­во­ри­те все, что при­дет на ум. Иг­ра фан­та­зий - так­же уси­лен­ное по­буж­де­ние. То же са­мое от­но­сит­ся к гип­но­зу. Эле­мен­ты от­чуж­де­ния не­из­беж­ны при лю­бой сво­бод­ной ас­со­ци­ации. Тре­бо­ва­ние бо­лее ши­ро­ко­го и глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в пси­хи­ку ве­дет иног­да (а в мо­ей прак­ти­ке - весь­ма час­то!) к бо­лее глу­бо­ко­му от­чуж­де­нию. Ес­ли оно вы­ра­жа­ет­ся гал­лю­ци­на­тор­но, то, ес­ли угод­но, на­зо­ви­те его ауто­гип­но­зом: мои па­ци­ен­ты охот­но при­ме­ня­ют по­ня­тие «сос­то­яние тран­са». Важ­но не до­пус­кать на­си­лия при этой бес­по­мощ­ной фа­зе, ис­к­лю­чив на­вя­зы­ва­ние соб­с­т­вен­ных фан­тас­ти­чес­ких те­орий пси­хи­ке па­ци­ен­та. На­обо­рот, на­до ис­поль­зо­вать силь­ное воз­дей­с­т­вие для уг­луб­ле­ния спо­соб­нос­ти па­ци­ен­та к вы­ра­бот­ке энер­гии сво­ей пси­хи­ки. Гру­бо го­во­ря, ана­лиз не дол­жен пос­ред­с­т­вом гип­но­за или суг­гес­тии вдал­б­ли­вать по­ня­тия в па­ци­ен­та, а дол­жен вы­тя­ги­вать их из не­го, что обя­за­тель­но! Та­кая по­зи­ция от­к­ры­ва­ет пе­да­го­ги­ке су­щес­т­вен­ный под­ход к ра­ци­ональ­но­му вос­пи­та­нию де­тей.

Восприимчивость де­тей, их склон­ность в мо­мен­ты бес­по­мощ­нос­ти опе­реть­ся на «боль­ших», ко­неч­но, вклю­ча­ет эле­мент гип­но­за! Но аб­со­лют­но не­до­пус­ти­мо ис­поль­зо­ва­ние влас­ти взрос­лых для штам­по­ва­ния соб­с­т­вен­ны­ми ока­ме­нев­ши­ми пра­ви­ла­ми плас­ти­чес­кой ду­ши ре­бен­ка. Ав­то­ри­тет­ная власть дол­ж­на быть сред­с­т­вом вос­пи­та­ния са­мос­то­ятель­нос­ти и от­ва­ги! Ес­ли па­ци­ент чув­с­т­ву­ет се­бя оби­жен­ным, ра­зо­ча­ро­ван­ным, пре­дос­тав­лен­ным са­мо­му се­бе, то как бро­шен­ный ре­бе­нок, он на­чи­на­ет иг­рать сам с со­бой. Мы ка­те­го­ри­чес­ки ут­вер­ж­да­ем, что по­ки­ну­тость при­во­дит к рас­теп­ле­нию лич­нос­ти. Часть лич­нос­ти ис­пол­ня­ет роль ма­те­ри или от­ца в иг­ре с дру­гой час­тью, как бы сни­мая сос­то­яние бро­шен­нос­ти. При­ме­ча­тель­но, что в этой иг­ре учас­т­ву­ют не толь­ко от­дель­ные час­ти те­ла (но­га, паль­цы, ру­ка, ге­ни­та­лии, нос и т.д.), но пе­ри­пе­тии лич­ной тра­ге­дии зат­ра­ги­ва­ют сфе­ру пси­хи­ки, что мы наб­лю­да­ем в нар­цис­си­чес­ком рас­щеп­ле­нии. По­ра­жа­ют ауто­сим­во­ли­чес­кие вос­п­ри­ятия или яв­ле­ния бес­соз­на­тель­ной пси­хо­ло­гии, от­ра­зив­ши­еся в фан­та­зи­ях ана­ли­зи­ру­емых, в том чис­ле у де­тей. Мне, нап­ри­мер, рас­ска­зы­ва­ли сказ­ку, в ко­то­рой не­кий жут­кий зверь зу­ба­ми и ког­тя­ми пы­тал­ся унич­то­жить кам­ба­лу, но она гиб­ко из­бе­га­ла опас­нос­ти и сно­ва вер­ну­лась в свою ова­ло­об­раз­ную фор­му. Эта ис­то­рия до­пус­ка­ет два тол­ко­ва­ния: во-пер­вых, пас­сив­ное соп­ро­тив­ле­ние уг­ро­зам внеш­ней сре­ды, и во-вто­рых, рас­щеп­ле­ние соб­с­т­вен­ной лич­нос­ти на бо­лез­нен­но чув­с­т­ву­ющую жес­то­кость и на часть все по­ни­ма­ющую, но бес­чув­с­т­вен­ную. Еще от­чет­ли­вее пред­с­тав­ля­ет­ся про­цесс вы­тес­не­ния, вы­ра­жа­ющий­ся в фан­та­зи­ях и снах, при ко­то­рых го­ло­ва, т.е. ор­ган мыш­ле­ния, от­де­ле­на от те­ла и пе­ред­ви­га­ет­ся на сво­их но­гах или свя­за­на нитью с ос­таль­ной час­тью те­ла. Та­кие яв­ле­ния, ко­неч­но, тре­бу­ют ис­то­ри­чес­ко­го и ауто­сим­во­ли­чес­ко­го тол­ко­ва­ния. Но я воз­дер­жусь от ме­тап­си­хо­ло­ги­чес­кой зна­чи­мос­ти про­цес­сов рас­щеп­ле­ния.

Да, нам при­дет­ся еще мно­го­му на­учить­ся у сво­их па­ци­ен­тов, в том чис­ле у де­тей. Мно­го лет на­зад я опуб­ли­ко­вал крат­кое эс­се о срав­ни­тель­но час­той пов­то­ря­емос­ти од­но­го ти­пич­но­го сно­ви­де­ния, наз­вав со­об­ще­ние «Сон об уче­ном но­во­рож­ден­ном». Речь шла о снах, в ко­то­рых но­во­рож­ден­ный в ко­лы­бе­ли вдруг на­чи­на­ет го­во­рить и да­ет муд­рые со­ве­ты взрос­лым. В од­ном из мо­их слу­ча­ев ин­тел­лект нес­час­т­но­го ре­бен­ка про­явил­ся в ана­ли­ти­чес­кой фан­та­зии па­ци­ен­та, бро­сив­ше­го­ся на по­мощь к смер­тель­но ра­нен­но­му мла­ден­цу. «Ско­рее, я не знаю что де­лать! Мо­его ре­бен­ка ра­ни­ли! Он ис­те­ка­ет кровью. Ед­ва ды­шит! Я дол­жен сам пе­ре­вя­зать ра­ну… Ды­ши глуб­же, а то ум­решь! Ос­та­нав­ли­ва­ет­ся сер­д­це! Он уми­ра­ет, уми­ра­ет! …». На этом кон­чи­лись ас­со­ци­ации, свя­зан­ные с ана­ли­зом сна. У па­ци­ен­та по­яви­лись су­до­ро­ги мус­ку­ла­ту­ры спи­ны и за­тыл­ка, он де­лал дви­же­ния, как бы за­щи­щая низ жи­во­та. Мне, од­на­ко, уда­лось вос­ста­но­вить кон­такт с поч­ти ко­ма­тоз­ным боль­ным и ря­дом воп­ро­сов по­бу­дить его к рас­ска­зу о пе­ре­не­сен­ной в ран­нем дет­с­т­ве сек­су­аль­ной трав­ме.

Я хо­чу под­чер­к­нуть, что по­доб­ные наб­лю­де­ния, по-ви­ди­мо­му, ха­рак­тер­ны для ге­не­зи­са нар­цис­си­чес­ко­го раз­д­во­ения. По­хо­же, что под воз­дей­с­т­ви­ем не­пос­ред­с­т­вен­ной опас­нос­ти (не ис­к­лю­че­но - в са­мом ран­нем дет­с­т­ве) часть на­ше­го Я от­щеп­ля­ет­ся в ви­де са­мо­вос­п­ри­им­чи­вой и са­мов­с­по­мо­га­ющей ин­с­тан­ции.

Коллегам хо­ро­шо из­вес­т­но, что у де­тей, стра­да­ющих нрав­с­т­вен­но и фи­зи­чес­ки, ра­но по­яв­ля­ют­ся чер­ты взрос­ле­ния и ум­с­т­вен­но­го раз­ви­тия. Они склон­ны обод­рять дру­гих, го­то­вы ока­зать по­мощь. Но, прав­да, не все. Не­ко­то­рые впа­да­ют в ипо­хон­д­рию. Но, нес­мот­ря на объ­еди­нен­ные уси­лия ана­ли­за и наб­лю­де­ний за деть­ми, все еще не уда­лось ре­шить мно­жес­т­во слож­ных воп­ро­сов. При­ме­ня­емую мной ме­то­ди­ку от­но­ше­ния к объ­ек­там ана­ли­за мож­но впол­не обос­но­ван­но име­но­вать «изне­жен­ной». Нас­коль­ко воз­мож­но, я иду нав­с­т­ре­чу же­ла­ни­ям и по­буж­де­ни­ям па­ци­ен­тов. Прод­ле­ваю час ана­ли­за до ус­во­ения эмо­ций, выз­ван­ных до­бы­тым ма­те­ри­алом, и по­ка не сгла­жу при­ми­ри­тель­ным то­ном кон­ф­ликт, воз­ник­ший, нап­ри­мер, в свя­зи с мо­им нас­то­ятель­ным тре­бо­ва­ни­ем вер­нуть­ся к со­бы­ти­ям ин­фан­тиль­но­го пе­ри­ода. Ве­ду се­бя по­доб­но неж­ной ма­те­ри, ко­то­рая ве­че­ром не ля­жет спать, по­ка не спра­вит­ся с на­ко­пив­ши­ми­ся за день мел­ки­ми и круп­ны­ми за­бо­та­ми, не ус­т­ра­нит стра­хи и злые на­ме­ре­ния. Та­ким об­ра­зом уда­ет­ся пог­ру­зить па­ци­ен­та в ран­ние ста­дии люб­ви к объ­ек­ту, и он, как за­сы­па­ющий ре­бе­нок, бор­мо­чет от­дель­ные фра­зы, да­вая нам воз­мож­ность про­ник­нуть в мир его сно­ви­де­ний. Ра­зу­ме­ет­ся, неж­ные от­но­ше­ния во вре­мя ана­ли­за не длят­ся бес­ко­неч­но. Прев­ра­тив­шись в ре­бен­ка, па­ци­ент предъ­яв­ля­ет все боль­шие тре­бо­ва­ния, за­тя­ги­ва­ет пе­ре­ход к си­ту­ации при­ми­ре­ния или сво­ими воз­рас­та­ющи­ми кап­ри­за­ми хо­чет выз­вать нас на от­вет­ные дей­с­т­вия в ви­де на­ка­за­ний. С уг­луб­ле­ни­ем си­ту­ации пе­ре­но­са уве­ли­чи­ва­ет­ся трав­ма­ти­чес­кий эф­фект мо­мен­та, ког­да ана­ли­тик вы­нуж­ден оп­ре­де­лить пре­де­лы, в ко­то­рых та­кое по­ве­де­ние па­ци­ен­та до­пус­ти­мо. Си­ту­ация от­ка­за вы­зы­ва­ет сна­ча­ла бес­по­мощ­ное оз­лоб­ле­ние па­ци­ен­та и на­ро­чи­тое не­же­ла­ние рас­ска­за о прош­лом. Пот­ре­бу­ет­ся зна­чи­тель­ное уси­лие и так­тич­ное по­ве­де­ние для при­ми­ре­ния, что­бы ис­к­лю­чить дли­тель­ное от­чуж­де­ние. В этой си­ту­ации ана­ли­тик име­ет воз­мож­ность кое-что уз­нать о ге­не­зи­се травм: сна­ча­ла - пол­ная па­ра­ли­за­ция спон­тан­нос­ти мыш­ле­ния, шо­ко­вое или ко­ма­тоз­ное сос­то­яние и лишь за­тем вос­ста­нов­ле­ние но­вой (сме­щен­ной) си­ту­ации рав­но­ве­сия. Ес­ли на этом эта­пе удас­т­ся кон­такт, то мы смо­жем по­нять, по­че­му ре­бе­нок в оди­но­чес­т­ве те­ря­ет вкус к жиз­ни или, по Фрей­ду, об­ра­ща­ет аг­рес­сию на соб­с­т­вен­ную лич­ность.

Иногда па­ци­ент пе­ре­жи­ва­ет чув­с­т­во близ­кой кон­чи­ны: мы ви­дим смер­тель­ную блед­ность на его ли­це, по­лу­об­мо­роч­ное сос­то­яние, об­щее по­вы­ше­ние то­ну­са мус­ку­ла­ту­ры, т.е. реп­ро­дук­цию ду­хов­ной и те­лес­ной аго­нии с со­пут­с­т­ву­ющи­ми бо­ля­ми. Кста­ти от­ме­чу, что от «уми­ра­юще­го» па­ци­ен­та я уз­нал ин­те­рес­ные све­де­ния о «том све­те» и при­ро­де бы­тия пос­ле смер­ти. Пси­хо­ло­ги­чес­кая оцен­ка это­го ма­те­ри­ала за­ве­ла бы слиш­ком да­ле­ко. Ког­да я рас­ска­зы­вал в Лон­до­не кол­ле­ге Рик­ма­ну об этих, иног­да опас­ных яв­ле­ни­ях, то он спро­сил, рас­по­ла­гаю ли я спа­си­тель­ны­ми ме­ди­ка­мен­та­ми, что­бы в нуж­ный мо­мент вос­поль­зо­вать­ся ими. Я от­ве­тил ут­вер­ди­тель­но, хо­тя ни­ког­да де­ло не до­хо­ди­ло до их при­ме­не­ния. Дос­та­точ­но сло­ва­ми так­тич­но ус­по­ко­ить, по­ни­ма­юще по­жать ру­ку, по­рой пог­ла­дить по го­ло­ве, что­бы ос­ла­бить ре­ак­цию и вос­ста­но­вить кон­такт. Кон­т­раст на­ших дей­с­т­вий с те­ми ре­ак­ци­ями, о ко­то­рых рас­ска­зы­вал нам па­ци­ент, да­вал воз­мож­ность об­на­ру­жить при­чи­ну его дет­с­ких трав­ма­ти­чес­ких пот­ря­се­ний. Ока­за­лось, что са­мое опас­ное - лжи­вые ут­вер­ж­де­ния боль­но­го, что буд­то бы ни­че­го не слу­чи­лось и что ру­гань и от­к­ро­вен­ные по­бои не бы­ли бо­лез­нен­ны. Та­кой спо­соб вос­пи­та­ния мо­жет прев­ра­тить трав­му в па­то­ген­ность. Я уве­рен, что тя­же­лые пот­ря­се­ния мож­но пре­одо­леть без ам­не­зии и нев­ро­ти­чес­ких пос­лед­с­т­вий, ес­ли мать бу­дет про­яв­лять пол­ное по­ни­ма­ние, неж­ность и тер­пе­ние.

Я пред­ви­жу воз­ра­же­ние: нуж­но ли сна­ча­ла мяг­кос­тью и да­же неж­нос­тью об­ра­ще­ния с па­ци­ен­том уба­юки­вать его об­ма­ном не­ог­ра­ни­чен­ной бе­зо­пас­нос­ти, что­бы по­том зас­та­вить пе­ре­жить бо­лее чув­с­т­ви­тель­ную трав­му? Объ­яс­няю: этот про­цесс раз­вил­ся как за­кон­ная по­пыт­ка к уси­ле­нию сво­бо­ды ас­со­ци­аций. Я, бе­зус­лов­но, ува­жаю та­кие спон­тан­но про­яв­ля­ющи­еся ре­ак­ции, ко­то­рые сле­ду­ет по­ощ­рять; их тор­мо­же­ние, на мой взгляд, не­до­пус­ти­мо. Ре­ше­ние проб­ле­мы пре­дос­та­вим пе­да­го­гам.

Примечательно по­ве­де­ние па­ци­ен­тов пос­ле про­буж­де­ния от та­кой ин­фан­тиль­но-трав­ма­ти­чес­кой от­чуж­ден­нос­ти. Нап­ри­мер, од­на па­ци­ен­т­ка, ис­пы­тав­шая очень боль­шой при­лив кро­ви к го­ло­ве во вре­мя трав­ма­ти­чес­кой кон­вуль­сии (да­же с си­нюш­нос­тью ли­ца), оч­нув­шись, за­яви­ла, что ни­че­го не пом­нит, но го­лов­ная боль уси­ли­лась (один из ее обыч­ных сим­п­то­мов). Мо­жет быть, мы приб­ли­зи­лись к по­ни­ма­нию за­ви­си­мос­ти фи­зи­оло­ги­чес­ких про­цес­сов от пси­хи­чес­ких яв­ле­ний? Из мно­жес­т­ва из­вес­т­ных мне при­ме­ров при­ве­ду лишь не­ко­то­рые. Так, па­ци­ент, в дет­с­т­ве заб­ро­шен­ный ре­бе­нок, ис­пы­ты­вав­ший тяж­кие те­лес­ные и ду­хов­ные стра­да­ния, оч­нул­ся пос­ле трав­ма­ти­чес­кой ко­мы с по­те­ряв­шей чув­с­т­ви­тель­ность ру­кой, но в ос­таль­ном, кро­ме ам­не­зии, вла­дел со­бой и вско­ре стал тру­дос­по­соб­ным. Оче­вид­но, что стра­да­ния бы­ли сме­ше­ны на один ор­ган те­ла, а «омер­т­вев­шая» ру­ка реп­ре­зен­ти­ро­ва­ла всю стра­да­ющую лич­ность. Дру­гой па­ци­ент пос­ле реп­ро­дук­ции трав­мы на­чал прих­ра­мы­вать - ос­ла­бел па­лец на но­ге… Па­ци­ент как бы пре­дуп­реж­дал­ся: будь ос­то­ро­жен, что­бы из­бе­жать пов­то­ре­ния.

Я чув­с­т­вую, что. мои слу­ша­те­ли хо­тят спро­сить: умес­т­но ли эти при­ме­ры от­но­сить к пси­хо­ана­ли­зу? Ведь эти поч­ти гал­лю­ци­на­тор­ные про­яв­ле­ния трав­ма­ти­чес­ких сцен - су­до­ро­ги и па­рес­те­зии, впол­не мож­но счи­тать прис­ту­па­ми ис­те­рии. Где же эко­но­ми­чес­ки-то­пи­ко-ди­на­ми­чес­кое реп­ро­ду­ци­ро­ва­ние сим­п­то­ма­ти­ки, энер­ге­ти­чес­кое сме­ще­ние Я и сверх-Я, ха­рак­те­ри­зи­ру­ющие сов­ре­мен­ный ана­лиз? Ко­неч­но, в сво­ем док­ла­де я поч­ти ис­к­лю­чи­тель­но ос­та­нав­ли­ва­юсь на оцен­ке трав­ма­ти­чес­ко­го мо­мен­та, что, ес­тес­т­вен­но, не­ха­рак­тер­но для мо­их ана­ли­зов. Пос­лед­ние ме­ся­цы я был сос­ре­до­то­чен на кон­ф­лик­тах ин­т­рап­си­хи­чес­ких энер­гий. Ведь при ра­бо­те с па­то­нев­ро­ти­ка­ми тре­бу­ет­ся не ме­нее го­да, что­бы по­лу­чить дос­туп к эмо­ци­ям. На ос­но­ве до­бы­ва­емо­го ма­те­ри­ала мы ус­пе­ва­ем толь­ко на ин­тел­лек­ту­аль­ном уров­не ус­та­но­вить при­чи­ны нев­ро­зов, оп­ре­де­лить ме­ры пре­дуп­реж­де­ния раз­д­во­ен­нос­ти чувств и мо­ти­вы ма­зо­хис­т­с­ких са­мо­ис­тя­за­ний. Сог­лас­но мо­ему опы­ту, ра­но или поз­д­но ин­тел­лек­ту­аль­ная над­с­т­рой­ка ру­шит­ся и про­ры­ва­ют­ся при­ми­тив­ные, яр­ко эмо­ци­ональ­ные ос­но­вы. Лишь с это­го мо­мен­та на­чи­на­ют­ся пов­то­ре­ние и но­вое раз­ре­ше­ние пер­во­на­чаль­но­го кон­ф­лик­та меж­ду Я и ок­ру­жа­ющей сре­дой, про­ис­хо­див­ше­го в пе­ри­од ин­фан­тиль­нос­ти. На­пом­ню, что ре­ак­ции ма­лы­ша на от­в­ра­ще­ние сна­ча­ла име­ют те­лес­ную при­ро­ду. Поз­д­нее ре­бе­нок на­уча­ет­ся вла­деть сво­ими вы­ра­зи­тель­ны­ми дви­же­ни­ями, яв­ля­ющи­ми­ся пред­по­сыл­ка­ми лю­бо­го сим­п­то­ма ис­те­рии. Вра­чи-нев­ро­ло­ги, ве­ро­ят­но, пра­вы, ут­вер­ж­дая, что сов­ре­мен­ный че­ло­век ре­же про­яв­ля­ет от­к­ры­тую ис­те­рию по срав­не­нию с де­ся­ти­лет­ним прош­лым. Да, по­хо­же, что с раз­ви­ти­ем куль­ту­ры и нев­ро­зы ста­ли «куль­тур­нее». Я по­ла­гаю, что тер­пе­ние и вы­дер­ж­ка по­мо­гут ин­т­рап­си­хи­чес­кие ме­ха­низ­мы вы­тес­нить до уров­ня ин­фан­тиль­ных травм.

Мне предъ­явят еще один ще­кот­ли­вый воп­рос о ре­зуль­та­тах те­ра­пии. От­ме­чу две ве­щи: на­деж­ду на сок­ра­ще­ние сро­ка ана­ли­за пос­ред­с­т­вом ре­лак­са­ции и ка­тар­си­са, ко­то­рая по­ка не оп­рав­да­лась, на­обо­рот, зна­чи­тель­но воз­рос­ла наг­руз­ка на ана­ли­ти­ков. Вмес­те с тем я на­де­юсь, что та­ким об­ра­зом уг­лу­бит­ся на­ше про­ник­но­ве­ние в де­ятель­ность здо­ро­вой и боль­ной ду­ши, что соз­даст ос­но­вы для ус­пе­ха те­ра­пии.

В зак­лю­че­ние еще один прак­ти­чес­ки важ­ный воп­рос. Дол­жен ли (и мо­жет ли) учеб­ный ана­лиз уг­луб­лять­ся в ин­фан­тиль­ный слой? Хо­тя не­раз­ра­бо­тан­ность тер­ми­но­ло­гии ана­ли­зов соз­да­ет серь­ез­ные труд­нос­ти, тем не ме­нее каж­дый, кто ста­вит пе­ред со­бой за­да­чу «по­нять и по­мочь», не дол­жен па­со­вать пе­ред слож­нос­тя­ми. Да­же по чис­то про­фес­си­ональ­ным при­чи­нам ана­ли­тик в хо­де ра­бо­ты дол­жен быть «чуть-чуть ис­те­ри­ком», что­бы ус­та­но­вить за­ви­си­мость фор­ми­ро­ва­ния ха­рак­те­ра от от­да­лен­ных след­с­т­вий впе­чат­ля­ющих ин­фан­тиль­ных травм. Я уве­рен, что ка­тар­си­чес­кое уг­луб­ле­ние в нев­роз и дет­с­т­во без­в­ред­но. И, ко­неч­но, не так опас­но, как жер­т­вы кол­лег, сог­лас­ных ис­пы­ты­вать на се­бе ин­фек­ции и от­рав­ля­ющие ве­щес­т­ва.

Дамы и гос­по­да! Ес­ли выс­ка­зан­ные мной мыс­ли и убеж­де­ния встре­тят ва­ше приз­на­ние, то этот ус­пех я чес­т­но раз­де­лю со сво­ими па­ци­ен­та­ми и кол­ле­га­ми, а в их чис­ле с наз­ван­ны­ми здесь ана­ли­ти­ка­ми дет­с­ких за­бо­ле­ва­ний. Я был бы счас­т­лив, ес­ли бы мы за­ло­жи­ли по мень­шей ме­ре ос­но­вы на­ше­го бу­ду­ще­го сот­руд­ни­чес­т­ва. Ме­ня не уди­вит, ес­ли вы в этом док­ла­де, как и в ря­де мо­их не­дав­них пуб­ли­ка­ций, об­на­ру­жи­те не­ко­то­рую на­ив­ность воз­зре­ний. Ес­ли кто-ли­бо пос­ле 25 лет ра­бо­ты ана­ли­ти­ком по­ра­зит­ся фак­там пси­хи­чес­ких травм, то это на­пом­нит анек­дот об ухо­дя­щем на пен­сию ин­же­не­ре, ко­то­рый каж­дый ве­чер хо­дил на стан­цию, удив­лен­но смот­рел на от­хо­дя­щий по­езд и вос­к­ли­цал: «Пот­ря­са­ющее от­к­ры­тие - эти ло­ко­мо­ти­вы!» Воз­мож­но, что этот на­ив­ный взгляд на дав­но из­вес­т­ные фак­ты у ме­ня воз­ник под вли­яни­ем на­ше­го об­ще­го учи­те­ля, ко­то­рый как-то во вре­мя сов­мес­т­ной не­за­бы­ва­емой про­гул­ки по­ра­зил ме­ня не­ожи­дан­ной фра­зой: «Пос­лу­шай­те, Фе­рен­ци, ведь сон фак­ти­чес­ки ис­пол­не­ние же­ла­ния» - и рас­ска­зал мне о сво­ем не­дав­нем сне, ко­то­рый дей­с­т­ви­тель­но был блес­тя­щим под­т­вер­ж­де­ни­ем его ге­ни­аль­ной те­ра­пии сно­ви­де­ний.

Разрешите вы­ра­зить на­деж­ду, ува­жа­емые кол­ле­ги, что вы не ос­та­ви­те без вни­ма­ния мое со­об­ще­ние и не бу­де­те то­ро­пить­ся с его оцен­кой, по­ка вас не убе­дит соб­с­т­вен­ный опыт.

Сердечно бла­го­да­рю вас за дру­жес­кое тер­пе­ние, с ко­то­рым вы выс­лу­ша­ли мой док­лад.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.