Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Привычка и симптом






 

Все опи­сан­ные сек­су­аль­ные при­выч­ки мож­но оп­ре­де­лить как сим­п­то­мы, за ко­то­ры­ми скры­ты ус­та­нов­лен­ные ана­ли­зом вы­тес­нен­ные склон­нос­ти и по­буж­де­ния. Ни­же я ос­та­нов­люсь на да­ле­ко не­пол­ном пе­реч­не «сим­п­то­ма­ти­чес­ких при­вы­чек», не груп­пи­ру­ющих­ся не­пос­ред­с­т­вен­но вок­руг ге­ни­та­лий. Тща­тель­но­го вни­ма­ния зас­лу­жи­ва­ет по­ве­де­ние па­ци­ен­тов во вре­мя ана­ли­за. Нап­ри­мер, не­ко­то­рые из них де­мон­с­т­ри­ру­ют оде­ре­ве­не­лость всех чле­нов, спо­соб­ную воз­рас­ти до близ­кой к ка­та­то­нии не­под­виж­нос­ти. Не сле­ду­ет тут же ди­аг­нос­ти­ро­вать ши­зоф­ре­нию. Ана­лиз мо­жет снять пси­хи­чес­кие и те­лес­ные нап­ря­же­ния. Но иног­да при­хо­дит­ся про­вес­ти до­пол­ни­тель­ную мо­би­ли­за­цию па­ци­ен­та и зас­та­вить его приз­нать ра­нее скры­ва­емые или под­соз­на­тель­ные мо­ти­вы за­тор­мо­жен­нос­ти сек­су­аль­ной раз­ряд­ки и эрек­ции. Неп­ри­нуж­ден­ное по­жа­тие ру­ки при при­вет­с­т­вии, су­ет­ли­вость дви­же­ний, гри­ма­сы па­ци­ен­та - эти сим­п­то­мы дав­но прив­ле­ка­ли мое вни­ма­ние. Вне­зап­но прер­ван­ная при­выч­ная рит­ми­ка дви­же­ний тол­ку­ет­ся ана­ли­зом как приз­нак по­дав­лен­но­го мыш­ле­ния. Не­обыч­ная жес­ти­ку­ля­ция во вре­мя се­ан­са мо­жет быть приз­на­ком по­дав­лен­ной эмо­ции. Осо­бен­но прив­ле­ка­ют вни­ма­ние ана­ли­ти­ков так на­зы­ва­емые «сквер­ные при­выч­ки» - грызть ног­ти, ко­вы­рять в но­су, че­сать­ся, по­дер­ги­вать бо­ро­ду и пр. Ре­ко­мен­ду­ет­ся об­ра­тить на это вни­ма­ние па­ци­ен­та, по­со­ве­то­вать от­ка­зать­ся от них, что­бы под­соз­на­тель­ный ма­те­ри­ал, скры­тый за вред­ной при­выч­кой, ис­поль­зо­вать в це­лях ана­ли­за. На­ибо­лее упор­ным из по­доб­ных сим­п­то­мов яв­ля­ет­ся кон­вуль­сив­ный тик, ко­то­рый без ана­ли­ти­чес­кой ме­то­ди­ки не под­да­ет­ся воз­дей­с­т­вию. Ха­рак­те­рен так­же при­мер боль­но­го с тя­же­лой фор­мой нар­цис­си­чес­ко­го нев­ро­за: у не­го бы­ла на­вяз­чи­вая идея ис­к­рив­ле­ния но­са, он рас­к­ла­ни­вал­ся, со­вер­шал дру­гие те­лод­ви­же­ния, ко­то­рые вос­п­ри­ни­ма­лись при оп­ре­де­лен­ных слу­ча­ях как при­ну­ди­тель­ный це­ре­мо­ни­ал. Ана­лиз это­го сос­то­яния был су­щес­т­вен­но прод­ви­нут в ре­зуль­та­те стро­го­го зап­ре­та ти­ка во вре­мя се­ан­са, но в це­лом ана­ли­ти­чес­кое вза­имо­дей­с­т­вие вра­ча и па­ци­ен­та бы­ло весь­ма нап­ря­жен­ным. Ког­да внут­рен­ние нап­ря­же­ния из фа­зы реф­лек­тор­но-сим­во­ли­чес­ких бы­ли пе­ре­ве­де­ны на уро­вень соз­на­тель­но-пси­хи­чес­ко­го воз­дей­с­т­вия, ста­ли по­нят­ны­ми це­ли или мо­ти­ва­ции каж­до­го от­дель­но­го дви­же­ния. Так, гри­ма­сы ока­за­лись ви­дом под­соз­на­тель­ной кос­ме­ти­ки но­са, стрем­ле­ни­ем вер­нуть но­су «иде­аль­ный вид» пу­тем его сжа­тия и дер­га­ния, при­чем эта тен­ден­ция прик­ры­ва­лась ус­т­ра­ша­ющи­ми ис­ка­же­ни­ями ли­ца. И дру­гие реф­лек­тор­ные при­выч­ки под­соз­на­тель­но вы­пол­ня­ли за­да­чи ухо­да за внеш­нос­тью. (Это один из мно­гих при­ме­ров свя­зи ти­ка с нар­цис­си­чес­ки­ми нев­ро­за­ми.)

Дальнейшее ас­со­ци­атив­ное ис­сле­до­ва­ние об­на­ру­жи­ло за вос­по­ми­на­ни­ями о дет­с­т­ве, что все эти ма­не­ры бы­ли за­ло­же­ны соз­на­тель­но и на­ме­рен­но, а их смысл и зна­че­ние па­ци­ент уз­нал поз­д­нее. Это не един­с­т­вен­ное наб­лю­де­ние та­ко­го ро­да. Изу­чая ге­не­зис ис­те­ри­чес­ких и во­об­ще нев­ро­ти­чес­ких сим­п­то­мов те­ла, я ус­та­но­вил, что они име­ют «пре­су­щес­т­во­ва­ние» в ви­де ин­фан­тиль­ных «при­вы­чек». Ко­неч­но, не зря вос­пи­та­тель­ни­цы во­ю­ют с так на­зы­ва­емы­ми «дет­с­ки­ми бе­зоб­ра­зи­ями», нап­ри­мер, пу­гая гри­мас­ни­ча­юще­го ре­бен­ка, что у не­го «оста­нет­ся та­кое ли­цо». Так слу­ча­ет­ся, ра­зу­ме­ет­ся, не всег­да, но в ус­ло­ви­ях нев­ро­зо­ген­ных кон­ф­лик­тов по­дав­лен­ные ин­фан­тиль­ные при­выч­ки мо­гут стать ма­те­ри­алом для сим­п­то­мов.

Иногда нас удив­ля­ют не­обык­но­вен­ные спо­соб­нос­ти, в ко­то­рых мо­жет про­яв­лять­ся ис­те­ри­чес­кий сим­п­том: нап­ри­мер, раз­но­нап­рав­лен­ная ин­нер­ва­ция глаз, воз­дей­с­т­вие на кро­во­об­ра­ще­ние и ды­ха­ние и пр., но не сле­ду­ет за­бы­вать, что дет­с­ко­му ор­га­низ­му на­ря­ду с эро­ти­чес­ки­ми иг­ра­ми свой­с­т­вен­ны и дру­гие, не­дос­туп­ные взрос­ло­му пу­ти воз­буж­де­ния. Один нев­ро­тик с на­ру­ше­ни­ями ки­шеч­ни­ка вспо­ми­нал, что в дет­с­т­ве, иг­рая, 70 раз под­ряд пу­кал; дру­гой, с на­ру­ше­ни­ем ды­ха­ния, в воз­рас­те 3 - 4 лет при­жи­мал жи­вот к краю сто­ла до су­до­рог. Ведь вос­пи­та­ние пред­с­тав­ля­ет со­бой не толь­ко обу­че­ние че­му-то но­во­му, но и «оту­че­ние» от свер­х­нор­маль­ных спо­соб­нос­тей. За­бы­тые (или вы­тес­нен­ные) спо­соб­нос­ти мо­гут сно­ва про­явить­ся как сим­п­том нев­ро­за.

Приведенные при­ме­ры «при­ну­ди­тель­но­го це­ре­мо­ни­ала» иног­да ко­ре­нят­ся в дет­с­ких иг­рах и пред­с­тав­ле­ни­ях. Стран­ное ут­вер­ж­де­ние не­ко­то­рых нев­ро­ти­ков, за­вер­ша­ющих курс ле­че­ния, что они «си­му­ли­ро­ва­ли» пос­лед­с­т­вия сво­ей му­чи­тель­ной бо­лез­ни, час­тич­но спра­вед­ли­во, пос­коль­ку в сим­п­то­мах вы­ра­зи­лось мно­гое из дет­с­ких игр и стрем­ле­ний.

Психоанализ по­мо­га­ет так­же борь­бе с при­выч­ка­ми в мыш­ле­нии. Сво­бод­ное ас­со­ци­иро­ва­ние, нап­ри­мер, под неп­ре­рыв­ным вни­ма­ни­ем вра­ча нап­рав­ле­но на то, что­бы па­ци­ент не вер­нул­ся к при­выч­ным фор­му­лам мыш­ле­ния. И, нап­ро­тив, ес­ли за­ме­ча­ет­ся, что па­ци­ент пос­ред­с­т­вом сво­бод­ных ас­со­ци­аций ук­ло­ня­ет­ся от неп­ри­ят­ных, но су­щес­т­вен­ных об­с­то­ятельств, то врач обя­зан ука­зать па­ци­ен­ту нуж­ное нап­рав­ле­ние. Про­ти­во­по­лож­на так­ти­ка, ког­да па­ци­ент вмес­то сво­бод­ных ас­со­ци­аций за­пол­ня­ет се­ан­сы ана­ли­за ипо­хон­д­ри­чес­кой мо­но­тон­нос­тью. Ка­кое-то вре­мя я в это не вме­ши­ва­юсь, но за­тем тре­бую от па­ци­ен­та, что­бы он прек­ра­тил бес­ко­неч­ные пов­то­ре­ния рас­ска­за и объ­явил о сво­ей го­тов­нос­ти вер­нуть­ся к ра­нее на­ме­чен­ной те­ме. Толь­ко при та­ких ус­ло­ви­ях па­ци­ен­ту зак­рыт удоб­ный путь от­с­туп­ле­ния к при­выч­ным те­мам, а ана­лиз вер­нет в тре­бу­емое рус­ло.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.