Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шандор Ференци 4 страница






В тех при­ми­тив­ных про­цес­сах жиз­не­де­ятель­нос­ти, к ко­то­рым тя­го­те­ет ис­те­рия, ши­ро­ко про­яв­ля­ют­ся те­лес­ные из­ме­не­ния. Дви­же­ния глад­ких мус­куль­ных во­ло­кон в стен­ках со­су­дов, ра­бо­та же­лез, сос­тав кро­ви, все пи­та­ние тка­ней ре­гу­ли­ру­ют­ся ин­ф­рап­си­хи­чес­ки. При ис­те­рии все эти фи­зи­оло­ги­чес­кие ме­ха­низ­мы под­чи­ня­ют­ся не­осоз­на­ва­емым мо­ти­вам же­ла­ний, так что при пол­ном пе­ре­во­ро­те нор­маль­но­го хо­да воз­буж­де­ний мо­жет иметь мес­то чис­то пси­хи­чес­кий про­цесс, вы­ра­жа­ющий­ся в фи­зи­оло­ги­чес­ких из­ме­не­ни­ях.

Фрейд в гла­ве о пси­хо­ло­гии сно­ви­де­ний под­ни­ма­ет воп­рос о том, ка­кие из­ме­не­ния пси­хи­чес­ко­го ап­па­ра­та мо­гут вли­ять на яв­ле­ния гал­лю­ци­на­ций во вре­мя сно­ви­де­ний. Ре­ше­ние воп­ро­са он на­хо­дит, во-пер­вых, в осо­бом ха­рак­те­ре не­осоз­нан­ных пси­хи­чес­ких воз­буж­де­ний и, во-вто­рых, в том, что сос­то­яние сна бла­гоп­ри­ят­с­т­ву­ет этим из­ме­не­ни­ям. «Сво­бод­ное пе­ре­те­ка­ние» от од­но­го пси­хи­чес­ко­го эле­мен­та к дру­го­му обес­пе­чи­ва­ет осо­бен­но ин­тен­сив­ное воз­буж­де­ние уда­лен­ных учас­т­ков пси­хи­чес­кой сис­те­мы, в час­т­нос­ти, ор­га­на смыс­ло­вой па­мя­ти, т.е. плос­кос­ти соз­на­тель­но­го вос­п­ри­ятия ре­аль­нос­ти. Од­на­ко сос­то­яние сна име­ет и «не­га­тив­ный» приз­нак, сос­то­ящий в том, что од­нов­ре­мен­но соз­да­ет­ся пус­тое прос­т­ран­с­т­во в «зо­не чувств». Та­ким об­ра­зом, вслед­с­т­вие вы­па­де­ния кон­ку­ри­ру­ющих внеш­них раз­д­ра­жи­те­лей че­рес­чур мощ­но про­яв­ля­ет­ся учас­ток смыс­ло­вой па­мя­ти. По мне­нию Фрей­да, ин­тен­сив­ность это­го «по­зи­тив­но­го фак­то­ра» уве­ли­чи­ва­ет­ся при пси­хо­ти­чес­ких гал­лю­ци­на­ци­ях.

Как сле­ду­ет оп­ре­де­лять приз­на­ки воз­буж­де­ния при по­яв­ле­нии кон­вер­си­он­но­го сим­п­то­ма? В од­ном из эс­се о приз­на­ках ис­те­рии (см. раз­дел «По­пыт­ка объ­яс­не­ния не­ко­то­рых приз­на­ков ис­те­рии») я опи­сал ис­те­ри­чес­кую анес­те­зию как дли­тель­ное из­ме­не­ние в зо­не чувств сис­те­мы, как и при сос­то­янии сна бла­гоп­ри­ят­с­т­ву­ющей воз­ник­но­ве­нию гал­лю­ци­на­ций и ил­лю­зий. Од­на­ко в тех слу­ча­ях, ког­да сим­п­том кон­вер­сии пре­об­ла­да­ет в од­ном анас­та­ти­чес­ком мес­те (а это весь­ма час­тое яв­ле­ние), то мож­но пред­по­ла­гать рав­ным об­ра­зом, что это­му спо­соб­с­т­ву­ет от­сут­с­т­вие осоз­нан­ных раз­д­ра­жи­те­лей вос­п­ри­ятия. Мо­но­тон­ность, с ко­то­рой, сог­лас­но пси­хо­ана­ли­ти­чес­ким тол­ко­ва­ни­ям ис­те­рии, пов­то­ря­ют­ся толь­ко ге­ни­таль­ные про­цес­сы, до­ка­зы­ва­ет, что при кон­вер­сии при­во­дит­ся в дей­с­т­вие ис­точ­ник ге­ни­таль­но­го им­пуль­са. Зна­чит, фак­том яв­ля­ет­ся про­рыв гру­бо ге­ни­таль­ных сил в бо­лее вы­со­кие сфе­ры пси­хи­ки, оп­ре­де­ляя пе­ре­ход к по­зи­тив­ным си­ло­вым яв­ле­ни­ям не­обыч­но­го ви­да.

Это, ве­ро­ят­но, зна­чи­тель­ный ре­зуль­тат раз­де­ле­ния тру­да в ор­га­ни­чес­ком раз­ви­тии, пос­коль­ку, с од­ной сто­ро­ны, про­изош­ла диф­фе­рен­ци­ация осо­бых ор­га­нов сис­те­мы, вли­я­ющих на уп­рав­ле­ние раз­д­ра­жи­те­ля­ми (и их рас­п­ре­де­ле­ние), т.е. на ап­па­рат пси­хи­ки, с дру­гой сто­ро­ны, на осо­бые ор­га­ны, ве­да­ющие пе­ри­оди­чес­ким вы­ве­де­ни­ем из ор­га­низ­ма масс сек­су­аль­но­го воз­буж­де­ния (ге­ни­та­лии). Ор­ган уп­рав­ле­ния раз­д­ра­жи­те­ля­ми и их рас­п­ре­де­ле­ния, стре­мясь к уве­ли­че­нию энер­гии им­пуль­са са­мо­сох­ра­не­ния, в сво­ем выс­шем раз­ви­тии вы­пол­ня­ет фун­к­цию мыш­ле­ния, как бы ста­но­вит­ся ор­га­ном про­вер­ки ре­аль­нос­ти. Ге­ни­таль­ное, нап­ро­тив, сох­ра­ня­ет у взрос­ло­го че­ло­ве­ка свое пер­во­на­чаль­ное наз­на­че­ние как ор­ган раз­г­руз­ки и пос­ред­с­т­вом объ­еди­не­ния всех по­ло­вых воз­буж­де­ний прев­ра­ща­ет­ся в цен­т­раль­ный ор­ган эро­тиз­ма. Пол­ное раз­ви­тие этой по­ляр­ной про­ти­во­по­лож­нос­ти при­во­дит к от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мо­му от сте­пе­ни чув­с­т­вен­нос­ти мыш­ле­нию и к не­на­ру­шен­ной мыш­ле­ни­ем спо­соб­нос­ти ге­ни­таль­но­го сек­су­аль­но­го удов­лет­во­ре­ния.

По- видимому, ис­те­рия пред­с­тав­ля­ет со­бой воз­в­рат к то­му пер­во­быт­но­му сос­то­янию, ког­да еще не про­изош­ло это раз­де­ле­ние, и оз­на­ча­ет про­рыв ге­ни­таль­ных им­пуль­сов в сфе­ру мыш­ле­ния или же за­щит­ную ре­ак­цию на этот про­рыв.

Возникновение ис­те­ри­чес­ко­го сим­п­то­ма мы мо­жем се­бе пред­с­та­вить сле­ду­ющим об­ра­зом: чрез­мер­но мощ­ный ге­ни­таль­ный им­пульс стре­мит­ся к про­ник­но­ве­нию в соз­на­ние. Я вос­п­ри­ни­ма­ет си­лу это­го стрем­ле­ния как сиг­нал опас­нос­ти и вы­тес­ня­ет его в бес­соз­на­тель­ное. Не­уда­ча этой по­пыт­ки вы­тес­не­ния энер­ге­ти­чес­ких масс в сфе­ру ор­га­на пси­хи­чес­ко­го мыш­ле­ния соз­да­ет ус­ло­вия для воз­ник­но­ве­ния гал­лю­ци­на­ций или про­яв­ле­ний неп­ро­из­воль­но­го мо­ти­ли­те­та (в ши­ро­чай­шем смыс­ле - ма­те­ри­али­за­ция). Та­ким об­ра­зом, энер­гия этих им­пуль­сов всту­па­ет в тес­ную связь с выс­ши­ми пси­хи­чес­ки­ми сло­ями, где под­ле­жит их вы­бо­роч­ной об­ра­бот­ке. Эта энер­гия уже пе­рес­та­ет быть прос­тым ко­ли­чес­т­вом, ста­но­вит­ся сту­пе­ня­ми ка­чес­т­ва и сим­во­ли­чес­ким сред­с­т­вом вы­ра­же­ния слож­ных пси­хи­чес­ких со­дер­жа­ний. Воз­мож­но, что та­кая кон­цеп­ция хо­тя бы на шаг приб­ли­зит раз­гад­ку ис­те­рии как «пры­жок из пси­хи­чес­ко­го в фи­зи­чес­кое». Мы мо­жем хо­тя бы до­га­ды­вать­ся, ка­ким об­ра­зом пси­хи­чес­кое об­ра­зо­ва­ние (мысль) дос­ти­га­ет пол­но­ты влас­ти, поз­во­ля­ющей нап­ра­вить дви­же­ние сы­рых ор­га­ни­чес­ких масс, и что эту воз­мож­ность пре­дос­тав­ля­ет ге­ни­таль­ная сек­су­аль­ность, яв­ля­юща­яся од­ним из важ­ней­ших си­ло­вых ре­зер­вов ор­га­низ­ма. При­чем ста­но­вит­ся и бо­лее по­нят­ной воз­мож­ность про­яв­ле­ния в ис­те­ри­чес­ком сим­п­то­ме фи­зи­оло­ги­чес­ких про­цес­сов, об­на­ру­жи­ва­ющих спо­соб­ность от­ра­жать слож­ные ду­шев­ные дви­же­ния во всем их мно­го­об­ра­зии и тон­ком со­че­та­нии. Речь идет о соз­да­нии ис­те­ри­чес­кой иди­омы, т.е. об­ра­зо­ван­но­го гал­лю­ци­на­ци­ями и ма­те­ри­али­за­ци­ями осо­бо­го сим­во­ли­чес­ко­го язы­ка.

Подытоживая ска­зан­ное, мы мо­жем пред­с­та­вить се­бе пси­хи­чес­кий ап­па­рат ис­те­рии как ча­сы, у ко­то­рых стрел­ки за­во­дят внут­рен­ний ме­ха­низм. Тог­да как при нор­маль­ном мыш­ле­нии стрел­ки ча­сов ре­гис­т­ри­ру­ют ра­бо­ту внут­рен­не­го ме­ха­низ­ма.

Другой ис­ход­ной точ­кой для ис­сле­до­ва­ния ис­те­ри­чес­ких кон­вер­си­он­ных фе­но­ме­нов яв­ля­ет­ся их сим­во­ли­ка. Фрейд от­ме­тил, что сим­во­ли­чес­кий спо­соб от­но­ше­ний с ре­аль­нос­тью свой­с­т­вен не толь­ко язы­ку сно­ви­де­ний, но и иным фор­мам не­осоз­нан­ных ре­ак­ций. На­ибо­лее при­ме­ча­тель­но пол­ное со­от­вет­с­т­вие меж­ду сим­во­ли­кой сно­ви­де­ния и ис­те­рии.

Все ви­ды сим­во­ли­ки сно­ви­де­ния яв­ля­ют­ся сек­су­аль­ной сим­во­ли­кой, так же как те­лес­ные про­яв­ле­ния кон­вер­си­он­ной ис­те­рии бе­зус­лов­но тре­бу­ют сек­су­аль­но сим­во­ли­чес­ко­го ана­ли­за. Да, ор­га­ны и час­ти те­ла, ко­то­рые во сне сим­во­ли­зи­ру­ют ге­ни­та­лии, так­же ха­рак­тер­ны для ге­ни­таль­ных фан­та­зий при ис­те­рии. Вот не­ко­то­рые при­ме­ры. Сно­ви­де­ние об оне­ме­нии че­люс­ти яв­ля­ет­ся сим­во­ли­чес­кой фан­та­зи­ей она­низ­ма; при од­ном из ана­ли­зи­ро­ван­ных мною фак­тов ис­те­рии те же фан­та­зии про­яв­ля­лись на­яву в ви­де па­рес­те­зии зу­ба. Не так дав­но я ана­ли­зи­ро­вал сно­ви­де­ние де­вуш­ки, ко­то­рой пред­с­та­ви­лась ее смерть от то­го, что ей за­су­ну­ли в гор­ло не­кий пред­мет. Пре­дыс­то­рия это­го слу­чая поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что сно­ви­де­ние сим­во­ли­чес­ки отоб­ра­жа­ло не­за­кон­ный ко­итус, бе­ре­мен­ность и тай­ный аборт, уг­ро­жав­ший жиз­ни па­ци­ен­т­ки.

Нос во сне час­то пред­с­тав­ля­ет муж­с­кой член; при ана­ли­зе мно­гих слу­ча­ев муж­с­кой ис­те­рии я ус­та­но­вил, что рас­пу­ха­ние ноз­д­рей пред­с­тав­ля­ет не­осоз­нан­ные ли­би­доз­ные фан­та­зии па­ци­ен­та, при­чем без воз­буж­де­ния ге­ни­та­лий. (Кста­ти, вза­имос­вязь но­са и ге­ни­таль­нос­ти бы­ла ус­та­нов­ле­на Флис­сом еще до пси­хо­ана­ли­за.) Не­ред­ко бе­ре­мен­ность сим­во­ли­чес­ки пред­с­тав­ля­ет­ся во сне пе­ре­еда­ни­ем или тош­но­той, т.е. так же, как ус­та­нов­ле­но при ис­те­ри­чес­кой рво­те. Ис­п­раж­не­ние иног­да оз­на­ча­ет в сно­ви­де­нии по­да­рок, не­ред­ко же­ла­ние иметь ре­бен­ка. Мы уже упо­ми­на­ли, что при ис­те­рии ана­ло­гич­ный смысл мо­жет иметь сим­п­том ки­шеч­ни­ка и т.д. Та­кое час­тое со­от­вет­с­т­вие при­ве­ло нас к пред­по­ло­же­нию, что в ис­те­рии про­яв­ля­ет­ся эле­мент ор­га­ни­чес­кой ос­но­вы, на ко­то­рой ба­зи­ру­ет­ся сим­во­ли­ка пси­хи­чес­ко­го.

В «Очер­ках по те­ории сек­су­аль­нос­ти» Фрейд пи­шет, что ор­га­ны, на ко­то­рые сим­во­ли­чес­ки воз­ло­же­на сек­су­аль­ность ге­ни­та­лий, яв­ля­ют­ся эро­ген­ны­ми зо­на­ми те­ла. Путь раз­ви­тия от ауто­эро­тиз­ма че­рез нар­цис­сизм к ге­ни­та­ли­те­ту и, сле­до­ва­тель­но, к люб­ви к объ­ек­ту на­чи­на­ет­ся в сно­ви­де­нии и в ис­те­рии об­рат­ным пу­тем, т.е. от ге­ни­та­лий. Зна­чит, и здесь име­ет мес­то рег­рес­сия, сог­лас­но ко­то­рой воз­буж­де­ние ов­ла­де­ва­ет не ге­ни­та­ли­ями, а воз­ни­ка­ет в дру­гих мес­тах их ло­ка­ли­за­ции в эро­ген­ных зо­нах. Сле­до­ва­тель­но, ха­рак­тер­ное для ис­те­рии «пе­ре­ме­ще­ние от ни­за к вер­ху», бла­го­да­ря ко­то­ро­му воз­ник при­мат ге­ни­та­лий, яв­ля­ет­ся лишь пе­ре­во­ро­том «пе­ре­ме­ще­ния от вер­ха к ни­зу», и пол­ной диф­фе­рен­ци­ации меж­ду сек­су­аль­ной фун­к­ци­ей и мыс­ли­тель­ной де­ятель­нос­тью.

Разумеется, я не имею в ви­ду, что ге­ни­таль­ность при ис­те­рии рас­п­ре­де­ля­ет­ся меж­ду ос­нов­ны­ми эро­ген­ны­ми зо­на­ми, слу­жа­щи­ми воз­буж­де­нию, и что это воз­буж­де­ние по ин­тен­сив­нос­ти сох­ра­ня­ет тот же ха­рак­тер, что воз­ни­ка­ет и в ге­ни­та­ли­ях. До­пус­ти­мо ут­вер­ж­дать, что при ис­те­ри­чес­кой кон­вер­сии преж­ние ауто­эро­тиз­мы за­ме­ща­ют­ся ге­ни­таль­ной сек­су­аль­нос­тью, т.е. ге­ни­та­ли­зи­ру­ют­ся эро­ген­ные зо­ны. («Ис­те­рия - не­га­тив пер­вер­сии» - од­но из глав­ных по­ло­же­ний Фрей­да.)

Это ка­чес­т­во ге­ни­та­лий про­яв­ля­ет­ся в склон­нос­ти к нап­ря­жен­но­му сос­то­янию тка­ни, к ее ув­лаж­не­нию (Фрейд), за­тем к ее тре­нию, сни­ма­юще­му раз­д­ра­же­ние.

Первоначальная те­ория кон­вер­сии рас­це­ни­ва­ла сим­п­том ис­те­ри­чес­кой кон­вер­сии как от­вет­ную ре­ак­цию за­щем­лен­ных аф­фек­тов. При­ро­да не­из­вес­т­но­го за­щем­ле­ния ока­за­лась поз­д­нее вы­тес­не­ни­ем. До­пол­ни­тель­но сле­ду­ет от­ме­тить, что это вы­тес­не­ние от­но­сит­ся всег­да к ли­би­доз­ным, осо­бен­но - ге­ни­таль­но-сек­су­аль­ным яв­ле­ни­ям и что каж­дый ис­те­ри­чес­кий сим­п­том скры­ва­ет в се­бе ге­те­ро­топ­ную фун­к­цию ге­ни­та­лий. Пра­вы бы­ли древ­ние, го­во­ря­щие об ис­те­рии: «суть в мат­ке!».

Мне пред­с­тав­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым в зак­лю­че­ние сос­лать­ся на не­ко­то­рые ра­бо­чие те­мы, важ­ность ко­то­рых для ме­ня оче­вид­на. В ис­те­ри­чес­ких сим­п­то­мах мы с не­ма­лым удив­ле­ни­ем наб­лю­да­ем бе­зус­лов­ную под­чи­нен­ность жиз­нен­но важ­ных ор­га­нов, ос­тав­ля­ющих в сто­ро­не соб­с­т­вен­ную по­лез­ную фун­к­цию под воз­дей­с­т­ви­ем страс­тей. Же­лу­док и ки­шеч­ник за­те­ва­ют ку­коль­ные иг­ры с соб­с­т­вен­ны­ми стен­ка­ми и их со­дер­жи­мым, вмес­то то­го что­бы это со­дер­жи­мое пе­ре­ва­ри­вать и уда­лять; ко­жа не яв­ля­ет­ся бо­лее за­щит­ным пок­ро­вом и ве­дет се­бя на­по­до­бие сек­су­аль­но­го ор­га­на, ощу­ще­ния ко­то­ро­го обе­ща­ют удов­лет­во­ре­ние по­хо­ти. Мус­ку­ла­ту­ра де­мон­с­т­ри­ру­ет фан­тас­ти­чес­кие сек­су­аль­ные по­зы­вы, вмес­то то­го что­бы це­ле­со­об­раз­ны­ми дей­с­т­ви­ями вно­сить вклад в сох­ра­не­ние жиз­ни. И нет ни од­но­го ор­га­на, ни од­ной час­ти те­ла, ко­то­рые бы­ли бы зап­рет­ны для сек­су­аль­но­го при­ме­не­ния. Я не ду­маю, что это от­но­сит­ся толь­ко к ис­те­рии. Оп­ре­де­лен­ные про­цес­сы в сос­то­янии нор­маль­но­го сна ука­зы­ва­ют на то, что фан­тас­ти­чес­кие фе­но­ме­ны ма­те­ри­али­за­ции воз­мож­ны и у нев­ро­ти­ков. Я имею в ви­ду яв­ле­ние пол­лю­ции.

Возможно, что эти сек­су­аль­ные по­зы­вы ор­га­нов те­ла не прек­ра­ща­ют­ся в пол­ной ме­ре и в днев­ное вре­мя. Ве­ро­ят­но, не­об­хо­ди­мо изу­че­ние фи­зи­оло­гии страс­тей, что­бы поз­нать их зна­чи­мость. Сов­ре­мен­ная на­ука о про­цес­сах жиз­ни ог­ра­ни­чи­ва­лась фи­зи­оло­ги­ей поль­зы, пос­вя­щая се­бя ис­к­лю­чи­тель­но по­лез­ным фун­к­ци­ям ор­га­нов. Не­уди­ви­тель­но, что да­же в луч­ших учеб­ни­ках по фи­зи­оло­гии лю­дей и жи­вот­ных иг­но­ри­ру­ет­ся проб­ле­ма ко­иту­са. Ав­то­ры не зна­ют, что по­ве­дать ни о спе­ци­фи­чес­ких де­та­лях это­го глу­бо­ко уко­ре­нив­ше­го­ся реф­лек­тор­но­го ме­ха­низ­ма, ни о его он­то- и фи­ло­ге­не­ти­чес­ком зна­че­нии, А ведь эта проб­ле­ма, по­ла­гаю, име­ет цен­т­раль­ное зна­че­ние для би­оло­гии, и здесь сле­ду­ет ожи­дать су­щес­т­вен­но­го прог­рес­са. Уже са­ма проб­ле­ма­ти­ка ука­зы­ва­ет, что пси­хо­ана­лиз по­мо­жет в ис­сле­до­ва­нии би­оло­гии воп­ре­ки рас­п­рос­т­ра­нен­но­му убеж­де­нию, что би­оло­ги­чес­кое ис­сле­до­ва­ние яв­ля­ет­ся глав­ным ус­ло­ви­ем прог­рес­са пси­хо­ло­гии.

Проявление ху­до­жес­т­вен­но­го да­ро­ва­ния так­же рас­смат­ри­ва­лась по­ка толь­ко с по­зи­ций пси­хо­ло­гии, од­на­ко в не­ко­то­рой сте­пе­ни и в ас­пек­те ис­те­рии. Ис­те­рия, по Фрей­ду, яв­ля­ет­ся ис­ка­жен­ным вы­ра­же­ни­ем ис­кус­ства. Ис­те­ри­чес­кие «ма­те­ри­али­за­ции» де­мон­с­т­ри­ру­ют плас­тич­ность и да­же ху­до­жес­т­вен­ные спо­соб­нос­ти ор­га­низ­ма. Не­ред­ко к чис­лу об­раз­цо­вых про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, в том чис­ле и иг­ры ак­те­ров, мож­но от­нес­ти не толь­ко ше­дев­ры «аутоп­лас­ти­ки», т.е. воз­мож­нос­ти соб­с­т­вен­но­го те­ла, но и ма­те­ри­алов ок­ру­жа­юще­го ми­ра.

 

4. Попытка объяснения некоторых признаков (стигматов) истерии

(1919)

 

Слово «стиг­ма» име­ет цер­ков­но-ис­то­ри­чес­кое про­ис­хож­де­ние и оз­на­ча­ет чу­дес­ное пе­ре­не­се­ние на ве­ру­ющих зна­ков ран Хрис­та. Во вре­ме­на про­цес­сов над ведь­ма­ми их не­чув­с­т­ви­тель­ность к бо­ли при на­ло­же­нии рас­ка­лен­но­го же­ле­за счи­та­лась стиг­мой ви­ны. Быв­шие ведь­мы те­перь име­ну­ют­ся ис­те­рич­ка­ми, и воз­в­ра­ща­ющи­еся к ним поч­ти ре­гу­ляр­но дли­тель­ные сим­п­то­мы на­зы­ва­ют стиг­ма­та­ми ис­те­рии.

Заметные раз­ли­чия меж­ду пси­хо­ана­ли­ти­ком и дру­ги­ми вра­ча­ми-нев­ро­ло­га­ми оче­вид­ны уже в оцен­ке стигм и про­яв­ля­ют­ся при пер­вом же ис­сле­до­ва­нии фак­та ис­те­рии. Пси­хо­ана­ли­ти­ку дос­та­точ­но сна­ча­ла ус­та­но­вить и ис­к­лю­чить пу­та­ни­цу меж­ду ор­га­ни­чес­ким нер­в­ным за­бо­ле­ва­ни­ем и ис­те­ри­ей, пос­ле че­го он изу­ча­ет пси­хи­чес­кие осо­бен­нос­ти дан­но­го слу­чая и лишь на этой ос­но­ве вы­хо­дит на бо­лее точ­ный ди­аг­ноз. Не­ана­ли­тик ед­ва да­ет па­ци­ен­ту вы­го­во­рить­ся, до­во­лен его жа­ло­ба­ми и прис­ту­па­ет к об­с­ле­до­ва­нию ор­га­ни­ки. Ис­к­лю­чив ор­га­ни­чес­кие ос­лож­не­ния, врач до­во­лен, ес­ли в за­вер­ше­ние мо­жет кон­с­та­ти­ро­вать на­ли­чие па­то­ло­гии в ви­де ис­те­ри­чес­ких стигм, в их чис­ле, от­сут­с­т­вие или умень­ше­ние чув­с­т­ви­тель­нос­ти к бо­ли, от­сут­с­т­вие реф­лек­тор­но­го ми­га­ния при при­кос­но­ве­нии к ро­го­ви­це, кон­цен­т­ри­чес­кое су­же­ние по­ля зре­ния, от­сут­с­т­вие реф­лек­сов в не­бе и глот­ке, ощу­ще­ние жел­ва­ка в зе­ве (гло­бус) и свер­х­чув­с­т­ви­тель­ность в ниж­ней об­лас­ти жи­во­та (ова­рия) и т.д. Нель­зя ут­вер­ж­дать, что эти при­леж­ные об­с­ле­до­ва­ния что-то внес­ли в по­ни­ма­ние су­ти ис­те­рии (за ис­к­лю­че­ни­ем ос­т­ро­ум­ных эк­с­пе­ри­мен­тов Жа­не по ис­те­ри­чес­кой по­те­ре чув­с­т­ви­тель­нос­ти час­ти те­ла). Но они так­же не обес­пе­чи­ли те­ра­пев­ти­чес­кий ус­пех. Тем не ме­нее они яв­ля­ют­ся важ­ны­ми эле­мен­та­ми всех эпик­ри­зов ис­те­ри­ков, при­да­вая им сво­ими гра­фи­ка­ми и ссыл­ка­ми ви­ди­мость точ­нос­ти. Я дав­но по­ла­гал, что ука­зан­ные вы­ше сим­п­то­мы ис­те­рии мо­гут най­ти объ­яс­не­ние толь­ко в ре­зуль­та­те пси­хо­ана­ли­за. От­но­си­тель­но ис­те­ри­чес­ко­го на­ру­ше­ния чув­с­т­ви­тель­нос­ти ко­жи мой ана­ли­ти­чес­кий опыт не­ве­лик. При­ве­ду один слу­чай.

(1909 г.). Мо­ло­дой че­ло­век двад­ца­ти двух лет по­жа­ло­вал­ся мне на «край­нюю нер­воз­ность» и на страш­ные гал­лю­ци­на­ции во сне. Ока­за­лось, что он же­нат, но в свя­зи с «ноч­ны­ми кош­ма­ра­ми» спит не ря­дом с же­ной, а в со­сед­ней ком­на­те на по­лу ря­дом с кро­ватью ма­те­ри. О кош­ма­ре, воз­в­ра­ще­ния ко­то­ро­го он опа­са­ет­ся уже 7 или 8 ме­ся­цев и о ко­то­ром вспо­ми­на­ет со стра­хом, он го­во­рил сле­ду­ющее. «Я прос­нул­ся ночью в пер­вом ча­су, схва­тил­ся ру­кой за гор­ло и за­орал: на мне мышь, она пол­зет ко мне в рот! Ма­ма прос­ну­лась, заж­г­ла свет, гла­ди­ла и ус­по­ка­ива­ла ме­ня, но я не мог ус­нуть, по­ка она не взя­ла ме­ня к се­бе в кро­вать».

После разъ­яс­не­ний Фрей­да об «инфан­тиль­ном стра­хе» пси­хо­ана­ли­ти­кам по­нят­но, что речь идет об ис­те­ри­чес­ком яв­ле­нии «ноч­но­го стра­ха во вре­мя сна», осо­бен­но ха­рак­тер­но­го для де­тей. Оче­вид­но, что па­ци­ент на­шел са­мое эф­фек­тив­ное сред­с­т­во ле­че­ния - воз­в­ра­ще­ние к лю­бя­щей ма­те­ри. Ин­те­рес­но пос­лес­ло­вие: «Ког­да мать заж­г­ла свет, я уви­дел не мышь, а свою ле­вую ру­ку во рту, ко­то­рую с уси­ли­ем вы­тя­ги­вал пра­вой ру­кой». Все ста­ло по­нят­но. В сно­ви­де­нии ле­вая ру­ка вы­пол­ня­ла роль мы­ши, гро­зив­шей ему уду­ше­ни­ем, а пра­вая пы­та­лась ее схва­тить или прог­нать. Вна­ча­ле мы ма­ло ин­те­ре­со­ва­лись воп­ро­сом, ка­кие сек­су­аль­ные сце­ны бы­ли сим­во­ли­чес­ки отоб­ра­же­ны в этом сне. Од­на­ко, вспом­нив при­ме­ча­тель­ное раз­де­ле­ние ро­лей меж­ду пра­вой и ле­вой ру­кой, об­ра­ти­лись к слу­чаю, ко­то­рый опи­сал Фрейд. Его ис­те­ри­чес­кая па­ци­ен­т­ка во вре­мя прис­ту­пов од­ной ру­кой под­ни­ма­ла юб­ки, а дру­гой пы­та­лась при­вес­ти их в по­ря­док.

Подчеркнем, что па­ци­ент прос­нул­ся, а ле­вая ру­ка бы­ла еще во рту, т.е. он не от­ли­чил ее от мы­ши. Я свя­зы­ваю это яв­ле­ние с ис­те­ри­чес­кой анес­те­зи­ей ле­вой сто­ро­ны те­ла, хо­тя, приз­на­юсь, не смог тща­тель­но ис­сле­до­вать чув­с­т­ви­тель­ность ко­жи. Да­же по­вер­х­нос­т­ное ана­ли­ти­чес­кое ис­сле­до­ва­ние это­го кош­ма­ра под­с­ка­за­ло мне, что ин­фан­тиль­но фик­си­ро­ван­ное от­но­си­тель­но ма­те­ри дви­же­ние па­ци­ен­та «сни­зу вверх» ре­али­зо­ва­ло сме­щен­ное сек­су­аль­ное дей­с­т­вие (ти­па «фан­та­зии Эди­па»), при­чем ле­вая ру­ка пред­с­тав­ля­ла муж­с­кие ге­ни­та­лии, а рот - жен­с­кие, в то вре­мя, как пра­вая ру­ка слу­жи­ла за­щи­той от «мы­ши». Это обес­пе­чи­ва­лось толь­ко тем, что от­сут­с­т­во­ва­ла осоз­на­ва­емая чув­с­т­ви­тель­ность в ле­вой ру­ке, ко­то­рая ста­ла при­бе­жи­щем вы­тес­нен­ных фан­та­зий.

Как про­ти­во­по­лож­ный при­ве­ду при­мер ис­те­ри­чес­кой по­те­ри чув­с­т­ви­тель­нос­ти, не­дав­но ис­сле­до­ван­ный мною в от­де­ле­нии для нер­в­но­боль­ных сол­дат (1916). Па­ци­ент, ко­ман­дир взво­да ар­тил­ле­рис­тов, был 14 ме­ся­цев на фрон­те и по­лу­чил лег­кое ра­не­ние ле­во­го вис­ка (есть шрам). Пос­ле 6 ме­ся­цев пре­бы­ва­ния в гос­пи­та­ле был сно­ва от­п­рав­лен на фронт. Вско­ре воз­душ­ной вол­ной от раз­ры­ва гра­на­ты его бро­си­ло на зем­лю и ог­лу­ши­ло комь­ями зем­ли. Он слу­жил еще не­ко­то­рое вре­мя, по­том пос­ле жа­лоб на го­ло­вок­ру­же­ния, а он креп­ко вы­пи­вал, с ди­аг­но­зом «алко­го­лизм» от­п­рав­лен в тыл, в про­ти­во­по­жар­ную часть. Там его звер­с­ки из­бил кну­том один из сос­лу­жив­цев, от уда­ров бы­ла пол­нос­тью па­ра­ли­зо­ва­на часть те­ла. Он скры­вал на­не­сен­ное ос­кор­б­ле­ние, нап­рав­ля­ясь в раз­лич­ные гос­пи­та­ли. При ходь­бе на­чал ощу­щать дрожь мус­ку­ла­ту­ры всей ле­вой час­ти те­ла, вы­нуж­ден опи­рать­ся на пал­ку и пра­вую но­гу. В чем и бы­ло су­щес­т­во его об­ра­ще­ния к нам.

Обследованием бы­ло ус­та­нов­ле­но, что в ле­жа­чем по­ло­же­нии па­ци­ент со­вер­шен­но спо­ко­ен, но при ходь­бе ле­вая ру­ка и но­га сов­сем не учас­т­ву­ют в дви­же­нии и не­ме­ют. Приз­на­ки ор­га­ни­чес­ко­го нер­в­но­го за­бо­ле­ва­ния от­сут­с­т­ву­ют. На­ря­ду со ска­зан­ным ус­та­нов­ле­ны сле­ду­ющие фун­к­ци­ональ­ные на­ру­ше­ния: силь­ная воз­бу­ди­мость, свер­х­чув­с­т­ви­тель­ность к зву­ку, бес­сон­ни­ца, то­таль­ная аналь­ге­зия (отсут­с­т­вие бо­ле­вых ощу­ще­ний) и анес­те­зия ле­вой час­ти те­ла.

Пациент не ре­аги­ро­вал на укол в спи­ну с ле­вой сто­ро­ны, но на приб­ли­же­ние иг­лы спе­ре­ди при­ни­мал за­щит­ные дей­с­т­вия, нес­мот­ря на аналь­ге­зию и анес­те­зию. Он су­до­рож­но удер­жи­вал приб­ли­жа­ющу­юся с иг­лой ру­ку и ут­вер­ж­дал, что страх вы­нуж­да­ет его за­щи­щать­ся. Но ког­да ему за­вя­зы­ва­ли гла­за, то от­сут­с­т­вие ощу­ще­ний бы­ло оди­на­ко­во спе­ре­ди и сза­ди. Зна­чит, «страх» был чис­то пси­хи­чес­ким фе­но­ме­ном.

Читатель, ве­ро­ят­но, до­га­дал­ся, что от­сут­с­т­вие ощу­ще­ний в ле­вой час­ти те­ла оп­ре­де­ле­но тен­ден­ци­ей вы­тес­не­ния. От­сут­с­т­вие ощу­ще­ний от при­кос­но­ве­ния об­лег­ча­ет про­цесс по­дав­ле­ния вос­по­ми­на­ний о дра­ма­ти­чес­ких пе­ре­жи­ва­ни­ях на фрон­те, а пе­ре­жи­тое ис­тя­за­ние по­ро­ди­ло сим­п­то­мы. До­бав­лю, что этот па­ци­ент, счи­тав­ший­ся жес­то­кой лич­нос­тью, с тру­дом пе­ре­но­сив­ший боль­нич­ный по­ря­док, сов­сем не соп­ро­тив­лял­ся ис­тя­за­нию, что ни­как не мог объ­яс­нить се­бе. Его от­но­ше­ние к фель­д­фе­бе­лю бы­ло срав­ни­мо с от­но­ше­ни­ем к «на­чаль­ни­ку сво­их дет­с­ких лет», т.е. к от­цу. Он по­те­рял чув­с­т­ви­тель­ность, что­бы не дать сда­чи в от­вет, и по этой же при­чи­не пре­пят­с­т­ву­ет лю­бо­му приб­ли­же­нию к пов­реж­ден­ной час­ти те­ла.

Сравнивая два при­ве­ден­ных при­ме­ра по­те­ри чув­с­т­ви­тель­нос­ти час­ти те­ла и ба­зи­ру­ясь на про­ти­во­ре­чии меж­ду трав­ма­ти­чес­кой анес­те­зи­ей и стиг­мой, пос­та­ра­ем­ся раз­га­дать ха­рак­тер пос­лед­ней. Обо­им слу­ча­ям свой­с­т­вен­но от­к­лю­че­ние чув­с­т­вен­но­го воз­буж­де­ния от соз­на­ния при сох­ра­не­нии про­чих ви­дов пси­хи­чес­ких ре­ак­ций. У пер­во­го па­ци­ен­та, ис­пы­ты­вав­ше­го ноч­ные кош­ма­ры, мы ус­та­но­ви­ли, что не­чув­с­т­ви­тель­ность час­ти те­ла не­осоз­нан­но ис­поль­зу­ет­ся в ка­чес­т­ве эф­фек­та, вы­зы­ва­юще­го сен­сор­ные из­ме­не­ния в этих час­тях, и ве­дет к «ма­те­ри­али­за­ции» фан­та­зий Эди­па.

В слу­чае трав­ма­ти­чес­кой анес­те­зии и опы­та ле­че­ния во­ен­ных нев­ро­зов, а так­же на­ру­ше­ний ли­би­до при те­лес­ных пов­реж­де­ни­ях я при­хо­жу к пред­по­ло­же­нию, что здесь так­же име­ет мес­то ли­би­доз­ное при­ме­не­ние вы­тес­нен­ных не­осоз­на­ва­емых ощу­ще­ний при­кос­но­ве­ния. Ко­неч­но, в обо­их слу­ча­ях ска­зы­ва­ет­ся не­дос­та­точ­ность зна­ний о но­вых ас­со­ци­аци­ях, свя­зан­ных с час­тью те­ла, рас­к­ры­тых Фрей­дом еще в 1893 г. как ос­но­вы ис­те­ри­чес­ких па­ра­ли­за­ций. Во вто­ром слу­чае не­дос­та­точ­ность ас­со­ци­атив­ных зна­ний за­ви­сит от то­го, что пред­с­тав­ле­ние о не­чув­с­т­ви­тель­нос­ти час­тей те­ла зак­реп­ле­но в вос­по­ми­на­нии о трав­мах (см.Фрейд - Ба­у­эр «Эссе об ис­те­рии»). Раз­ли­чие меж­ду «стиг­ма­ти­чес­кой» и трав­ма­ти­чес­кой хе­ми­анас­те­зи­ей мы впра­ве оп­ре­де­лить по ро­ли встреч­ной те­лес­ной ре­ак­ции. При трав­ме та­кой ре­ак­ции нет, она соз­да­ет­ся пе­ре­жи­ты­ми пот­ря­се­ни­ями. При анес­те­ти­чес­кой стиг­ме, нап­ро­тив, су­щес­т­ву­ет «встреч­ная ре­ак­ция» в ви­де чис­то фи­зи­оло­ги­чес­кой го­тов­нос­ти зат­ро­ну­тых час­тей те­ла к вос­п­ри­ятию соз­на­тель­но­го за­ме­ще­ния и к пе­ре­да­че их раз­д­ра­жи­те­лей не­соз­на­тель­ным ли­би­доз­ным про­яв­ле­ни­ем. Мы мо­жем так­же ут­вер­ж­дать иде­оген­ность анес­те­зии толь­ко при трав­мах и пси­хо­ген­ность - при стиг­мах. Пос­ле трав­мы часть те­ла те­ря­ет чув­с­т­ви­тель­ность, так как под­вер­г­лась пов­реж­де­нию; а при стиг­ме про­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность к пред­с­тав­ле­нию не­осоз­на­ва­емых фан­та­зий, ког­да «пра­вая не зна­ет, что де­ла­ет ле­вая».

Подтверждение это­му я ус­мат­ри­ваю в раз­ли­чи­ях меж­ду «пра­вой» и «ле­вой». Я за­ме­тил, что стиг­ма ча­ще воз­ни­ка­ет сле­ва, что под­чер­ки­ва­ет­ся и в не­ко­то­рых учеб­ни­ках. По­ла­гаю, что ле­вая сто­ро­на те­ла ап­ри­ори дос­туп­нее не­осоз­на­ва­емым воз­дей­с­т­ви­ям, чем пра­вая, ко­то­рая вслед­с­т­вие бо­лее ак­тив­ной де­ятель­нос­ти луч­ше за­щи­ще­на от воз­дей­с­т­вия бес­соз­на­тель­но­го. Воз­мож­но, что у ра­бо­та­ющих пра­вой ру­кой с ле­вой сто­ро­ны те­ла из­на­чаль­но воз­ни­ка­ет оп­ре­де­лен­ное соп­ро­тив­ле­ние осоз­нан­ным воз­буж­де­ни­ям, так что эта сто­ро­на лег­че ли­ша­ет­ся сво­их нор­маль­ных фун­к­ций и об­с­лу­жи­ва­ет ли­би­доз­ные фан­та­зии.

Все же, ес­ли мы воз­дер­жим­ся от весь­ма ред­ко­го пред­поч­те­ния стиг­мой ле­вой сто­ро­ны, то, ве­ро­ят­но, суть яв­ле­ния сос­то­ит в том, что при стиг­ма­ти­чес­кой анес­те­зии кож­ный пок­ров ре­аги­ру­ет по-раз­но­му на кон­ф­лик­ту­ющие соз­на­тель­ные и не­осоз­на­ва­емые эф­фек­ты. При этом от­к­ры­ва­ет­ся воз­мож­ность по­ни­ма­ния дру­гой ис­те­ри­чес­кой стиг­мы - кон­цен­т­ри­чес­ко­го су­же­ния по­ля зре­ния. При­ве­ден­ное раз­ли­чие меж­ду «пра­вой и ле­вой» еще в боль­шей сте­пе­ни спра­вед­ли­во для раз­ли­чия меж­ду цен­т­раль­ным и пе­ри­фе­рий­ным зре­ни­ем. Ес­тес­т­вен­но, что цен­т­раль­ное зре­ние в си­лу сво­ей фун­к­ции бо­лее тес­но свя­за­но с соз­на­тель­ным сос­ре­до­то­че­ни­ем, а пе­ри­фе­рия по­ля зре­ния уда­ле­на от соз­на­тель­но­го и ста­но­вит­ся аре­ной не­чет­ких впе­чат­ле­ний. Ос­та­ет­ся лишь шаг, что­бы от­в­лечь эти впе­чат­ле­ния от осоз­на­ния, и они ста­нут сырь­ем для ли­би­доз­ных фан­та­зий.

Вывод Жа­не о том, что ис­те­рик стра­да­ет «су­же­ни­ем по­ля соз­на­ния» сле­ду­ет приз­нать до­ка­зан­ным хо­тя бы в этом смыс­ле. От­сут­с­т­вие чув­с­т­ви­тель­нос­ти конъ­юн­к­ти­ва, и ро­го­ви­цы у ис­те­ри­ков, по-ви­ди­мо­му, объ­яс­ня­ет­ся сок­ра­ще­ни­ем по­ля об­зо­ра. Ве­ро­ят­но, что та­кое яв­ля­ет­ся дей­с­т­ви­ем то­го же вы­тес­не­ния. Ведь мы по­ня­ли, что свой­с­т­вен­ные яв­ле­ния анес­те­зии ор­га­нов у ис­те­ри­ков вы­яс­ня­ют­ся пу­тем ана­ли­за, а не пу­тем из­ме­не­ния их ана­то­ми­чес­ких фун­к­ций. До­ба­вим так­же сле­ду­ющее: ро­го­ви­ца яв­ля­ет­ся са­мым чув­с­т­ви­тель­ным мес­том все­го те­ла, и ре­ак­ция на ее пов­реж­де­ние, в том чис­ле плач, ста­ла во­об­ще вы­ра­же­ни­ем бо­ли ду­ши. Воз­мож­но, что от­сут­с­т­вие этой ре­ак­ции у ис­те­ри­ков свя­за­но с по­дав­ле­ни­ем эмо­ци­ональ­ных воз­буж­де­ний.

Многократные ре­зуль­та­ты пси­хо­ана­ли­ти­чес­ко­го раз­бо­ра фак­тов ис­те­ри­чес­кой анес­те­зии глот­ки по­ка­за­ли, что тор­мо­же­ние про­цес­са гло­та­ния яв­ля­ет­ся ак­том, свя­зан­ным с ге­ни­таль­ны­ми фан­та­зи­ями. По­нят­но, что воз­буж­де­ние ге­ни­та­лий «от ни­за к вер­ху» не мог­ло ми­но­вать во мно­гом сход­но­го ис­точ­ни­ка раз­д­ра­же­ния. При ги­пе­рес­те­зии глот­ки про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние ре­ак­ций про­тив ана­ло­гич­ных пер­вер­с­ных фан­та­зий, а при «гло­бус ис­те­ри­кус» (жел­вак в гор­ле) - «ма­те­ри­али­за­ция» за­щи­ты от них. Прав­да, по­ка не ус­та­нов­ле­ны осо­бая склон­ность зе­ва к стиг­ма­ти­за­ции и ее при­чи­ны. Я впол­не соз­наю не­дос­та­точ­ность при­ве­ден­но­го ма­те­ри­ала и все же ска­жу о воз­ник­но­ве­нии ис­те­ри­чес­ких стигм сле­ду­ющее.

Истерические стиг­мы оз­на­ча­ют ло­ка­ли­за­цию кон­вер­ти­ро­ван­ных масс воз­буж­де­ния в мес­тах те­ла, ко­то­рые под­вер­же­ны вос­п­ри­ятию не­осоз­нан­ных дей­с­т­вий ин­с­тин­к­тов, ста­но­вясь «ба­наль­ны­ми» соп­ро­вож­да­ющи­ми яв­ле­ни­ями дру­гих (иде­оген­ных) ис­те­ри­чес­ких сим­п­то­мов.

Ограничусь этой по­пыт­кой объ­яс­не­ния стигм, по­ка не ус­та­нов­ле­ны бо­лее со­вер­шен­ные. Я ни­как не мо­гу сог­ла­сить­ся с «объяс­не­ни­ями» Ба­бин­с­ко­го, что стиг­мы (и во­об­ще сим­п­то­мы ис­те­рии) суть вну­шен­ные вра­чом ти­пы за­бо­ле­ва­ния и ле­че­ния. Та­кое при­ми­тив­ное по­ни­ма­ние по­яви­лось по­то­му, что дей­с­т­ви­тель­но мно­гие боль­ные ни­че­го не зна­ли о сво­их стиг­мах до их по­ка­за вра­чам. Тем не ме­нее стиг­мы су­щес­т­во­ва­ли, и этот факт спо­со­бен от­ри­цать лишь тот, кто по-ста­ро­му оши­боч­но упо­доб­ля­ет ра­зум пси­хи­ке. Весь­ма ха­рак­тер­ная ло­ги­чес­кая ошиб­ка, ког­да пы­та­ют­ся объ­яс­нить ис­те­рию толь­ко суг­гес­ти­ей, а суг­гес­тию - ис­те­ри­ей, вмес­то то­го что­бы каж­дое из этих яв­ле­ний ана­ли­зи­ро­вать от­дель­но.

 

5. Психоанализ случая истерической ипохондрии

(1919)

 

К со­жа­ле­нию, тех­ни­ка пси­хо­ана­ли­за, свя­зан­ная с весь­ма дли­тель­ным про­цес­сом ле­че­ния, нес­коль­ко вы­вет­ри­ла из па­мя­ти об­щее впе­чат­ле­ние от это­го слу­чая и от­дель­ные мо­мен­ты слож­ных вза­имос­вя­зей. Я со­об­щу об ином слу­чае, ког­да ле­че­ние осу­щес­т­в­ля­лось очень быс­т­ро и со­дер­жа­тель­но бо­га­тая кар­ти­на за­бо­ле­ва­ния раз­ви­ва­лась бур­но, на­по­до­бие се­рии ки­но кад­ров.

Пациентку, кра­си­вую мо­ло­дую инос­т­ран­ку, при­ве­ли ко мне ее род­с­т­вен­ни­ки пос­ле ис­п­ро­бо­ва­ния раз­лич­ных ме­то­дов ле­че­ния. Она про­из­ве­ла на ме­ня весь­ма неб­ла­гоп­ри­ят­ное впе­чат­ле­ние. Яр­ким сим­п­то­мом был ее оче­вид­ный страх от­к­ры­то­го прос­т­ран­с­т­ва, ког­да она ме­ся­ца­ми не мог­ла вы­хо­дить без соп­ро­вож­де­ния. В оди­но­чес­т­ве бы­ла под­вер­же­на рез­ким прис­ту­пам стра­ха, при­чем да­же ночью бу­ди­ла ле­жав­ше­го ря­дом му­жа или дру­гое ли­цо и ча­са­ми рас­ска­зы­ва­ла о вы­зы­вав­ших у нее страх яв­ле­ни­ях и ощу­ще­ни­ях. Ее жа­ло­бы вклю­ча­ли ипо­хон­д­ри­чес­кие впе­чат­ле­ния и ас­со­ци­иро­ван­ный с ни­ми страх смер­ти. Она чув­с­т­во­ва­ла ком в гор­ле, а на ко­же го­ло­вы - по­ка­лы­ва­ния. Эти ощу­ще­ния вы­нуж­да­ли пос­то­ян­но ощу­пы­вать гор­ло и го­ло­ву. Ей ка­за­лось, что у нее рас­тут уши, рас­ка­лы­ва­ет­ся лоб­ная часть го­ло­вы и пр. В этом ей ви­де­лись приз­на­ки близ­кой смер­ти, и она по­рой ду­ма­ла о са­мо­убий­с­т­ве. Ее отец скон­чал­ся яко­бы от ате­рос­к­ле­ро­за, это же ожи­да­ет и ее. Она, как и отец, сой­дет с ума и ум­рет в са­на­то­рии для ду­шев­но­боль­ных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.