Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка характера линий






— легкие линии — недостаток энергии, скованность;

- линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность;

- неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигур

— неотрывные линии — изоляция;

— разрыв контура — сфера конфликта;

— много острых углов — агрессивность, плохая адаптация;

— двойные линии — тревога, страх, подозрительность;

— штриховка — зона тревожности.

Направление фигуры человека

В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека:

— повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом;

— повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен;

— виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.

Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Средства защиты от дождя

Зонт, головной убор, плащ и так далее— это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское.

Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.·

Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных, значимых Родительских фигур. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.

Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих.

Тело

Голова — сфера интеллекта и контроля. Непропорционально большая голова говорит об убежденности испытуемого в значимости мышления. Маленькая голова — переживание интеллектуальной неадекватности, неполноценности.

Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознавании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — рисующий делает уступки своим слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.

Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной малоценности, ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.

Туловище чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное — признак мужественности. Тело очень маленькое — чувство унижения, малой ценности.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.

Глаза. Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) — погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. Ресницы — кокетливость, демонстративность.

Большие уши — чувствительность к критике, заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей — избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.

Конечности, руки — символ межперсонального взаимодействия.

- Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям.

- Если руки шире у запястий, чем у плечей, это говорит об импульсивности в действиях.

- Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны.

- Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем.

Руки слишком длинные — большие амбиции.

Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение.

Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности.

Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.

Атрибуты дождя. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.