Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История социологии.

1. Социальный дарвинизм Г. Спенсер

2. Расово-антропологическая школа Ж.А. де Гобино.

3. Социологизм Э. Дюркгейма.

4. Социология К. Маркса

 

1. Социальный дарвинизм – направление в обществоведении 19-20 вв., возникшее под влиянием теории Ч. Дарвина, суть которого состоит в том, что биологические факторы играют решающую роль в общественной жизни.

Основателем социального дарвинизма является Г. Спенсер, английский философ и социолог (1820-103). Г. Спенсер рассматривал борьбу за существование, выживание, естественный отбор в качестве не только биологических, но и социальных факторов.

В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Г. Спенсер считал общество особой реальностью, возникающей в результате взаимодействия индивидов и зависящей от них.

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования соц. систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом. Он лишь сравнивал эти две сущности.

Будучи противником теории свободы воли, отрицавшей возможность существования социологии как науки, Спенсер вместе с тем был сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения, общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального развития он считал принципы равной свободы индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов, равного влияния всех индивидов и соц. слоев на принятие политических решений, свободной конкуренции.

Соц. эволюцию Г. Спенсер понимал как многолинейный процесс. Благодаря Г. Спенсеру термин «социология» был «реабилитирован». Если раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, какого социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.

Биология для Спенсера играла роль методологии. Из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т.д.

Различая два главных типа обществ – воинственный и промышленный – Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование. В первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении побежденного победителем. Во втором – главным образом, имеет место промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» в отношении усердия и способностей. Такого рода борьба является благом для всего общества, поскольку в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества. И наоборот, альтернативой такого естественного отбора является выживание «слабейших», т.е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации всего общества.

Спенсер был противником «общеобязательной благотворительности» т.е. государственного принудительного перераспределения соц. благ. Но он был сторонником благотворительности как частного дела, задача которого «смягчать несправедливость природы». Он был противником социализма, представляющего собой «поощрение худших за счет лучших» и ведущего к росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением. В то же время он был сторонником равенства, понимаемого как равная свобода индивидов и равенство перед законом. Он был противником вмешательства государства в экономику и частную жизнь, считая правительство «неизбежным злом». Но вместе с тем он доказывал усиление значения управляющей функции в современном обществе и первостепенную роль государства в защите прав его граждан.

Другими представителями соц. дарвинизма являются Уолтер Беджгот (1826-1877) и Людвиг Гумплович (1838-1909, Австрия), Альбион Смолл (1844-1926 США), Уильям Самнер (1840-1910, США).

 

2. Расово-антропологическая школа.

Расизм, т.е. представление о не равноценности различных расово-антропологических категорий и превосходстве своей категории над другими, существует еще с древности. Это представление, как правило, слитое воедино с этноцентризмом различных групп, уже в древности выступало как идеология. Уже древнегреческий поэт Феогнид из Мегары (в. до н.э.) утверждал, что люди, как и животные, делятся на неравноценные породы. Аристотель выводил соц. неравенство из фундаментальных природных различий между людьми, утверждая, что одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.

Как особое направление в соц. мысли расово-антропологическая школа складывается ко второй половине 19 века. Под человеческой расой в физической антропологии понимается «исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, которые варьируются в определенных пределах».

Основными принципами данной школы являются:

a) Различные общества, социальные и культурные группы –это в основе своей расово-антропологические образования. Отсюда и определенные варианты расизма как определенной идеологии.

b) Эволюция общества и культуры – это результат различий и взаимодействий между расово-антропологическими группами и признаками.

c) Расы и антропологические группы не равноценны;

d) Социальное поведение людей и культуры целиком или преимущественно определяется биологической наследственностью;

e) Смешения между расами или антропологическими группами вредны с точки зрения биологического, социального и культурного развития.

Последовательным представителем данной школы является Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882 французский философ, писатель, дипломат. Главная книга – «Опыт о неравенстве человеческих рас».

Гобино ненавидит все виды равенства: классовое, сословное, расовое и т.д. но расовое неравенство ему представляется наиболее фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, поэтому она выдвигается на первый план как движущая сила истории.

Центральная проблема, которую Гобино стремится разрешить в своей главной работе – это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. По Гобино все цивилизации смертны, и европейская раса стала это осознавать.

Гобино пытается ответить на вопрос: существуют ли серьезные различия во внутренней ценности разных рас и можно ли оценить эти различия. Ответ Гобино ясен. Он выделяет три основные расы: белую, желтую и черную. Внутри белой расы высшее место занимают «арийцы». Расы отличаются постоянством неуничтожимостью физических и духовных признаков.

Гобино подчеркивает интеллектуальное превосходство белой расы, но вместе с тем отмечает превосходство других рас в области чувств. Однако, Гобино не релятивист. По Гобино, белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т.д. Но главный критерий места расы в расовой иерархии – это интеллект.

Таким образом, в концепции Гобино раса – это подлинный субъект социально-исторического действия. Ж.-А. де Гобино решает проблему не «жизненности» цивилизаций, «жизненности» рас. Именно раса интересует Гобино. (Другие представители – Х. Чемберлен 1855-1927 Англия).

3. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917 Франция)

Э. Дюркгейм является одним из основателей социологии как науки. Он доказывал, что общество – это особая реальность и не допускает произвольного манипулирования. В обществе Дюркгейм видел ту существенность, которая в замен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы.

Вслед за О. Контом Э. Дюргейм рассматривал общество, главным образом, как сферу солидарности, сплоченности и согласия.

Наличие солидарности в обществе Дюркгейм считал «нормальным» и, наоборот, её (солидарности) отсутствие считается «ненормальным».

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Конта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим сколько нравственно-религиозным. Мораль Дюркгейм понимал как практическую действенную силу. Все, что не имеет серьезного нравственного основания, с точки зрения Дюркгейма, носи не прочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало, что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности общества.

Дюркгейм считал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

Дюркгейм является основателем структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал соц. факты под углом зрения их функций в конкретных соц. системах. Вместе с тем он не отказывался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской методологии, сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать соц. факты как вещи, Дюркгейм отстаивал взгляд на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудком и умозрительных спекуляций.

Дюркгейм внес особый вклад в становление профессиональной соц. этики. Он исходил из необходимости практической ориентации соц. знания. Чтобы это происходило Дюркгейм считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социологи от гражданской этики, познавательные ценности – от любых других.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии Дюркгейма, вступает понятие «социологизм».

Основной методологический постулат Дюркгейма сводится к следующему: поскольку общество –часть природы, постольку наука об обществе – социология – в методологическом плане подобна наукам о природе. Познавательная цель социологии – исследование устойчивых причинно-следственных закономерностей и связей, применяя методы познания, которые используются в естественных науках.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, соц. факты, которые характеризуются двумя признаками:

1. Существуют вне индивида;

2. Оказывают на него принудительное воздействие.

 

4. Социология марксизма

В творчестве К. Маркса научные и политико-практические аспекты переплелись очень тесно. Поэтому при рассмотрении его социологии необходимо различать научные и вненаучные стороны его творчества. Маркс пытается по-новому осмыслить почти все современные ему науки. Маркс нигде не ставит вопрос о создании новой отдельной науки об обществе.

Тема: Американская социология.

  1. Социология Л.Ф. Уорда (1841-1913)
  2. У. Самнер и социология культуры.
  3. Ф.Гиддингс и социализированный индивидуализм.
  4. А Смол и социология интересов.

 

1-й вопрос. Социология Л.Ф. Уорда (1841-1913)

Главной своей задачей Уорд считал создание социологической системы, которая помогла бы человечеству достичь расцвета и благосостояния. Он писал: «Предмет социологии – человеческие достижения. Они подразумевают не то, чем человек является, а то, что он делает. Достижение – это не структура, а функция».

Л.Ф. Уорд делил социологию на две части- чистую и прикладную. Чистая, или теоретическая социология имеет дело с «генезисом», т.е. истоками и процессом развития социальных явлений. Прикладная, или практическая социология касается изменений в обществе, к-ые вызывает сознательное вмешательство человека. Целенаправленное, творческое воздействие людей на общественные явления он называл «телезисом».

Т. Обр, в социологии Л.Ф. Уорда выделяются две части – генезис и телезис. Они обозначают два начала – природное и социальное, к-ые борются и дополняют друг друга. Природа царство генезиса. Общество – царство телезиса. Если бы общество полностью подчинило себе природу, то власть стихийных законов тут же прекратилось бы и на смену пришли бы законы разума. Воцарилась бы полная гармония. К сожалению, м/у природой и обществом нет жестких границ. Напротив, м/у ними существует взаимосвязь – человек. В нем борются природное и общественное начала.

Полем борьбы выступают душа и сердце человека – средоточие психических сил. Психические и есть мостик м/у физическим и социальным. Чувства и страстные желания – вот что управляет человеческим поведением. Когда человек не может управлять чувствами, это значит, что им правит «генезис», что он во власти природной стихии. Когда человек подчиняет чувства разуму и сознания, он находится в поле действия «телезиса». Осознанные желания становятся интересами и проявляются как социальные силы.

 

2-й вопрос. У. Самнер и социология культуры.

Самнер был последователем дарвинизма. Он был убежден, что историей правит борьба за выживание: м/у собой борются индивиды, классы, группы. Законы борьбы за существование объективны, они не могут устанавливаться или отменятся человеком. Также объективны экономические законы. Эк-ие силы создают и разрушают социальные институты. Они воздействуют на человеческие интересы, а через них - на человеческую природу. В обществе, как и в природе, существует хрупкое равновесие, установленное борьбой за существование. Реформы, проводимые государством, способны только нарушить это равновесие и ничего не могут исправить в обществе. Самнер считает, что реформы призваны помочь тем, кого считают «слабыми». Он утверждал, что если нам не нравится дарвиновский закон выживания наиболее приспособленных индивидов, то останется лишь одна альтернатива – выживание наименее приспособленных.

Самнер, считает, что естественный отбор выносит на поверхность не только самых сильных, но и самых достойных. Те кто выигрывают в жизненной схватке, делают карьеру, добиваются успеха, пользуются всеобщим уважением, если конечно, не нарушают протестантской этики. Борьба и выживание сильнейших – условие прогресса человеческой цивилизации.

Жесткий дарвинизм Самнера имел политическую подоплеку. Идеологически он склонялся к консерватизму. Капитализм хорош потому, что основывается на выживании сильнейших. Они составляют класс зажиточных и богатых граждан. Слабые и ленивые занимают нижнюю ступень социальной пирамиды. Эволюционная модель общества использовалась Самнером для оправдания существующей классовой системы.

Общество, по Самнеру, представляет собой конгломерат групп. Каждая группа заботится о сохранении своей целости с помощью особых правил поведения индивидов. Самнер разработал целую классификацию социальных норм. Обычаи описывают нормы, нарушение к-ых не угрожает целости групп. Они представляют правила приличия, этикета. Нравы – более строгий вид норм. Нормы представляют групповую мораль, за нарушение к-ой могли изгнать из группы. К таким нормам относятся: уважение старших, помощь родственникам и т.д. Законы – третий вид норм, он делил на 2 группы: обычное право и формальное право. Первое является кристаллизацией традиционной практики, а второе – государ-ой деятельности.

Нравы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются «естественные» институты, например, религия, семья и т.д.; а на законах – «предписанные» институты (банки, система выборов).

Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, как следует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Самнер вывел закон: степень враждебности, направленной в сторону чужой группы, пропорциональна степени сплоченности своей группы. Такую враждебность он называл этноцентризмом.

Существуют 4 универсальных мотива, из произрастают интересы, формирующие все культурное многообразие поведения людей: голод, любовь, страх, тщеславие.

 

3-й вопрос. Ф.Гиддингс и социализированный индивидуализм.

 

Социологию Гиддингс представлял как специальную науку опирающуюся на достижения естествознания. Поэтому общество у Гиддингса не столько социальный феномен, сколько физико-психологический организм – результат одновременно бессознательной эволюции и сознательного развития (усилий интелегенции и всех мыслящих людей).

О предмете социологии Гиддингс писал: «Многообразие форм поведения – предмет психологии общества, которую иначе называют социологией, наукой статистической по своим методам, стремящейся во 1-х, факторизовать множественность поведения, во 2-х, объяснить генезис форм поведения, их интеграцию, дифференциацию и функционирование в терминах возбуждения и сходства частей реагирования механизма».

Многообразное поведение – не что иное как коллективное поведение собравшихся вместе людей. Оно имеет свои законы и нормы. Один из таких законов – борьба за существование.

Взаимное стимулирование, или возбуждение происходит через механизмы внушения и подражания. Результатом общего возбуждения явл. Формирование особого типа сознания. Оно состоит из «органической симпатии, восприятия сходства, осмысления или рефлективной симпатии, аффектации и стремления к признанию». Такое сознание Гиддингс называл «сознанием рода».

Людей Гиддингс делил в зависимости от степени развития у них «сознания рода». Эк-ие и социальные кризисы обостряют чувство общности, интенсифицируют «сознание рода». Народ сплачивается. «Сознание рода» исключает тех, кто принадлежит к иной расе или культуре. Оно усиливает сплоченность и укрепляет стабильность об-ва. Поэтому Гиддингс был против массовых миграций, к-ые делают нацию смешанной. Помочь в сплочении нации может социальная инхсенерия и социальный реформизм. В обществе, к-ое заинтересованно в процветании, должна победить социологическая технократия. Но не насильственным путем.

 

4-й вопрос. А Смолл и социология интересов.

А. Смолл ценил социологию как инструмент улучшения общества и наилучшую основу для развития социального планирования. Смолл негативно относился к спенсеровскому эволюционизму, к идеям о том, что об-вом правит борьба за существование и конкуренция.

Общество, полагал он, должно быть единым, крепким, базирующимся на общечеловеческих ценностях и христианской этике.

Предметом социологии у Смолла выступает изучение интересов и социального контроля. Человеческие интересы он разбил на шесть категорий: первичные, или интересы здоровья, включает питание, секс, работу, интерес к богатству, улучшению материального благосостояния; социабильный интерес, или общение; познавательные интересы; интерес ко всему прекрасному; заинтересованность в соблюдении справедливости и правопорядка.

Интересы не могут возникнуть вне об-ва, поэтому они – продукт его деятельности. Интересы управляют поведением людей, поэтому для того чтобы контролировать самих людей, необходимо изучать их интересы. Столкновение и усвоение интересов составляют содержание того, что называется динамикой социальной системы.

 

 

Тема: Социальное действие и социальное взаимодействие.

 

В отличие от других существ человек совершает, хотя и не всегда, осознанные действия и строим свое поведение в соответствие с определенными стандартами. Действия человека не обязательно направлены на неживую природу. Мы совершаем множество действий, направленных на других людей, которые имеют социальное значение. Любой поступок человека не может быть рассмотрен изолированно от того, какой эффект он производит. Данная особенность указывает на то, что любой поступок, какой бы личный характер не носил, неизбежно имеет резонанс, а следовательно, оказывается социальным действием.

Понятие «социального действия» ввел М.Вебер. Он дал след-ее его определение: «Социальным является такое действие, к-ое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Сам Вебер в качестве примера приводит столкновение велосипедистов. Нечаянное столкновение велосипедистов еще не является социальным действием, это скорее физическое событие, и социальным оно становится в том случае, если велосипедисты хотя бы пытались избежать столкновения.

Т. образом, социальное действие должно отвечать двум условиям:

1) Принадлежность, мотивированность;

2) ориентированность на другого (других).

Под социальным взаимодействием понимают сложный процесс, в к-ом люди оказывают влияние на действие и мысли друг друга. Т. образом взаимодействие понимается как многосторонний, взаимный процесс, в к-ый вовлекается все общество или его часть и который обязательно включает в себя след.элементы:

1 людей, к-ые совершают определенные действия;

2 изменения, к к-ым приводят данные изменения;

3 людей, на которых намерено или ненамеренно оказывается воздействие;

4 ответные реакции, или обратную связь (в виде действий, оценок и т.д)

субъективная сторона соц. Взаимодействия – это осознанное отношение участников друг к другу, предполагаемое тем, что у каждого из них есть определенные ожидания относительно поведения другой стороны. Объективная сторона представляет собой связи, к-ые управляют взаимодействием индивидов и находятся вне их власти.

Выделяют три типа соц. взаимодействия:

1 вербальное, т.е. словесное;

2 физическое взаимодействие (рукопожатие, поцелуй и т.д.);

3 невербальное (жесты, мимика)

 

Социальные нормы – это предписание. К-ые являются общими указаниями для социального действия. Норма предполагает ожидание правильного поведения, а следовательно, не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.

Виды социальных норм:

1 обычаи и традиции, представляющие собой привычные образци поведения;

2 моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3 правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах;

4 политические нормы, к-ые касаются отношений м/у личностью и властью, м/у соц.группами и м/у гос-ми и т.д.;

5 религиозные нормы;

6 эстетические нормы.

Отклонения от норм наказываются при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции – поощрение или награда за соответствие поведения общественно одобренным стандартом.

Негативные санкции – это наказания, к-ые направлены на то, чтобы исключить нежелательное поведение. Санкции могут быть жесткими и мягкими, прямыми и косвенными.

Социальный контроль. – это система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, к-ая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образам и упорядочивает взаимодействие м/у индивидами. Социальным контролем называют также институт, к-ый обеспечивает следование нормам.

Виды соц. контроля.

1 Внешний – совокупность социальных механизмов регулируют деятельность индивидов. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах, и нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружения;

2 Внутренний – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласие собственного поведения с нормами.

Социальный контроль осуществляется в след-их формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Понятие «социального контроля» тесно связанно с понятием отклонения(девиации). Отклоняющиеся поведение есть поведение, к-ое не соответствует установленным социальным стандартам. Девиантное поведение включает в себя самые разнообразные явления, причем необязательно негативные. К нему относятся самые разнообразные случаи – от безбилетного проезда в городском транспорте до массовых убийств.

Конфликт - это отсутствия согласия м/у двумя или более сторонами или столкновение интересов м/у индивидами или соц. группами.

Наряду с негативными, конфликт выполняет и позитивные функции:

1. коммуникативную – конфликт помогает людям лучше понять интересы друг друга;

2. функция разрядки напряженности – выплескиваются негативные эмоции, что также может приводить к нахождению компромисса, поскольку исчезает «эмоциональная подпитка» конфликта;

3. консолидирующую функцию;

С точки зрения субъектов, выступающих в конфликт, можно выделить три типа конфликта:

Ø межличностный;

Ø между личностью и группой;

Ø межгрупповой конфликты.

Межличностный – это столкновение м/у двумя или более конкретными людьми;

Между личностью и группой – конфликт возникает если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы;

Межгрупповой – это столкновение м/у сообществами людей.

 

Понятие социальной структуры.

 

Понятие структуры отсылает к совокупности функционально зависимых элементов и связей м/у нами, образующих внутреннее строение объекта. Структуру любого объекта, рассмотренного с такой точки зрения, характеризуют кол-во составляющих элементов, порядок их расположения, характер зависимости м/у ними. Поэтому социальную структуру общества можно определить как совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, отношений м/у ними и соц. институтов и учреждений, регулирующих эти отношения.

Социальная структура в самом общем виде может быть также определена как модель устойчивого (повторяющегося) поведения.

 

Социальные общности.

Общность – это комплекс социальных действий, ориентированных на оказание помощи, содействия, поддержки друг другу.

Социальные общности – это относительно устойчивые реальные совокупности людей, к-ые отличаются более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также более или менее сходными интересами и

к-ые могут выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия.

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес.

Группы различаются по многим критериям.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются спец.правовыми актами.

Неформальные группы, к-ые складываются стихийно и не имеют регулирующих правовых актов.

По кол-ву людей в группах различают малые, средние и большие группы.

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда и др.) характерно то, что их члены находятся в тесном контакте друг с другом, имеют общие интересы и цели. Кол-во ее членов от 5-7 до 20-25 чел-к.

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся в тесном контакте.

Примером средних групп могут служить трудовой кол-в, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Средние группы часто называются социальными организациями, и в этом случае акцент делается на наличие иерархии внутри группы.

Большие группы – это совокупности людей, к-ых объединяет один социально значимый признак (н-р: принадлежность к вероисповеданию, национальность и т.д.). Члены большой группы могут не вступать в контакт друг с другом.

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями м/у членами и оказывающие большое влияние на индивида. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений м/у индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. К вторичным относятся средние и большие группы.

Социальные институты – это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды. Социальный институт всегда, возникает вокруг той или иной потребности. Например, потребность в производстве товаров и услуг удовлетворяется таким институтом как производство, или потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов взамен выбывающих из соц.жизни удовлетворяется таким институтом как семья и система образования.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1. он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2. он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3. действия, составляющие сущность данного института, контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4. наличие учреждений, в рамках к-ых организуется деят-ость того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью.

Социальный институт нередко определяют также как совокупность ролей и статусов, выполняющая в обществе определенные функции. Например, институт образования – это вся совокупность учебных заведений, действующих в данном обществе. Осн. ролями в институте образования являются роли учителя, преподавателя и учащихся.

Семья как малая группа и социальный институт. Полноценная семья – мать, отец и хотя бы один ребенок; Неполноценная семья – мать + ребенок или отец + ребенок;

Говоря о семье нередко имеют в виду совокупность людей, объединенных кровно – родственными узами. Чтобы разграничить двойственность семьи в науке используют п-е «нуклеарная» семья – мать, отец и дети; и многопоколенную семью, т.е. более широкую совокупность родственников.

Основные функции современной семьи:

1. репродуктивная – воспроизводство новых членов общества;

2. воспитательная;

3. функция сексуального регулирования;

4. статусная функция;

5. функция психологической регуляции;

6. хозяйственная.

Моногамная семья – семья, состоящая из одного мужчины и одной женщины.

Полигамия – многоженство и многомужество.

Полигиния – многоженство, брак одного мужчины и множество женщин.

Полиандрия – многомужество.

Патриархальная семья – глава семьи отец и наследование имущества идет по отцу.

Матриархальная семья – глава семьи мама и наследование происходит по маминой линии.

Гомогенная семья – супруги являются выходцами из одной социальной группы.

Гетерогенная семья – супруги являются выходцами из разных социальных групп

Малодетная семья – 1-2 ребенка;

Среднедетная семья – 3-4 ребенка;

Многодетная семья – 5 и более детей.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность в воспроизведении рода, как малая группа – семья играет важную роль в воспитании личности.

Семья - общность людей, связанных узами супружества, осуществляющих воспроизводство населения, преемственность поколений, а также социализацию детей и поддержание существования детей.

С институтом семьи тесно связан общ-ый институт – институт брака. Под браком понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодательства. Ребенком считается лицо не достигшее 18-ти лет. Другим документом, закрепляющим права детей, служит конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 года.

Социальная стратификация.

Неравенство людей, природное и социальное, неизбежная черта любого общества. Неравенство людей проявляется в виде стратификации общества. Стратификация происходит от латын. «stratum» - «страта», что обозначает уровень, пласт, слой, ярус. В обществе можно выделить несколько слоев, к-ые отличаются друг от друга с т. зрения их уровня жизни, возможностей и власти. И такое расслоение внутри общества принято называть стратификацией.

Существуют две основные теории социального неравенства: теория классов и теория элит.

Понятие соц.класса было введено еще в 18 веке А.Смит, Э.Кондильяком, К.Сен-Симоном, Ф.Гизо и др. Основная заслуга в создании теории классов принадлежит К. Марксу.

С точки зрения элит, элита не является категорией исключительно политической, поскольку в современном обществе существуют также военные, экономические и т.д.элиты.

Существуют два подхода к определению элит. В соответствии с властным подходом, элитой называют тех, кто обладает властью в обществе. В соответствии с меритократическим подходом – элитой являются те, кто обладает некими особыми достоинствами и личными качествами, независимо от того обладают они властью или нет. Существуют четыре основных типа социальной стратификации – рабство, касты, сословия и классы.

Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина. Рабство было основано на прямом насилии, а соц.группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Кастой называют такую соц.группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен – для этого нужно еще раз родится.

Сословие – этогруппа людей, к-ая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

«Касты – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общ-ой организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общ-го богатства, к-ой они располагают.» (В.Ленин).

Социальная структура подразделяется на следующие элементы:

Ø этническая структура(род, племя, нация, народность и т.д.);

Ø демографическая структура (возраст, пол);

Ø поселенческая структура (горожане, сельчане и т.д.);

Ø классовая структура (классы, соц.слои и т.д.);

Ø профессионально – образовательная структура.

Переход человека из одной социальной позиции в другую называется социальной мобильностью.

Существует два основных типа мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью понимается переход человека из одной соц.группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. (пример)

Под вертикальной мобильностью понимают переход человека из одной соц. группы в другую, расположенную на другом уровне (высшем или низшем).

Людей, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут привыкнуть к тому или иному слою общества, называют маргиналами. Маргинальность – это термин, при помощи к-го обозначают статус того или иного человека или соц.группы. это значит, что данный человек или данная группа на какое-то время оказывается как бы вне социальной системы: они уже не занимают того положения, что занимали раньше, но еще не достигли нового положения в обществе.

Этнические общности. Межнациональные отношения.

a. Этносы – это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы (племена, народности, нации).

b. Нация – это исторически высшая форма этнососиальной общности людей, характеризующаяся единством территории, эк-ки, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания.

c. Национальное самосознание – отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлениями о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

d. Этноцентризм – свойство индивида, соц.групп, общностей воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некого всеобщего эталона. Термин «этноцентризм» введен У.Самнером(1906) и Гумплович (1883). Этноцентризм связан с противопоставлением «мы – они», лежащим в основе этнической самоиденфикации.

e. Национализм – состояние сознания этноса и социально – психологических ориентаций людей связанное проповедью собственной национальной выделенности или исключительности, необходимостью дополняемая недоверием к чужим этническим общностям.

* В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен являются нациями. В составе современной РФ более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

Национальный вопрос – это вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

* (по теме конфликты) – Консенсус – это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиций невозможно.

* В зависимости от основания, критерия, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

1. по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

2. по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

3. по форме: внутренние и внешние;

4. по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

5. по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

6. по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

7. по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

8. по сферам общественной жизни: эк-ие, полит-ие, этнические, семейно-бытовые и т.д.

Социальная политика - часть внутренней политики гос-ва, воплощенной в соц.программах и реальных условиях жизнедеятельности человека, с помощью которой оно регулирует отношения в обществе и удовлетворяет интересы различных групп населения.

* Социальное государство - гос-во, политика к-го направлена на создание своим гражданам условий для реализации социально-экономических и культурных прав человека.

* (По теме общество)

a. Доиндустриальное общество (архаическое, традиционное): господство сельского хоз-ва, семьи и традиции; главным сектором производства является заготовка сырья, к-ая осуществляется в рамках крестьянской семьи; такое общество стремится к удовлетворению главным образом только бытовых потребностей; в принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок».

b. Индивидуальное об-во – стремится к экономическому росту; главным сектором производства явл. Обработка и переработка материалов, к-ая осуществляется коллективами рабочих на фабриках и заводах; такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и к удовлетворению социальных потребностей; основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

c. «Постиндустриальное об- во» (термин был введен Д. Белл в 1974 г). Признаки постиндустриального общества:

1. число людей, занятых в сфере услуг, превышает 50% от всего населения.

2. большая роль научных исследований и знаний. Основной метод принятия решений – это использование разного рода оделий, аналитических методов и т.д.

3. основной потребностью постиндустриального общества является потребность в знаниях и технологиях, к-ые вырабатываются в спец.исследовательских институтах, лабораториях.

4. социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек», а не на уровне «человек – природа», как на предыдущих этапах.

5. ведущей технологией является умственная технология, а не ручной труд или механизированная технология, как на предыдущих этапах. По этой причине современное общество называют также «информационным обществом». Этот термин ввел японский исследователь Ионейи Масуда.

 

Постмодернистское общество.

В социологии понятие постмодернистского общества нередко используется как синоним постиндустриального, информационного общества, поскольку все применяются к современному обществу. Но м/у есть различие, эти понятия акцентируют разные стороны современного общества.

Для постмодернизма свойственно разочарование в идее прогресса, как социального, так и научно-технического. Если эпоха модернизма (как в искусстве, так и в науке и производстве) характеризовалась стремлением к изобретению нового, т.е. того, чего не было раньше. Таким образом, действие в социологии – это конкретный, целенаправленный акт. Понятие действие тесно связано с понятием «поведение». Поведение может быть инстинктивным, неосознанным или разумным, преднамеренным. Действие же всегда носит преднамеренный характер.

По мнению М.Вебера, социальное действие характеризуется двумя основными признаками:

Ø оно имеет субъективный смысл, т.е.связанно с субъективным, личностным осмыслением возможных вариантов поведения;

Ø совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих.

Т. Парсонс выделял у соц.действия след-щие признаки:

1). Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);

2). Волюнтаристичность (связь с волей субъекта, обеспечивающей нек-ю независимость от окружающей среды);

3). Знаковые механизмы регуляции.

Т.образом, социальное действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.

Не все преднамеренные действия являются социальными. (пример ученого).

Любое действие всегда совершается в рамках общества и такое действие относится к понятию «социальное взаимодействие». Социальное взаимодействие складывается из социальных действий.

С т.з.структуры любое действие включает два основных элемента: субъект и объект. В зависимости от типа действия субъект действия может быть единичным и коллективным.

В функциональном аспекте выделяются след-е этапы действия:

a. формирование цели или целей;

b. реализация цели (собственно действие).

В зависимости от средств, с помощью к-ых субъект реализует цель, различают целерациональный, традиционный и аффективный типы действия.

Целерациональный тип действия основан по принципу «хороши те средства, к-ые помогают достичь цели». Традиционный тип действия основан по принципу «все так делают».

Аффективный тип действия осуществляется под напором чувств, т.е неосознанные действия.

Другими важными составляющими социального действия являются потребности и выработка идеальных программ действия.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также жизненный совокупный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Жизненный совокупный ресурс включает энергию, время, природные и социальные преимущества. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости от своего жизненного положения.

Уровень притязаний определяется социальным положением и индивидуальными качествами субъекта.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия.

В социологии взаимодействие обозначается категорией интеракция, а участники взаимодействия называются интерактанты. Взаимодействие предполагает по меньшей мере двух интерактантов.

П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

1. участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты и т.д.

2. участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения.

Взаимодействие может проходить как на микро-уровне (семья, студенческая группа), так и на макро-уровне (социальный институт, гос-во и т.д.).

Различают три осн.типа социальных взаимодействий:

1. вербальное, т. е. словесное взаимодействие;

2. физическое взаимодействие (передача того или иного предмета, рукопожатие, поцелуй и т.д.);

3. невербальное взаимодействие, которое включает использование жестов, мимики и т.д.

Различают также опосредованные и непосредственные взаимодействия. Непосредственные взаимодействия имеют место тогда, когда индивиды взаимодействуют лицом к лицу, находятся в непосредственном контакте, что предлагают возможность очень тесных связей и использования сразу нескольких каналов коммуникации.

Опосредованное взаимодействие всегда происходит при помощи какого-то искусственного канала коммуникации (телевидение, печатный текст и т.д.);

Типы взаимодействия могут быть выделены в соответствии с разделением жизни общества на сферы.

П-е «социальное взаимодействие» нужно различать от п-я «социальные отношения». Последние – это тоже социальное взаимодействие, но взаимодействие косящее устойчивый и повторяющийся характер.

 

Вопрос 2: Социальная структура общества.

Понятие «структура» означает совокупность функционально зависимых элементов и связей м/у ними, образующих внутреннее строение объекта.

Структуру любого объекта характеризуют:

1. качество составляющих элементов;

2. порядок их расположения;

3. характер зависимости м/у ними.

В социологии под социальной структурой понимают совокупность различных по положению в обществе взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных институтов.

Основными элементами социальной структуры явл.:

  1. индивиды;
  2. социальные роли;
  3. социальные общности и социальные институты;

Процесс координации, объединения усилий приводит к образованию определенных социальных образований – общностей. Человек здесь включается в определенную сеть ожиданий, взаимных обязательств. Степень интегрированности людей в единое целое бывает различна.

Социальные общности – это относительно устойчивые реальные совокупности людей, к-ые отличаются более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а так же более или менее сходными интересами и могут выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия.

Выделяют след-ие общности:

1. статистические (т.е.номинальные – например, люди проживающие на определенной территории);

2. реальные общности, (если люди, проживающие на определенной территории, пользуются одинаковыми условиями жизни);

3. массовые – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, к-ые зависят от ситуации и не фиксированы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словари | Линейная зависимость и независимость векторов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.