Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая и правовая мысль Древнего Китая






Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э. Появление частной собственности на землю. Переход от родовых отношений к цивилизации. Сложности и противоречия. Все это отражается на теоретическо-религиозном уровне взглядов на человека, власть, государство и право.

Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

ДАОСИЗМ. Полулегендарный мудрец Лао-цзы, живший по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата " Дао дэ цзин " (" Книга о дао и дэ").

В основе учения лежит понятие " дао " (буквально — путь). Дао – это абсолютное мировое начало. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Закон, управляющий миром.

Задача человека – осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.

НО: люди, в основном, этого не делают. Люди предаются суетным желаниям, бренному поведению. Этим они нарушаю ДАО. Люди отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Раньше люди сливались с ДАО. Теперь они стараются развить свои способности, узнать нечто большее. Этим они отдаляются от ДАО и приближаются к проблемам, общественным неурядицам.

ЗАДАЧА: надо вернуться к ДАО. Осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. " Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи ".

ДАО регулирует все! Надо только не сопротивляться. Все социальные и государственные проблемы решаются аналогично – с помощью ДАО:

«Небесное дао отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято " – идея справедливого воздаяния!

Так должны поступать и власти:

Quot; Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится".

Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния – " Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует " – Лао-Цзы.

" В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний ".

 

 

КОНФУЦИАНСТВО. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.). Изречения мыслителя собраны его учениками в книге " Лунь юй " (" Суждения и беседы").

Что есть человек? Он должен быть морально выдержан (благородный муж).

Что есть правила поведения? Это традиция (ритуал) (ли).

Что есть власть, государство, право? Они должны быть устроены так, как устроена семья. Власть старшего над младшими и забота о них. Почтительность к родителям (сяо), почтительность к правителю (чжун).

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — " сыном неба ". Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. " Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться ".

Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие – поведение, каким оно должно быть в семье: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье. " Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия ". Все просто!

НО: люди ушли от совершенства. От многих принципов и титулов, званий остались лишь имена, а истинный смысл ушел.

Необходимо исправление имен (чжэ мин) – восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. " Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном ".

Государь должен относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. " Управлять — значит поступать правильно ".

В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах. Это одна из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства. ПАТЕРНАЛИЗМ.

Семья не управляется писаными законами. Порядок в ней поддерживается традиционно. Поэтому:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.