Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Трудовой потенциал общества и рынок труда.






1. Понятие, структура и показатели трудового потенциала.

2. Трудовые ресурсы: демографический, образовательный, профессионально-квалификационный аспекты.

3. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества.

4. Оценка возможности трудового потенциала в экономике.

Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.

Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

· состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

· профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

· социально-личностными характеристиками.

Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени).

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

К трудовым ресурсам относятся лица трудоспособного возраста за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях (основная часть), а также фактически работающие лица нетрудоспособного возраста (дополнительная часть трудовых ресурсов).

Границы трудоспособного возраста устанавливаются государством. В РФ нижняя граница – 16 лет, верхняя – 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

Демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами:

1. Крайне низкая рождаемость;

2. Относительно высокий уровень смертности населения;

3. Естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения;

4. Сверхсмертность мужчин в рабочем возрасте;

5. Относительно низкие показатели продолжительности жизни населения (относительно развитых стран) и очень большая их разница у женщин и мужчин;

6. Старение население и трудовых ресурсов.

Миграция населения (рабочей силы) – это процесс перемещения населения (трудоспособного населения) через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

При определении интенсивности и результатов естественного и механического движения населения рассчитываются следующие показатели: общий коэффициент рождаемости (Кр), общий коэффициент смертности (Ксм), коэффициент естественного прироста (Кпр.ест), коэффициент интенсивности миграции по прибытию (Кпрб), коэффициент интенсивности миграции по выбытию (Квб), коэффициент общей (валовой) миграции (Квм), сальдо миграции (механического движения населения) (МС), коэффициент сальдо миграции (механического движения населения) (Кмс).

Интенсивность миграции характеризуется относительными величинами: коэффициентом прибытия, коэффициентом выбытия, коэффициентом валовой миграции, коэффициентом миграционного прироста населения

Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих:

1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2. сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

3. органов управления образование и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1. общеобразовательные (основные и дополнительные);

2. профессиональные (основные и дополнительные).

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1. начального профессионального образования;

2. среднего профессионального образования;

3. высшего профессионального образования;

4. послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

· " бакалавр",

· " дипломированный специалист",

· " магистр".

Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

· профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;

· состояние материально-технической базы обучения;

· программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;

· качество преподавательских кадров;

· финансовое обеспечение;

· качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;

· приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;

· конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

Экономически активное население – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду).

Занятость – это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.

Кроме того, занятость – всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде.

Количественно занятость характеризуется уровнем занятости, т.е. отношением численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах).

Занятыми считаются граждане:

1. работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие оплачиваемую работу на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

2. занятые предпринимательской деятельностью;

3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4. члены производственных кооперативов (артелей), а также выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);

5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;

8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, кроме общественных, религиозных, благотворительных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.