Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория размещения хозяйства И. Тюнена






Концепции размещения хозяйства в мире начали формировать­ся в XIX в. Так, одна из первых работ в этой области, написанная гео­графом И. Тюненом, появилась в 1826 г. В ней рассматривалось одно изолированное от прочих государство с одним центром (городом), ко­торый, в свою очередь, являлся единственным рынком сбыта продук­ции сельского хозяйства и источником обеспечения страны другими товарами. Соответственно, цена каждого товара в любой точке стра­ны отличалась от городской цены на величину транспортных затрат. Последние были пропорциональны дальности перевозки и весу пе­ревозимого груза. Оптимальная схема размещения производства представляла собой систему концентрических поясов разного диаметра вокруг главного города, причем каждый пояс специализировался на производстве определенного вида продукции сельского хозяйства.

Поэтому, считал И. Тюнен, чем выше урожайность, тем ближе долж­но размещаться хозяйство к центральному городу; чем дороже про­дукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его разме­щение.

Определить расстояние, отделяющее зоны размещения тех или иных отраслей сельского хозяйства, можно посредством элементар­ных формул. Пусть имеются несельскохозяйственные культуры, до­ходность которых на единицу продукции составляют i1 и i2, а объемы их производства — соответственно v1 и v2. Транспортный тариф (на 1 т) равен t, R — расстояние от центра, разграничивающее посевы двух культур, находится из уравнения безразличия (равенства разностей между доходом и транспортными затратами):

v1i1-rtv1 = v2i2-rtv2;

(4.1)

И. Тюнен обосновал также базовые положения теории земель­ной ренты по местоположению. Смысл ее в том, что определенный товар продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транс­портных издержках в хозяйствах, расположенных ближе к центру страны. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственной продукции соответствует максимуму земельной ренты.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.