Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтология – учение о бытии.

Философская проблема бытия.

В философии термин «бытие» становится категорией онтологии, того раздела философии, который изучает истинно сущее, единое, обеспечивающее миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория вплоть до Нового времени обозначала абсолютную реальность, не зависящую ни от человека, ни от человечества. На протяжении всей истории люди пытаются определиться: либо признать существование Абсолютного бытия (бесконечного, вечного, неуничтожимого), либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающимся в помощи Абсолюта. Так в философии возникло разделение на направление «философии бытия» (Платон, Аристотель, русская религиозная философия) и «философии свободы» (светский экзистенциализм, постмодернизм).

«Философия бытия» рассматривает мир как серьезный и ответственный, где все происходящее предсказуемо и уравновешенно, не сводимо к игре случайностей. В этом мире нет места отчаянию, так как всегда присутствует надежда. Это направление опирается на понятие «бытие» как свою основу.

«Философия свободы» утверждает, что нет ничего, что находилось бы за миром чувственных вещей и гарантировало бы порядок в мире. Человеку здесь не на кого надеяться, кроме как на себя самого. Для этого направления характерно переосмысление категории «бытие» и ее значения.

Проблема бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется. Возвращение к осмыслению этой категории начинается с вопроса о смысле жизни. Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету, они вспоминают о непреходящем и вечном бытии.

Определение онтологии.

Онтология – «знание о сущем» - учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Что же такое бытие?

1) устойчивые структуры реальности, сущность вещей (субстанции),

2) соотношение между бытием и мышлением.

Основные вопросы онтологии: что значит, что нечто существует? Из чего создан мир? Как организована реальность? Что способна делать материя?

В чем отличие мифологического и философского объяснения реальности?

В древности люди придумывали мифы, чтобы объяснить реальность. Мифы не объясняли, из чего состоит физическая реальность, но уделяли большое внимание тому, как природа влияет на поступки человека и на отношения между людьми. В мифе природа предстает как одна большая семья (антропоморфность богов, особенно в европейских мифологиях: боги во многом похожи на людей, и прежде всего своим обликом и поведением).

Первые философы отличались от создателей мифов тем, что объясняли реальность более общими терминами, не связанными с семейным родством. Жак Деррида называет философию «белой мифологией» - мифологией, из которой исчезли все семейные образы. Первые философские теории об устройстве мира не научны в современном понимании этого слова, т.е. не основаны на экспериментах и наблюдениях. Первые философы хотели знать, не только из чего состоит реальность, но и как она действует. Достижения геометрии, навигации, медицины способствовали тому, что человек начал думать, что реальность состоит из частей, которые можно использовать для создания других вещей. Так философы совершили переворот в осмыслении реальности: отказавшись от использования семейных отношений между богами, они начали мыслить в терминах порядка (соотношения частей). Упорядочивая знание, люди могут что-либо понять – вот позиция философа. Упорядочивая, а не просто слепо следуя традиции. С этого момента философ всегда находится в трагической ситуации. Потому что, с одной стороны, он хранитель традиции, он опирается на предшествующую культуру, а с другой – в поисках нового он традицию разрушает.

Что называли «сущим» античные философы?

В эпоху Античности сущность вещей называли «первовеществом», или «первостихией». Так, Фалес считал первовеществом воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Атомы (бытие) противопоставлялись пустоте (небытию). Именно пустота была условием всех процессов, вместилищем событий и явлений. На этой философской основе впоследствии базировалась физика И. Ньютона.

Философия Парменида – это принципиальный переход от физики первых философов к построению чистой метафизики, которая обращается к стихии самого творческого мышления. Здесь впервые мысль делает саму себя предметом систематического исследования. «Бытие есть, небытия же нет», говорил Парменид, и это означало, что мышление (мысль о предмете) и бытие (сам предмет) совпадают. Бытие, по Пармениду, неподвижно – т.е. в нем нет места противоречивым утверждениям, и бытие едино, т.е. в нем нет никакой внутренней различенности прошлого и будущего. Бытие противоположно явлению (как сущность противоположна явлению). Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить.

По Пармениду, бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие. Следовательно, нет раздельности субъекта и объекта, нет раздробленности ни временем, ни пространством, ни измерением, т.е. бытие характеризуется полнотой.

Сократ выдвигает тезис о тождестве знания и добра, и условие этого тождества должно быть выполнено только в «поле» онтологии. Сократ считает, что величие разума в том, что он может от видимости перейти к реальности самосознания, а став самим собой – открыть нечто новое. Таким образом, понятие бытия у Сократа получает настолько оригинальную интерпретацию, что «бытие» как термин им даже не употребляется. Реальность, о которой можно сказать «есть», - это уже не безличная природа и не абстрактная идеальность, а живое сознание. Сократ говорил: «Познай самого себя». Это требование постоянного самопознания принципиально отличало его от софистов, субъективность которых превращала человека в нечто единичное, случайное, необязательное даже для него самого. По Сократу, человек подчиняется внутреннему закону, который отличается от законов природы, возвышает его над собственной ограниченностью, заставляет мыслить. По глубокому убеждению Сократа, сам Бог «обязал человека жить, занимаясь философией». Философия – это своего рода умирание для земной жизни, подготовка к освобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Сократ не боялся смерти, т.к. полагал, что человек не простой элемент природы – ведь человеческое бытие не дано человеку изначально. Цель философии – в размышлениях открыть человеку его человеческую природу, сделать его человеком. Истинная жизнь человека проявляется только в размышлении, работе души.

Неудивительно поэтому, что Платон, ученик Сократа, противопоставляя мир вещей и мир идей, именно мир идей наделил «истинным бытием». Тем не менее, и Платон, и Аристотель понимали, что возможных миров много, но действительный – один. Любая идеальность, в том числе система понятий, создает какой-то возможный мир, но сделать философию в целом системой понятий значило бы поставить возможный мир рядом с действительным. Аристотель отмечает, что нельзя постичь непонятное, удвоив его. Поэтому Платон и Аристотель избегают умножать миры без основания, предпочитают искусственному естественный язык с его многозначностью и неточностью, сохраняя при этом верность многозначной и подвижной действительности, что позволяет приспособить метод к конкретной ситуации.

Учение о причинах и началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Таким образом, Философ не только заменяет диалектику формальной логикой, но и провозглашает всю действительность непротиворечивой, или, по существу, неизменной. Принцип исключенного противоречия в качестве универсального начала бытия вел к тому, что рассуждения Аристотеля превращались в учение о неизменной сущности мира, отличной от самого изменчивого мира.

По Аристотелю, в основе беспредпосылочного знания о сущности (метафизики) может находиться лишь абсолютная истина, т.е. бытие. Бытие может означать то, что есть (т.е. множество существующих вещей) и то, чему все причастно, т.е. существование как таковое. Центральным вопросом онтологии становится смысл бытия, который сводится к проблеме сущности, или субстанции. Вопрос о сущности заменяет вопрос о бытии, решая центральную проблему метафизики. Другими словами, Аристотель рассматривает бытие как действительность (дает определения пространства, времени, движения, покоя); обосновывает учение о совпадении противоположностей в бытии; говорит об энтелехии как активной причастности любого сущего к действительности; понимает бытие как абсолютную личность. Последнее означало логичный переход к философскому обоснованию христианской онтологии Средневековья.

Что называли «сущим» философы Средневековья?

На протяжении всего Средневековья философы доказывали не столько догматы веры (все и так верили в Бога), сколько то, что философия – это не святотатство. Европейские философы этого времени изучали бытие и как философы, и как теологи, т.е. они пытались понять, как работает реальность сама по себе, и как она связана с существованием Бога.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, т.е. Совершенство. Творение – это свободное деяние Бога, не связанное никакой «внутренней необходимостью». Человек создан «по образу и подобию Божию», и поэтому является существом личностным, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от своей воли, от видимости индивидуальной свободы.

Многие христианские философы верили, что о Боге мы можем узнать из двух книг: из Библии и книги под названием «мир», которая, если ее правильно читать, дает божественное знание.

В Средние века считали, что поскольку мир существует, он должен иметь основу, а именно Бога (Ф. Аквинский). Эта совершенная основа с необходимостью должна существовать. Это – «онтологическое доказательство» существования Бога. И вновь соединяются понимание основы бытия – Бога - и мышление, знание. До сих пор представление о Боге зависит от наших представлений о познании, о самой возможности познавать мир.

Диалектика бытия и небытия.

Онтологическая пара бытие/небытие включает в себя представление о бытии как наиболее общем свойстве всех вещей и представление о небытии как 1)несуществовании; 2) инобытии; 3) пустоты; 4) бытие другого Я. «Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них» («Дао Дэ Цзин»). Диалектика бытия и небытия определяет возможность развития нашего логического мышления.

Субстанция и важнейшие ходы классической онтологической мысли.

«Субстанция» (по-русски - «естество») – такое бытие, которое лежит в основании всех других видов бытия.

В истории философии есть три понимания субстанции:

1) субстанция = субстрату, т.е. вещественному началу, из которого составлены все вещи;

2) субстанция = деятельное духовное первоначало, имеющее причину бытия в себе самом;

3) субстанция = это порождающая неизменная основа всего множества состояний и условие их общения.

По количеству субстанций различают: а) монизм (идеалистический и материалистический); б) дуализм (философия Р. Декарта); в) плюрализм (Г. Лейбниц).

Материализм сводит все вещи состояния к материи, которая может быть: а) веществом (милетская школа); б) вещественным образованием (атомизм); в) бесконечно делимое непрерывное начало (общая теория относительности). Общий недостаток материалистических теорий: как последовательно объяснить происхождение жизни и сознания из неживой и лишенной сознания материи.

Идеализм сводит первоосновы бытия к идеальным началам. Различают объективный идеализм (Абсолютная Идея Г. Гегеля, Мировая Воля А. Шопенгауэра, Мировой Разум Анаксагора) и субъективный идеализм (солипсизм – нет ничего, кроме моего Я – философские взгляды Д. Беркли, И. Фихте, Ф. Ницше). Недостаток идеалистических построений: не могут объяснить, откуда берутся зло и хаос в мире и свободная воля в человеке.

Онтология Нового времени.

В Новое время наиболее острыми дискуссиями о бытии были споры материалистов и дуалистов. Если принять дуалистическую точку зрения, то это будет значить, что дух отвечает за мышление, а материя, которая не может мыслить, - за развитие. Р. Декарт считал, что духовная часть нашего сознания позволяет нам понимать ощущения, которые мы получаем через органы чувств. Декарт полагал, что духовная часть реальности состоит из человеческой души и Бога, остальная – это физический мир. По Декарту, физическая реальность развивается согласно механическим принципам, а духовная реальность, способная мыслить, и есть творческая основа бытия, преобразующая его. Дуализм Декарта, разграничивая физическую и духовную реальности, привел философов к убеждению, что люди могут изучать природу без вмешательства в вопросы духовности.

Представители эмпиризма фактически присвоили себе право Творца переделывать природу и преобразовывать мир. Так «философия бытия» уступила место «философии свободы», центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и с миром.

Неклассические онтологии.

Онтологии Ж.- П. Сартра, М. Хайдеггера, Н. Бердяева основываются на категории «ничто». Внимание к этой категории – следствие кризиса классической онтологии.

Экзистенциализм утверждает, что только человек есть подлинное и предельное бытие, о вопрос о бытии – это вопрос о его смысле, который задает сам человек.

Категории материи и сознания.

Эти категории образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается противопоставление идеализма и материализма.

После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие «материя» в философии стало противопоставляться понятию «сознание».

С началом Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько сумму свойств, общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделяли протяженность, подвижность, тяжесть, непроницаемость. Особое значение имела физическая наблюдаемость, фиксируемость этих качеств.

Современные представления о материи связаны с открытиями XIX – XX веков (Эйнштейн, Максвелл, Планк). Открытие поля как нового вида материи привело к острейшим дискуссиям между идеалистами и материалистами.

В современной философии понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего времени и пространства). Согласно научной картине мира, материи присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям.

Основные формы (атрибуты) существования материи.

Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью, трехмерностью, объемом, однородностью.

Время -это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью, длительностью, одномерностью, необратимостью, однородностью.

После создания в начале XX века общей теории относительности современная наука считает пространство и время относительными категориями (не абсолютными, как это было представлено в классической физике И. Ньютона). Пространство и время относительны движения – свойства материи бесконечно изменяться.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

С возникновением опытной науки Нового времени появляется представление о развитии как особом типе движения. Развитие – необратимое, качественное изменение внутри системы.

Материалисты о вторичности сознания.

Основной характеристикой сознания является его идеальность, т.к. его нельзя видеть, измерять, осязать или взвешивать. Но человек чувствует, обладает памятью, волей, воображением, способностью действовать. Как объяснить все это?

С точки зрения современной науки, сознание не имеет сверхъестественного происхождения и внеприродного существования, как считают теологи и идеалисты, и оно не является свойством всей материи, как считают виталисты (например, Б. Спиноза).

С точки зрения материалистов, сознание – свойство особым образом организованной материи – человеческого мозга.

Сознание формируется вместе с человеком и человеческим обществом, что подтверждается как историческим, так и индивидуальным развитием человека.

Почему материалисты считают сознание вторичным?

1) Сознание возникло на определенном этапе развития материи, на ее основе, и, следовательно, по своему происхождению вторично;

2) Сознание – свойство материального органа – головного мозга. Являясь идеальным, оно функционирует на основе происходящих в мозге физиологических процессов. Значит, психическое определяется физическим, зависит от него, вторично.

3) Возникающий в сознании образ предмета обусловлен реально существующим материальным предметом. Отражение обусловлено отражаемым, зависит от него, и, следовательно, вторично.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды обеспечений ИС | Основные направления развития стран Запада.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.