Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба с пожарами.






1. Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

  • обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
  • ограничение распространения пожара;
  • предупреждение возможных при пожаре взрывов;
  • ликвидация пожара и его последствий.

2. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с Расписанием по тревогам.

3. По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

  • прибыть в район пожара и немедленно приступить к его тушению;
  • установить место и размеры пожара;
  • выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах и средств для тушения пожара и работы в задымленных отсеках;
  • обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
  • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
  • доложить на ГКП о результатах осмотра и действиях аварийной партии.

4. Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

5. Комплект снаряжения пожарного состоит из защитной одежды из жароводостойкого материала, ботинок и перчаток из резины или другого неэлектропроводного материала, жесткого шлема, переносного аккумуляторного фонарям взрывобезопасной конструкции, рассчитанного на горение в течение не менее 3 ч, пожарного топора с ручкой из дерева твердых пород, дыхательного изолирующего аппарата, предохранительного троса длиной около 30 м с поясом и карабином.

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

6. Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки.

7. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке: прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара, изолировать очаг пожара от доступа воздуха, охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

8. На судах применяются поверхностный и объемный способы тушения пожара. При поверхностном способе изоляция поверхности горящего вещества от доступа воздуха осуществляется с помощью огнегасительных средств, а при объемном — прекращением доступа воздуха в помещение или введением в него веществ, не поддерживающих или прекращающих горение.

В качестве огнегасительных веществ при поверхностном способе используются вода, химическая и воздушно механическая пена, при объемном способе применяются СО2, пар, легкоиспаряющиеся жидкости.

9. Вода применяется при тушении пожаров практически во всех случаях, за исключением тушения горящих металлов (алюминий, магний, цинк, натрий), электрооборудования, находящегося под напряжением, карбида и других химикатов. При тушении горящего угля, древесины и особенно волокнистых материалов наибольший эффект достигается за счет прибавления к воде смачивателей. В мелко распыленном виде воду можно применять при тушении нефтепродуктов.

10. При тушении пожара водой необходимо учитывать:

  • влияние скапливающейся воды в отсеках на остойчивость и запас плавучести судна;
  • вредное воздействие воды на электрооборудование;
  • образование удушливого и опасного для жизни людей газа при попадании воды в кислоту;
  • порчу пищевых продуктов.

11. Водяной пар применяется главным образом для тушения пожара в малодоступных и закрытых отсеках, помещениях, трюмах, танках (цистернах) и т. п.

12. Пена - эффективное средство для тушения горючих, нерастворимых в воде жидкостей (бензина, керосина, нефти, мазута, солярки, масел, жиров), рыбной муки. Пеной, образованной на морской воде, можно тушить все виды пожаров, за исключением находящегося под напряжением электрооборудования и металлов.

13. При тушении горючих и растворимых в воде жидкостей (ацетона, спирта, глицерина, гликоля и др.) наибольший эффект дает химическая пена на основе омыленного пеногенераторного порошка. Для тушения этих жидкостей можно использовать также химическую пену, получаемую на основе обыкновенного пенопорошка, но при этом следует увеличить интенсивность ее подачи. Для тушения горящих нефтепродуктов применяется любая пена, однако наибольший эффект достигается при использовании химической.

14. При тушении горящих жидкостей внутри отсека струя пены должна подаваться как можно горизонтальние и равномернее в направлении от края горящей жидкости к центру. При тушении горящих вертикальных поверхностей пену следует подавать в верхнюю часть очага пожара. Одновременное использование воды и пены для тушения пожара не рекомендуется, так как вода разрушает пену.

15. Углекислота применяется на судах для тушения большинства горящих веществ в трюмах, танках (цистернах) и в других малодоступных и поддающихся герметизации помещениях. Углекислота неэлектропроводна и не портит грузы при контакте с ними. Она может быть использована для тушения находящегося под напряжением электрооборудования и горящих металлов как сдерживающее горение средство. Тушению углекислотой не поддаются вещества, способные гореть в инертной среде (кинолента и др.). Одновременное использование углекислоты и водяного пара для тушения пожара в одном отсеке (помещении) не рекомендуется, так как ведёт к нейтрализации действия углекислоты.

16. Перед пуском углекислоты в помещение или отсек должен быть подан сигнал о запуске установки, выведены из помещения все люди, остановлены механизмы и произведена полная его герметизация.

17. Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые и парусиновые покрывала, песок.

18. При тушении пожара надлежит учитывать:

  • возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении химикатов;
  • возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;
  • отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

19. Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости - пенотушения. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

20. При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия.

21. Для тушения наружного огня необходимо: по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара:

  • подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;
  • охлаждать водой находящиеся вблизи огня горючие конструкции, грузы и материалы;
  • вести наблюдение за смежными с районами пожара помещениями;
  • сбить за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

22. Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, так как доступ к очагу пожара бывает практически ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

23. При возникновении пожара в загруженных трюмах надлежит:

  • прекратить грузовые операции;
  • произвести полную герметизацию трюмов;
  • включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное тушение, газотушение) данного отсека;
  • вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений;
  • производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи пожара и в районе трюмов, загруженных огнеопасными грузами;
  • производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

24. В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

  • влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

25. При горении в грузовых трюмах волокнистых газов и гофрированной картонной тары необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, ветошь промасленная и др.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях - инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

26. При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в трюмах необходимо учитывать следующее:

  • большинство перевозимых на судах грузов портится от воды, пены и пара, поэтому предпочтительнее применять углекислоту и инертные газы или химические жидкостные бромэтиловые составы;
  • при возгорании волокнистых материалов следует использовать любые огнегасительные средства для объемного способа тушения, так как в этом случае происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности;
  • в трюмах, загруженных материалами, выделяющими при горении газ, применять пар чрезвычайно опасно; в трюмах, содержащих груз в ящиках и бочках, для тушения пожара может быть использован пар, если имеется возможность его проникновения в штабеля.

27. При пожаре в грузовом танке, загруженном нефтепродуктами, надлежит:

  • немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и отсоединить грузовые шланги;
  • произвести герметизацию танков;
  • включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного танка;
  • усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений судна;
  • охладить забортной водой палубы, переборки и другие конструкции в районе пожара, а также танки содержащие нефтепродукты и газы.

28. При использовании пены для тушения жидких горючих грузов, нерастворимых в воде, надо иметь в виду, что выделяемые при их горении пары могут прорвать слой пены и воспламениться, поэтому наряду с пенотушением необходимо применять пар, углекислоту и инертные газы.

29. При пожаре в насосном отделении необходимо:

  • немедленно прекратить грузовые операции и закрыть клапаны трубопроводов;
  • вывести из действия механизмы насосного отделения и отключитьих электропитание, отсоединить грузовые шланги;
  • произвести полную герметизацию помещений и выключить вентиляцию;
  • включить стационарную систему пожаротушения;
  • усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений и при необходимости охладить переборки водой из пожарных рукавов.

30. Для тушения небольших пожаров в помещении грузовых насосов могут быть использованы местные и переносные пенные и углекислотные установки и огнетушители.

31. Для тушения пожара в машинно-котельном отделении необходимо использовать в первую очередь огнетушители, местные и переносные пенные и углекислотные установки, а также водо-пожарную систему, имеющую стволы с распылительными насадками. Если пожар этими средствами погасить не удается или обнаружено возгорание под пайолами, надлежит применять стационарные системы пожаротушения.

32. При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва необходимо произвести аварийный выпуск аммиака из всей системы рефрижераторной установки.

33. Перед включением стационарных систем пожаротушения в машинно-котельном отделении следует:

  • прекратить подачу топлива к механизмам и вывести их из действия;
  • произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;
  • подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из отделения всех людей;
  • одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

34. Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана судна и по указанию главного (старшего) механика. В случаях не терпящих отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана судна, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно главным (старшим) механиком судна или в его отсутствие вахтенным механиком, о чем следует немедленно доложить вахтенному помощнику капитана.

35. Перед тушением находящегося под напряжением горящего электрооборудования необходимо как можно быстрее его обесточить. •

36. Если напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, следует использовать сухие углекислотные и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других огнегасительных средств запрещается.

37. Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или галошах и по возможности находиться на резиновых ковриках.

38. Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи рекомендуется тушить по возможности углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно механической пеной, приготовленной на пресной воде, или пресной водой.

При этом необходимо учитывать следующее:

  • углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;
  • воздушно-механическая пена и пресная вода снижают сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует просушки;
  • при применении морской воды или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя.

39. Горящее жидкое топливо следует тушить бромэтиловыми составами, паром или углекислотой, используя для этого стационарные системы пожаротушения. Для предупреждения пожара и взрыва в соседних помещениях туда следует подавать бромэтиловые составы, пар или углекислоту.

40. При возгорании жидкого топлива в закрытых хранилищах выделяющиеся горючие газы в смеси с воздухом могут образовывать взрывоопасные концентрации. О наличии в помещении опасной концентрации горючих смесей надлежит доложить капитану судна.

41. Для предотвращения взрывов горючих газов и паров необходимо:

  • принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения;
  • с разрешения капитана отключить электропитание сетей в зоне скопления горючих газов и паров;
  • принять все возможные меры (искусственная вентиляция, разбавление инертными газами, охлаждение и т.п.) по устранению взрывоопасной концентрации горючих смесей.

42. При горении топлива у борта судна необходимо:

  • вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
  • отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30…40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
  • применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды угрожающих судну местах;
  • охлаждать корпус в угрожающих судну местах водяными струями.

43. При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах необходимо подавать в очаг пожара воду пожарными шлангами с отсоединенными стволами.

44. Лица, участвующие в тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах, должны работать в дыхательных изолирующих аппаратах, иметь при себе предохранительные тросы, при необходимости быть одетыми в термостойкие костюмы и должны знать условные сигналы, приведенные ниже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.