Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности пожаров в грузовых трюмах






Пожары в трюмах сухогрузных судов зависят от степени горгорючести грузов, характера их укладки в грузовом помещении и других технологических особенностей.

Общей закономерностью пожаров в трюмах, загруженных генеральными грузами или навалочными горючими грузами, является их медленное развитие с сильным задымлением из-за ограниченности газообмена, особенно при закрытых верхних крышках.

При полуоткрытых грузовых люках скорость распространения горения в трюме 0, 17 - 0, 20 м/мин.

При плотной укладке грузов и небольшой площади приточных вентиляционных отверстий эта скорость может быть значительно ниже и наоборот, при открытых грузовых люках может быть выше, особенно, при наличии в трюме открытых поверхностей легкогорючих веществ и материалов (жидких или твердых).

Наиболее высокая скорость распространения горения бывает при разлитых в трюме ЛВЖ.

Она может достигать 6, 0 м/мин и более, это зависит от степени вентилируемости трюма.

Например, для сгорания 1 кг бензина необходимо 6, 11 м3 воздуха, нефти 11, 8м, керосина 11, 3 м, этилового спирта 6, 95 м.

Для сравнения: для полного сгорания 1 кг хлопка требуется 3, 95 м3 воздуха.

Ограждающие конструкции трюма (переборки, палубы) обладают хорошей теплопроводностью, что приводит к распространению горения в смежные помещения, даже, если они отделены сплошными, без проемов и отверстий, переборками.

Особенно быстро прогреваются палубы, расположенные над восходящими продуктами горения или пламенем.

Стальные внутренние переборки толщиной 3-5 мм через 10-15 минут свободного горения могут нагреться до температуры 350-450°С, при которой самовоспламеняются такие горючие материалы как фанера, доски, клей органического происхождения, многие ткани и другие материалы.

Трюмный пожар по этой причине может перейти в надстройку, как это имело место на т/х " Партизан Боневур".

Основной трудностью в борьбе с трюмными пожарами является не­обходимость обнаружения точного места расположения очага горения в массе груза и подступов к нему для обеспечения эффективности подаваемых средств тушения.

При перевозке горючих жидкостей, сжатых и сжиженных газов, а также некоторых твердых веществ, способных выделять горючие газы

трюме возможно образование взрывоопасных смесей, после чего возможен взрыв.

Однако, возникновение взрывоопасной ситуации в трюме не исключено и в процессе уже начавшегося пожара.

В результате взрыва, как правило, разрушаются люковые закрытия трюмов и внутренние переборки, реже нарушается целостность палубы и еще реже бортовая обшивка.

На первом этапе пожаротушения РТП обязан организовать разведку с цельюустановления наличия в трюме людей и определить пути и способы эвакуации (спасения).

Кроме того, в результате разведки должны быть установлены:

- место очага пожара;

- характер горючести грузов и других их агрессивных свойств;

- возможные пути распространения горения;

- первоочередные меры для его локализации;

- как и какие средства пожаротушения подать в очаг пожара с тем, чтобы была обеспечена наибольшая эффективность их воздействия,

По результатам разведки РТП должен принять решение о главном направлении пожаротушения.

Практикой установлено, что при тушении трюмных пожаров можно использовать следующие способы:

- активное воздействие на очаг горения

При этом варианте трюм вскрывается, к очагу пожара прокладываются рукавные линии со стволами водо- или пожаротушения.

Их количество (интенсивность) рассчитывается в зависимости от характера горючего вещества и размеров очага пожара.

Члены аварийной партии, направленные внутрь трюма, должны иметь при себе противодымные противогазы и быть одетыми в защитную одежду. На посту безопасности у входа в грузовое помещение должны находиться в состоянии готовности резервные члены экипажа для своевременной подмены работающих в трюме и оказания им помощи, если возникнет необходимость.

Для обеспечения более уверенного контакта огнегасительных средств (вода, пена) с очагом горения, при необходимости, прибегают к вырезке отверстий (проемов) в палубе или переборке, особенно при пожаре в твиндеке, верхней части трюма

Вырезка отверстий в наружной обшивке, как правило, не производится и может быть допущена только по специальному разрешению РТП после его консультации с судовыми специалистами и /или представителями судовладельца. Эго может быть допущено только при нахождении судна у причала.

Вырезка отверстий или проделывание их другим способом является основным методом при тушении пожаров внутри большегрузных контейнеров, лихтеров и других укрупненных грузовых единиц при нахождении их на судне.

Методом активного тушения были ликвидированы пожары в трюмах т/х «Г. Димитров», «Молочанск», «Физик Вавилов» и других.

Путем подачи углекислоты, хладонов, водяного пара или инертных газов производится по решению РТП в зависимости от обстановки.

Это может быть второй этап пожаротушения, т.е. после того, как вырисовалась неэффективность введенных в трюм огнегасительных средств.

Однако, оценив обстановку, РТП может и сразу принять решение о тушении пожара с применением объемных средств.

Так поступили капитаны т/х «Жанна Лябурб», т/х «Иркутск», когда в условиях океанского перехода в трюмах самовозгорались жмыхи. В аварийные отсеки была подана углекислота.

На т/х " Суздаль" при аналогичной ситуации в трюм был подан хладон (СЖБ). На т/х «В.Белинский» углекислота была подана в трюм с возгоравшимися хлопком при переходе Южно-Китайским морем в условиях штормовой погоды.

В приведенных случаях раскрытие трюмов для подачи туда воды или пены было не целесообразно и не безопасно.

На т/х «Бабушкин» углекислотой был ликвидирован пожар в трюме с генеральными грузами (Бумага, резина, ящичные грузы) при нахождении судна у причала порта Новороссийск и при готовности береговых пожарных подразделений подать в трюм воду или пену.

Решение на применение объемного способа принято капитаном (РТП) из соображений сохранности груза от подмочки. Что и было достигнуто – пожар закончился почти без убытков.

Поданные в трюм объемные огнегасительные средства (СО2, хладоны) невсегда давали ожидаемый эффект тушения, но очаги горения надежно локализовались, обеспечивая многодневные переходы судов до порта выгрузки (убежища). Огонь «загонялся» внутрь массы груза (жмых, хлопок) и впоследствии в портах успешно ликвидировался.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.