Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокурорский надзор по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Прокуратура Республики Беларусь обращает внимание на то, что прокуроры часто организуют работу в отрыве от реальных проблем, не используют имеющуюся информацию, вследствие чего не всегда реализуют предоставленные полномочия и средства прокурорского надзора. Задачи по улучшению этой работы заключаются в необходимости в полной мере использовать возможности контролирующих органов, других органов, которые в силу своего положения должны заниматься охраной прав и интересов несовершеннолетних: это органы образования, органы опеки и попечительства, администрации городов и районов. Одна из главных проблем — безнадзорность несовершеннолетних, следовательно, особого внимания требует надзор за комиссиями по делам несовершеннолетних. Предупреждение нарушений законов в отношении несовершеннолетних положительно влияет на динамику правонарушений с их стороны. Не менее важно и соблюдение законности в приемниках-распределителях, воспитательных колониях, а также при работе органов милиции по контролю за подростками, ведущими антиобщественный образ жизни, склонных к нарушениям. Особенно важно при этом выявлять лиц, склоняющих несовершеннолетних к совершению правонарушений и преступлений, являющихся организаторами и подстрекателями правонарушений. На органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для педагогически запущенных подростков. Генеральный прокурор Республики Беларусь требует постоянно совершенствовать надзор за исполнением: • законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обращая особое внимание на эффективность мер по предупреждению тяжких и особо тяжких, групповых и повторных преступлений; • законодательства, направленного на предупреждение безнадзорности несовершеннолетних; законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, защиту их права на жизнь, здоровье, а также на защиту от экономической и иной эксплуатации; • законодательства о борьбе с пьянством и наркоманией, добиваясь устранения причин и условий вовлечения в них подростков; • законодательства о занятости, трудоустройстве и охране труда несовершеннолетних. Систематически анализировать и проверять исполнение законодательства о труде, обучении и занятости подростков, придавая первостепенное значение реализации программы по обеспечению их занятости. Проверять исполнение решений органов исполнительной власти об установлении на предприятиях квот рабочих мест для несовершеннолетних. Усилить надзор за исполнением законодательства центрами (бюро) занятости, а также за соблюдением законности в деятельности предприятий негосударственных форм собственности, использующих труд подростков; • законодательства о воспитании детей в семьях и защите их прав, максимально используя правовые средства для укрепления семьи и повышения ответственности родителей за воспитание детей; • законодательства, гарантирующего защиту детей и подростков, оказавшихся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях; • Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», подвергая тщательной проверке каждый случай усыновления (удочерения) детей, особенно иностранными гражданами. Средствами прокурорского надзора обеспечить надлежащую защиту прав сирот, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психофизического развития и пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС; Следует отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности органов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без родителей. Следует отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности органов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без родителей.
Прокуроры присущими им средствами охраняют права и законные интересы несовершеннолетних. Их охрана осуществляется путем применения общенадзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений закона. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением требований закона о трудоустройстве несовершеннолетних и законодательства о труде в отношении несовершеннолетних. В соответствии со ст. 280 ТК на предприятиях устанавливается броня приема на работу и на производственное обучение молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, а также других лиц моложе 18 лет. Районные и городские исполнительные комитеты утверждают планы трудоустройства молодежи, направляя их руководителям предприятий и учреждений. Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу прокурор направляет руководителю предприятия соответствующее предписание, подлежащее обязательному исполнению. Прокурорам надлежит осуществлять строгий надзор за соблюдением трудового законодательства о предоставлении несовершеннолетним определенных льгот: запрещение применения труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая: 1) не является вредной для его здоровья и развития; 2) не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка; запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147), работам в выходные дни; трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года; для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников. Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре; заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы; • труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников; • оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате; • расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 3 и 6 ст. 42 ТК, допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия, а по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7—9 ст. 42 и п. 1—3 ст. 44 ТК, — после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
Рассмотрение в органах прокуратуры обращений граждан и организаций 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами. 2. Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения должностными лицами обращений граждан и организаций. 3. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности. Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан»1 установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. В соответствии со ст. 2 Закона обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы. Предложения — обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий. Заявления — обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. Жалобы - обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий. Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным подает его представитель. Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении. Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан. Руководители органов, учреждений, организаций и предприятий не реже одного раза в месяц обязаны проводить личный прием граждан (ст. 5 Закона об обращениях). Руководитель органа, учреждения, организации и предприятия имеет право обязать других должностных лиц этого органа, учреждения, организации и предприятия также проводить личный прием граждан. Руководители и другие должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий не имеют права отказать гражданину в личном приеме при обращении его в установленном порядке непосредственно к ним с вопросами, относящимися к их компетенции. Личный прием граждан проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. Если устное обращение гражданина не может быть разрешено во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением. Должностные лица не имеют права разглашать сведения, ставшие известными им в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах. Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы. Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки—не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и пред предприятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя. Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган, учреждение, организацию или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В случае признания обращения обоснованным должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, принявшее решение об удовлетворении обращения, обязано: • принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан; • решить вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения. Обращения граждан считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям. Повторные обращения, т.е. обращения, полученные от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, поступившие в один и тот же орган, учреждение, организацию или на предприятие, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, проверке не подлежат, если по ним имеются исчерпывающие материалы проверок и гражданину дан ответ в установленном порядке. При этом гражданину сообщается, что повторное обращение безосновательно, и переписка с ним прекращается. Решение о прекращении производства по обращению принимает руководитель органа, учреждения, организации или предприятия либо его заместители (ст. 11 Закона). Гражданин, обратившийся с жалобой в соответствии с данным Законом, имеет право знакомиться с материалами ее проверки в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной и иной охраняемой законом тайны. Законом установлена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан. Должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Граждане имеют право требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждений, организаций или предприятий, должностные лица которых допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений (ст. 14). Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаютсяв судебном порядке.Расходы, понесенныеорганами, учрежде-ниями, организациями и предприятиями всвязи с проверкой обращений, содер-жащихзаведомоложные сведения, могут быть взысканы с граждан пореше-ниюсуда. Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб с учетом требований Закона о прокуратуре является: • надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь в рассматриваемом направлении; • обеспечение надлежащего, в соответствии с законом, справедливого, обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государственных, местных органах власти и управления, общественных организациях, в коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности; • обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рассмотрения жалоб, заявлений и обращений; организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, поступивших в органы прокуратуры. Без этого невозможно обеспечить соответствующего надзора, поскольку именно в органы прокуратуры, как правило, обращаются граждане в связи с нарушением их конституционных прав.
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организаций контролирует прокурор - руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы гражданина, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы. В составе прокуратуры имеется отдел организации работы с обращениями граждан, в областных, городских, районных и к ним приравненных — отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь, регулирующих этот участок работы. Следует отметить, что рассмотрением и разрешением обращений в органы прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи. В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей). Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает граждан. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешиваются графики приема посетителей. Помимо этого, прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. В соответствии с требованиями Генерального прокурора руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже одного раза в неделю. О мерах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где указывается, кроме сведений о гражданине, обратившемся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение. Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации. После регистрации все поступившие в органы прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приложить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа. Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения или действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах ее разрешения. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в республиканскую прокуратуру, областную и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления. Обращения, поступившие от Президента Республики Беларусь и его помощников, Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретаря Совета безопасности Республики Беларусь, Председателей Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, их заместителей, руководителей министерств и других республиканских органов государственного управления, обращения, взятые на контроль председателями комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики, а также обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Республики Беларусь (обращения особого контроля), руководители прокуратур должны рассматривать безотлагательно и лично принимать по ним решения. Согласно п. 9.2 указанного приказа заявления депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, доверенных лиц кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации о нарушениях норм Избирательного кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательства, поступившие в период подготовки к выборам, референдуму, голосованию об отзыве депутатов, члена Совета Республики, рассматриваются немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлениях, требуют проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Названным приказом Генерального прокурора установлено, что жалобы на действия и решения органа дознания, следователя, прокурора, ведущих уголовный процесс, подлежат рассмотрению прокурором, осуществляющим за ним надзор, в течение десяти суток, а жалобы на его решения разрешаются не позднее одного месяца со дня поступления. Жалобы на действия и решения органа дознания, следователя, прокурора, ведущих уголовный процесс, рассматривать в сроки, предусмотренные ГПК и УПК. Генеральный прокурор Республики Беларусь требует от подчиненных прокуроров при разрешении обращений проявлять чуткость и внимание к людям, объективно проверять каждый изложенный ими довод. Обращения, свидетельствующие о грубых нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не получивших принципиальной оценки местных правоохранительных органов, проверять, как правило с выездом на места. Результаты проверок и принятые меры, представляющие общественный интерес, делать достоянием гласности, активно используя возможности средств массовой информации. Для обеспечения объективности и полноты проверок при необходимости привлекать к их проведению представителей и специалистов. По окончании проверок по просьбе заявителей знакомить их с материалами проверок и документами в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречат требованиям законодательства об охране государственной и иной охраняемой законом тайны. Установлен порядок ответов на обращения, согласно которому: • ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разрешением направляет прокурор, рассмотревший обращение, либо другое должностное лицо по поручению руководителей прокуратуры; • в прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы заявителям могут прокурор или его заместитель; • в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах первичные обращения могут отклонять начальники управлений, отделов и старшие помощники прокурора; по повторным обращениям необоснованный отказ в удовлетворении требований ответы заявителям направлять руководителям этих прокуратур; в республиканской прокуратуре первичные обращения могут отклонять начальники управлений и отделов и их заместители; по повторным обращениям на необоснованный отказ в удовлетворении требований ответы заявителям направлять заместителям Генерального прокурора Республики Беларусь; Генеральный прокурор Республики Беларусь принимает решения по обращениям на отказ в удовлетворении требований его заместителям; по жалобам на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным, гражданским и иным делам решения об отказе в удовлетворении требований принимать руководителям прокуратур в соответствии с их процессуальными полномочиями, им же давать ответ заявителям. По каждому отклоненному обращению необходимо составлять мотивированное заключение с учетом всех доводов заявителя. Запрещается разрешения обращений на основании заключений нижестоящих прокуроров. Обращения, не подлежащие разрешению в отделах прокуратуры, в пятидневный срок с момента поступления необходимо направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснять им, куда следует обращаться. Обращения, не содержащие подписи заявителя, указание его фамилии, данных о месте жительства или работы признаются анонимными и оставляются без рассмотрения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях необходимо направлять их в соответствующие правоохранительные органы. Обращение может быть оставлено без рассмотрения в случае, если его содержание лишено логики и смысла. Не подлежат проверке повторные обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, не содержащие новых данных, а все изложенные в них обстоятельства ранее объективно и полно проверены и ответы на предыдущие обращения даны соответствующими прокурорами с разъяснениями заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору. В случае поступления такого обращения переписка с заявителем по перечисленным основаниям может быть прекращена с составлением мотивированного заключения. Решение о прекращении производства по обращению следует принимать прокурору или его заместителю, о прекращении переписки нужно сообщать заявителю со ссылкой на ст. 11 Закона «Об обращениях граждан». Генеральный прокурор Республики Беларусь требует от подчиненных прокуроров проводить во всех прокуратурах и их подразделениях не реже одного раза в полугодие комплексный анализ работы по рассмотрению обращений с изучением причин поступления обоснованных обращений. На этой основе принимать меры к совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры, устранению ошибок и недостатков. При этом особенно тщательно следует анализировать причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, на нарушения установленных законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа предпринимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, к совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.
Прокурорский надзор в уголовном процессе 1. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, в ходе предварительного расследования, за соответствием закону судебных решений по уголовным делам и их исполнением. 2. Прокурор обязан на всех стадиях уголовного процесса своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.
Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов - это повседневное, постоянное улучшение его качественных характеристик на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совершенствование всех элементов организации работы прокуратуры. В первую очередь необходимо создать эффективные организационные условия работы в органах прокуратуры, которые являются основой и содержанием деятельности прокурора по организации прокурорского надзора, предварительного следствия, иной предусмотренной законом деятельности органов прокуратуры. К таким обязательным организационным условиям относятся: • информационно-аналитическая работа в прокуратуре (учет и анализ деятельности); • прогнозирование и планирование работы прокуратуры; • руководство деятельностью органов прокуратуры; • стимулирование работы в органах прокуратуры, контроль. Успех в работе в решающей степени зависит от того, как поставлена информационно-аналитическая работа. Обладание достоверной информацией позволяет прокурору правильно сформулировать цели деятельности, выбрать приоритетные направления надзора, объекты проверки, рационально распределить силы и средства для достижения поставленных целей. Оценивая полученную информацию, прокурор имеет возможность прогнозировать работу по организации и осуществлению прокурорского надзора. На основе правильного прогнозирования можно объективно установить потребности для реализации своих полномочий по выявлению нарушений закона, реагированию на эти нарушения и восстановлению нарушенных прав и интересов государства и граждан. Работу прокуратуры следует оценивать по состоянию законности и правопорядка на территории и на объектах прокурорского надзора, входящих в компетенцию конкретной прокуратуры, и роли прокурорского надзора этой конкретной прокуратуры в борьбе с нарушениями законодательства и преступностью, участию прокурора в судебных заседаниях по уголовным, гражданским, хозяйственным делам, количеству раскрытых и расследованных уголовных дел. Совершенствование форм и методов общенадзорной деятельности повлияет на состояние законности на территории прокуратуры района, для чего необходимо добиться такого положения, чтобы все прокурорские проверки были проведены качественно и были результативными. Главными направлениями повышения эффективности прокурорского надзора являются: • обеспечение комплексного полхода в борьбе с преступностью и правонарушениями; • по линии общего надзора — комплексное, целенаправленное и активное применение прокурором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств; • координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прокурорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры; • тесное увязывание надзорной работы с профилактической деятельностью; постоянное и тесное взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими • социально-экономическими, экологическими и иными задачами, решаемыми в районе, городе, области. • В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами. Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурное подразделение, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам. Применительно к центральному аппарату республиканской прокуратуры за прокурорами Управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов закреплены определенные прокуратуры области. Аналогично этот принцип применяется и в других управлениях центрального аппарата республиканской и областных прокуратур. Прокурор управления (отдела), за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь, изучает в этих целях состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры. На основе анализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков и совершенствовании работы, участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положительный опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполнение данных им указаний, принимает участие в работе по повышению квалификации прокуроров и следователей районных (городских) прокуратур. Дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокуратурами других подразделений данной прокуратуры. Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов, и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и свежей информацией о состоянии законности в регионе, организации работы в гор (рай) прокуратурах своей зоны. Это позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами. Предметный принцип означает такую организацию работы, когда критериями распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнения конкретных законов. В органах прокуратуры также применяется предметно-зональный принцип организации работы. Сущность этого принципа заключается в том, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения. Предметно-зональный подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений. В отдельных случаях зональному прокурору, кроме зон и приоритетных предметов ведения, могут вменяться в обязанности осуществление надзора и конкретные органы, объекты соответствующего республиканского, областного уровней, надзор за исполнением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения. Всем прокурорам предписано рассматривать планирование работы как эффективное средство руководства и управления деятельностью органов прокуратуры, рационального распределения сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов. Работу планировать по полугодиям, добиваться своевременного и качественного выполнения планируемых мероприятий. Руководителям структурных подразделений республиканской прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур — изучать планы работы нижестоящих прокуратур, требовать внесения в них необходимых корректив. Важнейшими чертами планирования работы органов прокуратуры являются его конкретность и рациональность. Как правило, в план включаются основные мероприятия. Это: • подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период; • обсуждение их на межведомственных совещаниях; • прокурорские проверки исполнения законов; • обобщение практики прокурорского надзора и его организация; • мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации; • заседания коллегий и др. • Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основанными на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения. • Различаются перспективное, текущее и календарное планирование. Общие, перспективные планы Прокуратуры Республики Беларусь, областных, районных прокуратур разрабатываются, как правило, на полугодие. • Планы работы органов прокуратуры составляются в письменной форме и содержат ряд обязательных элементов. В подготовке и составлении их проектов участвуют практически все оперативные работники данной прокуратуры. На основании анализа имеющихся данных формулируются и обосновываются конкретные мероприятия. Реализация их результатов предусматривается в плане, как правило, в общем виде (результаты обобщений, проверки рассматриваются на коллегии прокуратуры и т.п.). • Планирование работы будет успешным тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом. Он особенно результативен, когда сочетается повседневный контроль отделов (управлений, помощника прокурора) с работой организационно-контрольного подразделения прокуратуры при постоянном внимании к нему со стороны руководителей (прокурора, его заместителей). Контроль за исполнением нормативных актов Генерального прокурора Республики Беларусь составляет существенную часть работы по контролю исполнения. Прокурор обеспечивает ознакомление с приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора, утвержденными им инструкциями. При необходимости проводится оперативное совещание либо заседание коллегии, где намечаются организующие мероприятия по выполнению данного приказа, указания, распоряжения, инструкции, изучаются его требования всеми работниками. Прокурор обязан назначить лиц, персонально ответственных за организацию выполнения приказа, определить порядок его выполнения. Наиболее распространенной и действенной формой контроля исполнения является проверка работы нижестоящих органов прокуратуры непосредственно на месте.
|