Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Прокуратура Республики Беларусь обращает внимание на то, что про­куроры часто организуют работу в отрыве от реальных проблем, не ис­пользуют имеющуюся информацию, вследствие чего не всегда реализуют предоставленные полномочия и средства прокурорского надзора. Задачи

по улучшению этой работы заключаются в необходимости в полной мере

использовать возможности контролирующих органов, других органов, которые в силу своего положения должны заниматься охраной прав и ин­тересов несовершеннолетних: это органы образования, органы опеки и попечительства, администрации городов и районов. Одна из главных про­блем — безнадзорность несовершеннолетних, следовательно, особого вни­мания требует надзор за комиссиями по делам несовершеннолетних.

Предупреждение нарушений законов в отношении несовершеннолет­них положительно влияет на динамику правонарушений с их стороны. Не менее важно и соблюдение законности в приемниках-распределителях, воспитательных колониях, а также при работе органов милиции по конт­ролю за подростками, ведущими антиобщественный образ жизни, склон­ных к нарушениям. Особенно важно при этом выявлять лиц, склоняющих несовершеннолетних к совершению правонарушений и преступлений, яв­ляющихся организаторами и подстрекателями правонарушений.

На органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для педагогически запущенных подростков.

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует постоянно со­вершенствовать надзор за исполнением:

• законодательства о профилактике правонарушений среди несовер­шеннолетних, обращая особое внимание на эффективность мер

по предупреждению тяжких и особо тяжких, групповых и повторных преступлений;

• законодательства, направленного на предупреждение безнадзорнос­ти несовершеннолетних;

законодательства, направленного на обеспечение безопасности несо­вершеннолетних, защиту их права на жизнь, здоровье, а также на за­щиту от экономической и иной эксплуатации;

• законодательства о борьбе с пьянством и наркоманией, добиваясь устранения причин и условий вовлечения в них подростков;

• законодательства о занятости, трудоустройстве и охране труда несо­вершеннолетних. Систематически анализировать и проверять испол­нение законодательства о труде, обучении и занятости подростков, придавая первостепенное значение реализации программы по обес­печению их занятости. Проверять исполнение решений органов ис­полнительной власти об установлении на предприятиях квот рабочих мест для несовершеннолетних. Усилить надзор за исполнением зако­нодательства центрами (бюро) занятости, а также за соблюдением за­конности в деятельности предприятий негосударственных форм соб­ственности, использующих труд подростков;

• законодательства о воспитании детей в семьях и защите их прав, мак­симально используя правовые средства для укрепления семьи и повы­шения ответственности родителей за воспитание детей;

• законодательства, гарантирующего защиту детей и подростков, ока­завшихся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях;

• Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», подвергая тщатель­ной проверке каждый случай усыновления (удочерения) детей, осо­бенно иностранными гражданами. Средствами прокурорского над­зора обеспечить надлежащую защиту прав сирот, инвалидов, детей,

оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психо­физического развития и пострадавших от катастрофы на Чернобыль­ской АЭС;

Следует отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности орга­нов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без родителей. Следует отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности орга­нов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без родителей.


 

 

  1. Надзор прокурора за соблюдением законодательства о труде несовершеннолетних.

Прокуроры присущими им средствами охраняют права и законные интересы несовершеннолетних. Их охрана осуществляется путем приме­нения общенадзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений закона.

Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением требований закона о трудоустройстве несовершеннолетних и законодательства о труде в от­ношении несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 280 ТК на предприятиях устанавливается броня приема на работу и на производственное обучение молодежи, окончившей

общеобразовательные школы, профессионально-технические училища,

а также других лиц моложе 18 лет. Районные и городские исполнительные комитеты утверждают планы трудоустройства молодежи, направляя их ру­ководителям предприятий и учреждений.

Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу прокурор направ­ляет руководителю предприятия соответствующее предписание, подлежа­щее обязательному исполнению.

Прокурорам надлежит осуществлять строгий надзор за соблюдением

трудового законодательства о предоставлении несовершеннолетним оп­ределенных льгот:

запрещение применения труда лиц моложе восемнадцати лет на тяже­лых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запреща­ется применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается

Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им ор­ганом;

запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними

тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Бе­ларусь или уполномоченным им органом;

с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечи­телей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая:

1) не является вредной для его здоровья и развития;

2) не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы.

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возра­сте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь пос­ле предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до дос­тижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному меди­цинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с со­хранением среднего заработка;

запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ноч­ным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147), работам в выходные дни;

трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставля­ются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года;

для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанав­ливаются исходя из норм выработки для взрослых работников про­порционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работ­ников. Для работников, принимаемых на работу по окончании обще­образовательных, профессионально-технических и средних специаль­ных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредствен­но на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выра­ботки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре;

заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокра­щенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в та­ком же размере, как работникам соответствующих категорий при

полной продолжительности ежедневной работы;

• труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для

взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время,

на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников;

• оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-тех­нических и средних специальных учебных заведений, работающих в

свободное от учебы время, производится пропорционально отрабо­танному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате;

• расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадца­ти лет по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 3 и 6 ст. 42 ТК, допус­кается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия, а по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7—9 ст. 42 и п. 1—3 ст. 44 ТК, — после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.


 

 

  1. Порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан в органах прокуратуры.

Рассмотрение в органах прокуратуры обращений граждан и организаций

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.

2. Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения должностными лицами обращений граждан и организаций.

3. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.

Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан»1 установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявле­ниями и жалобами к должностным лицам государственных органов, орга­нов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения пред­ложений, заявлений и жалоб.

В соответствии со ст. 2 Закона обращения могут быть индивидуальны­ми или коллективными, устными или письменными. К обращениям граж­дан относятся предложения, заявления и жалобы.

Предложения — обращения граждан, направленные на совершенство­вание нормативного регулирования общественных отношений путем при­нятия новых актов законодательства или внесения изменений в действую­щие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, органи­заций, органов и предприятий.

Заявления — обращения граждан, направленные на устранение конкрет­ных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы - обращения граждан, содержащие требование восстановле­ния их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездей­ствием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, органи­заций и предприятий.

Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным подает его представитель.

Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с ука­занием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обра­щения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рас­смотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведе­ния о преступлении.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение по­ставленных в обращениях вопросов.

Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должност­ным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и пред­приятий с уведомлением об этом граждан.

Руководители органов, учреждений, организаций и предприятий не реже одного раза в месяц обязаны проводить личный прием граждан (ст. 5 Закона об обращениях). Руководитель органа, учреждения, организации и предприятия имеет право обязать других должностных лиц этого органа, учреждения, организации и предприятия также проводить личный прием граждан. Руководители и другие должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий не имеют права отказать гражданину в личном приеме при обращении его в установленном порядке непосредственно к ним с вопросами, относящимися к их компетенции.

Личный прием граждан проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. Если устное обращение гражданина не мо­жет быть разрешено во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением. Должностные лица не имеют права разглашать сведения, ставшие известными им в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интере­сы граждан.

Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмот­рению.

Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприя­тий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмот­реть обращение, принять необходимые меры для его объективного разре­шения и уведомить граждан о результатах. Запрещается передавать жало­бы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций

и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются.

Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения долж­ны быть письменно мотивированы.

Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и провер­ки—не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнитель­ных материалов руководитель органа, учреждения, организации и пред­ пред­приятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя.

Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в выше­стоящий орган, учреждение, организацию или суд в порядке, установлен­ном законодательством Республики Беларусь.

В случае признания обращения обоснованным должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, принявшее решение об удо­влетворении обращения, обязано:

• принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан;

• решить вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допу­щены нарушения.

Обращения граждан считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям.

Повторные обращения, т.е. обращения, полученные от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, поступившие в один и тот же орган, учреждение, организацию или на предприятие, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, проверке не подле­жат, если по ним имеются исчерпывающие материалы проверок и гражда­нину дан ответ в установленном порядке. При этом гражданину сообщает­ся, что повторное обращение безосновательно, и переписка с ним прекра­щается. Решение о прекращении производства по обращению принимает руководитель органа, учреждения, организации или предприятия либо его

заместители (ст. 11 Закона).

Гражданин, обратившийся с жалобой в соответствии с данным Зако­ном, имеет право знакомиться с материалами ее проверки в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречит тре­бованиям законодательства об охране государственной и иной охраняе­мой законом тайны.

Законом установлена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан. Должностное лицо органа, учреждения, органи­зации или предприятия, виновное в неправомерном отказе в рассмотре­нии обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотре­ния обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглаше­нии сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Граждане имеют право требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждений, организаций или предприятий, должностные лица которых допустили на­рушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений (ст. 14). Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаютсяв судебном порядке.Расходы, понесенныеорганами, учрежде-ниями, организациями и предприятиями всвязи с проверкой обращений, содер-жащихзаведомоложные сведения, могут быть взысканы с граждан пореше-ниюсуда.

Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб с учетом требований Закона о прокуратуре является:

• надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Кон­ституцией Республики Беларусь в рассматриваемом направлении;

• обеспечение надлежащего, в соответствии с законом, справедливого,

обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государствен­ных, местных органах власти и управления, общественных организа­циях, в коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо

от форм собственности;

• обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рас­смотрения жалоб, заявлений и обращений;

организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заяв­лений граждан, поступивших в органы прокуратуры. Без этого невоз­можно обеспечить соответствующего надзора, поскольку именно в органы прокуратуры, как правило, обращаются граждане в связи с нарушением их конституционных прав.

  1. Организация работы по обращениям граждан в прокуратуре.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных об­ращений граждан и приему посетителей организаций контролирует про­курор - руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось пра­вильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граж­дан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы гражданина, привлекались к ответственности лица, допустив­шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически прове­ряют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовест­ного отношения к этому участку работы.

В составе прокуратуры имеется отдел организации работы с обращени­ями граждан, в областных, городских, районных и к ним приравненных — отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организа­ция работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказа­ние помощи в этом начальникам структурных подразделений прокурату­ры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов и указаний Генерально­го прокурора Республики Беларусь, регулирующих этот участок работы.

Следует отметить, что рассмотрением и разрешением обращений в органы прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (по­сетителей). Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принимает граждан.

В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешиваются

графики приема посетителей. Помимо этого, прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора руководите­ли прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже одного раза в неделю. О мерах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где указы­вается, кроме сведений о гражданине, обратившемся к прокурору, крат­кое содержание обращения и принятое решение.

Все заявления и

жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обяза­тельной регистрации. После регистрации все поступившие в органы про­куратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в ниже­стоящую прокуратуру; приложить к материалам ранее поступившей жало­бы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебно­го дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения или действия которых обжалуются. О на­правлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о ре­зультатах ее разрешения.

Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в про­куратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и чле­нов их семей, поступающие в республиканскую прокуратуру, областную и приравненные к ним военные и иные специализированные прокурату­ры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие проку­ратуры — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Обращения, поступившие от Президента Республики Беларусь и его помощников, Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Админист­рации Президента Республики Беларусь, Государственного секретаря Со­вета безопасности Республики Беларусь, Председателей Палаты предста­вителей и Совета Республики Национального собрания Республики Бела­русь, Конституционного Суда Республики Беларусь, их заместителей, ру­ководителей министерств и других республиканских органов государствен­ного управления, обращения, взятые на контроль председателями комис­сий палат Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Па­латы представителей и членами Совета Республики, а также обращения,

взятые на контроль Генеральным прокурором Республики Беларусь (об­ращения особого контроля), руководители прокуратур должны рассмат­ривать безотлагательно и лично принимать по ним решения.

Согласно п. 9.2 указанного приказа заявления депутатов Палаты пред­ставителей, членов Совета Республики Национального собрания Респуб­лики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, доверенных лиц кан­дидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты представителей

политических партий, других общественных объединений, трудовых кол­лективов, граждан иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации о нарушениях норм Изби­рательного кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательства, поступившие в период подготовки к выборам, референдуму, голосованию об отзыве депутатов, члена Совета Республики, рассматриваются немедленно.

В случае если факты, содержащиеся в заявлениях, требуют проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Названным приказом Генерального прокурора установлено, что жа­лобы на действия и решения органа дознания, следователя, прокурора, ведущих уголовный процесс, подлежат рассмотрению прокурором, осу­ществляющим за ним надзор, в течение десяти суток, а жалобы на его ре­шения разрешаются не позднее одного месяца со дня поступления.

Жалобы на действия и решения органа дознания, следователя, проку­рора, ведущих уголовный процесс, рассматривать в сроки, предусмотрен­ные ГПК и УПК.

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует от подчинен­ных прокуроров при разрешении обращений проявлять чуткость и внима­ние к людям, объективно проверять каждый изложенный ими довод. Обра­щения, свидетельствующие о грубых нарушениях законов, систематиче­ском ущемлении прав граждан, не получивших принципиальной оценки местных правоохранительных органов, проверять, как правило с выездом на места. Результаты проверок и принятые меры, представляющие обще­ственный интерес, делать достоянием гласности, активно используя воз­можности средств массовой информации.

Для обеспечения объективности и полноты проверок при необходи­мости привлекать к их проведению представителей и специалистов. По окончании проверок по просьбе заявителей знакомить их с материала­ми проверок и документами в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречат требованиям законодательства об охра­не государственной и иной охраняемой законом тайны.

Установлен порядок ответов на обращения, согласно которому:

• ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разрешением направляет прокурор, рассмотревший обра­щение, либо другое должностное лицо по поручению руководителей прокуратуры;

• в прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокурату­рах принимать решения об отклонении обращений и давать об этом ответы заявителям могут прокурор или его заместитель;

• в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах пер­вичные обращения могут отклонять начальники управлений, отделов и старшие помощники прокурора; по повторным обращениям не­обоснованный отказ в удовлетворении требований ответы заявителям направлять руководителям этих прокуратур; в республиканской про­куратуре первичные обращения могут отклонять начальники управ­лений и отделов и их заместители; по повторным обращениям на нео­боснованный отказ в удовлетворении требований ответы заявителям

направлять заместителям Генерального прокурора Республики Бела­русь; Генеральный прокурор Республики Беларусь принимает реше­ния по обращениям на отказ в удовлетворении требований его замес­тителям; по жалобам на вступившие в законную силу судебные поста­новления по уголовным, гражданским и иным делам решения об от­казе в удовлетворении требований принимать руководителям проку­ратур в соответствии с их процессуальными полномочиями, им же давать ответ заявителям.

По каждому отклоненному обращению необходимо со­ставлять мотивированное заключение с учетом всех доводов заявителя. За­прещается разрешения обращений на основании заключений нижестоя­щих прокуроров.

Обращения, не подлежащие разрешению в отделах прокуратуры, в пятидневный срок с момента поступления необходимо направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснять им, куда сле­дует обращаться.

Обращения, не содержащие подписи заявителя, указание его фами­лии, данных о месте жительства или работы признаются анонимными и оставляются без рассмотрения. При наличии в таких обращениях сооб­щений о готовящихся или совершенных преступлениях необходимо на­правлять их в соответствующие правоохранительные органы.

Обращение может быть оставлено без рассмотрения в случае, если его содержание лишено логики и смысла.

Не подлежат проверке повторные обращения, поступившие от одно­го и того же лица по одному и тому же вопросу, не содержащие новых данных, а все изложенные в них обстоятельства ранее объективно и полно проверены и ответы на предыдущие обращения даны соответствующими прокурорами с разъяснениями заявителю права обращаться к вышестоя­щему прокурору.

В случае поступления такого обращения переписка с заявителем по перечисленным основаниям может быть прекращена с составлением мотивированного заключения. Решение о прекращении производства по обращению следует принимать прокурору или его заместителю, о прекра­щении переписки нужно сообщать заявителю со ссылкой на ст. 11 Закона «Об обращениях граждан».

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует от подчиненных прокуроров проводить во всех прокуратурах и их подразделениях не реже одного раза в полугодие комплексный анализ работы по рассмотрению об­ращений с изучением причин поступления обоснованных обращений.

На этой основе принимать меры к совершенствованию правозащитной де­ятельности органов прокуратуры, устранению ошибок и недостатков.

При этом особенно тщательно следует анализировать причины по­ступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, на нарушения установленных законом сро­ков разрешения жалоб. На основе результатов анализа предпринимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, к совер­шенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.


 

 

  1. Организация надзора и управления в органах прокуратуры.

Прокурорский надзор в уголовном процессе

1. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, в ходе предварительного расследования, за соответствием закону судебных решений по уголовным делам и их исполнением.

2. Прокурор обязан на всех стадиях уголовного процесса своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

 

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов - это повседневное, постоянное улучшение его качественных ха­рактеристик на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совер­шенствование всех элементов организации работы прокуратуры.

В первую очередь необходимо создать эффективные организацион­ные условия работы в органах прокуратуры, которые являются основой и содержанием деятельности прокурора по организации прокурорского надзора, предварительного следствия, иной предусмотренной законом де­ятельности органов прокуратуры.

К таким обязательным организационным условиям относятся:

• информационно-аналитическая работа в прокуратуре (учет и анализ деятельности);

• прогнозирование и планирование работы прокуратуры;

• руководство деятельностью органов прокуратуры;

• стимулирование работы в органах прокуратуры, контроль.

Успех в работе в решающей степени зависит от того, как поставлена информационно-аналитическая работа. Обладание достоверной информа­цией позволяет прокурору правильно сформулировать цели деятельности, выбрать приоритетные направления надзора, объекты проверки, рацио­нально распределить силы и средства для достижения поставленных целей.

Оценивая полученную информацию, прокурор имеет возможность прогнозировать работу по организации и осуществлению прокурорского надзора. На основе правильного прогнозирования можно объективно ус­тановить потребности для реализации своих полномочий по выявлению нарушений закона, реагированию на эти нарушения и восстановлению нарушенных прав и интересов государства и граждан.

Работу прокуратуры следует оценивать по состоянию законности и правопорядка на территории и на объектах прокурорского надзора, вхо­дящих в компетенцию конкретной прокуратуры, и роли прокурорского надзора этой конкретной прокуратуры в борьбе с нарушениями законода­тельства и преступностью, участию прокурора в судебных заседаниях по уголовным, гражданским, хозяйственным делам, количеству раскры­тых и расследованных уголовных дел.

Совершенствование форм и методов общенадзорной деятельности повлияет на состояние законности на территории прокуратуры района, для чего необходимо добиться такого положения, чтобы все прокурорские проверки были проведены качественно и были результативными.

Главными направлениями повышения эффективности прокурорско­го надзора являются:

• обеспечение комплексного полхода в борьбе с преступностью и пра­вонарушениями;

• по линии общего надзора — комплексное, целенаправленное и актив­ное применение прокурором всех предоставленных в его распоряже­ние правовых средств;

• координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями про­курорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры;

• тесное увязывание надзорной работы с профилактической деятель­ностью;

постоянное и тесное взаимодействие прокуроров с органами предста­вительной и исполнительной власти, правоохранительными, контро­лирующими и другими органами, а также с общественными формиро­ваниями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими

• социально-экономическими, экологиче­скими и иными задачами, решаемыми в районе, городе, области.

• В деятельности органов прокуратуры используются в качестве орга­низационных, определяющих начал зональный и предметный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов про­куратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с эти­ми принципами.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурное подразделение, распределя­ется между оперативными работниками по территориальным зонам. При­менительно к центральному аппарату республиканской прокуратуры за прокурорами Управления по надзору за исполнением законов и закон­ностью правовых актов закреплены определенные прокуратуры области. Аналогично этот принцип применяется и в других управлениях централь­ного аппарата республиканской и областных прокуратур. Прокурор уп­равления (отдела), за которым закреплена соответствующая зона, в преде­лах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь, изучает в этих целях состо­яние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры.

На основе анализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков и совершен­ствовании работы, участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положитель­ный опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполне­ние данных им указаний, принимает участие в работе по повышению квали­фикации прокуроров и следователей районных (городских) прокуратур. Дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокуратурами других подразделений данной прокуратуры.

Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разре­шение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответству­ющих районов, и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обшир­ной и свежей информацией о состоянии законности в регионе, организа­ции работы в гор (рай) прокуратурах своей зоны. Это позволяет осуществ­лять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

Предметный принцип означает такую организацию работы, когда кри­териями распределения обязанностей между прокурорами являются сфе­ры правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых осущест­вляет прокуратура. Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобще­ние и реализацию информации по определенной проблеме укрепления за­конности и исполнения конкретных законов.

В органах прокуратуры также применяется предметно-зональный прин­цип организации работы. Сущность этого принципа заключается в том, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения. Предметно-зональный подход способствует специализации зо­нальных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отно­шений. В отдельных случаях зональному прокурору, кроме зон и приори­тетных предметов ведения, могут вменяться в обязанности осуществление надзора и конкретные органы, объекты соответствующего республикан­ского, областного уровней, надзор за исполнением законов в деятельнос­ти которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.

Всем прокурорам предписано рассматри­вать планирование работы как эффективное средство руководства и уп­равления деятельностью органов прокуратуры, рационального распреде­ления сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов. Работу планировать по полугодиям, добиваться своевре­менного и качественного выполнения планируемых мероприятий. Руко­водителям структурных подразделений республиканской прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур — изучать планы работы нижестоящих прокуратур, требовать внесения в них необходимых корректив.

Важнейшими чертами планирования работы органов прокуратуры являются его конкретность и рациональность.

Как правило, в план включаются основные мероприятия. Это:

• подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;

• обсуждение их на межведомственных совещаниях;

• прокурорские проверки исполнения законов;

• обобщение практики прокурорского надзора и его организация;

• мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;

• заседания коллегий и др.

• Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, мес­ту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основанными на пра­вильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.

• Различаются перспективное, текущее и календарное планирование. Общие, перспективные планы Прокуратуры Республики Беларусь, област­ных, районных прокуратур разрабатываются, как правило, на полугодие.

• Планы работы органов прокуратуры составляются в письменной фор­ме и содержат ряд обязательных элементов. В подготовке и составлении их проектов участвуют практически все оперативные работники данной про­куратуры. На основании анализа имеющихся данных формулируются и обосновываются конкретные мероприятия. Реализация их результатов предусматривается в плане, как правило, в общем виде (результаты обоб­щений, проверки рассматриваются на коллегии прокуратуры и т.п.).

• Планирование работы будет успешным тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом. Он особенно результативен, когда сочетается повседневный контроль отделов (управ­лений, помощника прокурора) с работой организационно-контрольного подразделения прокуратуры при постоянном внимании к нему со стороны руководителей (прокурора, его заместителей).

Контроль за исполнением нормативных актов Генерального проку­рора Республики Беларусь составляет существенную часть работы по кон­тролю исполнения. Прокурор обеспечивает ознакомление с приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора, утвержденными им инструкциями. При необходимости проводится оперативное совеща­ние либо заседание коллегии, где намечаются организующие мероприятия по выполнению данного приказа, указания, распоряжения, инструкции, изучаются его требования всеми работниками. Прокурор обязан назначить лиц, персонально ответственных за организацию выполнения приказа, определить порядок его выполнения. Наиболее распространенной и дей­ственной формой контроля исполнения является проверка работы ниже­стоящих органов прокуратуры непосредственно на месте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составные команды | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.