Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности и принципы управления






Появление кибернетики - науки об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах, - позволило собрать и обобщить огромное количество фактов, которые показали, что процесс управления во всех организованных системах сходен. Различие в управлении объектами касаются критериев цели, задач и содержания управления. Однако структура и построение процессов управления в организованных системах любых рангов имеют черты глубокого сходства, общности. Это обстоятельство объясняется тем, что процесс управления всегда представляет собой информационный процесс.

Кибернетика изучает процессы получения и передачи, накопления и преобразования, переработки и использования информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Установление связи между управлением и информационными процессами - важнейшее достижение кибернетики. Оно позволяет понять технологию процесса управления и, главное, подвергнуть его изучению количественными методами. Отличительная черта кибернетического подхода к познанию и совершенствованию процессов управления - использование их аналогов в живой и неживой природе и моделирование.

Основная задача кибернетики - достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений. Таким образом, кибернетическим называется такое управление, которое:

1. рассматривает организацию как некоторую большую систему, каждый элемент которой берется не только сам по себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит;

2. обеспечивает оптимальное решение многовариантных динамических задач организации;

3. использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п.);

4. широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

Благодаря такой трактовке кибернетика находит практическое применение в самых различных областях деятельности человека, в том числе и в экономической. Ее приложение к экономике получило наименование экономической кибернетики, которая рассматривается как " использование научных подходов, основного комплекса понятий и научных инструментов кибернетики для исследования экономических явлений и решения практических экономических задач.

Управление не просто сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели, - это научное управление, осуществляемое на основе познания и использования объективных законов и закономерностей.

В управлении категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.

Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности. [Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и т.д.]

В процессе управления учитываются так же законы психологии, социологии и др. наук. Кроме того, каждая отрасль общественного производства имеет свои закономерности, отражающие особенности техники и технологии, специфику труда и т.д. [Например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности.] Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным.

Помимо общих законов и закономерностей, присущих социально-экономической системе, управление подчиняется также своим специфическим законам и закономерностям, наиболее общими из них являются следующие:

1. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство системы управления устанавливается не автоматически. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, т.к. его нарушение снижает эффективность организации.

2. Пропорциональность субъекта и объекта управления. Эта закономерность получила наименование закона необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом для обеспечения эффективности управления степень разнообразия субъекта (управляющей системы) должна быть не меньше степени разнообразия объекта (управляемой системы). Эта закономерность находит свое проявление через количественные и качественные связи между управляющей и управляемой подсистемами. Это означает, что увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере и уровню производства. Кроме того, в последние годы происходят качественные изменения: новая оргтехника существенно изменила качество управленческого труда. Автоматизация производства, компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает работников, занятых в сфере управления. В результате происходит перераспределение трудовых ресурсов между управлением и производством.

3. Сочетание централизации и децентрализации управления. При централизованном управлении каждое из звеньев управления подчинено центральным органам управления и обязано согласовывать с ним все свои решения. Однако полная централизация управления в социально-экономической системе принципиально невозможна. Подразделения предприятия различаются условиями работы, решаемыми задачами, интересами. Учесть при управлении специфику работы всех производственных коллективов можно лишь предоставив им право самостоятельно решать те или иные проблемы, т.е. путем децентрализованного управления. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.

4. Функциональная специализация управления. Суть этой закономерности состоит в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников, поэтому возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий между отдельными руководителями и коллективами. Применительно к управленческой деятельнос­ти эта закономерность управления проявляется в специализации на высших уровнях системы отдельных подразделений и сотрудников на выполнении разнообразных функций и подфункций: информаци­онного обеспечения, подбора и подготовки кадров, аналитической ра­боты, планирования, контроля и т.п.

5. Дифференциация неотделимаот интеграции – объединения разрозненных, специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

6. Демократизация управления – участие в управлении трудовых коллективов. Управление будет эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

7. Управление временем. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятий. Запаздывание с принятием управленческих решений приводит к ухудшению показателей эффективности всей системы.

8. Управлению присуща и такая закономерность, как цикличность его процесса, единство в нем познавательно-программирующей и организационно-регулирующей деятельности. Работа любого руководи­теля всегда состоит из ряда постоянно повторяющихся операций по подготовке управленческих решений и организации их исполнения. Данные операции обязательно взаимосвязаны с информацион­ными процессами. Это также одна из закономерностей управления. Управление и информация неразделимы. Информация, циркулирую­щая по каналам прямой (от субъекта к объекту) и обратной (от объек­та к субъекту) связи, служит основой для подготовки и реализации уп­равленческих решений. Преобладающее значение здесь имеют обратные связи, отражающие реакцию объекта управления на воздей­ствия его субъекта. Учет руководителями закономерности особенно важен для обоснования принимае­мых решений, оценки их действенности, исключения дублирования и противоречий в отдаваемых распоряжениях, своевременного установ­ления и устранения причин неисполнительности подчиненных.

Как и экономические законы, закономерности управления объективны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

Из законов управления вытекают основные принципы управления. Под принципами управления понимаются основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы управления имеют как объективный аспект (вытекают из законов управления), так и субъективный, который предопределяется индивидуальными особенностями человека (его интеллектом, опытом работы, уровнем профессионализма мировоззренческими и морально-этическими установками и т. д.). При этом имеет место достаточно чётко проявляющаяся зависимость: чем полнее отражение принципа в сознании человека (по содержанию) приближается к статусу закона, тем точнее знания, тем эффективнее деятельность субъекта управления.

Основные принципы управления:

 принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;

 принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;

 принцип иерархичности и обратной связи;

 принцип научной обоснованности управления;

 принцип демократизации управления;

 принцип плановости.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Сущность делегирования полномочий состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый член организации должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несёт ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры системы социального управления, при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются органами ближайшёй вышестоящей ступени, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Эти последние, в свою очередь, подчиняются и контролируются органами следующего (по восходящей) уровня и т. д. до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями системы (подсистемами) ставятся управляющими органами ближайшей более высокой по иерархии подсистемы управления.

Постоянный контроль деятельности всех подсистем осуществляется на основе обратной связи. Она обеспечивает получение соответствующим органом управления информации, выражающей реакцию управляемой подсистемы на воздействие управляющей подсистемы. Благодаря обратной связи, управляющая подсистема имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное обеспечение всех принимаемых управленческих решений.

Демократизация управления – один из важных принципов социального управления, который заключается в участии в управлении организацией (системой) всего её персонала. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития системы управления на перспективу. В соответствии с эти принципом только на основе планирования (в виде текущих и перспективных, стратегических планов) может полноценно и эффективно функционировать и развиваться производительная система социального управления. Фактически этот принцип решительно отвергает «невидимую руку рынка», усиленно внедряемую в массовое сознание в качестве единственного организующего начала социальной жизнедеятельности. К чему приводит отказ от этого принципа, убедительно продемонстрировала РФ в последние 20лет своего «развития».

Результатом реализации данного принципа является чёткая конкретизация цели управления, целей развития системы в целом и её подсистем.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.