Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное и индивидуальное сознание






Общественное сознание – это совокупность теорий, гипотез, настроений, чувств общества на определенном этапе его развития.

Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Конечно, самостоятельность общественного сознания не абсолютна. Речь идет о самостоятельности в рамках определяющего воздействия материального общественного бытия. Самостоятельность же проявляется в том, что, получая информацию извне, общественное сознание реагирует на нее и развивается по своим собственным внутренним законам. Следовательно, чтобы ответить на вопрос, в чем заключается относительная самостоятельность общественного сознания, надо предварительно ответить на другой вопрос: каковы внутренние законы его развития?

Прежде всего, выделим отсутствие «жесткой связи» между общественным бытием и общественным сознанием. Правда, формулировки законов, как правило, фиксируют наличие каких-то связей, а не их отсутствие, но в данном случае негативность, заложенная в формулировку, довольно точно схватывает суть закона. В некоторых исторических ситуациях эта закономерность проявляется в тенденции отставания общественного сознания от общественного бытия.

Говоря об относительной самостоятельности общественного сознания, необходимо выделить и закон преемственности его развития. Поясним его действие на примере эпохи европейского Возрождения. Можно ли духовное, в том числе философское, содержание Возрождения вывести из творчества Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Эразма Роттердамского? Несомненно, социальные сдвиги, которыми ознаменовалось начало развития ка­питализма, имели первостепенное значение для становления гигантов Возрождения. Однако само это становление было бы невозможно, если бы они не опирались на гуманистическое наследие своих предшественников, и в частности не возрождали традиции античной философии и культуры.

Кроме того, функционирует и закон взаимодействия различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, нравственное, философское, религиозное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может даже выступать в качестве определяющей. Так, в тоталитарном обществе под давлением господствующего политического сознания находятся, по сути дела, все остальные формы. Из содержания нравственного сознания, например, выбрасываются общечеловеческие моральные ценности, и нравственным объявляется лишь то, что служит достижению поставленных данным политическим строем целей. Яркий пример тому, запечатленный в истории советского периода образ Павлика Морозова, предавшего родителей ради идей коллективизации.

Еще один и, пожалуй, важнейший закон, характеризующий общественное сознание — закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Термин «обратное воздействие» применяется здесь довольно условно, т. е. общественное бытие и общественное сознание в интересах анализа разводятся настолько, чтобы можно было их взаимодействие выразить в привычных понятиях кибернетики. В действительности же общественное бытие и общественное сознание не являются чем-то внешним по отношению друг к другу, поскольку общественное бытие реализует себя и функционирует посредством сознания.

При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов. И, во-вторых, активное воздействие на общественное бытие оказывают как прогрессивные, так и консервативные и даже реакционные идеи. Это означает, что сознание может ускорять развитие общества, может его консервировать и может даже способствовать его повороту вспять.

На первый взгляд, выделение наряду с общественным сознанием сознания индивидуального, их подразумевающееся противопоставление друг другу может показаться непонятным. Разве человек, индивид, не есть существо общественное, и поскольку это так, то разве его индивидуальное сознание не есть в то же время сознание общественное?

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, и в этом смысле сознание индивида, безусловно, носит общественный характер, поскольку его развитие, содержание и функционирование определяется теми социальными условиями, в которых он живет. Общественное бытие отражается в сознании индивида по преимуществу не непосредственно, а пропущенным через социокультурные ограничители (связанные с уровнем культуры общества в целом, в том числе с господствующей картиной мира) и идеологические ограничители (связанные с особенностями восприятия общественного бытия, присущими отдельным большим социальным группам).

И все же сознание индивида далеко не тождественно ни сознанию общества в целом, ни сознанию доминантных для данного индивида больших групп. Индивидуальное сознание - это отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и его психологических особенностей.Это означает, что в сознании индивида сосуществуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других - находясь в антагонистических противоречиях) различные духовные пласты и элементы. Таким образом, индивидуальное сознание - своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.