Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КРСУ Стрессология 2 курс






КРСУ Медпсихология. Стрессология 2 курс

Тема: Медицинская психология: определение, основные задачи, место в системе додипломной подготовки врачей. Холистический подход в медицине. Смена парадигмы модели болезни. Понятие о картинах мира.

Медицинская психология – это раздел практической психологии, предназначенный для решения специфических психологических медицинских проблем. Некоторые психологи дают несколько иное определение: это раздел психологии, рассматривающий психологические аспекты в медицине. Как бы то ни было, основным предметом МП являются именно психологические расстройства, имеющие значение в медицине в целом. В определенной степени за рубежом понятия медицинский психолог чаще всего заменяют понятием клинический психолог или психотерапевт. Действительно эти понятия во многом синонимичны, однако для условий Киргизии есть небольшое отличие. По закону заниматься терапевтической деятельностью имеют право только специалисты с высшим медицинским образованием, поэтому клиническими психологами могут работать только психотерапевты (т.е. специалисты, имеющие базовое медицинской психиатрическое образование, впоследствии, получившие специализацию в области психотерапии). Дипломированные специалисты, имеющие университетское психологическое образование, заниматься терапией не могут. При этом предметом и медицинских психологов и практических психологов остаются психологические и неглубокие психические расстройства (глубокие психические расстройства лечатся психиатрами). Поэтому практические психологи занимаются тем же самым, однако это обозначается как психологическое консультирование или психокоррекция. Т.е. они оперируют понятием психологические проблемы и не используют клинические диагнозы.

 

Место медпсихологии в системе додипломной подготовки врачей.

Значение данного предмета на первый взгляд сложно определить. Но следует отметить современные тенденции психиатрии:

§ гуманизация стереотипов общественного восприятия психических расстройств и психически больных. Теперь эти люди не могут рассматриваться как инопланетяне, больные, не имеющие никакого отношения к интернистам. Современный врач обязан иметь определенный минимум навыков коммуникации, диагностики и лечения, больных с неглубокими психическими расстройствами. С этим связана следующая тенденция в психиатрии.

§ Интервенция (внедрение) психиатрии в сферу интернальной медицины. В условиях современной модели общественного здравоохранения ВОП вынуждены заниматься пациентами с неглубокими психическими расстройствами, поскольку существовавшая в советское время практика консультаций с узкими специалистами в условиях платной медицины не работает, поскольку психотерапевты (в основном этими проблемами занимаются психотерапевты или клинические психологи) являются одними из наиболее высоко оплачиваемых специалистов. В то же время неглубокие психические расстройства (головные боли напряжения, снижение настроения, нарушения сна, раздражительность и т.д.) чрезвычайно широко распространены в популяции. По данным экспертов ВОЗ депрессия занимает на сегодняшний день третье место в ряду патологии здоровья человека, уступая только гриппу и гипертонической болезни. Среди лиц, обращающихся к ВОП до 40% пациентов имеют неглубокие психические, а не соматические расстройства, а среди пациентов с кардиалгиями этот процент достигает 75% (данные Оксфордской группы экспертов). Поэтому ВОП вольно или невольно придется сталкиваться с такими больными.

Данная проблема имеет глубокие корни. Со времен Рене Декарта при изучении организма человека существовала тенденция изолированного рассмотрения телесного и психического в человеке. С тех пор картезианская модель остается актуальной. Если в изучении соматического функционирования медицина достигла определенных гносеологических результатов, то в области психического здоровья положение остается сложным. С первого курса студентов учат, что лечить необходимо не болезнь, а больного, что психика и сома это единое целое. Но к сожаленью это все остается не более чем трюизмы. Вся система додипломной подготовки направлена на изучение соматики, в то время как психическая сфера изучается крайне скудно. Модель обучения в КРСУ в наибольшей степени приближена к западным стандартам, где психическая сфера является, наряду с терапией и хирургией, одной из основных дисциплин, проходящей через все годы обучения в ВУЗе. Поэтому медицинская психология как учебная дисциплина, предназначена для заполнения дефицита информации в области познания личности человека. Нетрудно согласиться, что одно и то же заболевание по разному может протекать у людей с различными личностными, культуральными особенностями или в ситуации стресса или вне стресса.

Указанное позволяет сформулировать основные задачи медицинской психологии:

Диагностика определенных сдвигов в психологическом функционировании (по сравнению с индивидуальными, физиологическими или популяционными нормативами), выявление психологических проблем.

- Исследование специфических психологических проблем, имеющих значимость в формировании психосоматических расстройств. В классических американских руководствах по психосоматике к числу больших психосоматозов относят гипертоническую болезнь, ЯБЖ, нейродерматозы, диабет, ревматоидный полиартрит, тиреотоксикоз и т.д. Как видно из перечня ВОП в любом случае придется рассматривать психологические аспекты основных терапевтических заболеваний.

- Изучение особенностей личности, ее формирования, социализации и развития в норме и патологии.

- Изучение методов психологической коррекции и практического их использования для решения специфических проблем психического здоровья.

Если говорить о конкретной роли медпсихологии в додипломной подготовки будущих ВОП, можно выделить несколько основных аспектов:

§ Вероятно, наиболее важным является формирование у врачей целостного холистического взгляда на формирование патологии здоровья. На сегодняшний день не принято выделять отдельные психосоматические расстройства (что отражено в МКБ-10), поскольку считается, что в любом расстройстве в той или иной степени присутствует психологический компонент.

§ Включение медицинских проблем в контекст социокультурального обрамления, в котором функционирует человек (пример шефа о пожилой киргизке с платками).

§ Формирование у ВОП базальных навыков построения психологически грамотной коммуникации в диаде врач-больной.

В конечном итоге все направлено на повышение профессиональной эффективности и, соответственно, профессиональной конкурентности. В условиях, когда до последнего времени ежегодно выпускается около 1200 врачей, их профессиональная выживаемость зависит от профессионализма. В противном случае при современной системе оплаты труда врачей придется искать альтернативные варианты трудоустройства. Врач должен быть востребованным.

 

Картины мира.

Холистичность мировоззрения врачей в диагностике и терапии любых расстройств опирается на понятие картины мира. Определенная информация об этом была получена в курсе «Психологические основы врачебной деятельности». Это очень важное понятие, поскольку в настоящее время терапия приобрела определенные особенности. В настоящее время необходимо не простоя поставить диагноз и назначить правильное лечение. Большое значение уделяется вопросу согласия больного на проводимое лечение. Следует признать, что в случае несовпадения взглядов врача и больного относительно природы заболевания и, соответственно, методов терапии, больной будет больше ориентироваться на свои представления. Поэтому современный доктор обязательно должен учитывать представления больного и находить с ним консенсус (это определяется термином комплайнс). Представления больного строятся во многом в зависимости от индивидуальной картины мира, т.е. системы субъективных, индивидуальных представлений больного относительно восприятия мира в целом. Нами выделяются следующие варианты: механистическая, мистическая (оккультная), эклектическая и холистическая.

Механистическая отличается попытками упрощения восприятия до простых понятных причинно-следственных взаимосвязей. Приоритетность когниции идет в ущерб эмоциональности. Попросту говоря, это люди, которые во всем происходящем должны найти свое объяснение, неважно соответствует оно действительности или нет. Психическая деятельность воспринимается ими несколько упрощенно с точки зрения физиологического функционирования. Организм человека воспринимается как пусть и сложный но механизм, который может работать подчиняясь всем законам физики, химии и формальной логики. Такие люди считают, что механизм может работать только в том случае, если все его детали в порядке. Они больше ориентированы на лабораторные и инструментальные методы обследования, методы лечения с использованием аппаратуры (ЯМР, КТ, рентген, физиопроцедуры и т.д.). При проведении лечения и обследования им обязательно необходимо объяснение всего происходящего с учетом механистической картины мира. Приоритетными являются понятные для индивида логические построения, на основе которых строится поведение. Поэтому основными причинами расстройств могут быть понятные нейрофизиологические объяснения: остеохондроз, диетарные нарушения, черепно-мозговые травмы и т.п. Т.е. в данной картине отмечается приоритетность соматического с минимизацией роли психологических факторов как несущественных, поскольку их трудно понять и измерить.

 

Оккультная картина мира

Она может рассматриваться как противоположная механистической. Преобладает эмотивный стиль переработки информации. В данной картине логические построения причинно-следственных взаимосвязей не играют большой роли. Значительное место занимает не логика, а вера в мистические силы. Такие люди с готовностью воспринимают необъяснимые явления. У таких людей отмечается напротив преобладание психологических факторов над соматическими. Наиболее частыми объяснениями причин заболеваний могут быть воздействия сверхъестественных сил (сглаз, порча, экстрасенсорика). Характерно мистифицированное отношение к фигуре врача, оперирование такими понятиями как энергетика, потенциал, параллельные миры, трансцендентальность и т.п.

 

Эклектическая (мозаичная) картина мира.

В нашей культуре априорно она является преобладающей и представляет собой смесь взглядов и убеждений, составляющих основу механистической и оккультной картин мира. Отличительной особенностью является отсутствие четкой позиции, социальная конформность (подверженность мнению социального окружения и моды). Большое значение для них имеет влияние авторитетных фигур, система семейного воспитания, существующие социальные стереотипы восприятия. Такие люди одинаково воспринимают как научно-медицинские объяснения, так и мистические. При этом следует помнить, что полученное образование и социально-экономический статус не являются определяющими. Чаще всего отмечается не активная адаптация к меняющимся условиям, а пассивное подчинение суггестии. В определенной степени подобную картину мира можно сравнить с ближайшими городскими пригородами. Это уже не сельская культура, но еще не городская, а именно причудливая смесь (Кант, Сокулук). Сама картина мира характеризуется неустойчивостью и, в определенной степени, ситуативностью.

 

Холистическая картина мира.

В определенной степени она является условно выделенной, встречается достаточно редко. Она основана на признании психосоматических взаимосвязей, холистичности на уровне внутри организма и организма и его окружения. Подобные люди воспринимают мир целостно, дифференцированно в совокупности всех его взаимодействующих элементов.

Картины мира человека также являются предметом медицинской психологии. Выделение отдельных вариантов носит условный характер и, в то же время они отличаются стабильностью. Их определение позволяет глубже определять особенности личности и способы взаимодействия с миром. В свою очередь врач любой специальности может получить важную информацию и целостность восприятия своего пациента.

Смена парадигмы модели болезни.

В течение длительного времени в медицине существовала Пастеровская модель болезни. В середине позапрошлого столетия, когда основным видом патологии были инфекционные заболевания французским микробиологом Луи Пастером была сформулирована концепция, согласно которой болезнью может считаться только то расстройство, которое укладывается в определенную схему. Основные положения Пастера можно сформулировать следующим образом:

§ Между состоянием здоровья и болезнью существует четкая граница.

§ Болезнь всегда рассматривается как повреждающий фактор и поэтому всегда нуждается в коррекции (даже в некоторых случаях при отсутствии желания больного (венерические, инфекционные заболевания, проблемы химической зависимости).

§ Каждое заболевание вызывается специфическим возбудителем, который, внедряясь в организм, вследствие своей жизнедеятельности, вызывает определенные морфологические изменения, нарушающие гомеостаз организма. Данные изменения были обозначены как этиология и патогенез.

§ При нарушении гомеостаза организма появляются определенные внешние симптомы, специфичные для этиопатогенеза заболевания. Устойчивая совокупность специфических симптомов получила название клиники.

§ Специфичность клиники включает особенности течения (трехдневная лихорадка или бубонная форма чумы), исходы заболевания и специфические методы лечения и профилактики.

Данная модель болезни оказалась очень кстати, поскольку до этого представления о том, что такое болезнь были крайне размытыми, неопределенными и неоднозначными. Пастеровская модель позволила привести в порядок все существовавшие представления. Неслучайно французы считают Пастера вторым великим французом после Шарля Де Голля.

В дальнейшем модель Пастера повлияла на развитие всей медицины, когда начали формироваться отдельные отрасли: ревматология, кардиология, инфекционные заболевания, психиатрия, неврология и т.д. По сути, все современные учебники построены на модели Пастера. В любом заболевании выделяется этиология, патогенез, исходя из которых определяется клиника, течение, лечение и профилактика. Оказалось, что при большинстве терапевтических, неврологических и практически всех психических заболеваниях выделить специфический этиологический фактор не удавалось. Это ставило под сомнение всю последующую конструкцию – нет специфической этиологии, сложно говорить о специфическом патогенезе и клинике. В настоящее время приходят к выводу, что пастеровская модель применима для инфекционных и некоторых терапевтических заболеваний. Во всех остальных случаях необходимо искать другую модель. Все чаще приходят к выводу, что эту позицию может заменять адаптационная модель Ганса Селье, согласно которой все болезненные симптомы являются свидетельством попыток организма к самостоятельной адаптации в условиях внедрения патологического агента или иных нарушений внутреннего гомеостаза. Это очень важно, поскольку меняется сам терапевтический подход к симптомам (примеры с лихорадкой, кашлем или диареей). Активизация адаптационных механизмов протекает в форме стрессовой активации, приблизительно одинаково у всех людей с небольшими индивидуальными вариациями. Однако, стрессология (наука о стрессе и формах стрессового реагирования) является одним из основных предметов медицинской психологии. Поэтому все сказанное ранее о смене парадигмы модели болезни в медицине самым непосредственным образом обусловливает необходимость изучения данного предмета и его роль в системе додипломной подготовки врачей интернистов.

КРСУ Стрессология 2 курс

Лекция 2. Основные раздела медицинской психологии: психодиагностика, теоретические основы МП (стрессология, персонология), психотерапия. Стрессология, исторический экскурс, синдром «просто болезни». Основные положения конструкции Г. Селье.

В настоящее время медпсихология включает три основных раздела: психодиагностику, теоретические основы и психотерапию.

Психодиагностика, как видно из самого названия, это раздел, основной целью которого является выявление психопатологических сдвигов, с использованием специальных методов. Более конкретными задачами являются: определение нормативов психического функционирования с учетом культуральных или этнических особенностей популяции; определение отклонений в психическом функционировании от нормы, определение степени выраженности психопатологических расстройств; задачи профотбора; определение динамики психического состояния. Отдельное место занимает раздел психодиагностики – психометрика, основной задачей которого является разработка и валидизация методов психодиагностики. Методы психодиагностики разделяются на клинические (наблюдение, клиническое интервью, клинические оценочные шкалы) и экспериментально-психологические. Последние включают: анкеты (опросники, имеющие открытые ответы), вопросники (имеют стандартизованные ответы), тесты (вопросники, имеющие нормативы). В свою очередь тесты разделяются на тесты опросники (MMPI, УНП, УКЛ и т.д.), полупрожективные (тест незаконченные предложения, тест Розенцвейга, проксемика, семантический дифференциал и др.) тесты, прожективные тесты (методика Роршаха, тест Люшера, ТАТ). Следует помнить, что результаты тестирования обычно рассматриваются как вспомогательные, дополнение к клинической диагностике, поскольку они (за исключением прожективных методов) определяют лишь системы субъективных представлений человека относительно своих психических качеств, высока вероятность тенденциозного поведения, в связи, с чем предусматриваются специальные методы (обратные вопросы, шкалы контроля).

В практической деятельности ВОП за рубежом навыки использования простых тестов и клинических оценочных шкалы (тест Спилбергера, Цунга, Тейлора, оценочные шкалы Гамильтона) являются обязательными. Они позволяют быстро и относительно надежно получить представления относительно эмоциональных расстройств, выраженности стрессового напряжения и т.д. В нашей республике навыки психологического тестирования не являются обязательными, в то же время подобные навыки повышают эффективность диагностического процесса. Всегда следует помнить, что в психодиагностике используются только стандартизованные тесты (т.е. прошедшие тщательную процедуру валидизации).

 

Теоретический раздел медицинской психологии включает персонологию и стрессологию, что, собственно и будет являться основным учебным предметом на протяжении последующих 3 семестров. Психотерапия рассматриваться как прикладная часть медицинской психологии и включает в себя информацию относительно различных подходов в коррекции психических или психологических нарушений на основе данных психодиагностики и рассмотренных теоретических конструкций.

 

Стрессология.

Это специально выделенный раздел, основной задачей которого является рассмотрение различных аспектов формирования и системной реализации стресса в патологию. В академическом смысле термин стресс обозначает любое напряжение, которое объект испытывает в данное время. В вольном переводе с английского он означает нарушение равновесия любых физических сил. Считается, что впервые данный термин использовал французский физиолог Клод Бернар, который совместно с Робертом Шенноном разрабатывали теорию гомеостаза, нарушения которого вызывали реакции на восстановление (адаптацию). В последующем в изучении психофизиологических аспектов стресса большую роль сыграл Уолтер Кеннон, работы которого до настоящего времени рассматриваются как классические. Тем не менее, конструкция стресса связана, прежде всего, с именем канадского нейрофизиолога Ганса Селье. В основе концепции Селье лежат две основные идеи: представление о жизнедеятельности организма как непрерывного процесса адаптации и идея стрессового воздействия как основного фактора активации адаптационных механизмов на различных уровнях. К идее неспецифичности стрессорной реакции Селье приходит несколько необычным образом. В то время как подавляющее большинство исследователей делали акцент на выделении специфических признаках или симптомов болезней, он обратил внимание, что есть несколько общих признаков, наблюдающихся при большинстве заболеваний. Им даже был выделен т.н. «симптом просто болезни» (совокупность неспецифических признаков, свидетельствующих о повреждении как таковом: «землистый цвет лица, снижение аппетита и веса тела, скорбное выражение лица, апатия, недомогание, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства»). В эксперименты была получены неспецифическая триада: 1 увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение (сморщивание) вилочковой железы и лимфатических желез, точечные кровоизлияния и кровоточащие изъязвления на слизистой желудка и кишечника.

 

Основные семантические и терминологические трудности стрессологии.

Сам термин получил чрезвычайно широкое распространение в популяции (нечто аналогичное с темпераментными характеристиками Гиппократа). Вероятно, это связано с тем, что есть некий архетипальный характер понятия стресс. Широкое использование термина сочетается с отсутствием корректного однозначного его понимания - каждый вкладывает в этот термин свое понимание. Стремление к терминологической унификации имеет свой практический контекст – из неправильного понимания термина формируется некорректное восприятие как чего-то однозначно негативного, нуждающегося в коррекции.

Факторы, вызывающие нарушение динамического равновесия (гомеостаза) могут иметь физическую, психологическую или смешанную природу. Соответственно, мы можем говорить о физическом и психологическом стрессе. Поскольку психологическая реакция, прежде всего, включает эмоциональное реагирование, принято психологический стресс обозначать как эмоциональный и в практической жизни он имеет место в подавляющем большинстве случаев. Важнее всего то, что и физические и психологические стрессоры могут вызывать приблизительно одинаковый комплекс физиологических сдвигов в организме.

Положение усугубляется тем, что среди исследователей стресса, также нет однозначности. Существует достаточное количество определений стресса:

1. Это выраженная или чрезмерно неблагоприятная для организма психологическая или физиологическая реакция на стрессор.

2. Сильные, неблагоприятные для организма реакции любой направленности (например: как позитивные, так и негативные эмоциональные реакции).

3. Это комплекс неспецифических психологических и физиологических реакций организма, возникающих при экстремальном воздействии на него.

4. Неспецифические психофизиологические реакции организма при любом воздействии на него.

Все определения делают акцент на трех аспектах: наличествует раздражитель в виде стрессора; имеется определенная реакция организма на стрессор, реакция может носить специфический и неспецифический характер. Возникает несколько достаточно принципиальных вопросов:

· Стресс это реакция организма или фактор, вызывающий ответную реакцию?

· Стресс это психическое или физиологическое реагирование, что является специфичным и неспецифичным?

· Стресс это негативное воздействие на организм или любое воздействие, вызывающее нарушение гомеостаза?

В этой ситуации возможно формирование некоего собственного гибрида в качестве временного термина: стресс – это комплекс малоспецифичных психофизиологических сдвигов в организме, возникающий в ответ на любое воздействие на него, достаточное, чтобы вызвать нарушение гомеостаза. Основной функцией стресса является адаптация (т.е. это не просто восстановление гомеостаза, а приспособление в актуальной ситуации).

Следующая проблема – вопрос о первичности и вторичности. В клинической психологии под эмоциональным стрессом понимается также несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, что приводит к формированию эмоциональных реакций (информационная теория Симонова). Именно эмоции запускают в действие все адаптационные механизмы.

Возможно и такое представление о возникновении стресса: ситуация неопределенности вызывает формирование тревоги, как наиболее неспецифичной реакции. Если в течение определенного времени тревога не разрешается, то напряженное ожидание негативных событий само по себе может рассматриваться как стресс (при этом ситуацию неопределенности трудно сопоставлять с какими-то конкретными событиями в жизни человека, порой достаточно даже воспоминаний, чтобы возникла тревога). Подобная тесная связь тревоги и стресса отражается в единстве конкретных форм психофизиологического обеспечения этих двух феноменов.

Из вышеизложенного можно сделать несколько выводов:

· Конструкция стресса опирается на представления о холизме в рассмотрении функционирования организма (физический стресс обычно опосредуется эмоциональным реагированием).

· Стресс является рабочим понятием, далеким от однозначности и завершенности.

· Несмотря на это, стресс помогает оптимальным образом (на сегодняшний день это единственная общепризнанная конструкция, объясняющая психосоматические взаимосвязи) решать многие вопросы психосоматики (как эмоциональные факторы и психологические проблемы принимают участие в формировании соматических расстройств), наполняя конкретным содержанием эти взаимосвязи (пример формирования диабета или ГБ).

 

Основные положения можно определить в нескольких основных тезисах:

· Заболевание может вызываться как специфическими, так и неспецифическими причинами. В последнем случае его нельзя называть заболеванием, можно говорить только о расстройстве (т.е. устойчивой совокупности клинических проявлений).

· Заболевание может рассматриваться как форма самостоятельной адаптации к новым условиям, в которые попадает индивид (условия агрессивного воздействия агентов среды).

· То, что ранее обозначалось как симптомы (т.е. проявления заболевания), имеет теперь иной смысл – это проявления функционирования адаптационных механизмов (кашель, лихорадка, диарея и др.).

· Симптомы или механизмы адаптации могут подразделяться на специфические (направленные на определенные агрессивные агенты) и неспецифические (которые могут возникать на действие любого раздражителя).

· Неспецифические адаптационные реакции организма могут проявляться с определенной этапностью по мере повышения их эффективности для восстановления гомеостаза.

· В зависимости от специфичности или неспецифичности, можно рассматривать специфические и неспецифические методы терапии (реактивность, иммуномодуляторы, витаминотерапия, физиотерапевтические методы и др.).

· Адаптационные механизмы могут функционировать на нескольких уровнях жизнедеятельности организма (который рассматривается в единстве психических и биологических процессов): биологическом, психологическом и социальном. Соответственно выделяют биологическую, психическую и социальную адаптацию.

 

Основные положения конструкции Селье из первоисточника.

1. Стресс есть неспецифическая реакция организма на любой раздражитель (специфический или неспецифический). При этом он не отрицает, что в адаптационной реакции организма может быть и специфический компонент (выработка антител, направленных на определенный антиген).

2. Человек не может существовать вне стресса. Стрессовое реагирование является основным адаптационным механизмом, обусловившим выживание человека как биологического вида Homo sapiens в процессе эволюции. Жизнь в ситуации стресса есть нормальное условие повседневного функционирования человека. Был поставлен ряд опытов, показавших, что отсутствие стресса является самым сильным стрессором. Это значит, что стресс не может рассматриваться как медицинская проблема, проблема – дистресс (чрезмерное, пролонгированное или неразрешенное напряжение).

3. Факторы, вызывающие стрессовую активацию обозначается как стрессор. Стрессоры могут быть специфическими и неспецифическими. Важно то, что и те и другие приводят приблизительно к одинаковым психовегетативным последствиям. Сами стрессоры могут иметь физическую или психологическую природу.

4. Специфичность стрессовой реакции зависит от конституционально-генетических особенностей индивида. Имеются в виду особенности паттернов психовегетативного реагирования. Кроме того, имеет значение конкретная предыстория (предполагается, что опыт каждого переживания патологии оставляет свое психофизиологическое клише – например иммунитет).

5. Специфические и неспецифические реакции имеют одну направленность – адаптацию, восстановление гомеостаза как динамического равновесия. Отсюда иной смысл понимания патологических симптомов – важно не что происходит, а почему или для чего. Основным критерием оценки адаптационных механизмов является их успешность или неуспешность. В то же время следует отметить, что данный критерий весьма относителен, поскольку адаптация может осуществляться на нескольких уровнях. Оптимальным вариантом является адаптация на всех трех уровнях (биологический, интрапсихический и социальный), однако, подобный вариант крайне редок. Например: шизофреническая кататония может рассматриваться как успешная адаптация на интрапсихическом, относительно успешная на биологическом и неадаптивная с точки зрения социальной адаптации. Механизмы адаптации могут носить чрезмерный характер и в этом случае они становятся причинами нарушения на биологическом уровне (психосоматические расстройства). Примером может служить сосудистая прессорная реакция на психологические раздражители в случае пролонгирования действия стрессора (хронический эмоциональный стресс) значительно меняет эластичность сосудистой стенки и в дальнейшем формирует гипертензионный синдром, а затем и ГБ. Важно отметить при этом, что организм приблизительно одинаково реагирует как на физические, так и на психологические стрессоры.

6. Стресс является естественным условием функционирования организма. Как отмечалось ранее, отсутствие стресса является самым мощным дистрессором. Интерес в этом случае представляет предположение Файвишевского о том, что невротическая личность целенаправленно ищет негативную эмоциональную стимуляцию, поскольку изначально она депривирована от дистресса (они попросту «забалованы» щадящими условиями, что, вероятно, близко к истине, если вспомнить условия и социальное окружение истерической личности). Чем больше человек депривирован от опасностей, тем больше он иррационально ищет их (рокеры, альпинисты). В этом случае стресс плавно переходит в дистресс (кривая стресса: эустресс, оптимальный стресс, дистресс). Селье считал, что один из самых сильных дистрессоров – ситуация неопределенности, как источник тревожных реакций.

7. Стрессорные реакции осуществляются посредством адаптационной энергии. Вероятно, эта часть конструкции является наиболее спорной до настоящего времени. Он предполагает, что человек изначально обладает каким-то количеством адаптационной энергии. У каждого индивида она имеет определенную дискретную величину, определяющую такое качество организма как стресстолерантность. Эта энергия обладает всеми признаками физической величины, однако, на сегодняшний день отсутствуют научные методы ее идентификации. По своей феноменологии она близка к понятию биологической энергии. Количество адаптационной энергии не восполняется и постепенно тратится человеком в течение всей жизни. Как только она заканчивается, человек теряет способность восстанавливать гомеостаз, что приводит к изменениям в организме, несовместимым с жизнью. В неблагоприятной ситуации возможны чрезмерные потери адаптационной энергии, которые вызываются экстремальными психологическими (вуду смерть) или биологическими (переохлаждение) стрессорами, что приводит к летальному исходу. Адаптационная энергия у человека бывает двух видов: поверхностная и глубокая. Вместе они составляют как бы «наследственный капитал», поскольку количество суммарной энергии не восстанавливается. Поверхностная энергия тратится по мере необходимости. Основная задача глубокой – восстановление ресурсов поверхностной.

8. Человек должен в течении жизни разумно тратить адаптационную энергию. Данное положение является логическим выводом из предыдущего. По мнению Селье большое значение здесь приобретают социальные факторы (с учетом социальной природы человека). Борьба, конкуренция, ненависть, злоба, месть и т.п. рассматриваются как энергоемкие состояния, которые ведут к негативным последствиям для обеих сторон. Оптимальным стереотипом взаимодействия он считает сотрудничество. Отсюда он формулирует свою вторую уязвимую конструкцию - альтруистический эгоизм. Суть ее можно определить в нескольких тезисах: человек по своей природе эгоистичен (любой), наиболее эффективным способом удовлетворения эгоистических потребностей является формирование условий, в которых люди не будут этому препятствовать, это возможно только при наличии у них симпатии и желания содействовать. Для этого человек должен всемерно содействовать удовлетворению их желаний. Добро всегда возвращается, причем это происходит быстрее и легче чем зло, которое также возвращается, но с негативными последствиями для обеих сторон. Отсюда возникает термин, соединяющий по сути, два противоположных понятия: альтруизм – ориентация на людей, стремление делать им добро, эгоизм – стремление руководствоваться только своими интересами. Селье придавал большое значение социальным выводам своей теории, но разумно предполагал, что этот принцип альтруистического эгоизма начнет функционировать, только если его будут разделять большинство членов общества, в противном случае – это не более чем очередная утопия. Его общественная работа в последние годы была в основном посвящена пропаганде своих социальных взглядов. Они находили широкий отклик среди пацифистских организаций, среди групп молодежи движения хиппи, гуманистически ориентированных психологов и даже бихевиористов. Тем не менее, эти взгляды подвергались в не меньшей степени аргументированной критике за их реальную несостоятельность.

9. Адаптационные механизмы не являются равнозначными. По мнению Селье, одни механизмы направлены исключительно на восстановление гомеостаза, в то время как другие способствуют гомеостазу посредством формирования определенных изменений в организме. Оптимальным считается баланс между этими двумя группами механизмов. Они обозначены Селье как синтаксические и кататаксические. В целом синтаксические механизмы направлены на пассивное приспособление и прекращение сопротивления. Примерами может служить реакция спонтанного подавления иммунной реакции при аллергии, что приводит к ремиссии. Другим примером является функционирование систем организма, направленных на подавление реакции тревоги как главного механизма стрессового реагирования. В результате активации подобных систем выделяются вещества, по химической структуре аналогичные нейромедиаторам бензодиазепинов (по сути, исходя из аналогии, были синтезированы искусственные бензодиазепиновые транквилизаторы). Аналогичную роль «пеногасителя тревоги» выполняет в организме эндогенный алкоголь. Не случайно одной из основных мотиваций употребление алкоголя на начальных этапах формирования зависимости является атараксия – снижение уровня стрессового напряжения. Существуют и другие нейромедиаторы (катехоламины – адреналин, норадреналин, дофамин, серотонин и некоторые другие) более общего характера, которые обусловливают не только тревожные реакции, сколько стрессорную реакцию в целом.

Примерами кататаксических (т.е. ориентированных на усиление стрессорной реакции) механизмов является действие витаминов, микроэлементов, биостимуляторов, ориентированных на повышение иммунной реактивности и, следовательно – «подстегивание» стрессорной реакции. В результате происходит ускорение обменных процессов, повышение АД и, одновременно, тревоги, агрессивности, напряжения. В случае несбалансированности синтаксических механизмов, возможны срывы адаптации как на биологическом (АГ, гиперхолестеринемия, нарушения ритма и др.), так и на психологическом уровне (суициды, депрессия, тревога и др. психические расстройства). Аналогичным образом действуют некоторые экзогенные вещества (гербалайф, биостимуляторы, иммуномодуляторы и др.). На восстановлении баланса этих двух групп механизмов основана народная медицина. В частности, в китайской медицине используется принцип восстановления баланса за счет растительных веществ различной направленности (стимулирующие и седативные). Пропорция веществ подбирается строго индивидуально для каждого больного (правда это все маскируется шелупонью типа инь-янь, пустота-полнота и др.). Приблизительно аналогичным образом построены прописи микстуры Павлова (кстати, сам Павлов никогда не использовал нулевую пропись).

Баланс синтаксических и кататоксических механизмов стрессового реагирования является динамическим образованием. Стрессорная реакция может широко варьировать по времени от мгновенной до продолжительной. Роль кататоксических механизмов более важна на первых этапах стресса. Они позволяют максимально быстро адаптироваться к действию стрессора (потливость, тахипноэ и т.п.). Однако, если их недостаточно для компенсации стрессора или они приобретают патологический характер, то обязательно присоединяются синтаксические механизмы. Они рассматриваются как механизмы компенсации последствий кататаксических реакций и одновременно способствуют адаптации посредством пассивного приспособления. К примеру, восхождение на Эверест продолжается приблизительно около 3 недель. Если на протяжении всего этого периода функционировали бы только кататаксические реакции (адаптационная их роль несомненна), то организм ждала бы неминуемая смерть от истощения.

Из вышеизложенного следует несколько обобщений:

· В обеспечении стрессорной реакции принимают комплексное участие разнонаправленные механизмы (следует отметить, что простое механическое разделение на син- и кататаксические механизмы неприемлемо – они могут рассматриваться только в комплексе, в разной пропорции на разных этапах стресса).

· Появляется необходимость выделения различных этапов стрессорной реакции с преимущественной активацией различных групп адаптационных механизмов на каждом из них.

· Включение различных механизмов обеспечивается различными осями стресса.

 

На начальных этапах в основном используется поверхностная энергия. Если этого недостаточно для адаптации, может включаться непосредственно глубокая энергия со своими специфическими осями. Длительный расход глубокой энергии обычно приводит к истощению и смерти, поэтому обязательно включение синтаксических механизмов. Поэтому суть адаптации – оптимальная экономичность. Ведущую роль играют здесь психологические механизмы реагирования. Как известно, эмоции человека, составляющие суть эмоционального стресса по своей природе являются психофизиологическим феноменом и всегда сопровождаются физиологическими сдвигами. Особенность современности в том, что физические стрессоры стали значительно более редкими по сравнению с психологическими и занимают не столь большое место в жизни современного человека. Но и те, и другие сопровождаются неспецифическими вегетативными сдвигами. Эмоциональное напряжение гораздо сложнее снимать прямыми методами в отличие от физического. Одновременно с этим физиологическое напряжение также приобретает хронический характер. На этом строится психотерапия:

– снижение психологического/эмоционального напряжения посредством когнитивного воздействия (к примеру, если человека убедить, что объект тревоги не представляет угрозы – неважно, соответствует ли это действительности). В результате мы получаем смещение физиологических показателей ближе к норме (потливость, сердцебиения и другие соматизированные расстройства).

– Непосредственная модификация физиологических сдвигов посредством метамоделирования или формирования субструктур личности.

– Телесно ориентированные методы воздействия также приводят к снижению уровня психовегетативного напряжения с последующим купированием стрессорной реакции.

Во всех перечисленных случаях (список далеко не окончательный) утилизируется идея о внутреннем холизме, тесной связи эмоций и соматовегетативных последствий стрессового реагирования.

 

Лекция 5. Тема: Основные положения концепции Селье.

Прежде чем говорить о концепции Селье, необходимо остановиться на прежней парадигме модели болезни. Она была впервые сформулирована Луи Пастером, французским микробиологом в середине 19 века. В то время основным видом патологии здоровья являлись инфекционные заболевания. Конструкция Пастера идеально подходила для этих заболеваний, но, к сожалению, в дальнейшем по мере развития медицины она распространялась на все отрасли медицины.

Основные положения пастеровской модели болезни:

· Болезнь всегда рассматривается как патология и несет за собой вред для организма

· Между болезнью и здоровьем всегда есть четкая граница

· В каждом заболевании можно определить четкий возбудитель, который определяет характер развивающихся в организма патологических процессов. Это проявляется специфическими симптомами и, соответственно, определяет течение болезненного процесса, исходы и методы специфического лечения.

· Болезни можно разделять друг от друга в зависимости от вызвавшей их специфической причины.

 

На смену этой парадигме приходит адаптационная в силу несостоятельности прежней модели для большинства терапевтических, неврологических и в особенности психических заболеваний.

Основные положения можно определить в нескольких основных тезисах:

· Заболевание может вызываться как специфическими, так и неспецифическими причинами. В последнем случае его нельзя называть заболеванием, можно говорить только о расстройстве (т.е. устойчивой совокупности клинических проявлений).

· Заболевание может рассматриваться как форма самостоятельной адаптации к новым условиям, в которые попадает индивид (условия агрессивного воздействия агентов среды).

· То, что ранее обозначалось как симптомы (т.е. проявления заболевания), имеет теперь иной смысл – это проявления функционирования адаптационных механизмов (кашель, лихорадка, диарея и др.).

· Симптомы или механизмы адаптации могут подразделяться на специфические (направленные на определенные агрессивные агенты) и неспецифические (которые могут возникать на действие любого раздражителя).

· Неспецифические адаптационные реакции организма могут проявляться с определенной этапностью по мере повышения их эффективности для восстановления гомеостаза.

· В зависимости от специфичности или неспецифичности, можно рассматривать специфические и неспецифические методы терапии (реактивность, иммуномодуляторы, витаминотерапия, физиотерапевтические методы и др.).

· Адаптационные механизмы могут функционировать на нескольких уровнях жизнедеятельности организма (который рассматривается в единстве психических и биологических процессов): биологическом, психологическом и социальном. Соответственно выделяют биологическую, психическую и социальную адаптацию.

В основе концепции Селье лежат две основные идеи: представление о жизнедеятельности организма как непрерывного процесса адаптации и идея стрессового воздействия как основного фактора активации адаптации на различных уровнях.

 

Основные положения конструкции Селье из первоисточника.

10. Стресс есть неспецифическая реакция организма на любой раздражитель (специфический или неспецифический). При этом он не отрицает, что в адаптационной реакции организма может быть и специфический компонент (выработка антител, направленных на определенный антиген).

11. Человек не может существовать вне стресса. Стрессовое реагирование является основным адаптационным механизмом, обусловившим выживание человека как биологического вида Homo sapiens в процессе эволюции. Жизнь в ситуации стресса есть нормальное условие повседневного функционирования человека. Был поставлен ряд опытов, показавших, что отсутствие стресса является самым сильным стрессором. Это значит, что стресс не может рассматриваться как медицинская проблема, проблема – дистресс (чрезмерное, пролонгированное или неразрешенное напряжение).

12. Факторы, вызывающие стрессовую активацию обозначается как стрессор. Стрессоры могут быть специфическими и неспецифическими. Важно то, что и те и другие приводят приблизительно к одинаковым психовегетативным последствиям. Сами стрессоры могут иметь физическую или психологическую природу.

13. Специфичность стрессовой реакции зависит от конституционально-генетических особенностей индивида. Имеются в виду особенности паттернов психовегетативного реагирования. Кроме того, имеет значение конкретная предыстория (предполагается, что опыт каждого переживания патологии оставляет свое психофизиологическое клише – например иммунитет).

14. Специфические и неспецифические реакции имеют одну направленность – адаптацию, восстановление гомеостаза как динамического равновесия. Отсюда иной смысл понимания патологических симптомов – важно не что происходит, а почему или для чего. Основным критерием оценки адаптационных механизмов является их успешность или неуспешность. В то же время следует отметить, что данный критерий весьма относителен, поскольку адаптация может осуществляться на нескольких уровнях. Оптимальным вариантом является адаптация на всех трех уровнях (биологический, интрапсихический и социальный), однако, подобный вариант крайне редок. Например: шизофреническая кататония может рассматриваться как успешная адаптация на интрапсихическом, относительно успешная на биологическом и неадаптивная с точки зрения социальной адаптации. Механизмы адаптации могут носить чрезмерный характер и в этом случае они становятся причинами нарушения на биологическом уровне (психосоматические расстройства). Примером может служить сосудистая прессорная реакция на психологические раздражители в случае пролонгирования действия стрессора (хронический эмоциональный стресс) значительно меняет эластичность сосудистой стенки и в дальнейшем формирует гипертензионный синдром, а затем и ГБ. Важно отметить при этом, что организм приблизительно одинаково реагирует как на физические, так и на психологические стрессоры.

15. Стресс является естественным условием функционирования организма. Как отмечалось ранее, отсутствие стресса является самым мощным дистрессором. Интерес в этом случае представляет предположение Файвишевского о том, что невротическая личность целенаправленно ищет негативную эмоциональную стимуляцию, поскольку изначально она депривирована от дистресса (они попросту «забалованы» щадящими условиями, что, вероятно, близко к истине, если вспомнить условия и социальное окружение истерической личности). Чем больше человек депривирован от опасностей, тем больше он иррационально ищет их (рокеры, альпинисты). В этом случае стресс плавно переходит в дистресс (кривая стресса: эустресс, оптимальный стресс, дистресс). Селье считал, что один из самых сильных дистрессоров – ситуация неопределенности, как источник тревожных реакций.

16. Стрессорные реакции осуществляются посредством адаптационной энергии. Вероятно, эта часть конструкции является наиболее спорной до настоящего времени. Он предполагает, что человек изначально обладает каким-то количеством адаптационной энергии. У каждого индивида она имеет определенную дискретную величину, определяющую такое качество организма как стресстолерантность. Эта энергия обладает всеми признаками физической величины, однако, на сегодняшний день отсутствуют научные методы ее идентификации. По своей феноменологии она близка к понятию биологической энергии. Количество адаптационной энергии не восполняется и постепенно тратится человеком в течение всей жизни. Как только она заканчивается, человек теряет способность восстанавливать гомеостаз, что приводит к изменениям в организме, несовместимым с жизнью. В неблагоприятной ситуации возможны чрезмерные потери адаптационной энергии, которые вызываются экстремальными психологическими (вуду смерть) или биологическими (переохлаждение) стрессорами, что приводит к летальному исходу. Адаптационная энергия у человека бывает двух видов: поверхностная и глубокая. Вместе они составляют как бы «наследственный капитал», поскольку количество суммарной энергии не восстанавливается. Поверхностная энергия тратится по мере необходимости. Основная задача глубокой – восстановление ресурсов поверхностной.

17. Человек должен в течении жизни разумно тратить адаптационную энергию. Данное положение является логическим выводом из предыдущего. По мнению Селье большое значение здесь приобретают социальные факторы (с учетом социальной природы человека). Борьба, конкуренция, ненависть, злоба, месть и т.п. рассматриваются как энергоемкие состояния, которые ведут к негативным последствиям для обеих сторон. Оптимальным стереотипом взаимодействия он считает сотрудничество. Отсюда он формулирует свою вторую уязвимую конструкцию - альтруистический эгоизм. Суть ее можно определить в нескольких тезисах: человек по своей природе эгоистичен (любой), наиболее эффективным способом удовлетворения эгоистических потребностей является формирование условий, в которых люди не будут этому препятствовать, это возможно только при наличии у них симпатии и желания содействовать. Для этого человек должен всемерно содействовать удовлетворению их желаний. Добро всегда возвращается, причем это происходит быстрее и легче чем зло, которое также возвращается, но с негативными последствиями для обеих сторон. Отсюда возникает термин, соединяющий по сути, два противоположных понятия: альтруизм – ориентация на людей, стремление делать им добро, эгоизм – стремление руководствоваться только своими интересами. Селье придавал большое значение социальным выводам своей теории, но разумно предполагал, что этот принцип альтруистического эгоизма начнет функционировать, только если его будут разделять большинство членов общества, в противном случае – это не более чем очередная утопия. Его общественная работа в последние годы была в основном посвящена пропаганде своих социальных взглядов. Они находили широкий отклик среди пацифистских организаций, среди групп молодежи движения хиппи, гуманистически ориентированных психологов и даже бихевиористов. Тем не менее, эти взгляды подвергались в не меньшей степени аргументированной критике за их реальную несостоятельность.

18. Адаптационные механизмы не являются равнозначными. По мнению Селье, одни механизмы направлены исключительно на восстановление гомеостаза, в то время как другие способствуют гомеостазу посредством формирования определенных изменений в организме. Оптимальным считается баланс между этими двумя группами механизмов. Они обозначены Селье как синтаксические и кататаксические. В целом синтаксические механизмы направлены на пассивное приспособление и прекращение сопротивления. Примерами может служить реакция спонтанного подавления иммунной реакции при аллергии, что приводит к ремиссии. Другим примером является функционирование систем организма, направленных на подавление реакции тревоги как главного механизма стрессового реагирования. В результате активации подобных систем выделяются вещества, по химической структуре аналогичные нейромедиаторам бензодиазепинов (по сути, исходя из аналогии, были синтезированы искусственные бензодиазепиновые транквилизаторы). Аналогичную роль «пеногасителя тревоги» выполняет в организме эндогенный алкоголь. Не случайно одной из основных мотиваций употребление алкоголя на начальных этапах формирования зависимости является атараксия – снижение уровня стрессового напряжения. Существуют и другие нейромедиаторы (катехоламины – адреналин, норадреналин, дофамин, серотонин и некоторые другие) более общего характера, которые обусловливают не только тревожные реакции, сколько стрессорную реакцию в целом.

Примерами кататаксических (т.е. ориентированных на усиление стрессорной реакции) механизмов является действие витаминов, микроэлементов, биостимуляторов, ориентированных на повышение иммунной реактивности и, следовательно – «подстегивание» стрессорной реакции. В результате происходит ускорение обменных процессов, повышение АД и, одновременно, тревоги, агрессивности, напряжения. В случае несбалансированности синтаксических механизмов, возможны срывы адаптации как на биологическом (АГ, гиперхолестеринемия, нарушения ритма и др.), так и на психологическом уровне (суициды, депрессия, тревога и др. психические расстройства). Аналогичным образом действуют некоторые экзогенные вещества (гербалайф, биостимуляторы, иммуномодуляторы и др.). На восстановлении баланса этих двух групп механизмов основана народная медицина. В частности, в китайской медицине используется принцип восстановления баланса за счет растительных веществ различной направленности (стимулирующие и седативные). Пропорция веществ подбирается строго индивидуально для каждого больного (правда это все маскируется шелупонью типа инь-янь, пустота-полнота и др.). Приблизительно аналогичным образом построены прописи микстуры Павлова (кстати, сам Павлов никогда не использовал нулевую пропись).

Баланс синтаксических и кататоксических механизмов стрессового реагирования является динамическим образованием. Стрессорная реакция может широко варьировать по времени от мгновенной до продолжительной. Роль кататоксических механизмов более важна на первых этапах стресса. Они позволяют максимально быстро адаптироваться к действию стрессора (потливость, тахипноэ и т.п.). Однако, если их недостаточно для компенсации стрессора или они приобретают патологический характер, то обязательно присоединяются синтаксические механизмы. Они рассматриваются как механизмы компенсации последствий кататаксических реакций и одновременно способствуют адаптации посредством пассивного приспособления. К примеру, восхождение на Эверест продолжается приблизительно около 3 недель. Если на протяжении всего этого периода функционировали бы только кататаксические реакции (адаптационная их роль несомненна), то организм ждала бы неминуемая смерть от истощения.

Из вышеизложенного следует несколько обобщений:

· В обеспечении стрессорной реакции принимают комплексное участие разнонаправленные механизмы (следует отметить, что простое механическое разделение на син- и кататаксические механизмы неприемлемо – они могут рассматриваться только в комплексе, в разной пропорции на разных этапах стресса).

· Появляется необходимость выделения различных этапов стрессорной реакции с преимущественной активацией различных групп адаптационных механизмов на каждом из них.

· Включение различных механизмов обеспечивается различными осями стресса.

 

На начальных этапах в основном используется поверхностная энергия. Если этого недостаточно для адаптации, может включаться непосредственно глубокая энергия со своими специфическими осями. Длительный расход глубокой энергии обычно приводит к истощению и смерти, поэтому обязательно включение синтаксических механизмов. Поэтому суть адаптации – оптимальная экономичность. Ведущую роль играют здесь психологические механизмы реагирования. Как известно, эмоции человека, составляющие суть эмоционального стресса по своей природе являются психофизиологическим феноменом и всегда сопровождаются физиологическими сдвигами. Особенность современности в том, что физические стрессоры стали значительно более редкими по сравнению с психологическими и занимают не столь большое место в жизни современного человека. Но и те, и другие сопровождаются неспецифическими вегетативными сдвигами. Эмоциональное напряжение гораздо сложнее снимать прямыми методами в отличие от физического. Одновременно с этим физиологическое напряжение также приобретает хронический характер. На этом строится психотерапия:

– снижение психологического/эмоционального напряжения посредством когнитивного воздействия (к примеру, если человека убедить, что объект тревоги не представляет угрозы – неважно, соответствует ли это действительности). В результате мы получаем смещение физиологических показателей ближе к норме (потливость, сердцебиения и другие соматизированные расстройства).

– Непосредственная модификация физиологических сдвигов посредством метамоделирования или формирования субструктур личности.

– Телесно ориентированные методы воздействия также приводят к снижению уровня психовегетативного напряжения с последующим купированием стрессорной реакции.

Во всех перечисленных случаях (список далеко не окончательный) утилизируется идея о внутреннем холизме, тесной связи эмоций и соматовегетативных последствий стрессового реагирования.

 

Лекция 6. Тема: Понятие стрессоров. Нейрофизиологическое обеспечение стресса, основные оси стрессорной реакции.

Строение нервной системы человека.

Основным элементом нервной системы является нейрон (нервная клетка). Он состоит из дендрита (принимающая часть, несущая информацию к нейрону), клетка (в которой происходит переработка информации и формирование ответа) и аксон (нервное окончание, проводящее импульс к органам мишеням). Аксон может передавать импульсы в другие нейроны через синапсы. Передача импульсов в синапсах происходит посредством нейротрансмиттеров (норэпинефрины и ацетилхолин).

Анатомически нервная система может подразделяться на два отдела: центральная и периферическая нервная система.

Центральная нервная система. Она включает анатомически головной и спинной мозг. Согласно наиболее признанной модели Paul Mac Lean (1975), головной мозг имеет три основных функционально анатомических уровня.

· Неокортекс. Анатомически это кора головного мозга (пресловутое «серое вещество»). Основной функцией является декодирование полученной информации, интерпретация сенсорных сигналов, центральная регуляция двигательной сферы, а также когнитивные функции (воображение, логическое мышление, формирование умозаключений, память, прогнозирование и др.).

· Лимбическая система. Анатомически включает ряд важнейших образований – гипоталямус, гиппокамп, перегородку, поясную извилину, миндалевидное тело. Основной железой данной области является гипофиз. Лимбическая система рассматривается как центр эмоционального контроля. Считается, что данный уровень обеспечивает эмоциональную окраску стрессового реагирования.

· Ретикулярная формация и ствол мозга. Анатомически это сетчатое образование и стволовая часть мозга. Основной функцией данного отдела является управление вегетативными функциями организма, а также передача через талямус импульсов в высшие отделы.

 

Спинной мозг представляет собой с одной стороны центральный проводящий путь (нисходящие и восходящие пути), с другой – в нем имеются самостоятельные нейроны, обеспечивающие спинномозговые рефлексы, а также отдельные функции внутренних органов (дефекация, мочеиспускание, эректильная функция и др.).

 

Периферическая нервная система включает в себя все нейроны, не входящие анатомически в состав ЦНС. Надо отметить, что все управляющие периферической нервной системой центры локализуются в ЦНС. Поэтому она может рассматриваться как система локальных, передающих импульсы ЦНС, нервных образований.

Периферическая нервная система в свою очередь подразделяется на соматическую и автономную (вегетативную) подсистемы. Первая передает сенсорные и моторные сигналы к ЦНС и от нее (иннервирует органы чувств и поперечно-полосатую мускулатуру).

Автономная (вегетативная) нервная система в меньшей степени зависима от ЦНС (отсюда и название). Она проводит импульсы, осуществляющие регуляцию внутренней среды организма и поддержание гомеостаза. ВНС в свою очередь подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический, которые находятся в реципрокных взаимоотношениях друг с другом, т.е. оказывают противоположное действие на одни и те же органы мишени. Согласно Уолтеру Кеннону симпатический отдел обусловливает изменения во внутренней среде, обеспечивающие готовность к активному реагированию. Действие можно обозначить как общую активацию. Парасимпатический отдел связан с восстановительными функциями и расслаблением. Данная совокупность реакций получила название реакции «борьбы-бегства». Адаптационный смысл вегетативной активации четко прослеживается в процессе филогенеза.

Симпатическая активация сопровождается: эрготропными, катаболитическими (расщепление, потребление энергии и производимая работа) эффектами. Основным нейротрансмиттером является адреналин и норадреналин. Активация проявляется следующими эффектами: централизация гемодинамики, активация работы сердца (тахикардия, увеличение МОК и ОЦК), мышечная гипертония, тахипноэ, расширение просвета бронхов, гипергидроз, скудный густой секрет слюнных желез, мидриаз, а также ряд изменений внутреннего гомеостаза – сгущение крови, повышение свертываемости, гипергликемия, гиперхолестеринемия. В то же время отмечается парез кишечника, торможение пищеварительных процессов и уменьшение мочевыделения.

Парасимпатическая активация рассматривается как трофотропная (ориентированная на снижение расхода энергии и ассимилятивные процессы). Основным нейротрансмиттером является ацетилхолин. Регулирующее действие на внутренние органы носит в основном противоположный характер: миоз, обильный водянистый секрет слюнных желез, урежение ЧСС, застой крови на периферии, разжижение крови, мышечная гипотония, урежение темпа дыхания, в то же время повышенная фильтрация мочи, усиление перистальтики кишечника и пищеварительных процессов. Типичным примером являются обморочные реакции у самураев или «медвежья болезнь». В клинической психиатрии и психофизиологии существует также термин «реакция мнимой смерти». Имеется в виду переход на парасимпатический режим физиологического функционирования.

 

Все перечисленные структуры нервной системы являются анатомическим обеспечением стрессорной реакции. Если ЦНС отвечает за восприятие, интерпретацию, когнитивную и/или эмоциональную переработку стрессового раздражения, то периферическая нервная система в основном обеспечивает вегетативное обеспечение стрессовой реакции. Последняя рассматривается, прежде всего, как адаптационный процесс (адаптация к действию стрессора). Раздражитель воспринимается сенсорными рецепторами ПНС, трансформируется в импульс и передается в ЦНС. По ходу импульса он дает коллатерали в ретикулярную формацию. Snyder (1974) утверждает: «Посредством этих коллатералей воспринимаемые события окружающей среды могут быть интегрированы с эмоциональными состояниями, кодируемыми в лимбической системе и гипоталямусе». Считается, что ответвления в ретикулярную формацию дают реакцию внутренних органов на психосоциальные раздражители. Далее все коллатерали соединяются и идут в неокртекс, где и происходит интерпретационный анализ раздражителя. По каналам обратной связи эмоционально окрашенная интерпретация из неокортекса идет в лимбическую систему. Психовегетативное (эмоциональное) возбуждение возникает всякий раз, когда раздражитель воспринимается как превышающий условный порог позитивного или негативного эмоционального реагирования. Чаще всего это проявляется в активации трех осей стресса (см. ниже). Если стрессор не является внешним раздражителем (образ, воспоминание), периферическая рецепторная система остается интактной. Отсюда возникает гипотеза Lazarus. 1966, Malmo 1972, о том, что стрессорные реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также эмоционального возбуждения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.