Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличительные признаки немецкой экономической модели.






– Свобода конкуренции (конкуренция везде, где возможно).

– Свобода доступа к рынку (условия достойные человека, для людей, желающих вести бизнес). Германия занимает первое место в мире по количеству частных фирм на 1000 человек. В Германии имеется 9 млн. частных фирм на 80 млн. немцев.

– Последовательность экономической политики (базисные принципы рыночной экономики – стабильность денег, свободные цены, частная собственность, – находятся под охраной закона).

– Условия достойные человека, для людей не способных к труду (как выразился немецкий экономист Ф. Бём, «социальной мы называем хозяйственную систему, которая в состоянии предоставлять широким массам населения, включая неспособных к труду, достойное человека существование и всем трудоспособным членам общества соответствующие возможности для работы в условиях, достойных человека».

Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

 

Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. - Наличие собственной территории, местной власти. - Наличие инфраструктуры, техники и технологий, предприятий и отраслей экономики – в качестве отправной точки. - Наличие населения, и в особенности трудовых ресурсов. Причем не просто трудовых ресурсов, а высококвалифицированных и высококультурных людей в стране. - Наличие программы развития страны.

__________________________________________________________________________________

Для отличника. Является ли необходимым условием функционирования национальной экономики наличие собственной национальной валюты?

 

1. Более 40 стран в мире не имеют собственных национальных валют. Часть из этих стран, такие как Панама, Пуэрто-Рико, Гаити, и др. пользуются долларом США, другая часть – пользуется региональными валютами (16 стран еврозоны – евро, 14 африканских стран – франк, 8 стран Карибского бассейна – карибский доллар).   Самоа, Гаити, Гуам, Панама, Пуэрто-Рико – используют доллар США. Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия – Восточно-карибский доллар. Бенин, Буркина – Фасо, Кот дивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того – Франк КФА ВСЕАО. Габон, Камерун, Конго, Центрально - Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Южная Африка – Франк КФА ВЕАС   Источник: https://www.forex-money.org/nacionalnie_valiutnie_simvoli_marketiva.html

 

2. Согласно теории оптимальных валютных зон Р. Манделла, которого называют отцом «евро», небольшим странам, которые граничат с региональными валютными зонами становится невыгодным сохранять собственные национальные валюты. Именно в такую ситуацию попала Беларусь с созданием зоны евро. И эта невыгодность сохранения национальной валюты будет нарастать по мере расширения этой зоны.

 

Главная устойчивая выгода от введения в регионе единой валюты заключается в запуске механизма устойчивого экономического роста, который схематично изображен на рисунке 4.1.

 

Рис. 4.1. Механизм устойчивого экономического роста при переходе страны на региональную валюту

Кроме потери выгод (упущенных возможностей) при сохранении собственной национальной валюте и при отказе от присоединения к региональной валютной зоне, важно также учитывать прямые потери от необходимости содержания относительно больших золотовалютных резервов, часть из которых не приносит никакого дохода и фактически является омертвленным капиталом, который забран у экономики и не работает на нее, а также прямые потери от расходования золотовалютных резервов на поддержание стабильного курса этой собственной национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам в период нарастания кризисных явлений в мировой экономике в целом и в этом регионе в частности, или в условиях спекулятивной атаки на эту национальную валюту, если она является хоть частично конвертируемой за пределами территории своей страны. Пример. В 2009 г. в условиях влияния мирового финансово-экономического кризиса в Беларуси начали распространяться слухи о скорой девальвации белорусского рубля. В этих условиях был спровоцирован повышенный спрос на доллары и евро, в результате которого в отдельные месяцы 2009 г. спрос со стороны населения на иностранную валюту превышал предложение на $500-900 млн. Эту сумму Нацбанку приходилось сплачивать из золотовалютных резервов, а на их восстановление – привлекать внешние кредиты. В результате вырос внешний долг страны, но также немаловажно, что были израсходованы значительные средства в несколько млрд. долларов, на которые можно было построить несколько новых достаточно крупных предприятий, создать рабочие места, увеличить налоговые поступления, усилить базу для социальной поддержки населения. Но в итоге фактически эти средства были просто проедены.

 

Ставка в валютной политике на сохранение собственной национальной валюты противоречит тенденциям развития мировой валютной системы. В последние десятилетия почти на всех континентах – в Северной Америке, в Южной Америке, в Азии, в Африке – страны предпринимают попытки ввести собственные региональные валюты. Другое дело, что не у всех получается. Получилось пока это сделать только в Европе.

 

Для отличника. При наличии стабильных региональных валют третьим странам, соседствующим в регионе, но не вошедших в валютный союз становится невыгодным и нецелесообразным сохранять собственную национальную валюту. Причем, чем более отсталой экономикой владеет государство, тем сложнее и дороже становится поддерживать свою национальную валюту. Так как необходимо затрачивать валютные резервы для поддержания стабильного курса национальной валюты, но самое главное не удается справиться с проблемой инфляции и приходится придерживаться высоких процентных ставок. Все это негативно сказывается на активности и конкурентоспособности национальной экономики. Вообще ситуация, когда национальные валюты развивающихся стран или стран с незначительным потенциалом в мировом производстве и экспорте, используют свои не вполне стабильные и конвертируемые национальные валюты для обеспечения функционирования внешнеэкономических отношений страны противоречит современным тенденциям развития системы международных экономических отношений.

Почти все страны-кандидаты в члены ЕС привязали свои национальные валюты к евро и заявили о своем желании в будущем присоединиться к еврозоне, то есть отказаться от своей национальной валюты в пользу единой региональной валюты.

В современных условиях интернационализации мировой экономики, считается, что ликвидация национальной валюты не ведет к утрате государственного суверенитета (рис. 4.2.). Наоборот, введение единой международной валюты в регионе соотносится с отстаиванием суверенитета и государственных интересов, так как государство, выступая совладельцем международной валютно-финансовой системы, становится способным оказывать большее влияние в сфере геополитики.

 

Рис. 4.2. Современные тенденции развития мировой валютной системы

 

В стране с открытой экономикой валютная политика давно уже превратилась в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в мировое хозяйство и региональные политические, экономические и валютные союзы, выступая одним из признаков защиты национального суверенитета, своей собственности и товаров от неэквивалентного обмена в результате девальвации национальных валют.

Одна из таких тенденций – попытки введения единой региональной валюты вместо национальных валют в различных регионах мира. Переход к единой валюте может осуществляться либо путем перехода к использованию в качестве общей денежной единицы национальной валюты страны-лидера в регионе (не менее 50% совокупного ВВП и золотовалютных резервов), либо путем создания новой международной денежной единицы.

Такие планы обсуждаются в Северной Америке, где в рамках Соглашения о североамериканской свободной торговле (НАФТА) США, Канада и Мексика обсуждают введение американского доллара в качестве единой валюты в регионе; в Латинской Америке, где страны торгового блока «Меркосур» (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили, Боливия) приняли решение предпринять шаги по сближению национальных экономик для создания общего рынка, а в перспективе создать единую валюту; в Юго-Восточной Азии страны АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Лаос, Индонезия, Малайзия, Мьянма, Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Сингапур) вместе с Японией, Китаем и Южной Кореей активно обсуждают создание общего рынка (региональное образование получило название «Великая Восточная Азия»), возможность перехода на расчеты в единой валюте и принятия в качестве такой японской иены, китайского золотого юаня или сингапурского доллара; на бывшем постсоветском пространстве пять государств из СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, и периодически к ним подключаются другие азиатские и закавказские постсоветские республики) рассматривают возможность создания валютного союза с единой валютой или использования в качестве такой российского рубля.

 

Источник: Колупаев (примеч. Акулич. – В.А.) В.А., Почекина В.В. Международные валютные отношения. Интеграция Беларуси в мировую валютную систему. Под ред. В.Ф. Медведева. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2003. – 180 с. – Раздел § 1.3. Современные тенденции развития мировой валютной системы С. 14-20. Книгу можно скачать на персональной странице лектора в Галерее экономистов.

Главным преимуществом наличия собственной национальной валюты является возможность прибегнуть к печатному станку в трудные для национальной экономики времена. Но если представить, что в какой-то конкретной стране издан закон, аналогичный тому, который был принят в 1946 г. в Германии, запрещающий Национальному банку осуществлять необоснованную денежную эмиссию, то это преимущество пропадает. А ведь анализ успеха экономических моделей ведущих стран мира показывает, что этот успех был достигнут именно на основе стабильных национальных валют. И наоборот, валютный кризис отбрасывал эти страны в их развитии на десятилетия назад.

Вывод: В перспективе Беларуси предстоит сделать выбор в пользу одной из региональных или национальных валют. Выбор предстоит сделать из нескольких вариантов – евро, российский рубль, американский доллар, или какая-то единая валюта Валютного союза, который может быть создан на территории бывшего Советского Союза. В настоящее время – самый дорогой вариант – это введение евро на территории Беларуси в качестве единого платежного средства, самый дешевый, но одновременно и самый рискованный вариант – это введение российского рубля. Введение доллара США – стратегически не выгодный вариант, так как с каждым годом долларизация экономики Беларуси будет падать, а также важно учитывать географическую удаленность США от Беларуси и относительно слабые экономические связи с этой страной. Введение какой-то союзной валюты на постсоветском пространстве во многомбудет зависеть от политической воли России, как самой крупной экономической державы в этом регионе. Но с точки зрения экономической теории, России выгодно, чтобы в таком валютном союзе в качестве региональной валюты выступал российский рубль, а не какая-то новая союзная валюта, так как доля России в экономике постсоветского региона превышает 50%. Беларусь в перспективе может ввести евро на своей территории и не вступая в Европейскую валютную систему (в зону евро) без согласия Европейского центрального банка. Например, осуществить на определенном этапе жесткую привязку белорусского рубля по принципу Валютного Совета (currency board) с последующим изъятием купюр белорусского рубля и заменой их купюрами евро. Но для такого перехода экономика Беларуси не должна иметь серьезных макроэкономических и структурных проблем.

___________________________________________________________________________________

 

С точки зрения экономической теории главной стратегической целью функционирования нацио­нальной экономики выступает наиболее полное удовлетворе­ние всевозрастающих потребностей общества.

 

Главной стратегической целью, отраженной в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. является – повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики.
По своей природе стратегиче­ская цель функционирования национальной экономики абсо­лютно социальна. Тем самым признается, что человек рассмат­ривается не только как фактор производства, но и как главная цель экономического развития. В фундаментальной экономической теории данную идею последова­тельно отстаивает социальная экономика – особое направление развития современной экономической мысли. Особый пример – Германия. Под воздействием принципов социальной экономики в Германии после окончания второй мировой войны была раз­работана и успешно реализована программа «социального рыночного хо­зяйства». В общегосударственных документах (программах, концепциях, на­правлениях), принимаемых в Беларуси с 1996 года, также постоянно под­черкивается, что основным ориентиром экономических преобразований выступает формирование социально ориентированной экономики рыноч­ного типа. Общепризнанными являются также следующие декларируемые цели национальной экономики Беларуси: – устойчивый экономический рост, что создает воз­можность удовлетворять возрастающие потребности и обеспечивать в необходимых размерах накопление; – низкий уровень инфляции (стабильность национальной валюты и уровня цен в экономике, так как инфляция снижает покупательную способность населения и его жизненный уро­вень). – высокая занятость трудовых ресурсов и уровень безработицы не выше его естественного уровня (это значит, что экономика должна обеспечить работой всех, кто способен и хочет работать по избранной специальности; следует однако отметить, что 100% занятости нереальны и оп­ределенный уровень безработицы считается нормальным, т.е. в каждой экономике имеется так называемый «естественный уровень безработицы»). – конкурентоспособность страны на внешних рынках при осуществлении внешней торговли (это достигается путем регулирования торгового баланса, отражающего сальдо платежей и поступлений по импорту и экспорту; национальная экономика должна стремиться к равновесию во внешней торговле). – экономический рост не наносящий вред экологии и окружающей среде (важна защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека).

 

Для отличника! Анализ социально-эко­номической ситуации в Республике Беларусь показывает, что, несмотря на складывающиеся положи­тельные тенденции, в эконо­мике имеется ряд нерешен­ных проблем: низкая эффективность, значительный износ основных средств при ограниченности инвестиционных ресурсов, которых не может быть достаточно при запутанной налоговой системы и достаточно высокой налоговой нагрузки. Значительными проблемами являются также относительно высокая инфляция, рост отрицательного сальдо торгового баланса и внешнего долга страны.

Структурная перестройка эко­номики – это отмираниенеэффективных видов производства. Такие преобразования (реструктуризация) в первую очередь касаются про­изводительных сил, означают сворачивание убыточных, экологически вредных и бесперспективных видов производств, сопровождаются ра­ционализациейнатурально-вещественных и инвестиционных потоков.
Структура отраслей национальной экономики Беларуси, унаследован­ная от административной экономики СССР, по многочисленным параметрам не соответствует современным требованиям. Так, для структуры национальной экономики Беларуси характерны: – завышенный удельный вес отраслей 1-го подразделения, (про­изводство средств производства) и заниженное представительство пред­приятий 2-го подразделения реального сектора экономики (производ­ство предметов потребления); – наличие многочисленных межотраслевых диспропорций (отста­лая строительная индустрия, маломощная и примитивная переработка сельскохозяйственного сырья); – низкий удельный вес в составе ВВП сферы услуг; – преимущественная ориентация на внутренний рынок, низкий экспортный потенциал, доминирование сырьевого характера экспорт­ных поставок, слабое включение в систему международного разделе­ния труда и инвестиционных потоков; – высокий уровень концентрации производства, преобладание в отраслевой структуре крупных предприятий; – значительный удельный вес военно-промышленного комплек­са, милитаризация национальной экономики.

Для отличника! Необходимость структурных сдвигов в переходной экономике обусловлена унаследованными от административно-командной экономики диспропорциями, нерациональной струк­турой национального производства, сформированной под воздействием затратного механизма и общего технологического отставания.

Рис. Динамика отраслевой структуры ВВП Республики Беларусь

На протяжении последних лет в экономике Беларуси медленно, но верно наблюдается изменение струк­туры производства ВВП в сторону увеличе­ния доли услуг, что соответствует мировым тенденциям формирования постиндустриальной экономики.


Рис. Сравнение структур экономики индустриальной и постиндустриальной стран (Беларуси и Дании)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.