Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные способы (формы) реализации права. Акты применения права






 

Понятия «действие права» и «реализация (осуществление) права» не совпадают. «Действие права» - влияние юридических норм на поведение людей и жизнь общества. Три способа «действия права»: информационный ( чт о требует от субъекта норма права); ориентационный (направляет деятельность людей ставя преграды в некоторых случаях); правового регулирования ( обязательность поведения, иначе принуждение со стороны государства).

Способы воздействия права на поведение людей: запреты, т.е. требование воздержаться от деяния (действия или бездействия); доз­воления, т.е. указание на юридическую возможность, которую может использовать или не использовать субъект права; предписание, т.е. то, чт о необходимо делать (как правило, относится к должно­стным лицам). Отсюда два типа правового регулирования: общедозволительный (принцип «все, что не запрещено, то дозволено») и разрешительный («запрещено все, кроме того, что разрешено»).

Реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении физических лиц, должностных лиц, государства.Реализация права как процесс характеризуется совершением определенных действий, предусмотренных нормами права и отношением субъекта к правовым тре­бованиям в момент совершения предписываемых действий (долг, страх последствий и т. п.). Основные средства понуждения людей к реализации норм права - обещание на­грады и угроза физического принуждения или лишения каких-то благ.

Трем способам правового воздействия на поведение индивида (запрету, дозволению и предписанию) соот­ветствуют три способа (вида) реализации норм права: запрет осуществляется в его соблюдении, дозволение- вего использовании, апредписание - в его исполнении субъектами права.

Соблюдение норм права - воздержание от запрещенных действий. Соблюдение имеет пассивный характер, например не нарушать правила дорожного движения, учебную дисциплину и т.п. Исполнение норм права (обязанностей), т.е. обязательное совершение активных действий (реализация предписаний), предусмотренных нормами права, например, явиться по повестке в военкомат, исполнить обязательство (вернуть долг, поставить товар), дать свиде­тельские показания в суде и т.п. Использование (осуществление) норм права, т.е. реализация возможности совершать (или не совершать) действия, дозволенные правом, например, быть собственником вещи, участвовать в выборах и т, п.

Применение норм права – это особая форма их реализации, оно необходимо, когда юри­дическая норма не может быть реализована субъектами права без вме­шательства публичных органов власти (органов государственной власти или местного самоуправления). Правоприменение - это решение по конкретному делу, «при­ложение» юридических норм к конкретным лицам и обстоятельствам. Одна из форм правоприменения - деятельность органов правосудия. Признаки применения норм права:

- осуществляется только компетентными публичными органами власти или их должностными лицами (суд, начальник отделения милиции, руководитель муниципального органа, директор казённого предприятия, командир воинской части). Все государственные и муниципальные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции осуществляют правоприменительную деятельность;

- носит государственно-властный ха­рактер;

- состоит в издании индивидуальных правовых предписаний или актов, например оправдательный приговор суда, свидетельство о государственной регистрации юридического лица и др.

- происходит в ус­тановленном законом порядке (процедуре).

В большинстве случаев исполне­ние юридических норм происходит без вмешательства публичных органов власти. Необходимость в таком вмеша­тельстве возникает в случаях:

а) необходимости издания компетентным органом властного реше­ния в отношении конкретного лица, например, приказ ректора о зачислении абитуриента в университет;

б) наличия препятствий для исполь­зования субъективных юридических прав, например, если нарушено «право пользования» собственник может обратиться в суд с иском с требованием устранения указанных препятствий;

в) доб­ровольного неисполнения юридических обязанностей, например, не выполняются условия договора аренды;

г) необходимости определения меры наказания правонарушителю, например, при совершении преступления, административного или дисциплинарного проступка и т.д.

«Правоприменительная деятельность – это одновременно и применение государственным органом или должностным лицом определенной нормы права для решения конкретного правового дела (вопроса), и вместе с тем реализация данным органом (или лицом) соответствующей своей обязанности (и права), предусмотренной диспозицией применяемой нормы права» [13]. Выделяют три основные стадии правоприменительного процесса:

1) установление фактических обстоятельств юридического дела, т.е. идёт сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Обстоятельства, которые необходимо установить, как правило, указаны в нормативных правовых актах. Устанавливаемые факты должны отвечать требованиям:

- относимости, т.е. непосредственно относится к рассматриваемому делу. Форма некоторых доказательств определена законом, например, наличие трудового стажа подтверждает трудовая книжка; заключение брака – свидетельство. Факты должны иметь непосредственное отношение к делу;

- достоверности, т.е. должны быть доказаны, например, с помощью сви­детелей, осмотра места происшествия, экспертизы, веще­ственных доказательств, документов, следственного экспе­римента и др. Такие данные называют юридическими дока­зательствами;

- полноты, т.е. должны быть установлены все необходимые для принятия решения факты, например, по уголовному делу обязательно устанавливаются такие факты: к а к, кт о, когд а и гд е, каким способом совершил преступление, мотивы преступления;

2) установление юридической основы дела, т.е. выбор нормы прав а, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. На второй стадии находят подлежащие применению нормы прав а [14], проверяют точность текста применяемой нормы и её действие во вре­мени, в пространстве и по кругу лиц, уясняют содержание нормы прав а путём её толкования;

3) вынесение решения по делу выра­жается в издании компетентным органом индивидуального правового акта (приговор суда, приказ должностного лица) и его доведении до заинтересован­ных лиц и организаций. Принятое решение должно бытьзаконным, обоснованным, исполнимым. Правоприменительный акт фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение.

Акт применения нормы права - это юридический документ, содержащий предписание компетентного органа для конкретной личности. Акт выно­сится в результате разрешения определенного правового дела. Признаки акта применения: имеетвластный характер и охраняется государ­ством; относится к индивидуальным правовым актам; издаётся в установленной законом форме и имеет следующие обязательные реквизиты:

- дату и место издания;

- наименование органа, издавшего акт;

- конкретного адресата акта;

- подпись ответственного лица.

Структура основного содержания правоприменительного акта имеет три части: опи­сательную (фактические обстоятельства), мотивировоч­ную (обоснование принятого решения), резолютивную (со­держание самого решения). Каждый правоприменительный акт имеет строго определенное наименование: приговор, приказ, постановле­ние, распоряжение.

Правоприменительные акты можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от субъектов, их издающих:

а) акты представительных органов власти (государственных и муниципальных);

б) акты исполнительных органов власти (государственных и муниципальных);

в) акты правоохранительных органов (суда, прокуратуры и др.);

г) акты органов государственного контроля и надзора (налоговой инспекции, таможенных органов, технического надзора и др.);

2) по форме акты делятся на указы, приговоры, решения, приказы, распоряжения и т.д.;

3) по функциямправа – на: регулятивные (указ о назначении на должность министра) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4) по правовой природе выделяют основные акты (выражают конечное решение по делу, например, оправдательный приговор) и вспомогательные акты (подготавливают издание основных актов, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые акты, акты в сфере трудовых правоотношений, уголовно-правовые акты и т.д.;

6) по своему характеру акты бывают материальными и процессуальными.

Акты применения пр а ва отличаются от нормативных пра­вовых актов тем, что они не содержат норм пр а ва, а лишь реализуют их, обладают индивидуальным содержанием, носят, как правило, одноразовый характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.