Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О деятельности органов судейского сообщества в период после VI Всероссийского съезда судей






В период после VI Всероссийского съезда судей состоялось 8 пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации и 24 заседания Президиума Совета судей Российской Федерации. На их рассмотрение выносились актуальные вопросы совершенствования судебной системы и судопроизводства, укрепления статуса судей, организационного и кадрового обеспечения судебной деятельности, соблюдения судьями законов и норм Кодекса судейской этики, информационной открытости правосудия. При этом особое внимание уделялось реализации постановления VI Всероссийского съезда судей.

Важное значение для развития судебной системы, повышения качества и эффективности правосудия, укрепления статуса судей имеют следующие рассмотренные Советом судей Российской Федерации вопросы.

Совет судей Российской Федерации рассмотрел 29 апреля 2005 г. вопрос «О задачах органов судейского сообщества в связи с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы) и планом действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2005 году». В постановлении по данному вопросу Совет судей Российской Федерации указал на недопустимость включения в проект программы ряда положений, которые не согласуются с конституционными нормами о полномочиях судов, законодательством о судебной системе и статусе судей в Российской Федерации, и обратил внимание органов законодательной и исполнительной власти на необходимость направлять проекты нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы судебной системы, в высшие органы судебной власти и Совет судей Российской Федерации.

30 ноября 2006 г. по итогам обсуждения предложений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по внесению изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса судей Совет судей Российской Федерации направил постановление по данному вопросу Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

27 апреля 2006 г. Совет судей Российской Федерации рассмотрел вопрос «О ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 годы, задачах по ее выполнению в 2006 году и основных направлениях разрабатываемой концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы». Предложения Совета судей Российской Федерации были учтены при утверждении программы.

В сфере внимания Совета судей Российской Федерации постоянно находились вопросы мировой юстиции, обсуждались недостатки в законодательном регулировании статуса судей и их деятельности, вырабатывались меры по совершенствованию правового регулирования порядка назначения и деятельности мировых судей.

Так, в постановлении Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. № 131 «О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации» обращено внимание Генерального прокурора Российской Федерации на необходимость обеспечения прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства в процессе регионального нормотворчества по вопросу регулирования деятельности мировых судей в Российской Федерации. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано совместно с органами судейского сообщества, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и другими заинтересованными органами разработать и принять региональные целевые программы развития мировой юстиции; привести нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о мировых судьях в соответствие с федеральным законодательством; предлагалось принять дополнительные меры к обеспечению необходимой штатной численностью аппаратов мировых судей, предусмотрев введение должностей помощников мировых судей, к созданию компьютерных автоматизированных рабочих мест и обеспечению бюджетного финансирования подготовки и повышения квалификации мировых судей. Во многих субъектах Российской Федерации эти рекомендации были реализованы.

15 мая 2008 г. Советом судей Российской Федерации было принято постановление «О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата», в соответствии с которым Президенту Российской Федерации направлено обращение о включении государственной должности «мировой судья» в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32.

Признавая важность информационной открытости судов для достижения высокого уровня гласности и открытости правосудия, повышения правовой культуры общества, Совет судей Российской Федерации много внимания уделял этому вопросу.

Так, 29 апреля 2005 г. Советом судей Российской Федерации рассмотрен вопрос о мерах по реализации Концепции информационной политики судебной системы, принятой им 16 ноября 2001 г. Совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации разработаны и утверждены Методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции в глобальной сети общего пользования «Интернет» на официальном интернет-сайте суда, которые до принятия федерального закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации призваны способствовать ознакомлению широкого круга граждан с правилами судопроизводства и содержанием принимаемых судебных актов. 9 - 10 июня 2008 г. в рамках совещания-семинара председателей советов судей субъектов Российской Федерации обсуждался вопрос об электронном правосудии в арбитражных судах, о внедрении информационных технологий в деятельность судов, об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности и использовании для этих целей интернет-сайтов судов на примере практики арбитражных судов.

В связи с этим VII Всероссийский съезд судей разделяет обращение IX съезда Союза журналистов России о том, что независимость судебной власти и независимость СМИ в демократическом обществе неразделимы, и одобряет предложения, направленные на укрепление взаимопонимания между судейским и журналистским сообществами, дальнейшее развитие форм сотрудничества между ними.

В центре внимания Совета судей Российской Федерации были также вопросы укрепления статуса судей и работников аппаратов судов. В частности, Советом судей Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации рассматривались вопросы о совершенствовании оплаты труда работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (постановления от 29 апреля 2005 г. и 6 декабря 2007 г.); законодательном закреплении вопросов психологического обеспечения судебной деятельности (постановление от 29 апреля 2005 г.); реализации постановления VI Всероссийского съезда судей о разработке научно обоснованных норм нагрузки на судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (постановления от 27 апреля 2006 г. и 6 декабря 2007 г.); сокращения сроков назначения судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов (постановление от 30 ноября 2006 г.); порядка обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями (постановления от 9 декабря 2005 г. и 27 апреля 2006 г.); ходе выполнения работ по информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (постановления от 29 апреля 2005 г. и 6 декабря 2007 г.); концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (постановление от 19 октября 2006 г.); формах реагирования судей на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве судов (постановление от 30 марта 2006 г.); организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей и членов их семей (ежегодно); осуществление финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование судов Российской Федерации (постановление Президиума от 8 февраля 2007 г.) и другие.

В работе органов судейского сообщества особое место занимали вопросы морально-этического характера в судебной деятельности и внесудебном поведении судей и работников аппаратов судов.

В частности, 30 ноября 2006 г. Совет судей Российской Федерации рассмотрел вопрос «О практике применения Кодекса судейской этики», обсудил вопросы обобщения и анализа практики применения Кодекса судейской этики в субъектах Российской Федерации и дал конкретные рекомендации о формах и методах реализации его норм. Кроме того, результаты анализа ежегодно доводились до судейского сообщества на семинарах председателей советов судей субъектов Российской Федерации. По вопросам судейской этики были проведены научно-практические конференции в ряде субъектов Российской Федерации.

Советом судей Российской Федерации совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 27 апреля 2006 г. были разработаны и утверждены Правила поведения работников аппарата суда, которые рекомендованы к руководству.

Признавая важность международного сотрудничества с судами, судейскими сообществами и судьями стран СНГ и других государств, Совет судей Российской Федерации много внимания уделял этому вопросу. Постоянный обмен делегациями обеспечивает взаимообогащение опытом работы, информационную открытость, интеграцию в международное судейское сообщество.

Большая работа по защите прав и законных интересов судей, по организационному и ресурсному обеспечению судебной деятельности, по выполнению судьями Кодекса судейской этики проводилась советами судей субъектов Российской Федерации.

В решении вопросов кадрового обеспечения судебной деятельности, нравственного воспитания судейского корпуса, укрепления принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности судей большая роль отводится квалификационным коллегиям судей.

За период с января 2005 по июнь 2008 г. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассмотрели 31 956 заявлений кандидатов о выдаче рекомендаций на должности судей. Даны рекомендации 21288 кандидатам, не рекомендован 9 501 претендент, отказано в рекомендации 1134 претендентам, как не соответствующим законодательным требованиям.

Важной задачей квалификационных коллегий судей являлось проведение квалификационной аттестации судей. Более высокие квалификационные классы были присвоены 23 355 судьям и руководителям судов.

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» по различным основаниям, в том числе по письменному заявлению об отставке, прекращены полномочия 4486 судей и руководителей судов.

Досрочно прекращены полномочия 60 председателей и заместителей председателей судов с сохранением за ними полномочий судей, из них полномочия 42 - по представлению председателей соответствующих или вышестоящих судов и 17 - по заявлениям самих председателей и заместителей председателей судов.

В соответствии с пп. 6, 7 ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» была прекращена отставка 244 судей.

В рамках реализации полномочий по привлечению судей к дисциплинарной ответственности квалификационными коллегиями были прекращены полномочия 278 судей и руководителей судов, вынесено предупреждение 1157 лицам, отказано в привлечении к дисциплинарной ответственности 406 судей.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Высшая квалификационная коллегия Российской Федерации приняла решения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации в отношении 217 судей и руководителей судов.

Квалификационные коллегии судей дали согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 62 лиц, занимающих судейские должности.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывала постоянную методическую помощь квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации путем проведения семинаров и подготовки ответов на вопросы с мест.

На основании изложенного VII Всероссийский съезд судей постановил:

1. Органам судейского сообщества Российской Федерации, судьям, работникам аппаратов судов принять исчерпывающие меры к выполнению настоящего постановления, обеспечению качественного осуществления правосудия в разумные сроки, информационной открытости судов; своим ответственным исполнением обязанностей по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и высоконравственным поведением укреплять авторитет судебной власти.

2. Довести настоящее постановление до сведения Президента Российской Федерации Медведева Д.А., Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Просить Президента Российской Федерации:

а) рассматривать меры по обеспечению подлинной независимости судей в качестве приоритетного направления в работе по совершенствованию законодательства о судебной системе и противодействию коррупции;

б) оказать содействие в ускорении принятия законопроекта об обеспечении судей жильем;

в) рассмотреть вопрос о включении должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г № 32;

г) принять меры к существенному увеличению денежного содержания судей, работников аппаратов и технического персонала судов;

д) поручить Правительству Российской Федерации:

внести изменения в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы в части увеличения ассигнований по направлениям расходов на государственные капитальные вложения, социальные гарантии судей и др.;

разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О нормативах финансирования судов Российской Федерации»;

обеспечить развитие институтов бесплатной правовой помощи населению;

принять необходимые меры для обеспечения капитальными вложениями по основным направлениям и сферам деятельности Российской академии правосудия в целях специализированной подготовки высококвалифицированных кадров для судебной системы, повышения квалификации судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации;

разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в части обеспечения мировых судей жилыми помещениями;

оказать содействие в подборе и передаче на баланс Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации здравниц Черноморского побережья Кавказа, Кавказских Минеральных Вод, Подмосковья в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

утвердить порядок обеспечения жильем федеральных государственных служащих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации;

4. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить приоритетное рассмотрение законопроектов: о Верховном Суде Российской Федерации; о федеральных административных судах; кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации; об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации; о примирительной процедуре с участием посредника (медиации); федерального закона № 411356-4 «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»; о возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов; федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», внесенного постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 14, федерального закона, направленного на совершенствование механизма разрешения корпоративных споров.

5. Просить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской совместно с Советом судей Российской Федерации подготовить законопроекты о внесении в действующее законодательство изменений, направленных на совершенствование механизмов обеспечения независимости и самостоятельности судов, оптимизацию сроков судебного разбирательства и снижение судебной нагрузки, а также на повышение квалификационных требований к претендентам на должности судей.

Просить Верховный Суд Российской Федерации совместно с Советом судей Российской Федерации подготовить проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции.

6. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации:

в течение первого полугодия 2009 года совместно с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подготовить и внести на рассмотрение высших судов страны и Совета судей Российской Федерации законопроект «О нормах нагрузки на судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, на работников аппаратов судов и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации»;

подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения по корректировке федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы в части увеличения ассигнований по направлениям расходов на государственные капитальные вложения и социальные гарантии судей в части обеспечения жильем.

7. Признать необходимым создание информационного центра по обеспечению эффективного использования и информационной безопасности ГАС «Правосудие».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.