Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постклассические теории права






Рубеж XIX –XX веко переход от классических теорий права к постклассическим теориям права. Постклассическая наука делится на неклассическую и постнеклассическую. В некоторых странах (регионах) переход ярко выражен, особенно на западе. Наука изначально была направлена на подчинение мира человеку (западное понимание). На Востоке человек не стремится покорить мир. В этом смысле наука – дитя Запада. Применительно к теории права это тоже имеет место.

Постклассическое правопонимание представлено двумя типами: интегративным и постмодернистким.

К интегративному правопониманию относятся теории, характеризующиеся стремлением объединить (интегрировать) в рамках единой правовой теории разработанные в классических типах правопонимания частные аспекты бытия права – ценностный (естественно-правовая теория), нормативный (юридический позитивизм), социальный (социологическое правопонимание), или объединить методологию нескольких классических теорий для изучения феномена права во всей его многогранности. В качестве примера теорий, относящихся к интегративному типу правопонимания можно назвать интегративную юриспруденцию (Дж. Холл, Г. Дж. Берман), реалистические теории права (К. Ллевеллин, Дж. Фрэнк, К. Оливекрона), школу критических правовых исследований (Р. Ангер, М. Келман), экономическую теорию права Р. Познера.

Наиболее сложным и разносторонним является постмодернистское правопонимание, в рамках которого разработано множество теорий права, стремящихся изучить этот феномен с помощью достижений современных гуманитарных наук, опираясь на методологию философии постмодернизма. Обращение к ее достижениям помогает понять не только бытийную (онтологическую) сущность права, но и его аксиологическое (ценностное), гносеологическое (познавательное) и деонтологическое (моральное) значение.

В самом общем плане постмодернисткое правопонимание можно представить пятью правовыми концепциями: феноменология права, герменевтика права, экзистенциализм права, антропология права, синергетика права, диалогическая теория права. Каждая из этих концепций представлено несколькими теориями, которые объединяет лишь общая методология.

В рамках феноменологии права выделяются две основные теории: философская феноменология права (Э. Гуссерль, А. Райнах), ориентирующаяся в трактовке права на естественно-правовую традицию, и социологическая феноменология права (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), рассматривающая право в контексте институализации. По мнению представителей социологической феноменологии права, привычные действия при многократном их повторении становятся образцами для поведения – нормами. Правовые институты образуются из обыденных знаний о правильных действиях в конкретных ситуациях. Смысл поведенческих актов при их воспроизводстве обеспечивается процессом легитимации. Представители философской феноменологии права, прежде всего, Э. Гуссерль, рассматривают естественное право как эйдосы, образы, чистые сущности в отличие от факта, и видя в них идеал юридической формы. Эйдотическое право предшествует коллективному, законодательному праву. Правовые эйдосы объективны и поэтому должны воплощаться в законодательстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.