Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор первых двух лет жизни младенца






Уровни бодрствования младенца

Наблюдая за спящими новорожденными, можно заметить, что временами они лежат тихо и спокойно, а иногда неожиданно вздрагивают, их лица искажаются легкой судорогой или гримасой, хотя глаза остаются закрытыми. Пробудившись от сна, ребенок то ведет себя спокойно, то мечется в кроватке и плачет. В результате длительных наблюдений за младенцами Петер Вольф выделил шесть состояний поведения новорожденного, которые отражают и сегодняшний уровень представлений этой проблемы: активное бодрствование, крик (плач), спокойное бодрствование, полусон, ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон. Они обладают постоянной (типичной для них) длительностью и соответствуют предсказуемому ежедневному циклу.

Активное бодрствование

Ребенок часто совершает разнообразные движения, в них принимает участие все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное.

Крик (плач). Ребенок плачет и проявляет сильно выраженную неорганизованную моторную активность. Плач может принимать различные формы. Например, «голодный» плач, «гневный» плач, плач «боли» или «дискомфорта».

Спокойное бодрствование

Глаза открыты и блестят; взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет.

Полусон. Ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

Ровный (глубокий) сон. Глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны.

Неровный (поверхностный) сон. Глаза ребенка закрыты, однако отмечаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается, потягивается и т. д. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Иногда заметны так называемые «быстрые движения глаз» (REM).

Физическое и моторное развитие

Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия. Дети научаются распознавать лица, привыкают к пище и установленному распорядку дня. Они исследуют цветы, насекомых, игрушки, свое тело. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, окружающих их. Эти открытия не только увлекательны, но и полезны, так как играют решающую роль в развитии младенца.

Обзор первых двух лет жизни младенца

Первые 4 месяца. К концу 4-го месяца большинство младенцев практически вдвое прибавляют в весе.

Их кожа значительно отличается от кожи новорожденного, а жидкие волосы, с которыми они появились на свет, заменяются новым волосяным покровом. В этом возрасте дети уже способны сосредоточивать взгляд на людях и предметах. Проснувшись, они издают различные звуки и улыбаются в ответ на приятную стимуляцию.

В момент рождения голова младенца составляет одну четверть длины его тела. Однако примерно в возрасте 4 месяцев его тело начинает увеличиваться в размерах значительно быстрее, чем голова, и их соотношение разительно изменяется. К периоду ранней взрослости (25 лет) голова составляет уже только одну десятую от общей длины тела.

Зубы и кости младенца также начинают изменяться. У некоторых детей первый зуб прорезывается в 4-5 месяцев. Многие кости еще не достаточно отвердели и представляют собой мягкие хрящи: под давлением они гнутся и, как правило, не ломаются. Однако мышцы младенца легко растянуть и поранить. Это может произойти, если родители, играя с ребенком и не желая причинить ему вред, резко поднимают его за руки и раскачивают.

Большинство рефлексов, обнаруживаемых у новорожденных, исчезают на 2-м или 3-м месяце, постепенно заменяясь произвольными действиями. Например, хорошо скоординированный рефлекс шага (ходьбы) сменяется внешне более неуклюжим и хаотичным брыканием. Открытие себя начинается примерно в это же время. Младенец вдруг обнаруживает, что у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по несколько минут подряд, следя за их движениями, сводя руки вместе и обхватывая одну другой.

Ребенок от 5 до 8 месяцев. К 8 месяцам малыши обычно прибавляют в весе и вырастают, однако по виду они еще не слишком отличаются от 4-месячных. У них уже есть как минимум два зуба, а иногда и больше; волосы на голове становятся гуще и длиннее; подошвы ног не обращены друг к другу, как раньше, а повернуты вниз, что создает предпосылки для последующей выработки умения стоять и ходить.

К возрасту 5 или 6 месяцев большинство младенцев проходят важную веху в своем развитии, которая называется зрителъно-направляемым доставанием. Они могут точно протягивать руки и захватывать понравившийся объект, притягивать его к себе, даже если он движется. В это время продолжается процесс усовершенствования мелкой моторики, связанной с использованием пальцев и кистей. К 5 месяцам ребенок проходит путь от рефлекторного хватания к произвольному. Большинство детей в 8 месяцев могут перекладывать объекты из одной руки в другую, а некоторые могут захватывать предмет двумя пальцами, используя большой палец в качестве опоры. Им очень нравится брать в каждую руку по какому-нибудь предмету и стучать ими друг о друга — достижение, которое они способны демонстрировать часто, подолгу и с истинным наслаждением.

Грубая (общая) моторика — движения и действия, в которых участвуют крупные мышцы тела младенца, также развивается в этот период. Большинство 8-месячных детей могут самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того, как им помогли принять сидячее положение. Больше половины из них в этом возрасте могут стоять на месте, держась за что-нибудь, если их ставят на ноги, и чуть меньше число тех, кто способен самостоятельно вставать, используя опору. Некоторые уже могут ходить, держась в качестве поддержки за предметы мебели. В этом возрасте все ценные вещи и любые маленькие предметы, которые в принципе можно проглотить, следует прятать подальше от ребенка. Наступает время «недоступности» дома для ребенка. Младенцы научаются ползать по-пластунски (когда тело лежит на полу) или опираясь на руки и колени. Другие младенцы осваивают технику ходьбы «по-медвежьи» — на четырех конечностях, а третьи умеют быстро передвигаться в сидячем положении.

В отношении ползания младенцев в возрасте 8 месяцев и старше особый интерес представляют исследования, проведенные Карен Эдольф и ее коллегами (Adolph et al., 1997), продемонстрировавшие способности младенцев ползком преодолевать наклонные плоскости, расположенные под различными углами, по которым сначала нужно забраться наверх, а затем спуститься вниз. Например, без подготовки ребенок 8, 5 месяцев без промедления бросился на сильно наклоненную плоскость, затем, возможно после исследования нисходящей поверхности, он продолжил движение вниз головой вперед. Здесь его пришлось спасать экспериментаторам. Младенцы постарше (в возрасте 14 месяцев, которые уже умеют ходить) были более разборчивыми. Они заходили наверх, а затем осторожно съезжали вниз.

Многие малыши к 8-месячному возрасту начинают играть в социальные игры, такие как «ку-ку», «до свидания» или «куличики»; им нравится передавать взрослому какой-либо предмет и получать его обратно.

Ребенок от 9 до 12 месяцев. К 12 месяцам большинство детей весят втрое больше, чем при рождении. На первом году жизни девочки, как правило, весят несколько меньше, чем мальчики.

В среднем, более половины годовалых младенцев уже стоят без поддержки и пробуют ходить. Однако возраст, когда дети начинают ходить свободно, сильно различается в зависимости от индивидуального развития и социокультурных факторов.

Умение стоять и ходить обеспечивает ребенку новую визуальную перспективу. Дети могут теперь исследовать предмет изнутри, сверху и снизу. Их мир все больше расширяется. Моторное развитие младенца стимулируется тем интересным и неизвестным ранее, что он видит и слышит. Дети в 12 месяцев обладают способностью к манипулированию или активному перемещению компонентов среды в пространстве. Они умеют отодвигать задвижки, открывать ящики, перетаскивать игрушки. Пинцетный зажим — недавно приобретенный ими способ брать мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами, позволяет подбирать травинки, волоски, спички. Они способны сами включить телевизор, могут залезать в шкаф, открывать окна, засовывать мелкие предметы в розетку, поэтому их исследовательскую активность необходимо ограничивать определенными рамками.

В этом возрасте дети, как правило, умеют играть и могут «прятаться», закрывая глаза руками. Они играют со взрослыми в мяч, перекатывая его друг другу, бросают на пол мелкие предметы. Часто достигают упорством того, на что у них еще не хватает сноровки. Многие дети к 12 месяцам начинают самостоятельно есть ложкой и пить из собственной кружечки, крепко держа ее обеими руками. Хотя они едят еще не очень аккуратно, это важный шаг на пути к развитию автономии ребенка.

Ребенок в возрасте от 13 до 18 месяцев. В 1, 5 года ребенок обычно весит в четыре раза больше, чем при рождении, но темп прироста веса сейчас замедляется. Почти все дети в 18 месяцев могут ходить самостоятельно. Не все из них умеют забираться по лестнице, и большинству трудно отбить ногой мяч, так как нет еще устойчивости, позволяющей освободить одну ногу для удара. Езда на трехколесном велосипеде и прыжки также оказываются для них непосильной задачей. На рис. 5.3 показаны моторные навыки, необходимые для ходьбы, и обычный возраст, во время которого они приобретаются американскими малышами в течение первых 15 месяцев жизни.

В полтора года дети способны построить башню из двух-четырех кубиков, рисовать каракули карандашом или мелком. Они едят сами более умело и могут даже частично раздеваться без помощи взрослых. Многие из их действий носят подражательный характер: они «читают» журнал, «подметают» пол или болтают по игрушечному телефону, как это делают окружающие их люди.

Ребенок в возрасте от 19 до 24 месяцев. К своему второму дню рождения вес ребенка обычно чуть больше, чем в четыре раза, превышает его вес при появлении на свет, и продолжается снижение темпов роста.

В этом возрасте дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на трехколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах, некоторое время держать равновесие на одной ноге, довольно ловко бросать мяч двумя руками взрослому. Они забираются по лестнице, а при посторонней помощи могут и спуститься с нее. В этот период ребенок исследует предметы и мебель со всех сторон, пытается брать в руки, перекладывать, нести, толкать и тянуть все, что попадается ему на глаза. Складывает предметы в большие коробки и выкладывает их обратно. Наливает воду, лепит из глины, растягивает и гнет все, что тянется и гнется, перевозит предметы в коляске, на тележке или на своем «грузовике». Дети исследуют, проверяют и пробуют свой физический мир. Кроме того, двухлетки могут одеваться и раздеваться с посторонней помощью.

Если в руки 2-летним детям попадает мелок или карандаш, они могут нарисовать каракули и какое-то время зачарованно рассматривать эти «магические знаки». Они уже способны построить башню из шести-восьми кубиков, а из трех соорудить «мост». Легкость, с которой они возводят свои постройки из кубиков, говорит о способности подбирать подходящие по форме элементы и ориентироваться в своих конструкциях на принцип симметрии.

Итак, моторное и физическое развитие в течение первых 2 лет жизни ребенка — это комплексный динамический процесс. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы были удовлетворены все его основные потребности. Дети должны спать достаточное количество времени, чувствовать себя в безопасности, быть окруженными постоянной заботой и получать необходимые стимулирующие переживания. Каждая развивающаяся система (например, перцептивные или двигательные навыки) способствует развитию других систем. Слепой ребенок начинает ползать и ходить позднее зрячего: его не привлекает отодвинутая от него игрушка или лицо матери. Визуальная обратная связь, направляющая его действие, отсутствует. Развитие мозга также зависит от информации, которую ребенок получает в результате своей сенсомоторной, ориентировочно-исследовательской деятельности. Более того, эти взаимодействующие системы испытывают на себе стимулирующее или тормозящее воздействие тех социальных условий, в которых развивается младенец.

Полноценное и неполноценное питание младенца

Серьезные нарушения объема и структуры питания первые 30 месяцев жизни почти невозможно компенсировать позже. Это может вызвать длительную остановку физического роста организма, в результате чего и дети, и взрослые не достигают среднего роста, а также привести к задержкам в созревании и научении (Waterlow, 1994). Длительное отставание размеров головного мозга от нормы, наряду с дефицитами внимания и способности к обработке информации, — обычные последствия неполноценного питания в младенчестве.

Существуют два основных вида неполноценного питания. Один из них связан с недостатком общего количества пищи, а другой — с недостатком определенных продуктов. Хроническое голодание или неполноценное питание приводят к состоянию маразма. Такое питание характеризуется недостатком протеина и общего количества калорий, сопровождается мышечным истощением и утратой подкожного жирового слоя. Другой серьезный вид нарушения питания, названный «квашиоркор» (от выражения на языке суахили kwashiorkor, означающего буквально «ребенок, лишенный прав, принадлежавших ему с рождения»), вызывается недостатком протеина. Обычно квашиоркор встречается у детей полутора лет и старше, которых перестают кормить грудью. Название этого типа неполноценного питания на языке суахили связано с африканской традицией отдавать ребенка в семью родственников, чтобы отлучить от груди, если его мать снова забеременеет. Лишенные богатого протеином материнского молока, такие дети часто страдают от его недостатка. Было установлено, что наличие квашиоркора в первые 3 года жизни ребенка вызывает тяжелые последствия в долгосрочной перспективе, так как недостаток протеина существенно сказывается на развитии головного мозга.

Дефицит йода

Умственная отсталость, глухонемота, базедова болезнь (увеличение щитовидной железы), приводящая к появлению либо гипертиреодизма, либо гипотиреодизма (повышение или понижение секреции щитовидной железы), что, в свою очередь, влияет на рост.

Дефицит железа

Анемия, нарушение психомоторного развития и координации, снижение уровня активности.

Естественное или искусственное вскармливание: за и против. Основным источником питательных веществ у младенца является молоко матери. Кормят ребенка грудью в течение первых 6 месяцев его жизни; далее, для поддержания нормального роста и здоровья младенца, необходимо применение дополнительного питания. В возрасте 6-12 месяцев кроме материнского молока необходимо добавлять в рацион младенца твердую пищу. Как правило, такой режим питания сохраняется до достижения ребенком возраста 24 месяцев. Медики и медицинские организации единодушны во мнении о том, что кормление грудью предпочтительнее, поскольку молоко кормящей матери содержит в высшей степени сбалансированную комбинацию питательных веществ и других полезных компонентов. Как отмечает ЮНИСЕФ (UNICEF, 1998):...Материнское молоко содержит все питательные вещества, антитела, гормоны и анти-оксиданты, которые необходимы новорожденному... Младенцы, вскармливаемые грудью, демонстрируют лучшие иммунные реакции на вакцинацию, питание материнским молоком также защищает слизистые оболочки, покрывающие их желудочный и дыхательный тракты, предохраняет от поноса и инфекций дыхательных путей.

Отнятие от груди и приучение к твердой пище. В развитых странах некоторые матери начинают отнимать ребенка от груди в 3-4 месяца, а то и раньше; другие продолжают кормить малышей своим молоком до 2-3-летнего возраста. Как правило, с 3 месяцев детей постепенно начинают прикармливать протертой пищей. Сначала дают обычную кашу, например рисовую, несколько позднее добавляют к рациону малышей другие виды каш и различные фруктовые пюре. За ними следуют протертые овощи и фарш из отварного мяса. Так как у детей часто бывает аллергия на тот или иной вид пищи, вводить в меню новые продукты нужно очень осторожно. Некоторые малыши хорошо едят все, что им дают. К 8 месяцам большинству из них уже предлагают широкий ассортимент специально приготовленной пищи, а кормление молоком сокращается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.