Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Основные понятия правовой информатизации

1.1. Правовая информатика в системе наук

Правовая информатика - междисциплинарная отрасль знаний о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности.

По своей природе правовая информатика - это смежная отрасль научного знания, в структуре которой имеются элементы науки юридических и иных общественных наук (теории управления, социологии, статистики, педагогики), естественных, технических, математических наук, кибернетики и, наконец, информатики

Предметом правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.

Правовая информатика делится на общую и особенную части.

Общая часть занимается разработкой общих методологических, правовых, управленческих (организационных) и информационных аспектов применения идей, методов и технических средств информатики в практической деятельности. Она включает:

• понятие единого информационного пространства;

• методологию и методы исследования правовой информатики;

• понятие общей и правовой информации;

• задачи создания Государственной системы правовой информации (ГСПИ);

• государственную политику информатизации правовой, государственной и политической системы.

Особенная часть исследует и разрабатывает специфические, конкретные методики применения современных информационных технологий, идей, средств и методов информатики в различных сферах и направлениях государственно-правового регулирования общественных отношений: в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности, криминалистике и судебной экспертизе, социологических исследованиях и т. д.

Правовая информатика при исследовании правовых явлений не заменяет юридические науки, а дополняет их своими средствами и методами. Правовая информатика использует достижения общей теории права - фундаментальной науки правоведения, изучающей закономерности правовых явлений. Такие понятия, как «государство и право», «законодательство», «отрасль законодательства», «правовая система» и др., являются базовыми для осуществления процесса информатизации общества.

Связь правовой информатики с конституционным правом находит отражение в ст. 34 Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды, что способствует осуществлению процесса правовой информатизации.

Правовая информатика связана и с гражданским и уголовным нравом.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь определен ряд положений, относящихся к сфере информатизации. В частности, в ст. 140 рассматриваются понятия служебной и коммерческой тайны, в гл. 61 «Авторское право и смежные права» содержатся правовые нормы, касающиеся объектов информационных технологий.

Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст. 349-355 раздела XII «Преступления против информационной безопасности») гарантирует правовую защиту от несанкционированного доступа к компьютерной информации, ее изменения и модификации, компьютерного саботажа (умышленного уничтожения, блокирования, приведения в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывода из строя компьютерного оборудования, либо разрушения компьютерной системы, сети или машинного носителя). Здесь же определена защита от таких информационных преступлений, как неправомерное завладение компьютерной информацией, несанкционированное копирование, перехват информации, передаваемой с использованием средств компьютерной связи.

Наиболее тесно информатика связана с кибернетикой - наукой о закономерностях управления сложными динамическими системами.

Развитие информатики тесно связано с достижениями психологии, которые активно используются при изучении мыслительных процессов создания и использования информации, природы информационных потребностей и их формулирования в запросы.

Одно из направлений психологии - когнитивная психология, раскрывающая закономерности человеческого интеллекта, памяти, мышления. Когнитивная психология изучает знания человека о себе и окружающем мире, а также процессы, обеспечивающие приобретение знаний. Полученные результаты лежат в основе проектирования и создания систем искусственного интеллекта.

Другое направление психологии, связанное с информатикой, -психология компьютеризации - отрасль психологической науки, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и использованием компьютеров, включая их математическое и программное обеспечение.

Основу предмета правовой информатики составляют количественные закономерности исследуемых явлений, системно-структурные и иные связи в них, особенности реализации информационных процессов на базе информационных технологий. С учетом этого не обойтись без методов математики - науки о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

Определенное значение в информатике имеет такой раздел математики, как математическая логика - учение о логических формах мышления, обобщающее и расширяющее границы формальной логики.

Математическая логика разрабатывает методы, позволяющие использовать достижения логики для анализа различных процессов, в том числе и информационных, с помощью компьютеров. Используя логические операции, можно провести моделирование логической структуры правовой нормы.

Для нужд юридической науки и практики используются современные технические средства для автоматизации различных процессов, что обусловливает связь правовой информатики с техническими науками.

Информатика и правовая информатика тесно связаны с теорией информации - наукой, изучающей количественные закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации.

1.2.Правовая информация, информационные процессы, информационные системы в юридической деятельности

Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, научной, иной юридической деятельности.

В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Ее с источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной).

Процесс создания информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного производства создается особый вид правовой информации — судебное доказательство, служащее основой для принятия решения. В результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, определение, постановление, приговор), несущие информацию о принятом решении.

Конкретный вид юридической деятельности налагает определенный отпечаток на используемую в нем информацию и предопределяет источники, из которых она может быть получена.

Правовую информацию в зависимости от того, кто является ее «автором» (т.е. от кого она исходит) и на что она направлена, можно разделить на три большие группы:

• официальная правовая информация;

• неофициальная правовая информация;

• информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

К официальной правовой информации в соответствии с законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. №361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» относятся тексты правовых актов, составляющие законодательство Республики Беларусь.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

К неофициальной правовой информации можно отнести:

• материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

• материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета Нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т. д.);

• материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, административных правонарушениях и т. д.);

• образцы деловых бумаг;

• комментарии законодательства;

• научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодадельства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. К примеру, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Субъектами права, не имеющими властных полномочий, могут выступать граждане, организации.

Важную роль в развитии социального общества и в жизни отдельно взятой личности играют информационные процессы - процессы движения информации, включающие в себя возникновение (производство), передачу, потребление, сохранение и трансформацию информации.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.

Реализуются информационные процессы с помощью информационных систем. С развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем, как автоматизированные информационные системы.

Автоматизированная информационная система (АИС) - система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерную информационную технологию.

В основе современных автоматизированных информационных систем лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Классификация АИС в правовой сфере следующая:

- автоматизированные информационно-справочные правовые системы (АИСПС);

- автоматизированные информационно-аналитические правовые системы (АИАПС);

- экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;

- автоматизированные системы управления (АСУ).

Справочная правовая система – взаимосвязанная совокупность текстов нормативных документов, включенных в информационные базы, а также инструментов хранения, поиска и анализа правовой информации. Основное назначение таких систем – обеспечение доступа к актуальной правовой информации наибольшего количества пользователей.

Одной из наиболее популярных на сегодняшний день в Республике Беларусь справочных правовых систем является система КонсультантПлюс.

Кроме нее широко используются справочные правовые системы ЮСИАС и ЭКСПЕРТ.

Экспертные системы в области права - это автоматизированные информационные системы, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Данные системы при решении определенного класса задач могут заменить собой эксперта-юриста. Привлекая знания экспертов, заложенные в их информационный банк данных, они объясняют, аргументируют и делают выводы.

Автоматизированными информационно-аналитическими системами (АИАС) правовой информации называются автоматизированные информационные системы, призванные на базе хранящихся в них аналитических и справочных материалов, получать квалифицированную консультацию специалистов, обоснованную ссылками на нормативные акты.

Примером может служить АПС «Бизнес-Инфо».

Автоматизированные системы управления – комплексы технических и программных средств для автоматизированного управления различными службами.

АСУ «Дежурная часть», предназначенная для управления силами и средствами ОВД в оперативной работе служит примером использования систем данного класса.

ТЕМА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информационно-правовая политика белорусскою государства в последние годы была направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией на самых разных уровнях - от государственных органов до каждого гражданина. Исходя из этого было определено формирование единого информационно-правового пространств путем создания государственной системы правовой информации.

В 1997 г. на основании указа президент Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь» был создан Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ). Указом президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации» утверждено Положение о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь.

На НЦПИ возложено:

- создание и ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (НРПА) (на бумажных и электронных носителях);

- формирование и ведение единого эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ);

- создание и развитие государственной системы правовой информации;

- координация и непосредственная реализация работ по правовой информатизации Республики Беларусь;

- координация деятельности в области внедрения компьютерных систем и банков данных правовой информации;

- распространение правовой информации;

- участие в подготовке проектов законов и иных правовых актов в Республике Беларусь;

- проведение научных исследований в области правовой информатизации;

- обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией.

В результате работы, проводимой НЦПИ, в Республике Беларусь создана, действует и развивается эффективная модель государственной системы правовой информации (ГСПИ), которая состоит

1) из Национального центра правовой информации Республики Бе­ларусь - центрального государственного научно-практического учреждения в области правовой информации;

2) автоматизированной системы формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, который включает:

• Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,; созданный Указом Президента Республики Беларусь от 20 июня 1998 г. № 369

• эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), ЭБДПИ создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 и является информационным ресурсом, имеющим государственное значение;

• Единый правовой классификатор Республики Беларусь, являющийся основой систематизации законодательства, ведения НРПА и формирования ЭБДПИ, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 4 января 1999 г. (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424) в целях обеспечения систематизации законодательства, обмена правой информацией, ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и формирования эталонного банка данных правовой информации;

3) комплексной системы распространения правовой информации, состоящей из:

- Национального центра правовой информации Республики Беларусь;

- Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь (www.pravo.by), созданного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609;

- единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов;

- региональных центров правовой информации (филиалы НЦПИ);

- публичных центров правовой информации;

- иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме.

4) обеспечивающей распространение информации на электронных и бумажных носителях с использованием различных организационных и информационно-технологических форм ее распространения;

4) системы межгосударственного обмена правовой информацией.

В совокупности все это образует уникальную государственную межведомственную автоматизированную систему управления правовым ресурсом, которая позволила сформировать в стране единый официальный, полный, актуальный, общедоступный государственный правовой информационный ресурс.

2.2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Одним из основных направлений развития правовой информатизации нормотворческой деятельности государственных органов в Республике Беларусь является разработка и внедрение современных автоматизированных систем (АС), позволяющих не только сосредоточить и организовать информационные ресурсы, необходимые для подготовки проектов нормативных правовых актов, но и повысить качество разработки последних.

В соответствии с п. 3 указа президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь создана «Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь». Данная программа является инструментальным средством подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь в государственных органах (организациях), занимающихся нормотворческой деятельностью.

2.3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на совершенствование судопроизводства посредством применения в деятельности судов и Министерства юстиции новых информационных технологий.

В рамках автоматизации правоприменительной деятельности НЦПИ создана, внедрена и функционирует информационно-телекоммуникационная система правовой информации «Суд» для обеспечения Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов.

С целью развития данной автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы в 2003 году НЦПИ создан и внедрен в деятельность Конституционного Суда, Министерства юстиции, систем общих и хозяйственных судов интегрированный банк данных правовой информации «Судебная практика».

В системе общих судов Республики Беларусь в настоящее время осуществляются работы по созданию автоматизированной системы Верховного Суда Республики Беларусь (АИС «Верховный Суд»)

2.4. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информатизация правоохранительной деятельности направлена на реализацию комплекса задач в области сбора, учета, обработки и анализа статистической и оперативно-розыскной информации, в первую очередь на создание автоматизированных и коммуникационных систем обеспечения доступа к банкам данных правовой информации, а тюке на организацию взаимодействия в системе органов МВД, прокуратуры и судов, других правоохранительных структур государства.

Следует учитывать, что основным методом работы сотрудника МВД является анализ имеющейся информации и поэтому узловой момент ведения дел – постоянный сбор и учет информации о подозреваемых в совершении преступления, возможности получения аналитических данных по любым срезам информации.

На данном этапе в области информатизации правоохранительной деятельности ведутся работы по двум основным направлениям:

- создание интегрированных систем и автоматизированных банков данных (АБД) коллективного пользования централизованных на уровне МВД и УВД областей;

- создание специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем (СТРАС) по линиям работы отдельных служб МВД Беларуси.

В качестве примера применения АИС в правоохранительных органах Республики Беларусь можно привести применяемые в органах прокуратуры АИПС «Жалоба», АИС «Личный прием» и «Сроки».

Интересна разработка, созданная в Прокуратуре Республики Беларусь, и предназначенная для автоматизации процесса подготовки процессуальных документов. Программное средство «Автодело» основано на комплексном применении программ пакета Microsoft Office и представляет собой интегрированную систему управления базами данных. Обеспечивается ввод информации и ее интерпретация из тематических баз системы в логически завершенный документ (тематический пакет документов). Базы заполняются либо с использованием максимально упрощенного интерфейса программы «Автодокумент», входящей в описываемый программный продукт, либо программой Microsoft Access пакета Microsoft Office

2.5. Электронный документ.

Согласно закону, принятому 28 декабря 2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» Электронный документ - информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным данным законом.

В ст. 7 данного закона определена структура электронного документа. Он состоит из двух неотъемлемых частей - общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа. Информация об адресате относится к общей части.

Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей.

Формы представления электронного документа могут быть внутреннего и внешнего представления.

Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на машинном носителе.

Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном либо ином отделимом от машинного носителя материальном объекте в доступном для визуального обозрения виде (без дополнительных технических приспособлений) и форме, понятной для восприятия человеком.

Государственный стандарт «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения» определяет электронный документ как документ, зафиксированный на машинном носителе и содержащий идентифицированную информацию, подлинность которой удостоверена электронной цифровой подписью (ЭЦП) или удостоверяющим листом.

2.5. ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ

Электронная цифровая подпись - набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного документа.

Средства электронной цифровой подписи - программные и технические средства, обеспечивающие выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющие сертификат соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

С юридической точки зрения электронная цифровая подпись в элек­тронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при соблюдении определенных условий.

ЭЦП предназначена для удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа, подтверждения подлинности и целостности электронного документа.

Подтверждение подлинности и целостности электронного документа производится путем применения средств электронной цифровой подписи с использованием открытого ключа проверки подписи лица, подписавшего электронный документ.

2.5. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Завершение государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 «Электронная Беларусь» стало важным шагом в создании компонентов электронного правительства в стране:

- развивалась телекоммуникационная инфраструктура;

- были созданы важнейшие государственные информационные системы и ресурсы;

- разрабатывались и принимались законодательные акты и другие нормативные документы.

В марте 2011 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь была утверждена Национальная программа ускоренного развития услуг всфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы, в которую вошла подпрограмма «Электронное правительство».

ТЕМА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1.Понятие информационной безопасности

Под информационной безопасностью в общем случае понимают свойство процесса информатизации, характеризующее состояние защищенности личности, общества и государства от возможных негативных последствий информатизации.

Информационная безопасность является неотъемлемой частью госу­дарственной политики Республики Беларусь в области национальной безопасности, что отражено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390.

Концепция представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Она содержит методологическую основу построения системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и предназначена для использования при планировании и осуществлении деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности.

По видовому признаку угрозы информационной безопасности можно подразделить на политические, экономические и организационно-технические.

Для обеспечения информационной безопасности используются следующие основные методы:

- законодательные (законы, нормативные акты, стандарты и т.п.);

- административно-организационные (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации, и конкретные меры безопасности, направленные на работу с людьми);

- программно-технические (конкретные технические меры).

Уголовный Кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие 1 января 2001 года, в главе XII предусматривает ответственность за преступления в сфере информационной безопасности.

28 ноября 2002 года на основании приказа Министерства внутренних дел в МВД было создано самостоятельное управление, осуществляющее практическую деятельности по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий (Управление «К»).

Сегодня Управление «К» состоит их трех отделов:

- отдел по раскрытию преступлений против информационной безопасности;

- отдел по раскрытию преступлений в сфере телекоммуникаций;

- отдел компьютерно-технического обеспечения.

3.2.Правонарушения в информационной сфере. Компьютерные преступления

Информационная преступность - противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб.

Основными видами правонарушений в информационной сфере являются:

- правонарушения в сфере формирования и использования информационных ресурсов;

- правонарушения в сфере организации и деятельности средств массовой информации;

- правонарушения в сфере рекламной деятельности;

- правонарушения а сети Интернет;

- компьютерные правонарушения.

Компьютерное преступление – любое противоправное действие, при котором компьютер выступает либо как объект, против которого совершается преступление, либо как инструмент, используемый для совершения преступных действий

Страны СНГ обязуются сотрудничать в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации, а также обеспечивать гармонизацию национального законодательства в области борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации.

Сотрудничество осуществляется в формах:

- обмена информацией;

- запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;

- создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;

- проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации;

- обмена нормативными правовыми актами, научно-технической литературой по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации

3.4.Судебно-компьютерная техническая экспертиза

Судебная компьютерно-техническая экспертиза (СКТЭ) – самостоятельный род судебных экспертиз, относящийся к классу инженерно-технических экспертиз, проводимый в целях: определения статуса объекта как компьютерного средства, выявления и изучения его роли в расследуемом преступлении, а также получения доступа к информации на электронных носителях с последующим всесторонним ее исследованием.

Предметом судебной компьютерно-технической экспертизы (СКТЭ) ― являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей разработки и эксплуатации компьютерных средств, обеспечивающих реализацию информационных процессов, в которые зафиксированы в материалах уголовного, гражданского дела, дела об административном правонарушении.

Объектами СКТЭ являются компьютерные средства: аппаратные объекты; программные объекты и информационные объекты (данные).

В соответствии со своими задачами и спецификой исследования в рамках этого рода экспертиз можно выделить следующие виды:

· аппаратно-компьютерная экспертиза;

· программно-компьютерная экспертиза;

· информационно-компьютерная экспертиза;

· компьютерно-сетевая экспертиза;

· телематическая экспертиза.

Следует отметить, что все указанные виды СКТЭ как правило проводятся комплексно, так как при решении задач этих экспертиз требуются знания из различных научных областей (с технической экспертизой документов, товароведческой, видеофонографической, автороведческой и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Химические реагенты для бассейна и фонтана | Прикладная информатика




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.