Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальный исследовательский университет






Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории

 

Программа дисциплины «Историческая текстология»

для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

 

 

Авторы программы:

 

И.Н. Данилевский, профессор, д.и.н. viddanin@mail.ru

Е.В. Акельев, доцент, к.и.н. eugene_akeliev@mail.ru

 

Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

 

 

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова

 

 

Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников

 

Москва, 2011

 


Пояснительная записка

Курс раскрывает специфику работы историка с вербальными текстами, ее теоретических и эмпирических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций. Принципиальная новизна предложенной в курсе концепции состоит в том, что, в отличие от филолога-литературоведа, работа историка с текстом источника ориентируется не просто на выяснение формальных взаимоотношений текстов, классификацию списков и редакций (с конечной целью: определить список, по которому будет публиковаться данное произведение), а на изучение эволюции, развития текста как такового, в связи с изменением его смысловой структуры — с целью выявления его информативных возможностей для реконструкции изучаемой исторической реальности. Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, определить границы и возможности применения ее методов и выводов в работе историка.

В курсе прослеживается процесс становления текстологии (критики текста) – от ее зарождения на рубеже XVIII–XIX вв. как самостоятельного направления в изучении текстов до настоящего времени, когда она оформилась в специальную историко-филологическую дисциплину со специфическими методами и направлениями. В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения исторической текстологии: системный подход, историзм и соотнесенность текстологии с другими формами историко-филологического знания.

Структура лекционного курса включает теоретический и практический разделы.

Теоретический раздел преду­сматривает изучение теоретико-методологических основ текстологического анализа в историческом исследовании. В нем подробно рассматриваются генезис и эволюция базовых понятий современной исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция и из­вод, оригинал и копия, подделка, протограф, архетип, атрибуция текста, автор, пере­писчик, текстологический анализ, разночтения, генетическая критика, авантекст, гене­тическое досье и др.). Центральное место в теоретическом разделе занимают проблемы использования результатов текстологического анализа в определении нарративного текста как исторического источника и его общей характеристике, влияния их на понимание текста через выявление его социальных функций, а также использование данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. При этом в диахроническом аспекте анализируется взаимосвязь текстологии с историческим источниковедением и герменевтикой.

Значительная часть курса отводится практике работы магистрантов с вербальными текстами. На практических занятиях учащиеся осваивают умения и навыки текстологического исследования: формально-текстологического анализа и систематизации списков, составления и работы с генетическим досье исторических источников, выявле­ния авантекста, круга чтения автора, структуры ретроспективной информации, методов вычленения верифицируемой и уникальной ретроспективной информации, приемы выявления повторяющейся информации (прямых и косвенных цитат, реминисценций, аллюзий, парафраз, топосов, «общих мест») и получения на ее основе косвенных ретроспективных характеристик описываемых событий, процессов и личностей. Особое место отводится проблеме общей характеристики исторического источника, как основы его использования в историческом исследовании. Концепция магистратуры «Информационные ресурсы исторической науки» предусматривает также углубленное изучение классических работ по текстологии в рамках «Исследовательского семинара».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.