Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления надзора за исполнением законов.






 

Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере госуправления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

Надзор за соблюдением законности — важнейшее направление деятельности органов прокуратуры, во многом определяющее специфику ее деятельности и положение в системе органов государственной власти.

Законность — такой режим руководства обществом, который состоит в строгом и неуклонном соблюдении всех без исключения законодательных предписаний.

Закон — это воля государства, в лице которого выступает все общество.

При осуществлении полномочий по надзору за соблюдением законов прокуратура наделена широкими полномочиями.

Прокурор вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;

2) иметь доступ к их документам и материалам., проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

4) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

5) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

6) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

7) возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении;

8) предостерегать о недопустимости нарушения закона;

9) освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

10) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

11) вносить представление об устранении нарушений закона;

12) приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаться в суд;

13) вносить представление об устранении нарушений закона;

14) исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;

15) направлять предупреждения в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:

1) выявления нарушений законов;

2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;

3) принятие мер к устранению нарушений закона;

4) принятие мер по предупреждению нарушений закона;

5) установление лиц, допустивших нарушение закона.

 

42. Надзор за исполнением законов: объект, предмет.

 

Предмет О.Н.:

1) соблюдение Конституции РФ;

2) исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами гос. власти S-в РФ, органами местного самоуправления (муниципалитет, управы), органами военного управления (Минобороны и его подразделениями), органами контроля (напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)), их должностными лицами, органами управления (совет директоров, управления и др.) и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, граждан(?).

3) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.

Объектами надзора являются:

— федеральные министерства;

— государственный комитет;

— службы;

— иные федеральные органы исполнительной власти;

— представительные (законодательные), исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

— органы местного самоуправления;

— органы военного управления;

— органы контроля;

— должностные лица;

— органы управления;

— руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

 

43. Надзор за исполнением законов: пределы, правовые формы.

Пределы О.Н.

Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

Пределы предмета прокурорского надзора выражаются в исчерпывающем круге названных законодателем в ч. 1 ст. 21 настоящего ФЗ органов и должностных лиц. В число поднадзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органами контроля (надзора) и их должностными лицами. В систему субъектов надзора не входят Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные суды и мировые судьи.

О пределах надзора говорится и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П. В нем указано: " норма, содержащаяся во взаимосвязанных п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации", которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов РФ противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону" (в соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу). В связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ было издано указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2003 г. N 36/7. В нем говорится об организации прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов субъектов РФ. В частности, там указано, что при необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства прокурорам субъектов РФ предлагается направлять в Генеральную прокуратуру РФ проект запроса в Конституционный Суд РФ, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 37, пп. 1, 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 38 Федерального конституционного закона " О Конституционном Суде Российской Федерации".

Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:

1) полномочия по выявлению нарушений закона;

2) полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.

К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1 ст.22):

1) от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений;

2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;

3) вызывать должностных лиц для объяснения по поводу нарушения закона и др.

Ко 2 группе относятся:

1) требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности, установленной законом;

2) по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении;

3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№

4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;

5) и др.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том числе и в сфере О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность (ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))

 

44. Надзор за исполнением законов: место в системе отраслей прокурорского надзора.

 

В рассматриваемой отрасли наиболее рельефно проявляется сущность и назначение прокурорского надзора в РФ, осуществляемого прокурорами всех звеньев. Именно в ней находит прямое проявление деятельность российской прокуратуры по обеспечению верховенства закона — нормативного фундамента правового государства — охране прав и свобод личности, общественных и государственных интересов.

Рассматриваемая отрасль надзора, несмотря на то, что законодатель не содержит такой терминологии, традиционно определяется " общим надзором".

Данное направление надзора относительно других направлений деятельности прокурора является наиболее сложным, что обусловлено задачами и разнообразностью поднадзорных объектов.

Осуществляя свои полномочия в данной сфере прокурорского надзора, прокуроры решают совместно с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного развития.

В данной функции прокуратуры наиболее ярко проявляется сущность и назначение прокурорского надзора в РФ, находит прямое проявление деятельность органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, охране прав и свобод личности, общества и государства.

Осуществление общего надзора способствует укреплению законности в государстве, выявлению нарушений закона, установлению и устранению их причин и условий. При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и проверку исполнения законов проводят на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

 

45. Понятие «общего надзора».

Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере госуправления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

Общий надзор является важнейшей отраслью прокурорского надзора. Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность.

Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Осуществляя общий надзор, прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения перечисленных выше объектов надзора, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Если устанавливается факт нарушения закона, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, принести протест на противоречащие закону акты, внести представление об устранении нарушений закона, возбудить производство об административном правонарушении либо уголовное дело, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, в том числе в сфере общего надзора, влечет за собой установленную законом ответственность. Так, например, за невыполнение законных требований прокурора и за неявку по его вызову предусмотрена административная ответственность.

 

Содержание прокурорской проверки исполнения законов (в порядке общего надзора)

Основными этапами проведения надзорной проверки являются:

1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изучение необходимого законодательства, анализ имеющихся в прокуратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий;

2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами;

3) составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.

В ходе проверки прокурор использует самые разнообразные способы выявления нарушений законов, установления лиц, их совершивших.

Несоответствие правового акта федеральному закону, как об этом свидетельствует надзорная практика, выражается:

— в уклонении от цели, обозначенной в законе (применение ненадлежащего закона, например вместо закона о бюджетном устройстве — налогового законодательства);

— в издании правового акта, основанного на отмененном законе;

— в превышении власти при издании нормативного акта (принятие решения неправомочным органом, несоблюдение процедуры обязательного согласования и т. п.);

— в несоблюдении формы и процедуры издания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.