Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация американских государств (ОАГ) .






Тезисы (краткий конспект) лекций

 

Лекция №1. Предмет и содержание курса

1. Предмет курса.

2. Истоки образования международных организаций.

3. Классификация и признаки международных организаций.

Цель лекции – раскрыть предмет и содержание курса.

Ключевые слова – международная организация, международные межправительственные организации, международные неправительственные организации.

 

1. Учебная дисциплина «Международные организации» посвящена изучению международных отношений. Современный мир развивается в интеграционном процессе. В различных регионах мира образуются интеграционные торгово-экономические, валютные, таможенные и политические объединения. Интеграционные процессы проявляются, прежде всего, в образовании множества международных и неправительственных организаций.

В новых условиях международных отношений международные организации понимают необходимость и предпринимают шаги по реорганизации своей деятельности. Приоритетным в этой области является претворение в жизнь разработанных международным сообществом концепций по углублению и расширению интеграции в различных регионах мира.

Понимание сути процессов мировой интеграции позволит будущим специалистам в области международных отношений адекватно ориентироваться в выборе стратегии сотрудничества, приемлемой для нашей страны и региона в целом.

Конечные результаты обучения. В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- теоретическую основу курса;

- методы, функции, объект, субъект деятельности МО;

- основные ключевые термины курса;

уметь:

- самостоятельно решать теоретические и практические задачи по деятельности международных организаций;

- анализировать развитие сотрудничества РК с международными организациями;

- владеть информацией о современной деятельности и роли международных организаций;

-развивать свои исследовательские навыки.

 


Одним из результатов развития международных общественных отношений на протяжении XIX-XX вв. стало появление особого типа организаций - международных, значительного в количественном отношении и влиятельного в политическом плане. В настоящее время в международных организациях принимаются многие политические решения. В них вырабатываются стандарты, тарифы, санитарные правила и многие другие важные нормы социальной жизни.

Аналогичная организация — Лига Наций — была создана в 1919 году после первой мировой войны. Ее главная задача заключалась в поддержании мира. Однако в Лигу вошли не все страны. Так, например, Соединенные Штаты никогда не были ее членом. Некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из нее, и во многих случаях Лига не принимала никаких мер. Хотя опыт Лиги оказался неудачным, она возродила мечту о создании всемирной организации. В итоге появилась Организация Объединенных Наций. Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности».

Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

Международные организации осуществляют научное, техническое сотрудничество, культурные и спортивные связи. В ряде случаев эти организации воздействуют даже на повседневную жизнь отдельных людей. Например, Всемирный почтовый союз, Всемирный союз электросвязи определяют правила, благодаря которым осуществляется обмен корреспонденцией между любыми точками земного шара. Возможности получения иностранных новостей, печатных изданий, общие принципы передвижения граждан за рубежами государств обусловлены решениями, принятыми, например, в рамках таких международных организаций, как Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Примеры можно продол сколько-нибудь значительной области социальной жизни.

Термин «международная организация» в обыденном смысле употребляется как по отношению к межправительственным, так и применительно к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Иногда под международными организациями понимаются только межгосударственные межправительственные организации, то есть постоянные объединения государств, основанные на межгосударственном договоре.

3. Понятие " международная организация" прочно закрепилось в научной и даже повседневной лексике, но его употребление каждый раз требует пояснения, поскольку в него вкладывается разное содержание. Обычно выделяют две основные группы международных организаций: международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. Главное различие между ними состоит в том, что первые представляют собой объединения государств, вторые являются объединениями физических или юридических лиц, ассоциаций, движений, общественных организаций. Международные межправительственные организации (ММПО) - это постоянно действующие конференции представителей государств, создаваемые на основе международных многосторонних договоров. Краткая дефиниция понятия ММПО дана в резолюции Экономического и Социального Совета ООН 27 февраля 1950 г.: " Это организации, созданные по соглашению между государствами, членами которых являются сами государства". К ММПО относятся, например, Организация объединенных наций, Организация американских государств, Евратом, НАТО, Организация африканского единства, Содружество независимых государств. Признаками ММПО являются международная правовая основа деятельности (международный договор или устав), особые постоянно действующие органы управления, персонал, наличие финансовых средств, существование обязательств государства по выполнению решений.Международные неправительственные организации (МНПО) - это добровольные, не преследующие целей получения прибыли объединения граждан или организаций из нескольких стран. Примеры таких организаций: Ассоциация международного права, Комитет по исследованию космического пространства, Международное оптическое общество, Социалистический интернационал.Помимо ММПО и МНПО существуют также другие типы международных организаций, в частности, такие, участниками которых являются как государства, так и негосударственные учреждения. В последнее время появились организации, где государства и другие международные организации действуют как равноправные участники. Кроме этого имеется еще один тип организаций, которые мы предлагаем называть квазимеждународными. Созданные в одной стране, они ведут активную деятельность за границами страны, в которой возникли. Примерами могут служить Фонд Конрада Аденауэра, созданный в Германии и имеющий представительства в 120 странах, Международный комитет Красного Креста, получивший особые полномочия мирового сообщества (международный мандат) на проведение акций гуманитарного характера.

Лекция №2. Система Организации Объединенных Наций

1.ООН как универсальная организация.

2. История создания.

3. Основные цели и принципы ООН.

4. Структура ООН.

Цель лекции – ознакомить с системой Организации Объединенных наций.

Ключевые слова – международная организация, универсальная организация, международные неправительственные организации.

 

1. Организация Объединенных Наций — это уникальная организация независимых стран, которые объединились во имя всеобщего мира и социального прогресса. Официальной датой рождения Организации является 24 октября 1945 года, а ее основателями считается 51 страна. К концу 2008 года число стран, входящих в ООН, достигло 192. За время существования Организации ни одна страна не была из нее исключена. В 1965 году Индонезия временно вышла из состава ООН в связи со спором с соседней Малайзией, однако в следующем году восстановила свое членство.

Организация Объединенных Наций не представляет ни конкретное правительство, ни какую-либо одну страну. Она представляет всех своих членов и делает только то, что государства-члены ей поручат.

Устав Организации Объединенных Наций, в котором разъясняются права и обязанности государств-членов и необходимые действия для решения тех задач, которые они перед собой ставят. Вступая в ООН, страна принимает цели и правила, изложенные в Уставе.

Центральные учреждения Организации Объединенных Наций являются международной зоной. Это означает, что земля, на которой находится комплекс ООН, принадлежит не только Соединенным Штатам как принимающей стране, но и всем членам Организации. У Организации Объединенных Наций свой флаг и свой контингент охранников, которые охраняют территорию. Кроме того, она располагает собственным почтовым отделением и выпускает свои марки. Корреспонденцию с этими марками можно отправлять только из Центральных учреждений ООН или из отделений ООН в Вене и Женеве.

2. Идея создания Организации Объединенных Наций возникла во время второй мировой войны (1939–1945 годы). Руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания войны, осознали острую необходимость создания механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить войн в будущем. Они понимали, что это возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Такой организацией стала Организация Объединенных Наций.

Название «Организация Объединенных Наций» было предложено президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом. Впервые оно было официально употреблено в 1942 году, когда представители 26 стран подписали Декларацию Объединенных Наций. В честь президента Рузвельта, который умер за несколько недель до подписания Устава, все, кто присутствовал на Сан-Францискской конференции, согласились с названием «Организация Объединенных Наций».

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Иран, который просуществовал недолго, а также административные союзы. В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года. Однако, 14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил в последствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН. 1 Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзе, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций

На своем 1-м заседании, состоявшемся в 1946 году в Лондоне, Генеральная Ассамблея постановила разместить Центральные учреждения Организации Объединенных Наций в Соединенных Штатах. Нью-Йорк был не единственным кандидатом — рассматривались также Филадельфия, Бостон и Сан Франциско. В конечном итоге Генеральная Ассамблея склонилась в пользу нынешнего места, когда Джон Д. Рокфеллер-младший в последнюю минуту безвозмездно предоставил 8, 5 млн. долл. Позже муниципалитет города Нью-Йорка выделил в качестве дара дополнительный участок.

Место, выбранное для Центральных учреждений ООН, находилось в запущенном районе с несколькими бойнями, железнодорожным депо и другими промышленными зданиями.

24 октября 1949 года Генеральный секретарь Трюгве Ли заложил первый камень в фундамент 39-этажного здания, а 21 августа 1950 года сотрудники Секретариата начали занимать свои новые кабинеты.

3.Четыре главные основные цели ООН:

· Поддержание мира на планете;

· Развитие дружественных отношений между странами;

· Совместная деятельность по улучшению условий жизни бедных людей, борьба с голодом и болезнями, ликвидация неграмотности и содействие уважению прав и свобод;

· Помощь странам в достижении этих целей.

4. Организация Объединенных Наций работает практически во всех странах мира, а руководят этой деятельностью шесть главных органов:

· Генеральная Ассамблея

· Совет Безопасности

· Экономический и Социальный Совет

· Совет по Опеке

· Международный Суд

· Секретариат

Все эти органы заседают в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, за исключением Международного Суда, который находится в Гааге, Нидерланды. С Организацией Объединенных Наций связаны 15 специализированных учреждений, которые координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями. Они действуют в самых разных областях: здравоохранение, сельское хозяйство, телекоммуникации, климат. Кроме того, существуют 24 различные программы, фонды и другие органы с конкретными сферами деятельности. Эти органы наряду с собственно ООН и ее специализированными программами образуют систему Организации Объединенных Наций.

Лекция №3. Межправительственные универсальные организации социального, культурного и гуманитарного характера

1. Международная организация труда (МОТ). МОМ и Всемирная организация по туризму.

2. ЮНЕСКО.

3. ВОЗ, Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

4. Межправительственные универсальные организации экономического и социального характера - ЮНИДО и ЮНИСЕФ.

5. Программа развития ООН (ПРООН).

Цель лекции – ознакомить с деятельностью межправительственных универсальных организаций социального, культурного и гуманитарного характера.

Ключевые слова – международная организация, универсальная организация, Международная организация труда, Всемирная Организация здравоохранения, ЮНЕСКО.

1. Организация была основана в 1919 году. МОТ является обладателем Нобелевской премии мира. Международная организация труда обладает уникальной трехсторонней структурой, где все решения принимаются совместными усилиями работодателей, работников и правительств. МОТ:

· Разрабатывает политику и программы по защите основных прав человека, улучшению условий жизни и работы, расширению возможностей трудовой занятости населения.

· Устанавливает международные стандарты в этих областях и контролирует их выполнение в разных странах.

· Проводит обширную программу технического сотрудничества, чтобы помочь странам сделать их политику более эффективной.

Междунаро́ дная организа́ ция труда́ (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Ежегодно во всем мире происходит почти 125 миллионов несчастных случаев на рабочем месте, в результате чего миллионы рабочих получают серьезные травмы или становятся жертвами отравлений агрохимикатами.

· Во всем мире число работающих детей в возрасте 5–14 лет составляет 250 миллионов, из которых не менее 120 миллионов работают полный рабочий день и выполняют опасную работу или подвергаются эксплуатации.

· Несмотря на то, что членами профсоюзов является только около 164 миллионов из 1, 3 миллиардов рабочих мира, в большинстве стран профсоюзы сумели консолидировать власть в основных секторах, расширить свои ряды за счет возникающих секторов и разработать новые стратегии переговоров между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективного договора, часто на глобальном уровне.

· Профессиональное разделение людей по половому признаку не только наносит вред положению женщин, но также является основной причиной экономической неэффективности. И это не всегда плохо лишь в отношении женщин и хорошо для мужчин — это может быть плохо для обоих полов.

· Во всем мире около 800 миллионов человек являются членами кооперативных коммерческих предприятий, тогда как другие 100 миллионов являются сотрудниками кооперативов.

Международная Организация по миграции (МОМ) является межправительственной организацией, основанной в 1951 году со штаб-квартирой в г. Женева. На сегодняшний день МОМ является ведущей международной организацией в сфере миграции. В настоящее время 109 стран являются членами организации и 24 имеют статус наблюдателей.

МОМимеет 50-летнюю историю.В ноябре 1997 года офис МОМ был открыт в Казахстане, в г. Алматы. Для более тесного сотрудничества с правительственными органами в 1999 году представительство МОМ было открыто и в г. Астана.

Своими главными целями/задачами в республике МОМ считает:

· предотвратить незаконную миграцию, торговлю людьми и незаконный оборот наркотиков посредством усиленного контроля и инспекции на южной границе Казахстана, а также информирования мигрантов об их правах и обязанностях;

· способствовать дальнейшему развитию миграционной политики (регулирование трудовой миграции, разработка миграционной политики с учетом демографических реалий и нужд развивающейся экономики);

· способствовать реализации миграционной политики РК, закрепленной в Правительственном Плане Действий на 2001-2010 годы;

· поддержать усилия по приведению миграционного законодательства в соответствие с Конституцией и международными стандартами;

· способствовать успешной интеграции иммигрантов;

· увеличить вероятность предотвращения, защиты и судебного преследования за торговлю людьми;

способствовать соблюдению прав мигрантов посредством предоставления бесплатной юридической помощи и содействия находящимся в затруднительном положении мигрантам с возможностью добровольного возвращения. В Казахстане МОМ осуществляет несколько проектов.

2. Вступление Республики Казахстан в ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры и коммуникации) в мае 1992 года придало качественно новый импульс развитию гуманитарного сотрудничества на всех уровнях, способствовало расширению разнообразных культурных обменов.

Так, уже в октябре 1992 года в Алматы прошел международный семинар по содействию независимых и плюралистических средств массовой информации в Азии, в котором приняли участие представители 20 стран и 6 международных организаций. Принятая на семинаре Алматинская декларация позволила наметить пути совершенствования национального законодательства, подготовки специалистов, обеспечения свободного потока информации.

4. " В центре нашего внимания всегда должны быть неблагополучные и уязвимые группы населения. Эти группы часто остаются незамеченными - они проживают в отдаленных сельских районах или трущобах и оказывают незначительное влияние на политику". Д-р Маргарет Чен Генеральный директор ВОЗ

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения.

В 21-м веке охрана здоровья является общей обязанностью, которая включает обеспечение справедливого доступа к основным видам медико-санитарной помощи и общую защиту от транснациональных угроз.

3. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, которое содействует охране интеллектуальной собственности во всем мире. ВОИС определяет интеллектуальную собственность как совокупность литературных, художественных и научных произведений, изобретений во всех областях человеческой деятельности, научных открытий и всех других видов интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

ВОИС взаимодействует со 176 государствами-членами и, когда это уместно, с другими организациями. Отдел глобальных проблем интеллектуальной собственности, который отвечает за проблемы, связанные с коренными народами, находится в штаб-квартире ВОИС в Женеве, Швейцария.

ВОИС отвечает за осуществление ряда международных договоров, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, и предоставляет информацию и консультативные услуги организациям, особо заинтересованным в защите интеллектуальной собственности. ВОИС оказывает техническую консультативную и иную помощь развивающимся странам в деле защиты интеллектуальной собственности, содействуя при этом экономическому, социальному и культурному развитию. Правительства получают от ВОИС помощь в деле совершенствования своего национального законодательства, регулирующего права интеллектуальной собственности.

В 1967 г. поправка к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений предоставила механизм международной охраны неопубликованных произведений и произведений, выпущенных анонимно. В соответствии со структурой этой поправки, отраженной в статье 15.4 Конвенции, она направлена на предоставление международной охраны выражениям фольклора/ТВК.

В 1976 г. был принят Тунисский типовой закон об авторском праве для развивающихся стран. Он предполагает специальную охрану (sui generis) в отношении выражений фольклора.

В 1982 г. группа экспертов, созванная ВОИС и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), разработала модель специальной охраны ТВК с использованием ИС: Типовые положения ВОИС-ЮНЕСКО, 1982 г.

В 1984 г. ВОИС и ЮНЕСКО совместно созвали группу экспертов экспертов по вопросам международной охраны выражений фольклора с использованием ИС. В ее распоряжении находился проект договора на основе Типовых положений 1982 г. Тем не менее, большинство участников полагали, что на тот момент было преждевременно принимать международный договор.

В декабре 1996 г. государства-члены ВОИС приняли Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ), который предоставляет охрану также и исполнителю выражения фольклора.

Детский фонд ООН или ЮНИСЕФ (англ. UNICEF) — международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций. Создан 11 декабря 1946 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Целью фонда было оказание помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны, срок действия фонда был ограничен.

В 1953 году ООН расширила круг деятельности организации и продлила срок её полномочий на неопределённое время. Фонд получил новое название — Детский фонд ООН с сохранением аббревиатуры ЮНИСЕФ. Штаб-квартира фонда расположена вНью-Йорке.

В 1965 году Детский фонд ООН получил Нобелевскую премию мира. Под эгидой UNICEF проходила программа «год ребёнка» в1989 году. Детский фонд ООН не разделяет помощь матери и ребёнку. Основные цели Детского фонда ООН до 2010 года:

§ сокращение смертности детей до 5 лет на 1/3;

§ сокращение на 50 % смертности матерей;

§ дать начальное образование 80 % детей.

В достижении этих и других целей UNICEF помогают более 180 послов доброй воли.

Главный орган ЮНИСЕФ — Исполнительный совет, который избирается Экономическим и Социальным Советом ООН сроком на три года. Исполнительный совет проводит ежегодные сессии. Текущей деятельностью фонда руководит секретариат и исполнительный директор. С 1 мая 2010 года этот пост занимает американец Энтони Лэйк.

ЮНИСЕФ осуществляет свои программы в 157 странах мира, в том числе в России. Представительство фонда в Москве было открыто в 1997 году, реализуются программы «Защита детей», «Здоровье и развитие молодёжи», «Развитие в раннем возрасте», «Города, доброжелательные к детям». Также действует программа ЮНИСЕФ на Северном Кавказе, офис находится в городе Владикавказе.

Эмблема UNICEF была размещена на футболках футбольного клуба «Барселона», но отнюдь не как спонсор. Каталонский клуб ежегодно выплачивает в фонд 1, 5 миллиона евро из собственного бюджета на помощь детям.

UNICEF критикуют за то, что они фокусируются на специфической политике. В 2004 году редакция журнала «Ланцет» заявила, что политика UNICEF относительно детского благоустройства, основанная на Конвенции о правах ребёнка, хотя и соответствует политике международного развития, приводит к меньшему вниманию к вопросам жизни и смерти детей.

Католическая церковь также критикует UNICEF (Ватикан иногда прекращает пожертвования на его развитие) из-за сообщений Американской Лиги Жизни и других организаций о том, что UNICEF использовал часть этих денег для финансирования стерилизаций и абортов. Католики также обвинили UNICEF в поддержке абортов через одобрение «высококачественных абортариев» на Международной конференции улучшения женского и детского здоровья в Кении в 1987 году.

Кроме того, UNICEF критикуют за финансовое одобрение якобы принудительной политики Китая «один ребёнок» через UNFPA (Фонд популяции объединённых наций) через увеличение пожертвования с 2 до 5 миллионов долларов в 1993 году.

Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО — является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением Организации Объединённых Наций стала в 1985 году. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 173 государствами-членами, промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 34 страновых и региональных отделений, 19 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и 9 технологических центров.

Основные функции. В качестве глобального форума ЮНИДО аккумулирует и распространяет информацию по вопросам промышленности и обеспечивает основу, для того чтобы различные участники деятельности в области развития — лица, ответственные за принятие решений в государственном и частном секторах, организации гражданского общества и международное сообщество в целом — могли укреплять сотрудничество, вести диалог и развивать партнёрские отношения для решения стоящих перед ними задач. В качестве учреждения по вопросам технического сотрудничества ЮНИДО разрабатывает и осуществляет программы оказания своим клиентам поддержки в области промышленного развития, а также предлагает специализированные услуги по вопросам разработки программ с учетом индивидуальных потребностей. Эти две основные функции являются одновременно взаимодополняющими и взаимообусловленными. С одной стороны, ЮНИДО может знакомить определяющих политику лиц со своим опытом работы в области технического сотрудничества; с другой стороны, аналитический потенциал Организации позволяет ей определять приоритеты и оптимальные направления технического сотрудничества.

В декабре 1997 года был утверждён План действий в отношении будущей роли и функций ЮНИДО. Приоритетные направления, указанные в Плане, отражены в сформированных модулях технических услуг, оказываемых ЮНИДО. Для обеспечения индивидуального подхода модули услуг объединяются в пакеты комплексных услуг, оказываемых конкретным странам, путём выборки услуг из одного модуля, интеграции в один пакет элементов различных модулей или их объединения с мероприятиями других партнёров по ООН[1]. На сегодняшний день объявлено оказание комплексных услуг в следующих областях:

• управление промышленностью и статистика;

• содействие инвестированию и передаче технологий;

• конкурентоспособность промышленности и торговля;

• развитие частного сектора;

•агропромышленность;

• устойчивая энергетика и изменение климата;

•Монреальский протокол (вещества, разрушающие озоновый слой);

•рациональное природопользование.

Также индивидуальный подход при оказании услуг обеспечивается привлечением к работе ЮНИДО участников на местах.

По состоянию на 31 декабря 2003 года стоимостное выражение осуществляемых программ и проектов ЮНИДО составило в общей сложности около 327, 5 млн долл. США. Основными инструментами технического сотрудничества являются комплексные программы (КП) и рамки страновых услуг (РСУ). На 30 апреля 2004 года разработано 54 программы, большая часть которых активно осуществляется. Из общего объёма средств, уже выделенных на КП и РСУ, 39 % приходится на страны Африки к югу от Сахары, 31 % — на Азию и Тихий океан; 20 % — на регион арабских государств, 8 % — на Латинскую Америку и Карибский бассейн и 2 % — на Центральную и Восточную Европу.

Финансовые ресурсы ЮНИДО складываются из регулярного и оперативного бюджетов, а также специальных взносов на деятельность в области технического сотрудничества. Регулярный бюджет формируется из начисленных взносов государств-членов. Техническое сотрудничество финансируется главным образом за счёт добровольных взносов стран-доноров и учреждений, а также Программы развития Организации Объединенных Наций, Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола, Глобального экологического фонда и Общего фонда для сырьевых товаров. Объём операций ЮНИДО на двухгодичный период 2004-2005 годов составляет около 356 млн евро.

Генеральный директор ЮНИДО д-р Канде К. Юмкелла приступил к исполнению своих обязанностей 8 декабря 2005 года. Организация состоит из трёх отделов, каждый из которых возглавляет директор-управляющий, бюро по вопросам организационной стратегии и обучения и отделений на местах. В центральных учреждениях и в других действующих отделениях ЮНИДО насчитывается 654 сотрудника. Кроме того, ЮНИДО ежегодно пользуется услугами более 2800 международных и национальных экспертов, которые работают в рамках проектов в различных странах мира.

Информационные услуги и базы данных ЮНИДО включают издание реферативных журналов по промышленному развитию. Также регулярно издаются Ежегодный доклад Генерального директора UNIDO at Work (Работа ЮНИДО). Кроме того, ЮНИДО выпускает ряд информационных бюллетеней, в частности еженедельные бюллетени UNIDOScope и FEATURE article (тематические статьи), размещаемые на веб-сайте ЮНИДО, а также ряд информационных бюллетеней в печатной форме, регулярно выпускаемых отдельными группами по комплексным программам.

Региональные и страновые отделения. ЮНИДО представлена в следующих странах: Алжир, Боливия, Вьетнам, Гана, Гвинея, Египет, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран (Исламская Республика), Камерун, Кения, Китай, Колумбия, Кот-д’Ивуар, Ливан, Мадагаскар, Марокко, Мексика, Нигерия, Объединённая Республика Танзания, Пакистан, Сенегал, Судан, Таиланд, Тунис, Уругвай, Филиппины и Эфиопия. В 2004 году планируется открыть региональное отделение в Южной Африке.

Сеть содействия инвестированию и передаче технологий. В целях содействия притоку инвестиций и технологий вразвивающиеся страны и страны с переходной экономикой ЮНИДО использует сеть отделений по содействию инвестированию и передаче технологий (ОСИТ), финансируемых странами, в которых они находятся. Сеть ОСИТ также включает группы содействия инвестированию (проекты технического сотрудничества) в Египте, Иордании, Марокко, Тунисе и Уганде, которые финансируются Италией. ЮНИДО и ЮНЕП создали 30 национальных центров более чистого производства (НЦЧП) и программ. Десять международных технологических центров как в развитых, так и в развивающихся странах, в том числе вБразилии, Индии, Италии, Китае, Российской Федерации и Турции играют роль катализаторов в модернизации технологий, а также содействуют управлению процессом технологических изменений. Пятьдесят шесть субподрядных и партнёрских бирж (СПБ) более чем в 30 странах способствуют поддержанию рабочих связей между малыми, средними и крупными производственными предприятиями и имеют выход на мировые рынки и в сети поставщиков.

5. В последнее время многие государства и международные организации мира стали уделять большое внимание человеческому измерению экономического развития. Это нашло отражение во всех программных и аналитических документах международных организаций в составе Организации Объединенных наций (ООН) и Всемирного банка. Программа развития ООН (ПРООН) начиная с 1990 года, издает специальные доклады о мировом человеческом развитии. В Казахстане, как и в других постсоветских государствах, при поддержке ПРООН с 1995 г. стали выпускать национальные отчеты по человеческому развитию. Программа развития ООН является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов. ПРООН работает на территории 166 стран, оказывает им содействие в поиске решений глобальных и национальных проблем в области развития. В процессе развития своего потенциала страны использую опыт и знания персонала ПРООН и широкого круга ее партнеров.

В настоящее время концепция человеческого развития начинает пользоваться все большой популярностью, поскольку в ее основе лежит идея, что люди являются не только источником или средством экономического развития, т. е. человеческим капиталом, но и целью процесса развития. Главное предназначение концепции человеческого развития – это изменение сознания людей, направленного на бездумное, сиюминутное потребление, не заботящееся о своем завтрашнем дне. К осознанию важности роли человека, как вышей ценности общества, человечество шло веками.

Человеческое развитие (от англ: «human development») – это процесс обеспечения людей более широким выбором во всех аспектах человеческой жизни. Главные из них – возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни (Человеческое развитие в Казахстане, 2003).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - показатель, впервые предложенный и рассчитанный в Докладе о человеческом развитии, опубликованном Программой развития ООН в 1990 г. Доклад дал новый инструмент для измерения социально-экономического прогресса: индекс человеческого развития (ИЧР), который интегрирует в себе ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования взрослого населения и доход. Такое определение человеческого развития предопределяет обширную и разветвленную систему статистических показателей, позволяющую оценивать и анализировать человеческое развитие. Объединяя в себе несколько социальных показателей, ИРЧП может служить полезным статистическим инструментом для сравнения уровней развития различных стран. ИРЧП состоит из трех ключевых компонентов: продолжительность жизни, определяемая при рождении; развитие образования, определяемое на две трети грамотностью взрослого населения и на одну треть – охватом населения образованием первой, второй и третьей ступеней; наконец, уровень жизни, определяемый реальным ВВП на душу населения. Хотя ИРЧП и является средней арифметической величиной, и не является адекватным отражением реального жизненного уровня, тем не менее, он позволяет странам и их правительствам оценивать характер дальнейшего развития.

К примеру, в отличие от теории экономического роста, в концепции человеческого развития, роль ВВП не является главным показателем уровня жизни населения. Для повышения уровня жизни населения необходима продуманная, взвешенная социальная политика в области повышения благосостояния людей страны. Исключительная концентрация внимания на богатстве ошибочна, поскольку накопление богатства не является главным, а человеческие потребности гораздо шире экономического благосостояния. Если теории человеческого капитала и развития человеческих ресурсов, рассматривают человека как средство, а не цель развития, то в концепции человеческого развития дело обстоит наоборот. Подходы с точки зрения благосостояния народа рассматривают человека в основном как бенефициария развития, а не как активного участника этого процесса. Концепция «базовых нужд» концентрируется на объеме товаров и услуг, необходимых бедному населению и не оставляет человеку выбора.

Концепция человеческого развития, в противовес этим теориям, объединяет производство и распределение, а также расширение и использование человеческих способностей. Оно сфокусировано на выборе того, что люди должны иметь, что могут или что они должны сделать, чтобы обеспечить себе свои средства на жизнь. Человеческое развитие, к тому же, не сводится к удовлетворению базовых нужд, а есть комплексный и динамичный процесс. Оно одинаково относится как к развивающимся, так и развитым странам.

Индекс человеческого развития (ИЧР). Оценка результатов дальнейшего социально-экономического развития республики будет рассматриваться на основе динамики индекса человеческого развития (ИЧР), международного интегрального показателя который включает в себя три основных компонента: уровень жизни, долголетие и образование, и используется для упрощенного сравнения стран и рассмотрения ситуации в целом по стране. Для анализа динамики человеческого развития стран Содружества наряду с ИЧР можно использовать их ранг (место) по ИЧР.

Данные о человеческом развитии ПРООН приводит, начиная с Всемирного доклада о человеческом развитии за 1993 год (данные за 1990 г.). В 1990 году шесть из двенадцати стран СНГ имели высокий уровень человеческого развития (ИЧР> 0, 8), в их число входил и Казахстан (0, 802), индексы человеческого развития были в пределах от 0, 868 до 0, 629 и располагались на 38-88 местах по ИЧР (по данным Отчета ПРООН по человеческому развитию за 1994 год). Ухудшение показателей человеческого развития в переходный период привело к снижению ИЧР. В 1995 году ни одна из стран Содружества не имела высокого уровня человеческого развития (согласно отчету ПРООН за 1998 год), они находились уже в пределах от 0, 783 до 0, 575, что соответствовало позициям 68-го по 118-е место среди 175 стран, ИЧР Казахстана составил 0, 695. С 1996 года наблюдается постепенный рост ИЧР. Согласно Отчетам ПРООН о человеческом развитии в 1998 году Казахстан занял – 73-е место (0, 754 - средний уровень человеческого развития), в 2001 – 76 -е место (0, 765), продвинувшись по сравнению с предыдущим годом на 3 мест, в 2002 году ИЧР составлял 0, 781. Хотя в 2000 годы Казахстан и имел высокие показатели по уровню грамотности взрослого населения и довольно высокий валовой коэффициент посещаемости учреждений образования, сравнительно высокие объемы ВВП, что обеспечивало достаточный уровень развития по этим компонентам, по компоненту ожидаемой продолжительности жизни были низкие показатели.

В динамике ИЧР Казахстана выделяют два периода: первый (1990-1995 гг.) характеризуется тенденцией снижения в связи с сокращением ожидаемой продолжительности жизни и ВВП на душу населения; второй (с 1996г.) - тенденцией роста в результате влияния комплекса факторов6увеличения показателей ВВП на душу населения, охвата обучением, уровня грамотности взрослого населения и ожидаемой продолжительности жизни.

Динамика ИЧР Казахстана, рассчитанных по ВРП на душу населения в 1990-2008 годах выглядит нижеследующим образом: 1990-0, 776, 1991- 0, 769, 1992- 0, 766, 1993-0, 748, 1994- 0, 738, 1995- 0, 726, 1996-0, 732, 1998- 0, 735, 1999- 0, 736, 1999- 0, 742, 2000-0, 743, 2001-0, 754, 2002-0, 765, 2003-0, 775, 2004-0, 789, 2005-0, 797, 2006-0, 804, 2007-0, 808, 2008-0, 815.

Согласно стандартам ООН высокий уровень человеческого развития имеют страны (со значением ИЧР 0, 8 и более), средний – (ИЧР – от 0, 5 до 0, 8), низкий (ИЧР ниже 0, 5). Таким образом, начиная с 2006 г. Казахстан перешел в разряд стран с высоким уровнем человеческого развития. В Послании народу Казахстана от 2010 г. Президент с гордостью отметил, что ООН включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала.

 

 

Лекция №4. Межправительственные универсальные организации финансового характера

1. Международный валютный фонд

2. Всемирный Банк (ВБ).

3. Международный Банк Реконструкции Развития (МБРР).

Цель лекции – ознакомить с деятельностью межправительственных универсальных организаций финансового характера.

Ключевые слова – международная организация, универсальная организация, Всемирный Банк (ВБ), Международный Банк Реконструкции Развития (МБРР), Международная Ассоциация Развития.

 

1. Международный валютный фонд (МВФ) был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. На протяжении 60 лет он продолжает изменяться и перестраиваться. Со времени своего создания он формировался историей, и на нем сказывались экономические и политические идеи времени.

Хотя МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.

Основанный на Бреттон-вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд:

· содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;

· способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;

· содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;

· помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Руководящий орган — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, — собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.

Издания МВФ World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности») выходят дважды в год наряду с различными другими исследованиями.

2. МВФ и Всемирный банк были задуманы на Бреттон-вудской конференции в июле 1944 года как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Эти цели остаются главными для обеих организаций, но их задачи и функции различаются, и в обоих случаях их работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь, с тем чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, в построении и поддержании сильной экономики. Кредиты Фонда предоставляются в поддержку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, — то есть в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на относительно короткий срок и финансируются за счет фонда взносов, предоставляемых государствами-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льготные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэкономическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности. Профессиональными сотрудниками МВФ являются преимущественно экономисты.

Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с тем чтобы помочь странам реформировать определенные сектора или осуществить конкретные проекты — например, такие как строительство школ и объектов здравоохранения, водои энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды. Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.

МВФ и Всемирный банк сотрудничают в разнообразных областях, особенно в деле сокращения бедности в странах с низким доходом, облегчении бремени задолженности беднейших стран, а также оценки финансового сектора стран. Обе организации проводят совместные совещания два раза в год.

3. Международный банк реконструкции и развития Целью деятельности Международного банка реконструкции и развития (МБРР) является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию путем предоставления займов, гарантий, продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг. Созданный в 1944 году МБРР построен как своего рода кооператив, принадлежащий 185 государствам-членам и используемый ими.

МБРР получает большинство своих средств на международных финансовых рынках, и за время, прошедшее после первого выпуска облигаций в 1947 году, превратился в одного из наиболее авторитетных заемщиков. Доход, полученный МБРР за многие годы, позволяет ему финансировать проекты развития и обеспечивать собственную финансовую стабильность, которая позволяет ему занимать средства под низкий процент и предлагать своим клиентам выгодные условия получения займов.

На своих Ежегодных совещаниях 2006 года, пользуясь всесторонней поддержкой своих акционеров, Всемирный банк принял решение еще больше усовершенствовать услуги, оказываемые им государствам-членам. Для того чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос со стороны стран со средним уровнем доходов, МБРР совершенствует и модернизирует финансовые продукты и продукты для управления риском, увеличивает объем консультационных услуг и упрощает процедуры взаимодействия с клиентами.

 

Лекция №5. Межправительственные универсальные организации в области сельского хозяйства (ФАО), транспорта и связи (ИКАО, ИМО, МСЭ), туризму (ВОТ) и метеорологии

1. Межправительственные универсальные организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО).

2.Межправительственные универсальные организации в области метеорологии.Их создание, цели, принципы, структура и деятельность.

Цель лекции – ознакомить с деятельностью межправительственных универсальных организаций финансового характера.

Ключевые слова – международная организация, универсальная организация, ФАО, ИКАО, ИМО.

 

1. Международная морская организация (ИМО), начавшая функционировать в 1959 году, отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов.

ИМО обеспечивает механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил, связанных с техническими вопросами, влияющими на международное судоходство, для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами.

Более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных ИМО, осуществляются в мировом масштабе.

В 1983 году ИМО создала в Мальме (Швеция) Всемирный морской университет, обеспечивающий повышение квалификации руководителей, преподавателей и других специалистов высшего звена в области судоходства. Международный институт морского права ИМО (Валетта, Мальта), основанный в 1989 году, готовит юристов в области международного морского права. Международная морская академия (Триест, Италия), основанная в 1989 году, организует специализированные краткосрочные курсы по различным морским дисциплинам.

Руководящий орган ИМО — Ассамблея — в составе представителей всех государств-членов созывается раз в два года. Ассамблея избирает Совет из 40 членов, который собирается дважды в год и является исполнительным органом ИМО.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО), являющаяся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации. ИКАО наблюдает за безопасным и планомерным ростом международных воздушных сообщений.

Цель ИКАО состоит в удовлетворении потребности населения в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном международном воздушном транспорте и обеспечении безопасного и планомерного роста международной гражданской авиации во всем мире. Она поощряет конструирование и эксплуатацию самолетов в мирных целях, а также создание и развитие авиалиний, аэропортов и навигационного оборудования.

Для выполнения этих целей и задач ИКАО:

· принимает международные стандарты и рекомендации, применяемые к конструкциям и характеристикам самолетов и большей части их оборудования, регламентирующие работу пилотов, летных экипажей, авиадиспетчеров и сотрудников наземных служб и служб технического обслуживания, а также требований безопасности и порядка работы международных аэропортов;

· разрабатывает правила визуального пилотирования и пилотирования по приборам, а также аэронавигационные карты, используемые в международной навигации. В сферу ее ответственности входят также системы авиационных телекоммуникаций, радиочастоты и меры безопасности;

· принимает меры по минимизации воздействия авиации на окружающую среду за счет сокращения выбросов и ограничения уровня шума самолетов;

· облегчает движение самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей.

Поскольку случаи незаконного вторжения в воздушное пространство продолжают создавать серьезную угрозу для безопасности и надежности международной гражданской авиации, ИКАО проводит в жизнь ряд мероприятий и программ, направленных на предотвращение таких вторжений. ИКАО в связи с террористическими атаками 11 сентября 2001 г. на США разработала план действий по обеспечению безопасности воздушных перевозок и программу подготовки в области безопасности полетов, которая в настоящее время включает семь учебных курсов. В настоящее время ИКАО содержит 10 центров подготовки в области безопасности полетов, содействуя региональному сотрудничеству в этой важнейшей сфере.

Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиаперсонала. Она помогла в создании региональных центров обучения в нескольких развивающихся странах и обеспечила возможность для тысяч учащихся заниматься в школах, зарегистрированных ИКАО. Учреждение направляет экспертов по техническому сотрудничеству более чем в 100 стран и ежегодно участвует в осуществлении 120 проектов, на которые расходуется в среднем 54 млн. долл. США в год.

В настоящее время ИКАО разрабатывает спутниковую систему для удовлетворения будущих потребностей гражданской авиации в организации связи, навигации, радиолокационного наблюдения и управления воздушным движением. Для решения возрастающих эксплуатационных потребностей в этой системе используются новейшие достижения в области спутниковых и компьютерных технологий, каналов передачи данных и бортовой авиационной электроники. Эта комплексная глобальная система позволит повысить безопасность и уровень организации и эксплуатации воздушного транспорта. Система, одобренная государствами — членами ИКАО, в настоящее время находится в стадии реализации.

ИКАО сотрудничает с Международной авиатранспортной ассоциацией, Международной ассоциацией советов аэропортов, Международной федерацией ассоциаций пилотов авиатранспортных компаний и Международным советом ассоциаций владельцев самолетов и пилотов.

2.Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и авторитетным источником информации системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с океанами, образуемого климата и возникающего распределения водных ресурсов.

Членский состав ВМО насчитывает 189 стран-членов и территорий (по состоянию на 4 декабря 2009 г.). ВМО берет свое начало от Международной Метеорологической Организации (ММО), которая была основана в 1873 г. Учрежденная в 1950 г., ВМО стала специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в области метеорологии (погода и климат), оперативной гидрологии и смежных геофизических наук в 1951 г.

Поскольку погода, климат и водный цикл не знают государственных границ, международное сотрудничество в глобальном масштабе является чрезвычайно важным для развития метеорологии и оперативной гидрологии, а также для получения выгод от их применения. ВМО предоставляет структуру для такого международного сотрудничества.

ВМО способствует свободному и неограниченному обмену данными и информацией, продукцией и услугами в реальном или близком к реальному масштабе времени по вопросам, касающимся безопасности и охраны общества, экономического благосостояния и защиты окружающей среды. Она вносит вклад в формулирование политики в этих областях на национальном и международном уровнях.

В случае опасных явлений, связанных с погодой, климатом и водой, являющихся причиной около 90 % всех стихийных бедствий, программы ВМО предоставляют жизненно важную информацию для выпуска заблаговременных предупреждений, позволяющих спасать жизни и уменьшать ущерб, наносимый имуществу и окружающей среде. ВМО также вносит вклад в сокращение воздействий бедствий антропогенного характера, таких как бедствия, связанные с химическими или ядерными авариями, а также лесных пожаров и вулканического пепла. Исследования показали, что, кроме неоценимой пользы для благополучия человека, каждый доллар, инвестированный в метеорологическое и гидрологическое обслуживание, приносит экономическую выгоду, во много раз превышающую инвестицию, нередко в десять или более раз.

ВМО играет ведущую роль в международных усилиях по мониторингу и защите окружающей среды посредством своих программ. В сотрудничестве с другими учреждениями системы ООН и национальными метеорологическими и гидрологическими службами ВМО оказывает поддержку осуществлению ряда конвенций по окружающей среде и играет важную роль в предоставлении консультаций и оценок правительствам по соответствующим вопросам. Такая деятельность вносит вклад в обеспечение устойчивого развития и благополучия наций.

Лекция 6. Североамериканская интеграция НАФТА

1.Образование Североамериканской зоны свободной торговли.

2.Развитие экономических связей между США и Канадой.

Цель лекции – раскрыть особенности североамериканской интеграции.

Ключевые слова – международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Североамериканское соглашение о свободной торговле подписано в 1992 г. Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами Америки. Оно предусматривало создание зоны свободной торговли путем устранения тарифов и квот на промышленные и сельскохозяйственные товары в течение 10 лет (для сельского хозяйства и транспортных средств -15 лет), снятие барьеров в сфере услуг. Соглашение призвано содействовать развитию экономических отношений между государствами-участниками, в которых проживает около 400 млн. человек.

Основные цели НАФТА:

- укрепление дружбы и сотрудничества между нациями;

- вклад в гармоничное развитие мировой торговли и обеспечение широкого международного сотрудничества;

- создание широкого и безопасного рынка товаров и услуг, производимых на территориях государств -участников;

- устранение препятствий в торговле;

-установление взаимовыгодных правил управления торговлей;

- формирование предсказуемых коммерческих правил для бизнес-планирования и инвестирования;

- усиление конкурентоспособности компаний государств-участников на мировом рынке;

- продвижение инновационных разработок и нововведений;

- развитие торговли товарами и услугами интеллектуальной собственности;

- создание новых рабочих мест и улучшение условий жизни и труда, жизненных стандартов на территориях дружественных стран:

- достижение вышеназванного способами, обеспечивающими защиту и сохранение окружающей среды;

- сохранение в государствах гибкой и надежной системы общественного благосостояния;

- совершенствование и развитие права по проблемам-окружающей среды;

- защита и укрепление основных прав трудящихся.
Организацию сравнивают с Европейским Союзом. Однако Североамериканское соглашение о свободной торговле не является таможенным союзом, так как в его пределах не был установлен единый внутренний тариф. Это также не монетарный союз.

Специальные положения по проблемам окружающей среды отражены в Конвенции по международной торговле и угрозам флоре и фауне (1973 г), в Монреальском протоколе о веществах, истощающих озоновый слой, в Базельской конвенции (1989 г.) и соглашении между США и Мексикой по защите и улучшению окружающей среды в пограничной зоне (1986 г).

В январе 1996 г. ассоциированным членом стала Чили, что положило начало созданию американской зоны свободной торговли от Аляски до Огненной Земли.

Роль Канады в НАФТА. Одной из главных целей при вступлении в НАФТА для Канады выступала борьба с растущим протекционизмом США, углубление исторически сложившихся экономических связей с южным соседом, улучшение условий ФТА, осуществление доступа на Мексиканский рынок, а в последствии на рынки стран Латинской Америки.

Важно отметить, что отношения с США всегда были важной составляющей экономического развития Канады. Канада до 1920 г. (до завершения Парижской мирной конференции) г. обладала лишь ограниченным внешнеполитическим суверенитетом и, следовательно, основным партнером США при определении границы в Северной Америке продолжала считаться Великобритания. Только в 1923 г. Канада впервые самостоятельно провела переговоры с США и подписала с ними договор о сотрудничестве. В 1927 г. в Вашингтон прибыл первый канадский дипломатический представитель В. Мэсси. В 1936 было подписано соглашение о взаимной торговле, а в 1940 г. создан постоянный комитет по обороне Канады и США.

В годы Второй мировой войны американо-канадские отношения продолжали развивать






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.