Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По организации самостоятельной работы студентов






 

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, а также углубленное изучение ряда учебных задач и проблем, осваиваются студентами в ходе самостоятельной работы, которая является основной для студентов заочной формы обучения.

Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется посредством сформированной преподавателем системы контроля, а также в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования.

Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено выделять для самостоятельной работы около 80% часов от объёма учебных занятий. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы для успешного освоения студентами изучаемого курса.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, проработать конспекты лекций и их дополнить недостающим материалом. Выделить непонятные для него положения в конспекте и обратиться к словарям. Если этого будет недостаточно, то следует, потом, найти им объяснение вместе с преподавателем на семинарских занятиях и в процессе консультаций с преподавателем.

Обязательным, для каждого студента заочной формы обучения является решения приведенных в планах семинарских занятий задач. Желательно, для более глубокого освоения учебного материала решить и задачи, которые приводятся в учебном пособии, рекомендованном в списке литературы.

Студент должен готовиться к предстоящему семинару по всем, обозначенным в методическом пособии, вопросам.

Не прояснённые в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем.

Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и конспект подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также словарь основных понятий изучаемой дисциплины в одной тетради. Это позволяет студентам более полно и всесторонне запоминать учебный материал, развивать методологические культуру мышления и практического действия.

Каждый студент заочной формы обучения может, для лучшего усвоения учебного материала и осмысления положений учебной дисциплины написать реферат. Темы рефератов представлены в учебно-методическом комплексе и они распределяются между студентами самим преподавателем. Он также выполняет контрольное задание, контрольные работы.

Перечень и содержание контрольных заданий выдаются студенту после освоения им определённого модуля учебной дисциплины. Ему указываются сроки выполнения контрольного задания и формы отчётности о его выполнении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Варианты индивидуальных контрольных заданий для студентов первого курса РАП по Логике

 

Вариант 1.

1. Укажите единичные и общие понятия и выделите собирательные понятия:

1.1 Противозаконное деяние; 1.2 Депутат; 1.3 Организация объединённых наций; 1.4 Писатель; 1.5 Судья Верховного суда Российской Федерации.

2. Установите вид сложного суждения и укажите его составные части:

2.1. Если между странами, как договаривающимися сторонами, в конкретных случаях в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам, то договор считается заключенным. 2.2. Санкции в международном праве применяются к государству, если зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права. 2.3. Действие судьи может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта. 2.4. Мал золотник, да дорог. 2.5. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

3. Какой является формула p Ù Ø q É r? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите каким является следующее рассуждение:

«Если это преступление не совершал Иванов, то он не знает место нахождения похищенных вещей. Иванов не знает места нахождения похищен­ных вещей».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, простран­ством и конкретной исторической формой проявлении».

 

Вариант 2.

1. Обобщите и ограничьте понятия:

1.1. «Министр»; 1.2. «Судья»; 1.3. «Халатность»; 1.4. «Договор»; 1.5. «Журнал»; 1.6. «Европа»; 1.7. «Форма мышления»; 1.8. «Политическая партия».

2. Определите к каким видам суждений относятся приведенные ниже суждения. Изобразите отношения между терминами суждений с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката.

2.1. Никакая поддержка диктаторских режимов не может быть оправдана. 2.2. Ни один конформист не может быть истинным учёным. 2.3. Только профессионально подготовленный судья не действует по шаблону. 2.4. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии. 2.5. Ни один человек не должен страдать из-за правдивых высказываний.

3. Какой является формула Ø q É (p Ú Ø r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

Иванова видели на месте преступления примерно в то время, когда было совершено преступление. Следовательно, Иванов совершал это преступление».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Сущность - это суть вещи, выражающая ее сущность».

 

Вариант 3.

1. Определите вид отношения между следующими понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»:

1.1 «Печать», «радио», «средство массовой информации»; 1.2. «Известность», «неизвестность»; 1.3. «Виновность», «невиновность»; 1.4. «Феодализм», «капитализм», «классовое общество».

2. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нём нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

«Некоторые граждане страны являются экстремистами.

Все студенты – граждане страны.

Следовательно, некоторые студенты являются экстремис­тами».

3. Какой является формула p É q º Ø r? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если философ является дуалистом, то он не идеалист. Если философ не идеалист, то он диалектик или метафизик. Этот философ не метафизик.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Проступок – это отклоняющееся поведение личности».

 

Вариант 4.

1. Определите вид отношения между приведенными понятиями и изобразите его с помощью округов Эйлера:

1.1. Президент; Президент России; Глава государства 1.2. Литератор, художник, поэт; 1.3. Студент, москвич, спортсмен, патриот.

2. В данных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

2.1. Некоторые страны не имеют армии и флота. 2.2. Все граждане России имеют право на личную собственность. 2.3. Некоторые страны мира не являются членами ООН. 2.4. Сокровища Оружейной палаты являются государственным достоянием.

3. Какой является формула p Ù qr? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если я пойду по лест­нице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то разобьюсь. Следовательно, я сгорю или разобьюсь».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Человек - это социально-биологическое живое существо».

 

 

Вариант 5.

1. Проверьте правильность деления приведенных понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены:

1.1. Суды делятся: на суды общей юрисдикции; арбитражные суды; конституционные суды; 1.2. Государство может быть: унитарным, конфедеративным, феодальным, федеративным, капиталистическим, социалистическим; 1.3. Образование бывает: полным, «неполным, высшим, средним, начальным; 1.4. Любое общество состоит: из женщин; мужчин; юношей; детей; подростков; пенсионеров; 1.5. Интеллигенция бывает: технической; гуманитарной; рабочей; занимающейся научным трудом; 2. Используя закон непротиворечия, установите, могут ли быть истинными оба суждения:

2.1 Все студенты первой группы подготовились к семинарскому занятию по философии. Ни один студент первой группы не подготовились к семинарскому занятию по философии; 2.2 Все депутаты Государственной Думы России подготовились к обсуждению законопроекта. Ни один депутат Государственной Думы России не подготовился к обсуждению законопроекта; 2.3 Некоторые страны избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одна страна не избрала в качестве политической формы правления президентскую республику.

3. Какой является формула p Ù Ø qs? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если человек говорит правду, то он не заблуждается и сознательно не вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Метагалактика - это совокупность галактик, наблюдаемых нами в видимой части Вселенной».

 

Вариант 6.

1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значение следующих предметов, отражённых приведенными понятиями:

1.1 Человек, живущий на иждивении родителей; 1.2 Тоталитарный режим; 1.3 Луна; 1.4 Ф. Достоевский; 1.5 Председатель правительства.

2. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нём нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

Все интеллигентные люди борются за мир.

Все они являются прогрессивными людьми.

Следовательно, все прогрессивные люди борются за мир.

3. Какой является формула Ø Ø p º (r É q)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если человек совершил преступление, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Человек совершил преступление, но он не подлежит привлечению к уголовной ответственности».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Либеральный человек - это человек, имеющий либеральные убеждения».

 

Вариант 7.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям: 1.1 Политика; 1.2 Необходимость; 1.3 Лес; 1.4 Общественные науки; 1.5 Справедливость

2. Дайте объединённую классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера и установите распределённость субъекта и предиката:

2.1 Только профессионально подготовленный судья не действует по шаблону; 2.2 Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии; 2.3 Ни один человек не должен страдать из-за правдивых высказываний.

3. Какой является формула (q Ú s) É Ø p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

4. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нём нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

Все преступления осуждаются общественностью.

Данное дея­ние - не преступление.

Следовательно, данное деяние не осуждается обще­ственностью».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Преступление – это, предусмотренное уголовным законом, общест­венно опасное деяние, посягающее на общественный или государ­ственный строй, систему хозяйства, собственность, личность, полити­ческие, трудовые, имущественные и другие права граждан».

 

Вариант 8.

1. Какой является формула (p É q)↔ (r É s)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Дайте полную характеристику приведенным суждениям и изобразите отношение субъекта и предиката кругами Эйлера.

2.1 Некоторые философы являются последовательными материалистами. 2.2 Некоторые философы признают познаваемость мира и являются гностиками. 2.3. Некоторые философы и все учёные являются последовательными материалистами, но не агностиками.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если болезнь запущена, то её легко распознать, но трудно излечить. Если болезнь не запущена, то её трудно распознать, но легко излечить».

4. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нём нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

Все студенты нашей группы — юристы.

Все студенты нашей группы изучают логику.

Все юристы изучают логику.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Бразилия - страна неожиданностей».

 

Вариант 9.

1. Какой является формула (p Ú Ø r) Ù Ø s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если философ не признает познаваемость мира, то он не является последовательным материалистом и является агностиком».

3. Обобщите и ограничьте следующие понятия: судья, прокурор, студент, адвокат, норма.

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки - должностное преступление».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Пространство как философская категория обозначает уни­версальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии».

 

Вариант 10.

1. Какой является формула (p Ú q) ↔ Ø s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Используя правила истинности суждений по логическому квадрату определите каким, по истинности, является высказывание: Все студенты РАП являются интернационалистами.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите каким является высказывание: «Если последовательно осваивать учебную дисциплины и использовать получаемые знания на практике, то непременно станешь классным специалистом».

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не является горением».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Человек - животное, способное к совершению купли и про­дажи».

 

Вариант 11.

1. Какой является формула Ø p É q º Ø s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Определите отношения между понятиями и изобразите их с помощью кругов Эйлера: 2.1 Рай, ад, виртуальное пространство; 2.2. Знание, вера, убеждение; 2.3. Понимание, интерпретация, объяснение; 2.4. Государственный служащий, адвокат, прокурор, судья, министр; 2.5. Учитель, преподаватель, воспитатель.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если человек запутался в своих рассуждениях, то этот недостаток легко распознать, но трудно исправить. Если человек не определился в своих убеждениях, то это состояние мировоззрения трудно распознать, но легко исправить».

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Иванов непосредственно участвовал в совершении убийства холодным оружием, так как в момент его совершения он находился на месте преступления».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Ёж - это живое существо, колючее на ощупь».

 

 

Вариант 12.

1. Какой является формула (p É q) → Ø q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Является ли правильным следующее умозаключение? Если оно неправильное, то какие правила умозаключений нарушены?

Если человек удовлетворён работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причины жаловаться на судьбу.

Данный гражданин удовлетворён своей работой.

У данного гражданина нет причин жаловаться на судьбу.

3. Используя закон достаточного основания установите является ли истинным следующее обобщение: «Действия следователя Иванова И.И. по уличению Петрова И.П. в совершении им противоправного деяния были обоснованными, так следователь использовал для этого показания свидетелей».

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Время как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) необходимой смены событий, последовательности и деления процессов и объектов в их существовании, движении и развитии».

 

Вариант 13.

1. Какой является формула (p É q Ù r)↔ p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям: Жизнь, судьба, счастье, работа, удовлетворение.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если студент учиться на факультете социологии, то он будет социологом. Человек поступил на факультет социологии».

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Данный силлогизм не является правильным, так как в нем не соблюдены правила фигур».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Документ по уголовному - это пись­менное доказательство, которое заверено компетентным органом в установленном законом порядке и содержит необходимые реквизиты».

 

Вариант 14.

1. Какой является формула (p É q) ↔ r? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Дайте полную характеристику суждениям, классифицируйте их и изобразите отношение между терминами суждения с помощью кругов Эйлера.

2.1. Постоянные капиталовложения снижают безработицу в экономике; 2.2 Инвестиции частного капитала в экономику своей страны снижают зависимость государства от иностранной помощи; 2.3. Некоторое снижение расходов государства на сельское хозяйство делает данную отрасль нерентабельной и неконкурентоспособной по сравнению с такой же отраслью, но поддерживаемой своим государством; 2.4. Ни одно государство не может не проводить социально ориентированной внутренней политики.

3. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нём нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

Некоторые студенты усердно изучают иностранный язык.

Некоторые изучающие иностранный язык свободно разговаривают с иностранцами

Некоторые студенты свободно разговаривают с иностранцами

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Все живые существа производят обмен веществ с окружающей их внешней средой, следовательно, и растения производят обмен веществ с окружающей их внешней средой».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Ночное время - это время с 22 до 6 часов по местному вре-
мени».

 

Вариант 15.

1. Какой является формула (p É q Ù Ø q Ú p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Определите отношения между следующими понятиями и изобразите их посредством кругов Эйлера: 2.1 Отклоняющееся поведение личности, противоправное деяние, проступок; 2.2 Адвокат, судья, государственный служащий; 2.3. Лётчик, космонавт, воздухоплаватель; 2.4. Студент, учащийся, аспирант.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если студент изучает юриспруденцию, то он будет юристом. Студент не изучает юриспруденцию и не будет юристом.

4. Является ли правильным следующее умозаключение:

У всех животных наличествует кровообращение

У некоторых представителей морей наличествует кровообращение

Следовательно, некоторые представители морей - животные

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Душа - это то, что у человека болит, когда тело здорово».

 

Вариант 16.

1. Какой является формула (pss É p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если капиталовложения останутся постоянными, то возрастут правительственные расходы или возникнет безработица. Если прави­тельственные расходы не возрастут, то налоги будут снижены. Если налоги будут снижены, то безработица не возрастет. Следовательно, правительственные расхо­ды не возрастут или налоги не будут снижены».

3. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) предмет, имеющий какой-либо цвет; б) белый предмет; в) чёрный предмет? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

4. Является ли правильным следующее умозаключение? Если оно неправильное, то какие правила умозаключений нарушены?

Идеализм искажённо отражает действительность

Религиозные воззрения искажённо отражают действительность

Следовательно, религиозные воззрения являются идеалистичными

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Притвориться - принять вид, не соответствующий действи­тельности».

 

Вариант 17.

1. Какой является формула (pq Ù rq? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Опираясь на закон исключённого третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения. Обоснуйте свои выводы: 2.1.Всякая наука имеет свой предмет исследования; Ни одна наука не имеет своего предмета исследования; 2.2 Ни один студент РАП не умеет управлять автомобилем; Некоторые студенты РАП умеют управлять автомобилем; 2.3. Все общественные отношения в России регулируются конкретными нормами права; Некоторые общественные отношения в России не регулируются конкретными нормами права; 2.4 Каждый вид юридической деятельности имеет свои особенности; Некоторые виды юридической деятельности своих особенностей не имеют.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания: «Договаривающиеся стороны не будут иметь претензий друг к другу или они договорились на основе конкретной нормы права. Стороны имеют претензии друг к другу».

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) орудие преступления; б) топор; в) огнестрельное оружие; г) пистолет. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Глагол - это самая огнедышащая, самая живая часть речи, ибо в ней струится кровь языка».

 

Вариант 18.

1. Какой является формула (pq) Ù (p É r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если Джон не общался этой ночью со Смитом, когда было совершено преступление, то Смит мог причастен к совершённому преступлению. Надёжность Джона подвергается сомнению. Следовательно, либо Смит преступник, либо Джон лжет».

3. Используя закон непротиворечия установите, могут ли быть истинными следующие суждения: 3.1 Все государства СНГ избрали в качестве политической формы правления президентскую; Некоторые государства СНГ избрали в качестве политической формы правления президентскую; 3.2 Некоторые адвокаты в России не являются государственными служащими; Некоторые адвокаты в России являются государственными служащими; 3.3 Все судьи Конституционного суда РФ – юристы; Некоторые судьи Конституционного суда РФ – не юристы; 3.4 Не всякие показания свидетелей могут служить доказательством совершённого конкретным гражданином преступления; Все показания свидетелей могут служить доказательством совершённого конкретным гражданином преступления.

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) преступление против личности; б) преступление против жизни; в) преступление против здоровья. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Противозаконное действие - это действие, запрещенное законом».

 

Вариант 19.

1. Какой является формула (p Ù Ø q)s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если данный проступок, совершённый гражданином Петровым И.П., обусловлен его психическим возбуждением, то он не может привлекаться к уголовной ответственности. Проступок гражданина Петрова И.П. обусловлен его личными потребностями. Гражданин Петров И.П. должен быть привлечён к уголовной ответственности.

3. Является ли правильным следующее умозаключение? Если оно неправильное, то какие правила умозаключений нарушены?

Если Петров И.П. совершил преступление, то он привлекается к уголовной ответственности

Петров И.П. не совершил преступления

Петров И.П. не привлекается к уголовной ответственности

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) действие или бездействие, квалифицируемое законом в качест­ве уголовно наказуемого; б) действие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого; в)бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Благо – это то, что создано людьми для удовлетворения своих потребностей и потребностей общества в целомо».

 

Вариант 20.

1. Какой является формула (p ↔ Ø q)É Ø p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если данное явление психическое, то оно обусловлено внешним воздействием на организм. Если оно физиологическое, то оно тоже обусловлено внешним воздействием на организм. Данное явление психическое или физиологическое. Следовательно, оно обусловлено внешним воздействием на организм».

3. Сохранят ли тождество суждения, если выделенные в нём понятия заменить понятием, заключённым в скобках? Если нет, то почему? 3.1 В подтверждение выдвинутых против гражданина Петрова И.П. обвинений прокурор привёл убедительные аргументы (показания свидетелей, факты, заключения экспертизы); 3.2. Петров И.П. был непримиримым ко всяких форм проявления лжи (обману, неправде, клевете); 3.3 Государство возникло на определённом этапе развития общества и материального производства (страна, держава, республика).

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) обман; б) клевета; в) оскорбление; г) неправда. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Комар - это мелкое двукрылое насекомое с тонким тельцем, больно кусающееся».

 

Вариант 21.

1. Какой является формула (q Ú r) º (p Ù q)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если гражданин Иванов И.И. является участником расследуемого преступления, то он знал потерпевшего. Гражданин Иванов И.И. знал потерпевшего по учёбе в институте. Следовательно, гражданин Иванов И.И. является участником расследуемого преступления».

3. Объясните, почему приведенные суждения являются неопределёнными? 3.1 Судья Петров И.П. очень гордился проведенным судебным заседанием; 3.2 Следователь И.И. Иванов всегда учитывает изменение погодных условий; 3.3 Руководству учебного заведения приходилось планировать в трудных условиях.

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) административное преступление; б) обман покупателей; в) незакон­ное изготовление спиртных напитков; г) продажа спиртных напитков несовершеннолетним. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Отрицание – это фактор, который отрицает определенное высказывание».

 

Вариант 22.

1. Какой является формула p É (qr)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Можно ли получить приведенные высказывания, как результаты умозаключений, посредством полной индукции? Если да, по почему? Если нет, то почему? 2.1 Все присяжные заседатели ознакомлены со своими правами и обязанностями; 2.2 В развитии общества всё причинно обусловлено; 2.3. Всю неделю шла подготовка адвокатов к рассмотрению уголовного дела, возбуждённого против гражданина Петрова И.П., в городском суде; 2.4 Все уголовные дела в Российской Федерации рассматриваются в установленные сроки.

3. Установите несостоятельность аргументов в приведенных заключениях: 3.1 Если социальные конфликты – это результат агрессивных наклонностей человека, то они неизбежны, ибо человек по своей природе агрессивен; 3.2 Развитие человека предполагает его непременную социализацию. Однако данный процесс объективно не обусловлен, так как человек наделённый своим сознанием и волей может от него отказаться; 3.3 Все решения, выносимые судами являются несправедливыми, так как они принимаются судьями-людьми, преследующими в жизни интересы, имеющими свои субъективные пристрастия и ценности.

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) студент, изучающий все восточные языки; б) студент, не изучающий японский язык; в) студент, не изучающий португальский язык. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Преступление – это противоправное деяние, признаки которого зафиксированы в Уголовном праве и оно осуждается человеческим сообществом».

 

Вариант 23.

1. Какой является формула (q Ù r)↔ (r É q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Установите несостоятельность демонстрации в приведенных доказательствах. Обоснуйте причины несостоятельности демонстрации. 2.1 Адвокаты Петров И.П. и Иванов И.И. плохо подготовились к судебному заседанию по делу, возбуждённому против Кати Ивановой, и «проиграли» процесс. Совершенно очевидно, что также плохо подготовятся к судебному заседанию по делу, возбуждённому против Дарьи Лемешевой. 2.2 Со всей определённости можно утверждать, что все выпускники Российской академии правосудия – классные специалисты, так как её студентами становятся только прекрасно аттестованные абитуриенты; 2.3 Если в обществе наличествует социальная несправедливость, то в ней всегда будут происходить формирование многопартийной политической системы, которая будет отражать интересы всех классов, этносов, народностей и наций.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если человек поступил в Российскую правовую академию, то он будет юристом. Человек поступил в Российскую правовую академию, но не будет юристом».

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) гражданин России; б) пенсионер; в) юрист; г) адвокат. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Экологический кризис – это ситуация, которая возникает в жизни общества, когда входят в противоречия потребности общества и человека с теми возможностями, которые может предоставить ему живая и неживая природа»

 

Вариант 24.

1. Какой является формула (pq) ↔ ┐ q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Сделайте вывод, если это возможно, путём обращения. Проверьте правильность обращения: 2.1 Судебная система в Российской Федерации включает все виды судов; 2.2 Все судьи в Российской Федерации имеют юридическое образование; 2.3 Некоторые страны мира являются федерациями; 2.4 Ни одно преступление против человека не является оправданным; 2.5 Все студенты – учащиеся.

3. Используя правила отношений между видами суждений, правила логического квадрата, определите каким является суждение: «Все показания свидетелей являются истинными».

Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) преступление; б) терроризм; в) бандитизм; г) агрессия. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере». Л.А. Морозова Теория государства и права. М., 2005. С.399.

 

Вариант 25.

1. Какой является формула p Ù Ø q É r º p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?

2. Укажите, требования каких формально-логических законов выражены в приведенных примерах и в каких они нарушены:

2.1 Заключением экзаменационной комиссии В. Петров был признан неподготовленным к профессиональной деятельности судьи. Обоснованность этого заключения вызвала серьёзные сомнения, тем более, что некоторые обстоятельства, изложенные в заключении, противоречили реальным фактам из его образовательной и практической деятельности; 2.2 При вынесении решения судья не должен допускать поспешности в определении вида и меры наказания, унижать личное достоинство обвиняемого и допускать грубости; 2.3 На собрании студентов первого курса, на котором обсуждалось поведение нескольких из них, декан факультета сказал: «Названных студентов мы знаем очень плохо, так как они недавно в нашем коллективе. Следовательно, выражая мнение всего коллектива, думаю, что их следует строго осудить»; 2.4 Жалоба может быть изложена устно или подана в письменном виде.

3. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если человек счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу. И. Иванов жалуется на судьбу. Значит, он не счастлив в семейной жизни».

4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) геометрическая фигура; б) треугольник; в) прямоугольный треугольник; г) остроугольный треугольник. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Под г р а ж д а н а м и понимаются как граждане Российской Федерации, так и граждане любых других государств».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.