Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Развитие социальной психологии в России и СССР






Первоначально в XVIII-XIX вв. социальная психология форми­ровалась в русле философии и общей психологии. На конец XIX -начало XX в. пришелся период эмпирического описания социаль­но-психологических процессов и явлений; тогда же впервые стал применяться эксперимент в групповых условиях. 30-50-е гг. XX в. были временем отказа от социально-психологических исследований под влиянием культа личности Сталина. В 50-70-е гг. социальная психология постепенно возрождается и превращается в самостоя­тельную отрасль знаний. С начала 80-х гг. до настоящего времени наблюдается бурное развитие социально-психологических исследо­ваний и формирование основ социально-психологической теории.

Известные государственные деятели России (Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, П.А. Столыпин), ученые (Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен), писатели (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой и многие другие) обращали серьезное внимание на психологичес­кие различия, существующие в быту, традициях, обычаях, проявле­ния общественной жизни представителей различных этнических общностей страны.

Именно в России, раньше, чем в других странах, были сформиро­ваны устойчивые теоретические этнопсихологические взгляды и впер­вые в мире проведены планомерные прикладные исследования нацио­нально-психологических особенностей представителей ее народов.

В конце прошлого века в России с различных позиций началось осмысление массовидных социально-психологических феноменов. Так, социолог Н.К. Михайловский (1842— 1904) призывал всесторонне изучать «толпу», относясь к ней нега­тивно и понимая под ней скопление людей, которым свойственны истеричность, агрессивность, безответственность и анархизм.

В.И. Ленин (1870—1924), подчеркивая, что такие про­цессы, как стихийность и сознательность народных масс, социаль­но-психологический смысл взаимодействия с ними политических лидеров, должны изучаться тщательно.

Г.В. Плеханов (1856—1918) сформулировал представления об «общественной психологии», рассматривая ее как конкретно-исто­рическое и классовое явление и показывая ее место и роль в соци­альной структуре общества.

В.М. Бехтерев создал коллек­тивную рефлексологию, суть которой сводилась им к наличию наследуемых «сочетательных рефлексов», свойственных коллекти­вам, группам, массам людей, толпе и появляющихся как результат в ответ на воздействие биосоциальных раздражителей.

Разработкой вопросов этнопсихоло­гии и изучением конкретных национально-психологических особен­ностей занимались психологи — Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет и др.

В 20—30-е гг. в разработку проблем социальной психологии вне­сли вклад многие ученые, среди которых были представители раз­личных наук, — психологи К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Б.В. Беляев, философ Г.И. Челпанов, зоолог В.А. Вагнер, юрист М.А. Рейснер, фи­лолог Л.Н. Войтоловский. Этот период характеризовался острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических (ме­тодологических) основах и сопровождался в то же время активными прикладными исследованиями. В СССР, кроме того, был накоплен большой опыт по формированию личности и созданию благоприят­ных условий для функционирования разнообразных коллективов, признанный за рубежом. Свой вклад в это внесли в 30—40-е гг. такие известные впоследствии ученые, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.С. Прангишвили и многие другие.

В 40—50-е гг. под влиянием культа личности Сталина со­циальная психология по существу не развивалась.

Только в начале 60-х гг. встал вопрос о выделении ее в самостоя­тельную науку. В этом процессе важную роль сыграли выступления и работы философов и социологов: Г.М. Андреевой, Ф.В. Константино­ва, Б.Д. Парыгина, В.П. Рожина, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др.; психологов: В.Н. Колбановского, А.Г. Ковалева, Н.С. Мансурова, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.Ф. Поршнева, Е.В. Шороховой.

С этого же времени уделялось большое внимание разработке ме­тодологии и теории, положившей начало серьезным прикладным исследованиям.

В 1962 г. в Ленинградском университете была организована первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникли многочислен­ные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, республиках Прибалтики.

В1968 г. создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 г. — и в МГУ. Результаты исследований были отражены в трудах международ­ных конференций и симпозиумов по социальной психологии, которые проходили в разных городах СССР и за рубежом в 60—80-е гг.

В настоящее время издается большое количество литературы по различным проблемам социальной психологии, в том числе моно­графической, а сама эта наука в условиях нового экономического и политического развития России в 90-е гг. стала одной из наиболее приоритетных общественных наук, востребованных практикой.

 

Контрольные вопросы

1. На стыке каких наук образовалась социальная психология?

2. Назовите первые социально-психологические теории.

3. Назовите основные теории, послужившие основанием для превраще­ния социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний.

4. Опишите направления социально-психологических исследований в России и СССР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.