Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика функциональных состояний






 

Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к ре­альному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей сре­ды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые кон­кретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвяза­ны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о функциональном состоянии — системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде интеграль­ного динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психоло­гических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности. Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма.

К функциональным состояниям можно отнести целый ряд специфических психи­ческих состояний, проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эф­фективность. Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие проте­кания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений дей­ствительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Выделяют следующие показатели функциональных состояний:

- субъективные реакции;

- изменения вегетосоматических и психических функций;

- продуктивность и качество работы.

Внешние критерии развития того или иного состояния проявляются в показателях эффективности деятельности (производительность—продуктивность, качество—надеж­ность). Эффективность деятельности — это не только ее ре­зультативность, продуктивность, но и приспособленность системы к достижению поставленной перед ней задачи. Внутренние критерии изменения состояния и эффективности деятельности заключаются в характеристиках цены де­ятельности, то есть в величине физиологических и психи­ческих затрат энергии при выполнении трудовых задач. Чем выше цена, тем напряженнее процесс выполнения задачи.

Формирование функционального состояния. Функциональное состояние фор­мируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:

1) степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности;

2) уровень подготовленности к выполнению трудовых задач;

3) величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энерге­тического и информационного обеспечения деятельности;

4) состояние здоровья;

5) отношение к труду.

Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса: степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда; величина и содержание рабочей нагрузки (ее структура, интенсивность и продолжительность воздействия); степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности психо­лого-физиологическим возможностям человека. Формирование функционального состояния определяется также воздействием на человека неблагоприятных факто­ров рабочей среды (ухудшение микроклимата и газового состава воздуха, шум, ви­брация, электромагнитные излучения и т. д.), ухудшением психологического клима­та в рабочей группе (межличностные конфликты, недостаточная психологическая совместимость), а также зависит от нарушений привычного жизненного уклада, био­логических ритмов и стереотипов жизнедеятельности в результате использования не­рациональных или непривычных режимов труда и отдыха (ночные рабочие смены, вахтовый метод работы, перелеты на большие расстояния).

· Функциональное состояние — интеграль­ный динамический комп­лекс наличных характери­стик физиологических, психологических, пове­денческих функций и качеств, которые обу­словливают выполнение деятельности.

 

Структура функционального состояния. Функциональные состояния, отражаю­щие особенности реализуемой деятельности, характеризуются обязательным нали­чием следующих компонентов:

· энергетический — физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уро­вень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.);

· сенсорный — характеризует возможности по приему и первичной обработке по­ступающей информации (пороги ощущения, адаптация к сигналам и др.);

· информационный — обеспечивает дальнейшую обработку информации и при­нятие решений на ее основе (память, мышление);

· эффекторный — ответственный за реализацию принятых решений в поведен­ческих актах (скорость, темп, точность реакций, координация движений, рабочие дей­ствия и др.);

· активационный — определяет направленность и степень напряженности дея­тельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющих­ся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напря­жения).

Классификация функциональных состояний. Все частные виды функциональ­ных состояний классифицируются по определенным признакам — по влиянию на показатели деятельности, по механизму формирования реакции, по внешним и внут­ренним проявлениям и т. д.

Психические состояния можно различать:

- по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные);

- по уровню развития: глубокие (страсть) и поверхностные (настроение);

- по направленности реакций: действующие положительно (вдохновение) и от­рицательно (апатия);

- по уровню осознанности;

- по длительности проявления и т. д.

Одна из классификаций основана на соотношении функциональных состояний с различными характеристиками деятельности, выполняемой субъектом. Полноценное выполнение трудовых задач предполагает установление функционального состояния, которое обеспечивает эффективную работу человека. Это положение определяет воз­можность использования классификационного критерия допустимости и недопус­тимости состояния с точки зрения эффективности и «цены деятельности», — отсюда состояния классифицируются на разрешенные и запрещенные для конкретной рабо­ты. В зависимости от характера деятельности и требований к ее результату одно и то же состояние (например, утомление) может быть разрешенным или запрещенным.

В соответствии с механизмами формирования функционального состояния выде­ляется состояние «адекватной мобилизации» (оптимальное соответствие ответной реакции комплексу воздействующих факторов) и состояние «динамического рассо­гласования» (отсутствие адекватности ответной реакции задачам и условиям выпол­няемой деятельности).

Классификация состояний может осуществляться с помощью ха­рактеристики содержания и протекания трудового процесса, например состояние монотонии (однообразие деятельности), сенсорного голода (в ситуациях дефицита сенсорной информации), психологи­ческого стресса, состояния тревоги и т. д.

 

· Монотония — однообразие деятельности.

 

Особый класс составляют эмоциональные состояния, отражающие отношение субъекта к ситуации и внутреннюю оценку возможности реализовать свои потреб­ности в определенных условиях деятельности. Эти состояния проявляются в настрое­нии, эмоциях (страх, радость и т. д.), аффектах, влечении, страсти, а также в переживаниях общебиологической направленности (голод, половое влечение, ярость). Вне зависимости от качества и смыслово­го содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональное напряжение, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приво­дящая к нарушению выполняемой деятельности.

Ряд неблагоприятных психических состояний связан с существенными изменени­ями в рабочей активности. Например, состояние «преждевременной психической де­мобилизации» отражает эмоциональную разрядку, снижение бдительности после вы­полнения сложной части задания, «дремотное» состояние возникает при ограничении активности, состояние «эйфории» связано с переживанием успеха еще не завершен­ной деятельности, состояние «фобии» отмечается при воздействии ряда факторов (высота, вода, сложная трудовая ситуация).

Некоторые виды деятельности вызывают развитие экстремальных состояний — реакции организма и психики в ответ на воздействие чрезмерных значений привыч­ных и необычных факторов внешней среды и трудового процесса (высокие и низкие температуры, вибрации, шум, недостаток кислорода, избыточность информации и т. п.), в результате чего возникает рассогласование в деятельности системы функ­циональной регуляции состояния человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.