Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция нотариата






В компетенцию нотариата входит совершение следующих нотариальных действий:

удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей и т.д.)

принятие мер к охране наследственного имущества и управлению им;

выдача свидетельств о праве на наследство;

выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

наложение и снятие запрещения отчуждения жилого дома (части дома), квартиры, дачи, садового домика, гаража, земельного участка и т.д.);

свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

свидетельствование подлинности подписи на документах;

свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенном на фотографической карточке;

удостоверение время предъявления документов;

передача заявлений граждан и юридических лиц, другим гражданам и юридическим лицам;

принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

совершение исполнительной надписи;

совершение протестов векселей;

предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

принятие на хранение документов.

Законодательством на нотариат может быть возложено совершение и иных нотариальных действий и оказание различных технических услуг, например, составление проектов сделок и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них, перевод документов с одного языка на другой и т.п. Закон гарантирует соблюдение тайны о совершенном нотариальном действии. Справки о совершенных нотариальных действиях и документах выдаются только гражданам и организациям, по поручению или в отношении которых выполнялись эти действия, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.

Как правило нотариальные действия совершаются в помещении нотариальной конторы. Однако в отдельных случаях допускается их совершение и на дому у заинтересованных лиц, в больнице и т.д., если граждане, для которых осуществляются эти нотариальные действия, по уважительной причине (болезнь, инвалидность и т.п.) не могут явиться в нотариальную контору или соответствующий исполком местного Совета.

За совершение нотариальных действий с заинтересованных лиц взимается государственная пошлина, поступающая в доход государства.

Частный нотариус за совершение нотариальных действий взимает государственную пошлину и нотариальный тариф. Государственная пошлина взимается по ставкам, предусмотренным для государственных нотариальных контор, и полностью поступает в государственный бюджет. Размер ставок нотариального тарифа установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1998 г. № 1206 “Об утверждении ставок нотариального тарифа, взимаемого частными нотариусами за совершение нотариальных действий и за оказание нотариальных услуг, связанны с их совершением”. Нотариальный тариф после уплаты налогов поступает в доход частного нотариуса. Законодательством предусмотрены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины. Освобождение от уплаты нотариального тарифа не установлено.


 

58.Оказание юридических услуг по лицензиям субъектами хозяйствования. Виды юридических услуг, оказываемых по лицензиям.

нотариат юридическая служба лицензия

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г. № 386, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 и Положением о порядке выдачи и использования лицензии на право оказания юридических услуг, утвержденном Министерством юстиции Республики Беларусь 27 августа 1998 г. в стране появилась и действует еще одна форма оказания юридических услуг - оказание услуг по лицензиям субъектами хозяйствования.

Следует сразу отметить, что указанные услуги не включают частную нотариальную деятельность, профессиональную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах.

К юридическим услугам, на оказание которых необходимо получение лицензии в соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, относятся:

участие в подготовке приказов, инструкций, договоров и других правовых документов, связанных с деятельностью субъектов хозяйствования, в том числе по их регистрации;

дача консультаций и разъяснений физическим и юридическим лицам по различным отраслям права, в том числе по регистрации и деятельности оффшорных компаний;

участие в подготовке необходимых документов для заключения договоров между субъектами хозяйствования;

подбор материалов, составление проектов нормативных актов, исковых заявлений, жалоб, связанных с рассмотрением споров в хозяйственных судах, а также подготовка жалоб в прокуратуру и иные государственные органы.

Лицензия на право оказания вышеперечисленных юридических услуг может быть выдана:

юридическому лицу, внесенному в Реестр государственной регистрации Республики Беларусь, в штате которого имеется не менее 2-х юристов с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;

гражданину, зарегистрированному в качестве предпринимателя, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;

гражданину, не занимающему предпринимательской деятельностью, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.

Вместе с тем лицензия на право оказания юридических услуг не может быть выдана:

юридическому лицу, в штате которого имеются признанные в установленном порядке недееспособные работники, оказывающие юридические услуги;

гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; или уволенные из правоохранительных или других органов, предприятий, организаций за виновные действия;

юридическому лицу, в уставе которого отсутствует вид деятельности - оказание юридических услуг.

Лицензия на право оказания юридических услуг выдается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Комиссии по вопросам выдачи лицензий на право оказания юридических услуг этого министерства и заявления лица, изъявившего желание заниматься указанным видом деятельности. Лицензия на право оказания юридических услуг выдается сроком на пять лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Срок действия лицензии может быть продлен на пять лет. За выдачу и продление лицензии взимается установленная плата. Передача другому лицу лицензии не допускается.

Решение о выдаче лицензии или ее продление принимается Министерством юстиции в течение 30 дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Важно отметить, что в выдаче лицензии может быть отказано в случаях наличия в представленных документах недостоверной информации или, если в представленных документах либо в результате собеседования не подтверждается необходимая профессиональная подготовка заявителя или его возможность обеспечения оказания юридических услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицензия или решение об отказе в ее выдачи (продлении0 выдаются в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения. Повторное заявление о выдаче лицензии на данный вид деятельности может быть подано в Министерство юстиции не ранее 6 месяцев со дня отказа в ее выдаче. Получение лицензии физическими и юридическими лицами осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня принятия решения о ее выдаче. При наличии уважительных причин срок выдачи лицензии может быть продлен Министром Юстиции или его заместителем.

Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии выносится Комиссией, оформляется в письменном виде и подписывается председателем Комиссии. В решении об отказе в выдаче (продлении) лицензии должны быть указаны причины отказа. Решение Комиссии по вопросу профессиональной непригодности заявителя, выявленной в результате собеседования, является окончательным и обжалованию не подлежит. Отказ в выдаче (продлении) лицензии по другим основаниям может быть обжалован в суд или хозяйственный суд в течение 30 дней со дня вынесения решения.

По установленным основаниям (ст. 3 п.п. 1, 2 Положения) может быть приостановлено действие лицензии, т.е. Министерством юстиции запрещается осуществление данного вида деятельности до возобновления срока действия лицензии.

Основаниями для приостановления действия лицензии являются:

несообщение в 10-дневный срок Министерству юстиции об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, а также об изменении юридического адреса (места жительства - для физического лица) лицензиата или места оказания юридических услуг;

несообщение в 10-дневный срок в Министерство юстиции об открытии филиалов, отделений, представительств, оказывающих юридические услуги;

приостановление государственными органами деятельности юридического или физического лица в соответствии с действующим законодательством;

непредставление физическим лицом нотариально удостоверенной копии свидетельства предпринимателя в месячный срок со дня получения лицензии на право оказания юридических услуг;

нарушение порядка рекламирования деятельности по оказанию юридических услуг;

однократное грубое нарушение физическим или юридическим лицом норм осуществления деятельности по оказанию юридических услуг;

подача физическим лицом, имеющим лицензию, заявления о его поступлении на службу в государственный аппарат:

наличие других оснований, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами Министерства юстиции Республики Беларусь по вопросам лицензирования юридических услуг.

Лицензиат, получивший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в установленный срок представить в Министерство юстиции документальное подтверждение устранения нарушения, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии. Срок, на который приостанавливается действие лицензии, включается в общий срок ее действия. Лицензия, действие которой приостановлено, сдается лицензиатом в Министерство юстиции в 10-дневнывй срок со дня принятия такого решения. Решение о приостановлении действия лицензии на право оказания юридических услуг может быть обжаловано в суд или хозяйственный суд в 30-дневный срок со дня его принятия.

Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет и аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг по следующим основаниям:

заявление физического или юридического лица об аннулировании лицензии;

осуждение лица, имеющего лицензию, за умышленное преступление и вступления приговора в законную силу;

признание лица в установленном порядке ограниченно дееспособным или недееспособным;

неустранение нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии;

осуществление деятельности по оказанию юридических услуг в период приостановления действия лицензии;

передача лицензии (или ее копии) другому физическому лицу или юридическому лицу;

создание препятствий уполномоченным должностным лицам в осуществлении проверки деятельности по оказанию юридических услуг;

ликвидация (реорганизация) юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

не осуществление деятельности по оказанию юридических услуг более шести месяцев;

не предоставление отчета о результатах деятельности по оказанию юридических услуг в установленный срок;

не получение лицензии в срок, предусмотренным указанным Положением;

не представление физическим лицом заявления и приостановление действия лицензии на право оказания юридических услуг в 30-дневнй срок со дня его поступления на службу в государственный аппарат;

наличие других уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством.

Аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг производится приказом Министра юстиции, о чем лицензиат обязан немедленно уведомить своих клиентов, а также сдать лицензию в Министерство юстиции в течение 10 дней со дня издания приказа. Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд или в хозяйственный суд в течение 30 дней со дня принятия такого решения. Заявление субъекта хозяйствования или гражданина о повторной выдачи лицензии на право оказания юридических услуг может быть подано в Министерство юстиции не ранее, чем через год со дня принятия решения о ее аннулировании.

Комиссия Министерства юстиции Республики Беларусь по выдачи лицензий на право оказания юридических услуг состоит не менее чем с пяти человек. Ее персональный состав утверждается приказом Министром юстиции. При отсутствии председателя или его заместителя их обязанности исполняет по решению Министра юстиции один из членов Комиссии.

В обязанность Комиссии входит: рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов физических и юридических лиц; проведение собеседования с целью подтверждения необходимой профессиональной подготовки у физических и юридических лиц для последующего оказания юридических услуг в соответствии с требованиями законодательства; вынесение решения о выдачи либо отказе в выдачи лицензии на право оказания юридических услуг физическим и юридическим лицам. Решение по результатам собеседования принимается Комиссией путем открытого голосования простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов, при равенстве голосов окончательное решение принимает председатель Комиссии. При разногласии среди членов Комиссии по результатам собеседования о профессиональной подготовке претендента Министр юстиции вправе предложить ему пройти повторное собеседование на последующем заседании Комиссии. При неявке без уважительных причин на собеседование два раза Комиссия вправе не рассматривать, а в последствии аннулировать заявления и прилагаемые к ним документы физических и юридических лиц о выдаче лицензии. Окончательное решение по вопросам Комиссии входит в компетенцию Министра юстиции.

Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, должны создать все необходимые условия для надлежащего обслуживания граждан и организаций. В соответствии с Кодексом законов о труде они могут нанимать технических работников и вспомогательный персонал. Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, по результатам своей деятельности за год обязаны представлять отчет Министерству юстиции. Контроль за деятельностью юридических и физических лиц по оказанию ими юридических услуг, соблюдению действующего законодательства, а также Положения о них осуществляется Министерством юстиции и управлениями юстиции облисполкомов (Мингорисполкома).

В случае оказания юридических услуг без лицензии физические и юридические лица несут установленную законодательством ответственность.


 

59.Юстиция стран СНГ.

60.Юстиция зарубежных государств.

Долгие годы в научной и учебной литературе юстиция зарубежных капиталистических государств оценивалась крайне негативно, односторонне, с сугубо классовых непримиримых позиций, подвергалась огульной критике и полностью отвергался ее положительный опыт. В наше время есть возможность подойти к характеристике юстиции этих стран более объективно, непредвзято, не идеологизируя и не идеализируя ее, уяснив положительное и негативное, творчески использовать ценное и полезное, что накоплено мировым опытом.

В данном учебном курсе студенты знакомятся с юстицией ведущих государств мира США, Англии, Франции, ФРГ.

Юстиция названных стран представляет две правовые системы: 1) англо-саксонскую или систему общего (прецедентного) права и 2) романо-германскую или континентальную. Она характеризуется отделением судебной власти от законодательной и исполнительной, ее относительной независимостью, политической нейтральностью, приоритетным положением суда в системе юстиции, несменяемостью и неприкосновенностью судей.

Структура судебной власти, как правило, смешанная, полисистемная, децентрализованная, многозвенная и многоинстанционная, включающая общие и специализированные суды. В ней действуют составы из профессиональных судей (один судья или два и более) и составы с участием народных (общественных) представителей (суд присяжных или шеффенов). В странах континентальной Европы имеются, кроме того, конституционные суды (во Франции – Конституционный совет), в США и Японии – функцию конституционного контроля выполняют Верховные суды и другие суды общей юрисдикции. Везде в странах парламентской демократии запрещены чрезвычайные суды.

Основной способ комплектования судейского корпуса в этих странах – назначение судей главой государства (президентом, монархом). Он формируется после тщательного отбора из представителей среднего и высшего классов, профессионально образованных специалистов, как правило, со значительным стажем юридической деятельности (адвокатской, прокурорской). Важной гарантией судейской независимости в перечисленных странах является административная и финансовая автономия судебной власти, невозможность уменьшение вознаграждения судьям во время пребывания в должности.

В этих странах развита система судейского самоуправления, высшие органы которой представляют и защищают интересы судейского сообщества, участвуют в решении кадровых вопросов, формировании судейского корпуса.

Прокуратура континентальных стран Европы (Франции, Германии, Италии) и атторнетура в англосаксонских (“attorney” – поверенный в юридических делах) выполняют преимущественно обвинительные функции, осуществляют уголовное преследование, поддерживают обвинение в суде, руководят следствием и ведут его самостоятельно. В некоторых странах осуществляется надзор за законностью предварительного следствия и содержанием лиц в местах лишения свободы. Как правило, в странах Запада вопросы организации и деятельности прокуратуры регулируются не конституционными актами, а специальными законами и уголовно-процессуальными кодексами.

Предварительное (досудебное) производство или расследование ведут полиция и специальные органы следствия, которые в некоторых странах (в частности, США) многочисленны и весьма разнообразны по своей организационной структуре. Их система дополняется широкой сетью частных детективов (агентов) и частными полицейскими формированиями. Досудебное производство осуществляют также прокуроры (атторнеи), а в странах англосаксонских – также потерпевший самостоятельно или с помощью адвоката.

Адвокатура в указанных странах – это ассоциация свободных независимых юристов, оказывающих квалифицированные профессиональные правовые услуги физическим и юридическим лицам в разных формах. В качестве судебных юристов они пледируют (выступают) в судах, совершают нотариальные действия, но главным образом обеспечивают правовое обслуживание бизнеса, промышленно-финансовых корпораций и компаний, фирм и банков, т.е. занимаются юрисконсультской деятельностью. Из адвокатов в некоторых их этих стран комплектуется судейский корпус; они занимают ответственные должности в правительстве и парламенте. Поэтому попасть в солидную, преуспевающую юридическую фирму нелегко: большая конкуренция и высокие предъявляемые требования.

Давая общую характеристику юстиции западных государств, нужно предостеречь от переоценки ее достоинств. Как и везде, там есть тоже свои проблемы. Многие ученые отмечают, что юстиция этих стран переживает трудные времена, кризисные явления. В связи с ростом преступности, объема работы осуществлена антидемократическая реформа в Англии, в частности, Законом “Об уголовной юстиции и общественном порядке” от 3 ноября 1994 г. В США ужесточена карательная политика Законом от 13 сентября 1994 г. “О контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах”.

Наблюдается усиление влияния на правосудие и все с ним связанное исполнительно-распорядительной власти. Юстиция Запада не лишена и таких пороков как волокита, формализм, коррупция, недостаточная эффективность и дороговизна юридической помощи. Наблюдается свертывание деятельности суда присяжных, расширение дискреционных полномочий председательствующего в судебном заседании, вплоть до роспуска жюри присяжных. Впрочем, в 1995 г. возрожден суд присяжных заседателей в Испании и во всех странах парламентской демократии принимаются меры по обеспечению малоимущих бесплатной юридической помощью. В США эта обязанность возложена на муниципальную адвокатуру. Так называемые бесплатные адвокаты получают зарплату от суда и специализируются по уголовным делам о преступлениях, за которые может быть назначено тюремное заключение.

Непросто в рассматриваемых странах получить юридическое образование, плата за обучение в престижных университетах достаточно высока и представители трудовых слоев населения нечасто попадают на студенческие скамьи. В целом же, юстиция стран Запада помогает политической власти поддерживать надлежащий уровень законности и правопорядка, обеспечивает социальный контроль за поведением в обществе, соблюдение прав и свобод граждан, ведет борьбу с преступностью и коррупцией.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.