Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская журналистика во время Великой Отечественной войны. Военная публицистика.






Сократилась гражданская печать. Новые задачи журналистики (разъяснять войну, поднимать дух, настраивать на победу). Создание совинформбюро. Военные газеты и журналы. Запрещалось использовать радиоприемники.

Красная звезда – центральный орган министерства обороны. Издается с 1924 года.

Эренбург – бешеные волки. Тыловая печать, печать на оккупированных территориях, на освобожденных территориях. Симонов, Толстой, Шолохов. Карикатура.

28. Советская журналистика во время политической оттепели конца пятидесятых – в шестидесятые годы.

1953 – смерть Сталина. 1956 год – доклад Хрущева на 20 съезде партии. Создано немало новых изданий. В том числе – «Советская Россия», республиканский орган ЦК КПСС. Новые формы работы, новые герои. Заговорили о реальных проблемах сельского хозяйства. Возобновлены выездные редакции – на целину. Поднимаются проблемы руководства. Заговорили о вдумчивом, демократичном руководителе. Иные отношения с властью. Проводились круглые столы, где можно было задать вопросы властям. Возникла рубрика «вопрос в министерство».

Валентин Овечкин

Издания, «сделавшие» оттепель: Новый мир Твардовского (1958 – 1970), где был опубликован Солженицын, Шукшин, Домбровский.

Комсомольская правда с Аджубеем. Новые герои и темы. Газета ломает стереотипы.

Известия и алексей аджубей. 1957 – комсомольская правда. 1959 – известия. Желание знать, что он способен любую газету сделать первой в стране, взяло верх. Решение сделать совсем другую газету. Нужны критические выступления, конфликтные. Надо драться за новое в промышленности, сельском хозяйстве, науке. В первом же номере напечатал все статьи, которые до него не решались напечатать. Изжит прием обезличивания. Газета – это собеседник. Журналист должен писать о том, что самому интересно. Надо знать, о чем говорят и спорят люди и немедленно откликаться.

Повысил темп работы газетчиков. Поставил телетайп. Тираж достиг 8 миллионов.

Социализм с человеческим лицом.

Система СМИ. Появились новые журналы: америка и СССР, международный курьер ЮНЕСКО, возрождается журнал «За рубежом».

Падение железного занавеса.

Проблематика публицистики: Федор Абрамов, Гранин, Черниченко, Песков «Дезертир», Тэсс, Аграновский. Появляются новые темы: малая родина, народная культура, нравственность. Расцвет жанра очерка.

1956 год – второй канал.

Начало шестидесятых – 85 процентов страны покрыты радиовещанием.

Василий Песков. Дезертир.

Валентин Овечкин. Районные будни. Экономическая и социальная жизнь глубинки. Реальные проблемы сельского хозяйства. Деревенские будни. Первым из публицистов заговорил о сложном положении крестьянства.

Анатолий Аграновский. Журналист номер один.

В связи с полетом Гагарина – развитие научно-популярных журналов.

Твардовский «Новый мир». Лучшие традиции русского толстого журнала. Литературный. Флагман развития литературы. Журнал стал символом оттепели. Антисталинские произведения. Литературный и редакторский принцип: стремление к правде. Дважды Твардовского назначали редактором, и дважды отстраняли.

29. «Жанровые отношения» в современной российской прессе.

Сегодня в журналистике одни жанры замещаются другими, некоторые трансформируются, деформируются. Жанр меняется вместе с действительностью.

Современная теория журналистики располагает двумя противоположными концепциями жанра:

Позиция Кройчика: в современной журналистике понятие жанр заметно потеснено понятием текст. Журналистский текст – персонифицированное, развернутое в пространстве и времени, рассчитанное на диалог с читателем журналистское произведение, главным объединяющим элементом в котором является личность пишущего. Понятие текст он Кройчик тесно связывает с явлением диффузии жанров.

Диффузия жанров – взаимопроникновение различных жанров, в основе произведения лежат элементы сразу нескольких жанров. Основной жанр и элементы других как вспомогательные. Базовым считается жанр, все элементы которого сохранены. Жанр у Кройчика выступает в форме организации произведения текста.

В интервью появляются глаголы настоящего времени – элемент репортажа. Репортажный стиль перекочевывает в корреспонденцию, с обращения к читателю может начинаться памфлет, в колонках комментаторов звучит разговорная речь.

Диффузия жанров способствует их взаимообогащению, она является объективным результатом усложняющихся отношений человека с окружающим миром.

Причины явления диффузии жанров:

Вместе со старой системой организации СМИ рухнула прежняя классификация жанров; расширение коммуникационного пространства и развитие новых информационных технологий, унификация мировых СМИ. Отечественная журналистика впитывает традиции западных СМИ.

Смена политического строя, смена героя – им стал человек повседневного дела, а не герой труда.

Публицист в современном обществе ангажирован с двух сторон – административной и экономической. Аудитория стала требовательным покупателем товара. Жанровые ожидания аудитории меньше, чем тематические.

Расширение информационного поля – нет запретов на определенные темы.

Возможность демонстрировать авторскую позицию.

Изменение характера СМИ.

Последствия: жанры перестают определяться однозначно как информационные или аналитические; появление роли контекста в материале; размывание жанровых границ таит в себе опасность утраты вкуса к жанру.

Текст в современной прессе персонифицирован – субъект интересен сам по себе. Персонификация предполагает демонстрацию личных переживаний автора. Текст развернут во времени и пространстве – наличествуют ретроспективные отношения – предсказуемость, прогнозирование. Текст прочно взаимодействует с контекстом и подтекстом. Контекст – система социальных взаимоотношений. Подтекст – подоплека, расширяющая смысловое поле текста.

Интерактивность – расчетное взаимодействие с аудиторией.

Текст освобождается от императива (повелительного наклонения), назиданий и поучений, активно насыщается приметами живого, непринужденного разговора.

Используя слово «текст», Кройчик не отказывается от понятия «жанр». Жанр по Кройчику – это особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурных композиционных признаков.

Позиция Тертычного. Придерживается термина «жанр». Жанр – устойчивые типы публикации, объединенные сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки – жанрообразующие факторы:

Предмет отображения (событие, процесс, ситуация), цель отображения (сообщение о событии, детальное описание событий), метод исследования.

Жанры упрощаются и схематизируются, появляются новые гибридные жанры (интервью-отчет), возникают переходные жанры, жанры обмениваются методами, изменение соотношения материалов информативного и аналитического начала.

Мутация жанров

Переломные моменты общественной жизни, жанру приходится адаптироваться к новым коммуникативным ситуациям. Увеличение темпа оборота информации, темпов жизни. Условие конкуренции печатных СМИ с электронными. Изменение роли журналистики в обществе.

Жанры образуют гибриды, классические информационные жанры наполняются аналитикой, а аналитические жанры теряют авторскую позицию.

30. Аналитическая журналистика: жанры, особенности подачи информации.

Из истории. Уже в публикациях петровских «Ведомостей» обнаруживаются зачатки аналитического рассмотрения актуальных для того времени событий (в материалах по военной тематике).

Николай Новиков в «Трутне» (1769-1771) помещал публикации высокой степени аналитичности – чтобы завоевать симпатию читателя, нужно было обладать и фактическим материалом, и рассудительностью, владеть искусством анализа, аргументации. Новиков отстаивал право журналистики на критическое осмысление действительности. Заложил традиции независимой прессы.

Фонвизин, Радищев.

В конце 18 века в журналах закрепилась традиция публикации аналитических материалов. «Современник», «Сын отечества», «Телескоп», «Отечественные записки». Пушкин, Белинский, Герцен.

Пушкинский «Современник» положил начало типу аналитических по своему духу толстых журналов.

В середине 19 века аналитические выступления в прессе сыграли важную роль в борьбе за социальные реформы. «Русское слово», «Колокол». Чернышевский, Добролюбов.

В конце 19 – начале двадцатого века формируется журналистика партийной направленности. Идеологическая борьба. Довоенная журналистика, публицистика военного времени.

С развитием аналитики развиваются аналитические жанры.

Статья. Вначале была публицистическая, критическая, научная. Жанр заявил о себе в то время, когда печатное дело в первой половине 18 века передали в ведение Академии наук и Московского университета. Почти в то же время появились рецензия, беседа, трактат.

Передовая статья получила широкое распространение в середине 60-х годов 19 века. В газетах. В них четко отражалась политическая позиция. Обозрение (литературное и политическое, обзоры печати). Судебный отчет, подготовленный выдающимися авторами-юристами.

Аналитические эссе. Свободный жанр позволяет авторам применять самые неожиданные ассоциации, добираться до глубин исследуемых явлений.

Очерк – строился на базе серьезной документальной аналитики. Пушкин, Слепцов, Короленко.

Современная аналитика. Сегодня аналитическая журналистика востребована весьма. Когда через десять минут событие уже в интернете в микроблогах, через час – в блогах, через два – в информационных агентствах, через полдня – на экране телевизора, от газеты, которая выходит два-три раза в неделю, ждут не новостей или подробностей, а аналитики.

Аналитика может присутствовать в любом издании, от качественного до бульварного. Но основная площадка аналитики – качественные издания.

Коммерсант, Власть. Колесников. Главный принцип издания: автор оперирует только фактами, читатель сам делает выводы. Власть – расстановка сил на политической арене.

Эксперт. Экономические, квалифицированные аналитические материалы на политические темы.

Все эти издания – деловые.

Из телепрограмм назовем «Однако» Михаила Леонтьева, «Момент истины» Караулова, «Времена» Владимира Познера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.