Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе)






В некоторых случая применение бланковых тестов затруднено или же не позволяет провести полный анализ причин стресса. В таких си­туациях более информативными оказываются методы интроспекции, которые позволяют провести структурный самоанализ причин стрес­са и хода его течения [8]. При первых признаках стресса полезно бы­вает задать себе ряд стандартных вопросов.

+ Не переполняют ли меня отрицательные эмоции?

+ О чем я сейчас думаю (о том, как решить проблему, или о том, как все ужасно складывается)?

+ В каком состоянии мои мышцы? Нет ли в них излишнего напря­жения?

+ Как я дышу (спокойно или напряженно)?

При анализе стресса важно не только оперативно реагировать на проблему в целом, но и уметь произвести тщательный анализ ситуа­ции, выделяя:


 


1 Например: Свидерская Н. Е. и др. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у чело­века // Журнал ВИД. 2001. Т. 51, № 2, с. 158-165.


1 Щербатых Ю. В. Насколько метод цветовых выборов Люшера измеряет вегетатив­ный компонент тревоги? // Прикладные информационные аспекты медицины. 2003. Т. 5. № 1-2, с. 108-113.


58 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки


2.2. Оиенка уровня стресса 59


 


+ предпосылки ее развития;

+ характерные черты своего поведения при стрессе; + последствия, возникающие после того, как основные действия за­вершились.

^ Предпосылки — это события или ситуации, которые запускают стрес­совые реакции.

Чтобы выявить предпосылки стресса, вам следует ответить на ряд вопросов.

+ Что предшествовало развитию стресса?

+ Когда это произошло?

+ Что я делал?

+ Кто был рядом?

+ Какие чувства и мысли были у меня до начала развития стресса?

^ Поведение — непосредственная реакция на стресс (включает в себя мысли, чувства илействия).

Чтобы выяснить, как именно протекает у вас стресс, имеет смысл разобраться в следующих вопросах.

+ Какие чувства и эмоциональные переживания были при стрессе?

+ Какие физиологические ощущения я испытывал при стрессе?

+ О чем я тогда думал, какие мысли заполняли голову?

+ Какие действия я совершал, а какие, наоборот, прекращал делать?

^ Последствия — то, что следует за вашей непосредственной реакцией (в том числе оценка того, насколько адекватной была эта реакция).

Для этого следует ответить на такие вопросы. + Что произошло после того, как острый стресс миновал? + Как я оценил ситуацию потом? + Как долго я переживал последствия стресса? + Винил ли я во всем себя, других людей или обстоятельства?

Самонаблюдение — ключ к познанию своих стрессоров и их пре­одолению. Если человек стыдливо или испуганно уклоняется от из­учения своих слабостей и проблем, то тем самым он отдается на волю объективных случайностей или других людей. Если же человек нахо­дит мужество для беспристрастного исследования своих проблем, то тем самым делает первый шаг к их радикальному разрешению. Здесь уместно привести аналогию с избыточным потреблением пищи неко­торыми людьми. По данным американских врачей, люди, которые ре-


гулярно записывали все моменты приема пищи в течение дня, за ме­сяц теряют в среднем два килограмма веса, даже не прилагая целена­правленных усилий к изменению своего питания. Точно так же и че­ловек, который фиксирует особенности протекания своих стрессов, уже в какой-то мере начнет их контролировать, а значит, и уменьшать их негативное влияние на свою жизнь.

Полный структурный анализ стресса включает в себя несколько позиций, которые отражены в табл. 3.

Таблица 3. Структурный анализ стресса

 

Стрессовая ситуация и ее предпосылки Поведение при стрессе (мысли + действия + чувства) Что помогает мне преодолевать стресс?
Пример. Стресс. Тревога перед сдачей экзамена Предпосылки. Обычно начи­нается за сутки до него и усиливается, если готов­люсь в одиночку Последствия. В результате волнения я плохо отвечаю, сбиваюсь, не могу в полной мере продемонстрировать свои знания и потом еше долго переживаю по этому поводу Мысли. «Я прова- люсь», «Мне всего этого никогда не вы- учить» Действия. Не могу заниматься, отвлека­юсь, смотрю телеви- зор, много курю Чувства. Опасения, напряжение, тревога Мысли. «Я справ- люсь!», «Я уже много раз успешно сдавал экзамены» Действия. Разворачи- ваю телевизор к стене, убираю сигареты по- дальше, раз в день хо- жу в тренажерный зал Чувства. Вспоминаю о своих удачах в жиз­ни и заново пережи- ваю чувство уверенно­сти в себе





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.